Туристские формальности: паспортно – визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ
34. Туристские формальности: паспортно визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ.
Понятие паспортных и визовых формальностей. Влияние туристских формальностей на развитие туризма. Значение международных соглашений в области туризма и деятельности международных туристских организаций по упрощению туристских формальностей. Нормативно-правовая база паспортно-визовых формальностей. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ. Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации. Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ. Страны с особыми или облегченными условиями въезда. Страны с минимальным сроком оформления визы и/или минимальным набором документов на визу. Шенгенское соглашение. Шенгенские визы. Проиллюстрировать действие паспортно-визовых формальностей на примере одной или нескольких стран.
Понятие туристских формальностей.
Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.
Типы туристских формальностей.
Туристские формальности подразделяют на несколько больших разделов: паспортные и визовые формальности, таможенные правила и правила перемещение через таможенную границу культурных ценностей, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, порядок ввоза и вывоза фауны и флоры и другие.
Влияние туристских формальностей на развитие туризма.
Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают соблюдение туристских формальностей. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т. д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации, правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля - введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.
Влияние туристских формальностей особенно усилилось в последние десятилетия, когда туризм для многих стран мира стал одной из наиболее важных отраслей экономики, а количество туристов составляет свыше миллиарда человек в год (по оценке Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 2010 г.).
Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний.
Национальные туристские администрации и многие международные организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач. Всемирная туристская организация (ВТО), придавая особое значение упрощению туристских формальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:
паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов; введение разумного сбора; установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным числом поездок; хранение заграничного паспорта у владельца без права его конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем;
визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до трех месяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешений на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста;
валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратного въезда.
Понятие паспортных и визовых формальностей
Паспортно-визовые формальности это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения границ государств и пребывания на их территории.
Нормативно-правовая база паспортно-визовых формальностей
Правовую базу, регламентирующую эти туристские формальности, составляют две группы нормативных правовых актов: законы и подзаконные акты Российской Федерации и международные нормативные правовые акты.
К первой группе относятся:
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
- Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
- Административный регламент исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, по которому гражданин РФ осуществляет выезд из РФ и въезд в РФ, утвержденный приказом МИД РФ от 28 ноября 2008 г. N 18584.
- Административный регламент исполнения государственной функции по выдаче временного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ и дающего ему право на въезд (возвращение) в РФ, утвержденный приказом МИД РФ от 11 декабря 2008 г. N 19217
- Административный регламент исполнения МИД РФ государственной функции по выдаче дипломатических и служебных паспортов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, утвержденный приказом МИД РФ от 15 января 2009 г. N 264
- Инструкция «О порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», утверждена приказом МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ от 6 октября 2006 г. N 785/14133/461.
- Инструкция «О порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерации», утверждена приказом МВД РФ от 26 мая 1997 г. N 310.
- О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, см. постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1598
- Письмо Федеральной службы судебных приставов от 15 ноября 2007 г. N 12/01-12863-АП «О судебной практике, сложившейся в Российской Федерации, по ограничению выезда должников из Российской Федерации»
- Положение о паспорте моряка, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508
- Положение о порядке информационного взаимодействия МИД РФ с МВД РФ, ФСБ РФ, ФМС РФ с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина РФ на выезд из РФ и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территории РФ, утвержденное приказом МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и Федеральной миграционной службы от 17 ноября 2008 г. N 8722/996/562/350
- Положение о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг, утверждено постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142.
- Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142
- Положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142
- Правила подачи заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 273
Ко второй группе относятся: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 1980 г.), Гаагская декларация по туризму (Нидерланды, 1989 г.), Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994г.) и др.
Паспортные формальности. ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ.
Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим паспортные формальности для граждан РФ является ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ.
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 7: Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Оформление и выдача паспорта гражданину РФ.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 8: Паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично или через его законного представителя, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральная миграционная служба), или его территориальным органом, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, на территории Российской Федерации (Министерство иностранных дел), а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Гражданину Российской Федерации со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт оформляется и выдается по письменному заявлению о выдаче паспорта хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом.
За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За выдачу паспорта, за внесение в него изменений дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации взимаются консульский сбор и сбор в счет возмещения фактических расходов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За регистрацию и перерегистрацию организаций в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 9: Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. К указанному заявлению прилагаются личные фотографии и документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории Российской Федерации) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации) за оформление паспорта.
В заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.
Для сбора персональных данных владельца паспорта, записываемых на электронный носитель информации, гражданин Российской Федерации подлежит цифровому фотографированию, осуществляемому в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.
Сроки действия паспортов.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 10: Паспорт оформляется соответствующим государственным органом и выдается сроком на пять лет.
Паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на десять лет.
Сроки оформления паспорта.
Датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных законом надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий.
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать четыре месяца со дня подачи указанного заявления.
Срок оформления паспорта дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта.
При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче паспорта.
При наличии обстоятельств, ограничивающих право граждан на выезд из РФ, либо в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
Утрата паспорта.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 11: В случае, если гражданин Российской Федерации утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством либо представительством МИДа, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.
Не допускается:
1) оформление нового паспорта без объявления ранее выданного паспорта недействительным в случае, если он утрачен владельцем;
2) выдача нового паспорта без изъятия ранее выданного паспорта, если срок его действия не истек.
(Исключение): В случае, если деятельность гражданина Российской Федерации связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации, может быть оформлен и выдан второй паспорт, при этом во втором паспорте днем окончания срока действия паспорта указывается день окончания срока действия ранее выданного паспорта.
Порядок выезда гражданина Российской Федерации из Российской Федерации. Временное ограничение права граждан на выезд из РФ.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 15: Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями:
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 16: Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, ФМС или ее территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 17: Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.
Выезд несовершеннолетних граждан РФ.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 20: Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 21: В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Организация выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется юридическим лицом, отвечающим установленным требованиям, на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, заключенного между юридическим лицом, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выезд граждан РФ, признанных судом недееспособным.
ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96. N 114-ФЗ Статья 23: Гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина Российской Федерации и безопасность окружающих людей.
Визовые формальности. Виза: понятие, формы, виды.
Понятие:
Виза разрешительный документ, являющийся одним из оснований въезда иностранца на территорию государства. Иммиграционный контроль во многих странах может запретить въезд обладателю действительной визы, если имеются подозрения, что цель его поездки не соответствует ранее заявленной.
Формы:
Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный документ (например, групповая туристская виза).
Виды:
Визы бывают: одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые; студенческие; въездные; транзитные; выездные, шенгенские и др. Для получения визы, как правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В анкетах ряда стран имеется предупреждение, что при въезде может быть потребовано медицинское освидетельствование. В ряде стран (например, в Австрии, Аргентине, Австралии) детей вписывают не только в паспорт, но и в визу.
Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд государств (США, Швеция и др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока.
Турфирмы делят визы на 2 условные группы: покупные и разрешительные.
Для оформления покупных виз достаточно собрать нужные документы и уплатить взнос. Такая виза оформляется автоматически. К странам, принимающим по таким визам, относятся, например, страны Юго-Восточной Азии. Процедура получения виз в этих странах достаточно проста и не требует от тур фирм дополнительных усилий.
Разрешительные визы оформляются многими странами Шенгенского сообщества, Великобритании, США. Распространенным требованием посольств этих стран являются: наличие подтверждения бронирования гостиницы и наличие обратных билетов.
Для туристских групп и деловых поездов в ряде случаев оформляется групповая виза, которая ставится на списке туристов.
Страны с безвизовым режимом по отношению к России.
Безвизовый режим может устанавливаться как в одностороннем порядке, так и в порядке взаимности. При этом возможно ограничение по типам паспортов (например, безвизовый режим для обладателей дипломатических паспортов).
Страны с безвизовым режимом с Россией: Абхазия, Азербайджан, Армения, Албания, Антигуа, Аргентина, Багамские Острова, Британские Виргинские острова, Барбадос, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Гренада, Гонконг (но не более 2 недель), Доминиканская республика, Израиль, Казахстан, Киргизия, Коста-Рика, Колумбия, Куба, Молдавия, Македония, Малайзия, Марокко, Марианские острова, Никарагуа, Парагвай, Перу, Самоа, Свазиленд, Сербия, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, Фиджи, Филиппины, Хорватия, Черногория, Южная Осетия, Эквадор.
Страны, где виза проставляется в аэропорту.
Страны, где виза проставляется в аэропорту: Египет, Тунис, Лаос, Непал, Кения, Танзания, Уганда, Намибия, Сейшельские острова, Шри Ланка, Мальдивские острова, Маврикий, Камбоджа, Индонезия, Зимбабве, Мадагаскар, Эфиопия, Нигер, Буркина Фасо, Гаити, Ямайка, ОАЭ, Оман, Сирия, Иордания, Ливан, Бахрейн, Йемен (при наличии необходимых документов)
Особые случаи для отказа в получении визы:
лица, у которых в паспорте есть виза Израиля (использованная или нет), не могут въехать на территорию девяти мусульманских стран (Иран, Кувейт, Ливан, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Йемен, Сирия, Судан) даже если у них есть в паспорте действительная виза данной арабской страны. В некоторых арабских странах въездная виза аннулируется, если в паспорте будет обнаружена отметка о пересечении одного из пунктов пропуска в Египте или Иордании (эти страны имеют с Израилем общую границу и действующие пункты пропуска) даже при отсутствии визы Израиля.
