Основные права профсоюзов и их классификация

Основные права профсоюзов и их классификация

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их дея­тельности. При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на:

представительство работников;

участие в нормотворческой и правоприменительной деятель­ности; защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд;

содействие занятости;

ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры и участие в их урегулирова­нии;

осуществление контроля за соблюдением трудового законода­тельства, охраны труда;

охрану труда и окружающей природной среды;

социальную защиту работников, участие в управлении госу­дарственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Если пра­воспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дее­способностью, т. е. способностью своими действиями осуществ­лять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в це­лом, а только их органы. Права-обязанности профсоюзов есть сплав их юридических полномочий в сфере труда.

Право представительства работников закреплено за проф­союзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с последующими изменения­ми и дополнениями. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интере­сы. Право на ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих пер­вичных органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социаль­но-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудо­вых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстанов­лении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защи­щая при этом права работников.

Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом проф­союзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

§ 2. Основные права профсоюзов и их классификация

.

§ 2. Основные права профсоюзов и их классификация

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их дея­тельности. При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на:

представительство работников;

участие в нормотворческой и правоприменительной деятель­ности; защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд;

содействие занятости;

ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры и участие в их урегулирова­нии;

осуществление контроля за соблюдением трудового законода­тельства, охраны труда;

Все объявленияЯндексДиректСтать партнёром

Сеть фитнес клубов CityFitness!

Полный спектр фитнес-услуг по выгодным ценам! Акции круглый год!

www.cityfit.ru

Автошкола Авто-Онлайн 50 филиалов

Только до 30 апреля - теория бесплатно! Курс "Все включено" от 13 990 руб.

www.auto-online.ru · Москва

Акция фитнес-клуба Биосфера!

До 20 апреля шикарные комплименты и подарки от СПА и фитнеса Biosphere!!!

Адрес и телефон · www.biosfera-club.ru · Москва

охрану труда и окружающей природной среды;

социальную защиту работников, участие в управлении госу­дарственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Если пра­воспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дее­способностью, т. е. способностью своими действиями осуществ­лять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в це­лом, а только их органы. Права-обязанности профсоюзов есть сплав их юридических полномочий в сфере труда.

Право представительства работников закреплено за проф­союзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с последующими изменения­ми и дополнениями. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интере­сы. Право на ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих пер­вичных органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социаль­но-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудо­вых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстанов­лении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защи­щая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом проф­союзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социаль­но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений обще­российских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполни­тельной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все норма­тивные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предло­жения.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган в организации (профком) в со­ответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор почти во всех организациях профсо­юзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились за­думанные законодателем разновидности профсоюзов на произ­водстве. Различие между трудовым коллективом и профсоюзной организацией в том, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, вы­полняющая свойственные ей функции и обладающая определен­ными возможностями, т. е. правами, в процессе управления со­циальными делами организации.

Профсоюзы представляют интересы работников не только кол­лективные, но и индивидуальные, когда, например профсоюзный орган организации, защищая интересы работника, принимает обяза­тельное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжени­ем трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК).

Используя право представительства, профсоюз активно реа­лизует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

Право профсоюзов на участие в нормотворческой и право­применительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организа­ций участвуют в создании локальных норм трудового права, по­вышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работников данного производства.

Профсоюзы, согласно ст. 11 (п. 1) Закона о них, вправе вы­ступать с предложениями о принятии соответствующими органа­ми государственной власти законов и иных нормативных право­вых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Права профсоюзного органа организации по его участию в применении работодателем многих норм трудового права преду­смотрены в различных главах Трудового кодекса.

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений можно клас­сифицировать по различным основаниям:

1) по степени обязанности;

2) по степени их самостоятельности

3) по содержанию;

4) по кругу лиц, т. е. чьи права и интересы он вправе пред­ставлять и защищать.

Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав:

а) самостоятельные права в области профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы самостоятельно выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров;

б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем (его представителем), органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связан­ным с регулированием трудовых отношений (управлением тру­дом). Так, например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в слу­чаях, предусмотренных законодательством;

в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных нача­лах заключаются соответствующие соглашения между объедине­ниями работодателей, объединениями профсоюзов и органами исполнительной власти.

Права профсоюзов можно классифицировать по их содержа­нию. Такая классификация имеет место в зависимости от вопро­сов, в решении которых профсоюзы принимают участие. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем от­дыха 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров и т. д.

При классификации прав профсоюзов по кругу лиц, в защи­ту которых они выступают, можно выделить две группы прав: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от пребывания в профсоюзе.Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Они:

принимают участие в разработке государственной политики занятости;

защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе неза­конно уволенных;

предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социаль­но-партнерских соглашениях на основе законодательства;

осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдени­ем законодательства в области занятости;

имеют преимущественное право на ведение коллективных пе­реговоров с работодателями, заключение коллективных догово­ров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для ра­ботников или их отдельных групп.

Мероприятия по ликвидации организации, структурных подраз­делений, полная или частичная приостановка производства, влеку­щие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предвари­тельном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не ме­нее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблю­дению прав и интересов трудящихся.

Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занято­сти населения в Российской Федерации».

1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников;

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие за­нятости населения.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в кол­лективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных пред­ставительных органов работников в связи с массовым увольне­нием работников, направленные в соответствующие органы вла­сти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке* •

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях соци­ально-партнерских отношений.

Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоста­вил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально-партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением (см. подробнее гл. 7 учебника).

Права профсоюзов по социальной защите работников пре­дусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обес­печения, улучшения жилищных условий и других видов соци­альной защиты работников) и соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 году Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопро­сам они имеют право участвовать в формировании государствен­ных программ и в разработке нормативных правовых актов.

При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за ох­раной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблю­дением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответствен­ности должностных лиц работодателя, виновных в трудовых пра­вонарушениях.

Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюде­нием трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профсоюзный орган организации осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участ­вует в расследовании несчастных случаев на производстве и соот­ветствующим образом реагирует на них, совместно с работодате­лем разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.

Основные права профсоюзов и их классификация