Особенности политической мыли нового времени (эпоха ранних буржуазных революций)

Особенности политической мыли нового времени (эпоха ранних буржуазных революций).

Права государственной власти, по теории Т.Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществлявших английскую революцию. Совершенно очевидно, что, по современным меркам, Т.Гоббс больше консерватор, чем либерал, так как даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Свои политические взгляды он изложил в работе "Два трактата о государственном правлении". Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества - реализовать свои гражданские идеи, и прежде всего права владеть собственностью.

В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. "Там, где нет законов, там нет и свободы".

Поддержание режима свободы требует четкого разграничения публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой - могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.

Для Локка важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора - добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы. Локк развил учение о переходе от естественного права к гражданскому состоянию общества и соответствующим ему формам государственного управления. Он сформулировал в качестве главной цели государства сохранение свободы собственности, отстаивал принцип разделения властей.

В противоположность Гоббсу Локк делал вывод: государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности, а так как государство и общество - это не одно и то же, то падение государственной власти, не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество - государство.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга "О духе законов" относится к вершинам классической политической мысли. В ней он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель-демократия, умеренность-аристократия, честь-монархия, страх-деспотия), свойственные определенному историческому периоду.

Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а следовательно, и "государство разума". Он считал, что общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно понятому частному интересу. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому "свобода есть право делать все, что дозволено законом", отсюда - "разрешено все, что не запрещено законом".

Теория разделения властей - второе достижение Монтескье. Эта теория происходит из старой идеи "смешанного правления", которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон.

Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природа человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражаются не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе (Баскин М.И. Монтескье. М.,1975. С. 52-112).

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан Жак Руссо (1712-1778) и его произведение "Об общественном договоре, или Принципы политического права". С Руссо на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В социальной концепции политики смещаются акценты. Отправной точкой является не отдельный человек, а группы, т.е. классы, нации и т.д., и индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство же исследуется с точки зрения его развития.

Создание "морального и совокупного тела" государства является одновременно трансформацией "естественных индивидуумов" в "моральных" граждан, обладающих реальными понятиями и чувствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом - сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли Руссо считал необходимыми также три внешних условия. Первое - это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых, он настаивал на фундаментальном политическом единстве. И в-третьих, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть - это рабство. Руссо, таким образом, поддерживал прямую форму демократии. В противоположность либеральной идее компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

Как известно из истории, идеи Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения воплотились в Великой французской революции 1789 г. и последующих буржуазных

революциях, а также в теоретической подготовке политических деятелей и мыслителей последующих поколений.

Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. В работах "К вечному миру" и "Метафизические начала учения о праве" Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, - это цель, а не средство. Способность человека "давать себе закон" и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривал Кант как гармонию цели и средства.

Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство (Нарский И. С. Кант. М, 1976. С. 163-176).

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В работе "Основы философии права" он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развития духа в его объективной форме.

Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.

Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:

1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII-XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора: согласно теории общественного договора, народ - источник государственной власти и ее носитель - суверен;

2) теория правового государства:

а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;

г) связь с доктриной разделения властей;

3) теория разделения властей:

а) три власти - законодательная, исполнительная, судебная - должны осуществляться разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной деятельности - только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд - независимый.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" (место, которого нет) он впервые подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности.

В развитии утопического социализма выделяется три этапа: ранний, охватывающий XVI-XVIII вв., период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т.Мор (Англия), Т.Кампанелла (Италия), Дж.Уинстэнли (Англия), Г.Мабли, Ж.Мелье, Г.Бабеф (Франция).

Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей - Анри Сен-Симона и Шарля Фурье (Франция), Роберта Оуэна (Англия).

Третий этап утопического социализма второй половины XIX столетия в основном представлен русскими революционерами-демократами Н.Г.Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом и другими. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.1

На современное состояние и развитие экономики во всех странах непосредственное влияние оказывает политическая жизнь, которая к тому же является индикатором экономических отношений. В связи с этим представляются интересными для экономистов рассмотрение современных политических доктрин и основных направлений политических исследований, изучение изменяющихся механизмов политической власти, пересмотр концепций о функционировании двухпартийной системы, деятельности групп давления, парламента, госаппарата и т.д.

Особенности политической мыли нового времени (эпоха ранних буржуазных революций)