Формы конституционной и иной правовой защиты местного самоуправления

Формы конституционной и иной правовой защиты местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные федеральные правовые акты Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту прав местного самоуправления и предупреждение нарушений в этой сфере.

Конституционные гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления состоят в том, что:

- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);

- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131 Конституции РФ);

- изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения всего муниципального образования (ст.12 Конституции РФ);

Конституция Российской Федерации, федеральные законы и основанные на них законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации устанавливают:

- пределы контроля государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления;

- запрет образования органов местного самоуправления и назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;

- запрет на подчинение одного муниципального образования другому;

- право муниципальных образований иметь собственную символику, отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции;

- предметы ведения и вопросы местного значения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством экономическая основа местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

Общей гарантией, обеспечивающей экономическую самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, является закрепленная законодательством экономическая база местного самоуправления, которая в свою очередь подкрепляется отдельными видами гарантий:

- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);

- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);

- самостоятельность решения населением, органами местного самоуправления вопросов муниципальной собственности: владения, пользования, распоряжения объектами муниципальной собственности (ст. 130 и 132 Конституции РФ);

- право органов местного самоуправления самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;

- обеспечение минимальных местных бюджетов органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;

- органы местного самоуправления имеют право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения;

- органы местного самоуправления вправе, в установленном законом порядке и интересах населения, осуществлять внешне-экономическую деятельность и др.

Гарантии экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются также в следующем:

1) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции РФ). Ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом. В ч. 1 этой статьи установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ч. 2 ст. 49).

2) Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет. Порядок приватизации муниципального имущества установлен в настоящее время в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

3) Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

4) Наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Конкретизируя это конституционное положение, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 52).

5) Важной экономической гарантией местного самоуправления является выравнивание бюджетной обеспеченности различных муниципальных образований. Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития. В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов.

Кроме того, в случае и порядке, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена и иная финансовая помощь из федерального и регионального бюджетов в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Федеральным законодателем предусмотрены ограничения при принятии определенных (финансовых) нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования. Так, в ч. 12 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Здесь следует отметить, что на рассмотрение представительного органа муниципального образования вносятся проекты нормативных правовых актов. На проект соответствующего нормативного правового акта дается и заключение главы местной администрации.

Смысл этой процедуры заключается в том, что глава местной администрации, являясь ответственным за исполнение местного бюджета и финансовых обязательств, мог донести до инициаторов указанных проектов нормативных правовых актов и представительного органа муниципального образования в целом свою точку зрения на финансовую обоснованность проектов и тем самым воздействовать на принятие решения об одобрении либо отклонении таких проектов. Следует отметить, что для внесения законопроекта необходим собственно факт представления заключения главы местной администрации, а не его содержание. Таким образом, правовое значение указанного заключения - консультативное. В то же время в заключении содержится необходимая для депутатов представительного органа информация, которая позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия нормативного правового акта на финансовое покрытие из средств местного бюджета.

6) Органы государственной власти обязаны передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 132 Конституции РФ). Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации предоставление субвенций, выделяемых местным бюджетам, может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами отдельные государственные полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из местного бюджета гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных бюджетных учреждений.

Ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. При этом субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.

Кроме того, Конституция Российской Федерации в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

7) Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено что, по меньшей мере, часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом. В Российской Федерации перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил порядок зачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов и сборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59).

Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными из них являются:

Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

В ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, самими органами местного самоуправления и гражданами. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 7).

Следует отметить, что в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22). Согласно ч. 7 ст. 25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, также подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».

Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.

Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.

Правовая защита местного самоуправления гарантируется также деятельностью соответствующих государственных и иных органов, которые осуществляют это в силу своих полномочий. Государственные гарантии местного самоуправления условно можно разделить на три группы:

1) создающие условия для осуществления местного самоуправления;

2) направленные на недопущение или пресечение деятельности, препятствующей осуществлению местного самоуправления;

3) обеспечивающие право местного самоуправления защищать свои интересы.

К первой группе государственных гарантий относятся:

- формирование законодательной базы о местном самоуправлении;

- установление обязанности выплаты компенсации местному самоуправлению расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- разработка государственных образовательных стандартов и организация подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований;

- формирование совещательных органов при государственных должностных лицах по проблемам местного самоуправления;

- разработка государственными органами и содействие разработке иными структурами методических материалов по порядку решения вопросов местного значения, реализации иных полномочий органами местного самоуправления.

Ко второй группе государственных гарантий относятся:

- установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов;

- установление запрета на ограничение законных прав местного самоуправления;

- установление права органов государственной власти на досрочное прекращение полномочий органов (должностных лиц) местного самоуправления, нарушающих законы;

- установление, что в случае бездействия органов, обязанных принять решения, необходимые для осуществления местного самоуправления в определенные сроки (назначение муниципальных выборов, установление границ муниципальных образований, регистрация уставов муниципальных образований), соответствующее решение вправе принять иной орган власти.

К третьей группе государственных гарантий относятся:

- право населения муниципального образования на отзыв выборных лиц местного самоуправления;

- право местного самоуправления на судебную защиту и защиту системой прокуратуры;

- право обжалования в суд решений и действий (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, обращения в прокуратуру.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации, другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Граждане и муниципальные образования (уполномоченные ими лица) могут обратиться за защитой своего законного права в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. К мерам прокурорского реагирования, в частности, относится принесение протеста на противоречащий закону правовой акт либо представление об устранении нарушений закона. В установленных законом случаях прокурор вправе вынести предостережение о недопустимости нарушения закона либо постановление о возбуждении уголовного дела или административного производства, а также принять иные меры.

Наряду с прокуратурой граждане и муниципальные образования вправе осуществлять защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством иными способами:

- Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям (Департамент по проблемам местного самоуправления) осуществляет реализацию государственной политики в области местного самоуправления;

- Министерство юстиции Российской Федерации проводит юридическую экспертизу правовых актов по вопросам местного самоуправления принимаемых государственными органами;

- право муниципальных образований осуществлять муниципальное сотрудничество, т.е. создавать советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации, межмуниципальные организации, объединятся в общероссийское объединение муниципальных образований,

- создавать некоммерческие организации муниципальных образований, главная цель которых координация деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов местного самоуправления;

- организационно-правовая защита местного самоуправления осуществляется также путем принятия федеральных и региональных программ развития местного самоуправления.

PAGE 14

Формы конституционной и иной правовой защиты местного самоуправления