Конспект урока на тему «Путешествие в игрушечный город»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа
детский сад №58 комбинированного вида
Конспект урока на тему
«Путешествие в игрушечный город»
подготовила
учитель – логопед
Кузьмина Татьяна Валерьевна
г. Киселевск
Цель: познакомить родителей с кинезиологией; дать представления о том, что развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта; повысить интерес к коррекционной работе МБДОУ.
Оборудование: Резинки для маркировки левой руки, покрывало для тоннеля, клубок, аудиозапись
Вступительное слово учителя – логопеда
- Вот уже пролетело полгода нашей совместной работы. И вас, родителей, и нас педагогов волнуют вопросы:
Как обеспечить полноценное развитие наших детей? Как подготовить их к школе?
- Нашу встречу хочется начать со слов Мишеня де Монтень, которые я выбрала в качестве эпиграфа к нашей сегодняшней встречи:
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
Чем мозг, хорошо наполненный.
- Перед нами стоит задача не просто дать ребенку определенный багаж знаний – научить читать, считать. Мы должны создать все предпосылки, чтобы ребенок, придя в школу, мог легко учиться: владел бы хорошо развитой речью, было бы развито мышление, память, внимание; все то, что необходимо для успешного усвоения школьной программы.
- Наши главные задачи, которые мы ставим перед собой:
Сохранение физического и психического здоровья детей
Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии
Успешная социализация детей с нарушениями речи
- Это побудило нас обратиться к таким методам работы, которые на фоне комплексной логопедической помощи, позволяют оптимизировать процесс коррекции речи детей и самое главное способствуют оздоровлению всего организма.
- Сегодня, я предлагаю вам познакомится, с одним из таких методов: психомоторной коррекцией.
- Занятия по психомоторной коррекции проходят у нас по средам, во вторую половину дня.
- Перед тем как отправиться вместе с детьми в путешествие, хочется немного рассказать об этом методе.
- В основе психомоторной коррекции лежит наука – кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий.
Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях индивидуального развития человека, поэтому для каждого возрастного периода характерно прохождение своего этапа онтогенеза. Созревание мозга процесс длительный и неравномерный: развитие идёт путём надстройки новых уровней над старыми.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Симметричные области правого и левого полушарий выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сторона может находиться либо в состоянии взаимодействия и координации, либо отключаться и блокировать интеграцию. Следовательно, для функционирования мозга как единого целого, необходимо сотрудничество полушарий, диалог между ними.
Этот диалог становится возможным далеко не сразу после рождения. Первые три года полушария почти разобщены. В ходе нормального, неосложнённого развития созревают первые волокна, связывающие кору полушарий и позволяющие передавать информацию в обоих направлениях. Различные факторы, в том числе и родовые травмы и асфиксия, могут вызвать отклонения и замедление развития межполушарных связей.
Информация из внешнего мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при обязательном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передаётся лобной коре. Именно там она эмоционально окрашивается. Добавляется и информация из кладовых памяти, В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование.
Поэтому развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. До 7-летнего возраста пластичность мозговых связей имеет огромный потенциал.
В психомоторной коррекции простые движения интегрируют и усиливают связи между двумя полушариями мозга. Чем больше движений и интенсивнее деятельность в то время когда ребёнок растёт, тем больше устанавливается связей, на которых состоятся будущее учение и языковые умения.
- Интересно отметить, что человек может мыслить сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Павлов, известный физиолог считал, что любая мысль заканчивается движением.
- Упражнения, используемые в психомоторной коррекции, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс письма и чтения. В связи с улучшением функций мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
- Сейчас предлагаю вместе с детьми совершить увлекательное путешествие.
(заходят дети)
«Путешествие в игрушечный город»
Цели:
1. Функциональная активация подкорковых образований мозга через дыхательные упражнения.
2. Активизация работы стволовых структур мозга.
3. Стабилизация межполушарных взаимодействий через глазодвигательные упражнения, упражнения - ползания.
4. Оптимизация тонуса тела через упражнения - растяжки.
5. Развитие произвольного внимания и самоконтроля через дыхательные упражнения, координацию дыхательных и глазодвигательных упражнений.
6. Повышение уровня психической активности.
7. Развитие слухомоторных координаций.
8. Развивать навыки позитивного социального поведения, развитие чувства эмпатии.
Оборудование: коврики, резинки, кассеты с музыкальными произведениями, «тоннель», клубок ярких ниток.
1. Орг. момент.
- У нас сегодня необычное занятие, у нас сегодня в гостях наши мамы.
Упражнение «Клубочек»
- У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем его передавать по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя ласково. У каждого останется часть клубочка. Собираем клубочек обратно - надо назвать, что тебе нравится во внешнем виде соседа справа.
2. Мотивация.
- Сегодня мы поедем в игрушечный город. Как вы думаете, кто живёт в игрушечном городе?
- Как вы думаете, какой игрушечный город? Передаем мяч (массажный) и называем какой город (Красочный, красивый…)
3.Стимулирующие упражнения. Массаж.
- Перед тем, как отправиться в путешествие, нам надо как следует подготовиться: разогреем наши руки и лицо.
Ручки растираем
Их разогреваем.
