Прохождение муниципальной службы

Прохождение муниципальной службы.

Федеральным законом о муниципальной службе установлено, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом о муниципальной службе для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

5) документ об образовании;

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

8) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом о муниципальной службе.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Аттестация муниципальных служащих.

На основании части 1 статьи 18 Федерального закона о муниципальной службе аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно мониторингу, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, в 51 субъекте Российской Федерации приняты положения о проведении аттестации муниципального служащего, основанные на Федеральном законе о муниципальной службе. В 19 субъектах Российской Федерации отсутствуют положения о проведении аттестации муниципального служащего, а в 10 субъектах Российской Федерации действуют положения принятые до вступления в силу Федерального закона о муниципальной службе.

В Калужской области, Смоленской области, Удмуртской Республике, Камчатском крае разработаны проекты законов субъектов Российской Федерации о проведении аттестации муниципального служащего. В 6 субъектах Российской Федерации действуют положения о проведении аттестации муниципального служащего основанные на законах субъектов Российской Федерации «О муниципальной службе», принятых до вступления в силу Федерального закона о муниципальной службе.

Денежное содержание муниципальных служащих состоит из следующих суммирующих элементов:

- должностной оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы.

- ежемесячные и иные дополнительные выплаты, определяемые законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Муниципальному служащему предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) муниципальных должностях;

3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 25 Федерального закона о муниципальной службе порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В 44 субъектах Российской Федерации установлено законодательство о порядке исчисления стажа муниципальной службы основанное на Федеральном законе о муниципальной службе, в 25 субъектах Российской Федерации законодательство о порядке исчисления стажа муниципальной службы основано на законодательстве принятого до вступления в силу Федерального закона о муниципальной службе. Количество субъектов Российской Федерации, в которых отсутствует законодательство о порядке исчисления стажа муниципальной службы составляет – 11 субъектов Российской Федерации. В Удмуртской Республике и Красноярском крае разработаны проекты о порядке исчисления стажа муниципальной службы.

Прекращение муниципальной службы. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных Федеральным законом о муниципальной службе.

4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Кроме правового регулирования муниципальной службы на территории субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и внедряются программы развития муниципальной службы. Так, в Белгородской области разработано 10 программ развития муниципальной службы отдельных муниципальных районов и городских округов. В Иркутской области разработана областная программа "Государственная поддержка в подготовке кадров для органов местного самоуправления Иркутской области (2006-2007 годы)". В Омской области действует ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной службы в Омской области на 2007 – 2010 годы", утвержденная приказом Главного организационно-кадрового управления Омской области от 3 октября 2007 года № 6.

С 2006 года Тверская область участвует в пилотном проекте «Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления». В соответствии с договором, подписанным между Администрацией Тверской области, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, филиалом СЗАГС в г.Твери в Тверской области создана сеть межмуниципальных методических центров.

С 1 октября 2007 года начали функционировать 11 межмуниципальных методических центров в районах области (г.Тверь, г.Бежецк, г.Вышний Волочек, г.Западная Двина, г.Калязин, г.Нелидово, г.Осташков, г.Ржев, г.Торжок, г.Удомля, пос.Сандово).

Координацию деятельности сети ММЦ осуществляет территориальный центр поддержки и сопровождения, который создан на базе Филиала СЗАГС в г. Твери.

Каждый ММЦ оказывает услуги по подготовке кадров нескольким близлежащим районам. Инфраструктура таких центров используется как для подготовки депутатов, выборных должностных лиц и служащих органов местного самоуправления, так и в целях осуществления информационно-методического сопровождения их текущей деятельности.

Обучение муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления проводится по 5-ти наиболее актуальным направлениям с учетом специфики Тверской области:

  • Муниципальное управление
  • Правовые основы местного самоуправления
  • Управление муниципальным имуществом
  • Управление муниципальными закупками
  • Муниципальные финансы.

За время работы с октября 2007 года по март 2009 года в созданной сети ММЦ прошли обучение 3785 человек из числа муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Проанализировав законодательство о прохождении службы в органах местного самоуправления необходимо отметить, что для муниципальной службы предусмотрен "безболезненный" переход на государственную службу и наоборот. Таким образом, нормы о муниципальной службе, установленные законодателем по аналогии с государственной службой, являются прогрессивными в отношении соблюдения трудовых прав и интересов граждан России.

В системе социального управления местное самоуправление породило и соответствующий ей новый вид службы в обществе. Поэтому надо признать, что муниципальная служба, наряду с государственной и иными видами, включает в себя все те признаки, которые присущи службе вообще. При этом она имеет ряд особенностей, позволяющих отличать ее от других видов службы и в лекции мы их обозначили.

Это заключается в том что, во-первых, количество муниципальных служащих во много раз превышает число государственных служащих федеральных органов и органов в субъектах Российской Федерации. Во-вторых, муниципальная служба, как организационная структура включена в сферу деятельности только органов местного самоуправления. В-третьих, муниципальные служащие выполняет обязанности не по всей территории Российской Федерации, а ограничены "рамками" конкретного муниципального образования. В-четвертых, муниципальная служба урегулирована не только федеральными нормами, но и локальными (уставы, положения и другие акты муниципальных органов). В-пятых, задача комплектования и прохождения муниципальной службы является прерогативой органов местного самоуправления.

PAGE 12

Прохождение муниципальной службы