Роман Джека Лондона «Железная пята»


-4 По форме «Железная пята» относится к жанру социально-утопического романа, и это обусловило ее художественные особенности. Писатель рассказывает о современной ему эпохе и в то же время дает прогноз на будущее. Классовая борьба в романе изображается как основное содержание современности, Стремясь передать грандиозные конфликты эпохи, автор обращается к созданию массовых сцен. Он рисует усмирение канзасского мятежа правительственными войсками, изображает народное восстание против «железной пяты» в Чикаго. На фоне этой борьбы действуют представители двух враждующих лагерей. Запоминаются правдивые образы Ингрэма, Джильберта с их жестокостью и беспринципностью. Менее удалось Лондону изображение революционного лагеря. Незнакомый с практикой революционной борьбы, писатель не сумел показать связь революционеров с народом. Не всегда правильно рисуются народные массы.

В ущерб истине народ изображается иногда в виде некоего «зверя из бездны», жаждущего крови своих угнетателей. Книга, написана в виде воспоминаний Эвис Эвергард, жены Эрнста Эвергарда. Ее записки якобы были обнаружены учеными уже после победы социалистического строя - спустя несколько столетий после описанных событий. Снабженные комментариями, ©ни были изданы в виде книги о далеком прошлом.

Повествование в ряде случаев носит разорванный, отрывочный характер. Охватывая период между 1912 и 1032 гг., книга сосредоточивает внимание на важнейших общественно-политических событиях, иногда отдаленных одно от другого отрезком времени в несколько дет. «Железная пята» является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В книге разрабатывается важнейшая тема борьбы рабочих с капиталом. Одним из первых в американской литературе Лондон выступает но только как критик общества, но и как писатель, говорящий о необходимости его революционного изменения, о создании лучшего социального строя. «Железная пята» - это правительство фашистского типа, состоящее из крупнейших представителей монополистического капитала. Писатель сумел показать, что монополисты используют формы демократии лишь до того момента, пока им это выгодно. Как только трудящиеся добиваются победы на выборах, монополисты переходя к открытой диктатуре и устанавливают жесточайший террор в стране. Наряду с повествованием Эвис Эвергард писатель вводит в ткань романа образ Антони Мередита, историка эпохи социализма. От его имени написаны предисловие и комментарии к запискам Эвис Эвергар.

Предисловие и комментарии выполняют важную художественную функцию. Если в романе дается перспектива на будущее, то предисловие и комментарии как бы оценивают прошлое с точки зрения людей будущей эпохи. Переплетение этих элементов составляет своеобразие художественного обрамления «Железной пяты». Создавая книгу на материале американской действительности, Лондон в ряде случаев сделал правильные выводы из нее. Рассказывая о деятельности «Железной пяты», он прямо ставил вопрос о нарастании фашистских тенденций в США. Об этом говорит известный деятель американской компартии Уильям Фостер.

«Джек Лондон,- пишет Фостер,- в своей «Железной пяте» в общих чертах предсказал появление фашизма и ту острую борьбу, которая потребуется для его преодоления» По-новому решается в романе проблема положительного героя. Эрнст Эвергард, центральный герой книги,- революционер, борец за интересы трудящихся. Жизнь его отдана революции. Когда начинается вооруженная борьба между рабочими и «железной пятой», Эвергард становится одним из вождей, возглавляющих народные массы.

Деятельность его прекращается только со смертью: «железная пята» отдает приказание своим агентам убить Эвергарда, и он погибает за то дело, которому посвятил всю свою жизнь.