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их мы загибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
4. Корригирующая ходьба. Упражнение «Паровозик»
- Повезёт нас в игрушечный город маленький паровозик.
1,2,3-
Паровозик собери.
Упражнение «Паровозик»
Ходьба на носочках, на пяточках, вперёд, назад, с закрытыми глазами.
Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс.
Две трубы и сто колёс-
Машинистом рыжий пес
Ту - ту, ту-ту, чу-чу, чу - чу.
Упражнение «Паровозик в парах»
- Впереди у нас лес, большой паровоз не проедет. Разбейтесь на маленькие паровозики, по парам.
- Первый вагончик закрывает глаза, второй ведет через лес, обходя деревья, елки.
5.Упражнение «Тоннель»
- Перед нами тоннель.
- Пальчики вместе, ползём по тоннелю.
- Тот, кто проползёт по тоннелю, получает пропуск в город Игрушек.
Маркировка левой руки (на левую руку надевается резинка).
6. Дыхательные упражнения. Упражнение «Шарик»
- Вот мы и в игрушечном городе.
- Вот и первые жители сказочного города - воздушные шарики. Давайте и мы с вами превратимся в разноцветные шарики.
- Правила дыхания: «Вдох через нос, выдох - через рот. На вдохе - живот «надуваем», на выдохе -«сдуваем»
Вот как шарик надуваем,
А рукою проверяем (вдох)
Шарик сдулся - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Координация дыхания с движением левой руки.
- Ветерок подул, шарик полетел вверх, опустился.
7.Упражнение «Качалочка»
- А вот появились качели. Превратимся в качели.
- Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени и покачаемся.
(мамы помогают выполнять упражнения)
8.Упражнение «Лодочка»
- Пока мы качались на качелях, приплыла игрушечная лодочка. Поплывём по волнам.
И. п.- лежа на животе. Руки вытянули вверх за голову прямые, соединили пальцы правой и левой руки, ноги вместе. На счет 1- поднимаем, не сгибая руки и ноги вместе, на счет 2 - опускаем.
1,2,3-
Лодочка плыви
9. Упражнение «Расслабление - напряжение»
Налетела на игрушечный город Снежная королева, и все игрушки превратились в сосульки. На счет 1 - напряжение всего тела.
- Надо помочь расколдовать игрушки.
На счет 2 - расслабляемся, отдыхаем.
10. Глазодвигательные упражнения. «Танец глазками»
- Игрушки очень любят танцевать, а мы попробуем танцевать только глазками:
вверх – вниз
к себе – от себя
11.Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Аты - баты, аты - баты,
Аты - баты, шли( солдаты)
- В кого мы превратились, в какую игрушку?
- Солдаты тренируются
И. п. - сидя на коленях.
«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка»
12. Упражнение – ползания.
на животе по-пластунски
на спине
на локтях
13. Коммуникативные игры. Игра «Сиамские близнецы»
- Все игрушки очень дружные. Разделитесь на пары.
(дети с мамами приклеиваются определенными частями тела и танцуют под музыку)
14. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу. Закройте все глаза. Я подойду и пожму руку тому, кто был сегодня веселой, умелой игрушкой.
- По хлопку мы окажемся в детском саду.
(Дети уходят в группу)
- Давайте разберем наше путешествие, какие виды упражнений использовались и для каких целей.
1. Вводная ходьба.
- Эти упражнения оказывают активизирующее и «заземляющее» действие на организм. Укрепляют также мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие, тренируют чувство равновесия. Разнообразная ходьба даёт возможность проработать пространственные представления ребёнка. Идёт развитие тактильного восприятия, чувства ритма, подключение ходьбы с заданием оказывает развитие на произвольную саморегуляцию и самоконтроль.
2. Дыхательные упражнения.
- Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Дыхание можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Известно, что задержка дыхания активизирует работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребёнка.
3. Глазодвигательные упражнения.
- Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка, челюсти стимулируют работу лобных долей мозга, которые контролируют мышление, речь.
4. Телесные упражнения. Ползания. Движения пальцев.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии и мышечные зажимы. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, которая отвечает также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.
Во время ползания используются перекрёстные движения рук, ног и глаз, которые активизируют развитие мозолистого тела, развитие межполушарных связей.
- При регулярном выполнении реципрокных движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
5. Коммуникативные упражнения.
- Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.
- Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его.
- Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
6. Стимулирующие упражнения.
Включают в себя различные виды самомассажей (массаж пальцев рук, массаж ушных раковин).
Прикосновение к ребёнку включают пространственную ориентацию, восприятие.
Список литературы
Акименко, В. М. Новые логопедические технологии, [Текст] : учебно – методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 105 с.
Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения,[Текст]: / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей, [Текст]: / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 40 с.
Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение, [Текст]: / И. С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.
Метельская, Н. Г.100 физкультминуток на логопедических занятиях, [Текст]: / Н. Г. Метельская. – М.: ТЦ сфера, 2015. – 64 с. – (Логопед в ДОУ)
Трясорукова, Т. П. Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста, [Текст]:. /Т. П. Трясорукова– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 79 с. – (Школа развития).
Трясорукова, Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно – мышечного напряжения, [Текст]:. /Т. П. Трясорукова– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 29 с. – (Школа развития).