Сочинение Творческий путь писателя - Александр Иванович Куприн


Творческий путь писателя Александр Иванович Куприн — выдающийся русский пи­сатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он опи­сал во многих своих произведениях: "Гранатовый браслет», "Суламифь», "Олеся». Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную среду, Куприн пишет рассказы и повести о воен­ных: "Последний дебют», "Дознание», "Поединок». Уже в первых рассказах на военную тематику Куприн опи­сывает палочную армейскую дисциплину, пагубно влияющую на души рядовых и офицеров. Бессмысленная муштра делает одних забитыми, бессловесными рабами, других — безвольны­ми, расслабленными, не способными распорядиться даже своей судьбой, не говоря уже о других. Однообразная жизнь делает их озлобленными, неоправданно жестокими. В своем лучшем произведении "Поединок» писатель про­должает гуманистический протест против казарменной мушт­ры, но этот протест приобретает уже политическую остроту: — А-а! Подпоручик Ромашов.

Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми. Колени вместе! — гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза.— Как стоите в присутствии своего полкового командира?.. Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал Ромашов это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих...» В творчестве Куприна все большее место занимает антика­питалистическая тематика.

Настоящей ненавистью к капита­лизму проникнута повесть "Молох», где выразительно, реали­стически показан антагонизм наемного труда и хозяев. По­весть завершается символической картиной грозного выступ­ления рабочих и бегства заводчиков. Обращаясь к изображе­нию пролетариата, Куприн сумел показать только ранние сти­хийные формы борьбы рабочих, он не видел ее организующих сил. В своем осуждении капитализма Куприн доходит до от­рицания техники, городской культуры. Прославляя близкую к природе, "естественную» жизнь, писатель близок идеям Толстого. Лучшие произведения этого цикла "Олеся», "Изумруд». Расцвет творчества Куприна связан с революцией 1905 года.

В эту пору писатель разоблачает консервативное мещанство — опору реакции. Но перспективы грядущей революции Куприн оценивает пессимистически. Его герой-интеллигент утрачивает связь с народом, страшится этой стихии ("Попрыгунья-стреко­за», 1910 г.). В этот период писатель обращается к экзотике в по­вести "Суламифь», появляются натуралистические мотивы в по­вести "Яма», где зло и проституция объясняются не классово-экономическими, а моральными и биологическими факторами. Революцию 1917 года Куприн не принял, эмигрировал, но за границей ничего существенного не создал, и в 1934 году писатель вернулся в советскую Россию. Горький отмечал, что у Куприна "талант сильный и здоро­вый», что писатель сумел сохранить верность традициям кри­тического реализма, от которых отходили многие его совре­менники. Лучшие произведения Куприна — художника-гума­ниста, знатока русского языка, прекрасного рассказчика со­хранили художественную ценность.