Пять «вредных» советов учителю, которому надоело вести скучные уроки


ПРЕАМБУЛА.

___Освоение нового всегда трудно. Детям, между прочим, тоже. А когда их еще и предупреждают о предстоящих трудностях, то и вовсе...

___А если предлагать ученикам новое как видоизменение дела, им уже известного? Ведь тогда возникнет игра - игровая форма освоения нового.

___Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибки. Ведь учителя обычно демонстрируют - пусть не вполне осознанно - свое умение быть во всем правильными: уж сами-то они в учебном материале умеют избегать ошибок.

___Это, конечно, позволяет учителям постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего у учеников во время игрового задания. У взрослых - безоговорочных лидеров - не хватает терпения дать ученикам сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, нахождения и исправления ошибок. При каждом отклонении они прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами. Получается, что учителя подсознательно боятся: вдруг ученики сами в конце концов разберутся со своими ошибками и тогда лидерство взрослого окажется беспочвенным? А мы, учителя, конечно, побаиваемся сомнений в своей необходимости детям: раз у них самих получается, то зачем тогда я здесь нужен? Социо-игровая педагогика отвечает: нужен - для организации новой интересной деятельности, в ходе которой ученики, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верное решение. И школьники всегда благодарны не столько учителю-лидеру, сколько учителю-выдумщику.

___Союз детей Со взрослыми начинается с равноправия не только в ошибках (педагогу полезно ошибаться при детях и даже вылетать вместе с другими детьми из игры), но и с равноправия в заинтересованности.

___В игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Для того чтобы детям любое игровое упражнение стало интересным, сам педагог, подающий игровые команды, должен быть увлечен. А это происходит, когда он подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения. Тогда возникает и равноправие в игре, тогда возникает и союз.

___Мы надеемся, что наши советы помогут вам найти и укрепить этот союз педагога с учениками в ходе игры. (Сейчас мы перечислим их только в форме аббревиатур, а расшифровку с краткими пояснениями вы найдете, открыв соответствующие странички в этой "папке".)

Совет первый

Порадуйтесь неправильному ответу

.

___Если задание выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем верный вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, пусть не точно направленную, чем заглушить ее страхом ошибки.

___Еще хуже - закрепить у учеников установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а потом я сделаю, если буду уверен, что получится. В таком случае союз детей и учителя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, равноправие исчезает, игра умирает. Останется один труд, вся радость от которого - "когда же дядя или тетя похвалит".

Совет второй

Будьте готовы к неожиданностям

.

___Какое бы предложение (сыграть, показать, выполнить, суметь) ни высказал учитель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Которые, кстати, выясняются не сразу.

___Учителю нужно быть не только готовым к каким-то своим промахам, но и ждать каких-то достижений. И все Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание (!) занятий, видеть в них сущность своих задач. А в их преодолении - сущность развития ребенка и группы.

Совет третий

Не бойтесь отказа

.

___Самое неприятное - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении). Чтобы преодолеть отказ, учителю нужно иметь на вооружении специальный набор упражнений - такой, чтобы "отказники" могли найти в себе уверенность для участия в общей работе.

___Педагоги по-разному относятся к отказам детей - в зависимости от симпатий. Симпатичным они доверяют, поэтому их отказы воспринимают как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же несимпатичных они видят злой умысел.

___Но столкновение с детским отказом перестает быть страшным, если учитель настроен воспринимать отказ от работы не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком.

___Поэтому представьте, что отказ исходит от вашего любимого ученика, а еще лучше - от нескольких любимых. Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

Совет четвертый

Не разжевывайте смысл задания

.

___Часто дети говорят: мы не начинаем выполнять задание, потому что ничего не поняли. Но это совсем не означает необходимости разжевывать задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку.

___В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя обязательно должна расти от раза к разу. Тогда дети могут почувствовать: "не понял" - это, наверное, просто поосторожничал, поленился подумать и попробовать.

___И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на "не понял" будет уменьшаться.

Совет пятый

Умейте порадоваться шуму

.

___Часто у учителя в классе возникает недовольство посторонним шумом, таким естественным при повышении активности учеников. Хорошо бы, видя конкретную ситуацию и детей, каждый раз давать себе отчет, вреден ли шум, возникающий на местах.

___Если педагог посчитает шум вредным, то нужно или сменить упражнение, или в упражнении дать задание большему числу детей, или еще более конкретизировать задание. Когда же шум является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то лучше начинать показы на "площадке" с тех, кто редко решается выступать, но только что активно работал на месте, не для зрителей.

___Чаще всего шум происходит от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах. И педагогу скорее нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать.

___Случается, что когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые (у кого опыт работы в микрогруппах мал) смотрят невнимательно - в результате в классе возникает "звуковой фон". Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результата работы других, либо проверить общую организацию задания.

___Скажем, такой пример. Каждая группа сочиняет историю и для запоминания делает на бумаге какие-то рисунки или записи. Когда подойдет время рассказать историю другим, все слушающие будут продолжать вносить в свои листочки поправки и не смогут остановить внутригруппового обсуждения своего рассказа. Отсюда общее невнимание и шум. Этого можно не допустить, улучшив общую организацию: когда время истечет, все группы складывают свои рабочие листочки в одно место (скажем, в ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу - в новой мизансцене, которая помогает переключать внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца (им может быть и учитель, и ученик) не глядя достает любой рабочий листок. Узнавшая свой листок группа и начинает показ...

Источник: p>