виза в Грузию аннулируется, если лицо ранее посещало Абхазию или Южную Осетию, въезжая на их территорию иным способом, чем с территории Зугдидского и Горийского муниципалитетов Грузии соответственно и имеет об этом отметки абхазских или южноосетинских пограничников.
Шенгенское соглашение.
Шенгенское соглашение соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.
Шенгенская зона.
Совокупная территория государств, полностью применяющих Шенгенское законодательство, и участников де-факто, за вычетом изъятий составляет так называемую Шенгенскую зону, то есть, пространство, на котором передвижение людей происходит максимально беспрепятственно, без проводимого на постоянной основе паспортного контроля.
Шенгенские правила вводят устранение пограничного контроля между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с государствами, граничащими с зоной. Также страны обязуются вести единую политику в отношении временно въезжающих лиц, согласование контроля на внешних границах и развивать полицейское и судебное сотрудничество.
Для удостоверения личности может использоваться паспорт или карта гражданина ЕС. Иногда может вводиться пограничный контроль между некоторыми странами Шенгенской зоны.
Перед полным вводом Шенгенских правил вступающая страна должна получить оценку готовности в четырёх областях: воздушные границы, визы, полицейское сотрудничество и защита персональных данных.
Шенгенские визы.
Категория A. Аэропортовая транзитная виза. Выдаётся тем, кто совершает авиаперелёт транзитом через страну-участницу законодательства ЕС в сфере визовой политики и безопасности (Шенгенского законодательства). Она подразумевает под собой разрешение на пребывание в транзитной зоне аэропорта страны-участницы, но не даёт права перемещения внутри страны.
Этот тип является обязательным для граждан следующих стран: Афганистан, Бангладеш, Гана, Ирак, Иран, Демократическая Республика Конго, Нигерия, Пакистан, Сомали, Шри-Ланка, Эритрея, Эфиопия.
Государства-участники имеют право распространять требование наличия аэропортовой визы для проследование через международные аэропорты на своей территории на граждан иных государств. В частности, граждане Российской Федерации должны иметь визу этого типа для проследования через аэропорт на территории Франции при условии прибытия в него прямым рейсом из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Египта, Молдавии, Турции или Украины.
Категория В. (Упразднена!!!) (Транзитная виза, дающая её владельцу право один, два или в виде исключения несколько раз проследовать через территорию одного из государств-членов Шенгенского соглашения по пути следования в третье государство, причем продолжительность транзитного пребывания не может превышать пяти дней)
Категория С. Краткосрочная виза, действительная для одного или нескольких въездов, причем общая продолжительность пребывания не может превышать трех месяцев (90 дней) из всякого полугодия (180 дней) на всей территории стран-участниц Шенгенского законодательства.
Этот тип визы не выдаётся гражданам государств, которым предоставлено право безвизового пребывания на территории стран-участниц Шенгенского законодательства.
Виза категории C, выданная государством, полностью применяющим Шенгенское законодательство, даёт право въезжать и перемещаться по всей Шенгенской зоне (кроме виз LTV). Виза категории C, выданная государством, неполностью применяющим Шенгенское законодательство, даёт право въезжать и перемещаться только по территории этого государства.
С 5 апреля 2010 года визы категории C выдаются и для транзита, упраздняя таким образом существовавшую ранее категорию B.
Категория D. Национальные визы на срок пребывания, превышающий 90 дней. Являясь национальными, выдаются каждым государством в соответствии со своим законодательством. С 5 апреля 2010 года виза категории D, выданная государством, полностью применяющим Шенгенское законодательство, даёт право, проживая на территории выдавшей её страны, перемещаться по всей Шенгенской зоне не более трех месяцев (90 дней) из всякого полугодия (180 дней), упраздняя таким образом существовавшую ранее комбинированную категорию C+D.
FTD (УТД) и FRTD (УТД-ЖД). Упрощённые дорожный (FTD) и железнодорожный (FRTD) транзитные документы. Специальный тип визы, выдаваемый только для транзита между основной территорией России и Калининградской областью.
В исключительных случаях гуманитарного характера даже государства, полностью применяющие Шенгенское законодательство, могут издавать визы категории С, действительные только на их территории и не дающие права передвижения по всей территории шенгенской зоны. Такие визы имеют обозначение LTV (limited territorial validity).
Туристские формальности: паспортно – визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