Практическая разработка иноязычного элективного курса «Around Sakhalin island» для учащихся 9 классов

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Оглавление

Введение

……………………………………………………………….

3

Глава 1

Теоретические основы формирования коммуникативно-когнитивных навыков учащихся 9 классов при изучении элективного курса…………….………….................................................

7

1.1

Сущность коммуникативно-когнитивного подхода к обучению …………...............................................................

7

1.2

Роль элективных курсов в системе образования ………..

14

1.3

Психолого-педагогические особенности учащихся старшего подросткового возраста……...............................

21

Глава 2

Практическая разработка иноязычного элективного курса «Around Sakhalin island» для учащихся 9 классов……………………………………………………..

30

2.1

Развитие мышления и речи у школьников старшего подросткового возраста…………………………………...

30

2.2

Программа иноязычного элективного курса «Around Sakhalin island»………..……………………………………

36

Заключение

……………………………………………………………….

46

Список использованной литературы…………………………………….

48

Приложение

……………………………………………………………….

51


Введение

В настоящее время элективный курс в рамках предпрофильной подготовки рассматривается как подготовительная ступень профильного обучения, нацеленная на создание благоприятных условий для жизненного личностного самоопределения учащихся – выпускников основной общеобразовательной школы, для осознанного и минимально рискованного выбора профиля обучения на старшей ступени общего образования. Именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Так как выбор элективных курсов определяется школьником, это ставит его в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения и способствует развитию немаловажных личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность, индивидуальность. В этом и заключается актуальность данного выпускного исследования.

Непрерывный информационный поток – один из определяющих вызовов современного мира. Освоить даже небольшую часть накопленного человечеством знания становится практически невозможно. В то же время его необходимо постоянно использовать в образовательных, профессиональных и личных целях. Такое противоречие ставит сегодня перед человеком сложнейшую проблему. Ее решение лежит в плоскости овладения информационной и коммуникативной культурой, что является обязательным условием социальной и профессиональной реализации человека. Именно поэтому коммуникативно-когнитивное развитие личности можно рассматривать как одну из важнейших задач, стоящих перед российской системой образования.

С начала XXI века в систему среднего образования в России вводится профильное обучение, главные цели которого – индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Одним из путей их достижения могут стать элективные курсы, т.е. курсы по выбору учащихся, при условии, что они построены в соответствии с современными задачами образования и учитывают психофизиологические возрастные особенности школьников старшего подросткового возраста. Среди этих курсов уже положительно проявили себя иноязычные элективные курсы, где коммуникативно-когнитивное развитие осуществляется благодаря изучению иностранного языка как средства общения и познания. Учитывая отмеченные в Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года такие общие тенденции развития современного мира, как переход к информационному обществу и расширение масштабов межкультурного взаимодействия, значение иностранного языка для коммуникативного и интеллектуального развития школьников трудно переоценить.

Среди ученых рассматривавших вопрос организации коммуникативно-когнитивной деятельности следует выделить Алмазова Н.И, Астафурову Т. Н., Величковского Б.М, а также Верещагину Е.М.,

Проблему организации элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки активно рассматривали Амиров Д.Ф., Бим И.Л., Бурдельная Ю.А, Вайсбурд M.JI.

Из научных работ использованных нами для описания психолого-педагогических особенностей школьников старшего подросткового возраста наиболее полезными оказались труды Выготского Л.С. и Гальперина П.Я.

Объектом исследования является процесс предпрофильной подготовки учащихся 9 классов основной общеобразовательной школы на уроках иностранного языка.

Предмет исследования – это организация иноязычного элективного курса «Around Sakhalin island» для учащихся 9 классов основной общеобразовательной школы.

Целью исследования является создание иноязычного элективного курса «Around Sakhalin island» способствующего формированию коммуникативно-когнитивных навыков девятиклассников.

Объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки следующих задач:

– изучить основные этапы коммуникативно-когнитивного подхода в обучении;

– рассмотреть элективные курсы как наиболее эффективную форму предпрофильной подготовки;

– выявить психолого-педагогические особенности учащихся на старшей ступени изучения иностранного языка;

– изучить развитие мышления и речи у школьников старшего подросткового возраста ивыявить основные формы деятельности в рамках проведения элективного курса;

– разработать программу и задания для элективного курса «Around Sakhalin Island».

Гипотеза исследования. Успешное формирование коммуникативно-когнитивных навыков учащихся девятых классов при изучении элективного курса возможно при условии:

– учета возрастных и лингвистических особенностей учащихся;

– грамотного подбора материала при организации занятий элективного курса.

При написании работы были использовании следующие методы исследования:

– теоретический (анализ литературы и интернет-источников по проблеме исследования);

– эмпирических (проведение психологических и лингвистических диагностик учащихся экспериментального класса, организация практического обучения);

– синтез полученных результатов исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в работе педагогов-предметников в образовательном процессе.

Структура исследования традиционна. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет и цель исследования, а также задачи работы, методы, гипотеза и практическая значимость.

В первой главе раскрываются особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении, способы организации коммуникативно-когнитивной деятельности, её задачи и основные направления, а также цели элективных курсов, их содержание в условиях предпрофильного обучения. Также первая глава включает в себя описание психологических особенностей учащихся 9 классов, учёт которых необходим для грамотной работы учителя при организации и проведении элективного курса

Во второй главе прослежены основные изменения в мышлении и речи, как в ведущих познавательных процессах школьников старшего подросткового возраста, выбраны наиболее подходящие задания для организации коммуникативно-когнитивной деятельности с учётом особенностей мышления и речи. А также разработан элективный курс «Around Sakhalin island», в рамках которого может быть организована коммуникативно-когнитивная деятельность, отображены задачи и цели курса, календарно-тематичекий план, содержание программы, методические комментарии.

В заключении сформулированы основные выводы исследования.

Список литературы включает в себя 34 источника


Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативно-когнитивных навыков учащихся 9 класса при изучении элективного курса

  1. Сущность коммуникативно-когнитивного подхода к обучению

Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.1

Но способность общаться вовсе не означает полного усвоения языка. Необходимо также уметь правильно использовать языковые единицы, знать не только прямые, но и переносные значения слов, уместно использовать лексический запас в речи, все это делает необходимым развитие у школьников когнитивных навыков т.е. познавательных способностей ученика. 2

К когнитивным способностям относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.3

При коммуникативно-когнитивном обучении иноязычному речевому общению структурно-семантическая и функционально-семантическая характеристика изучаемых единиц языка рассматривается не только «как средство анализа», но и как средство понимания «мысли носителей языка» (Р.И. Павиленис), а язык определяется как форма хранения знаний о действительности, как когнитивная система знаков, выполняющая функции кодирования и трансформации языковой информации, т.е. функции неотделимые от функций коммуникации (Е.С. Кубрякова, Дж. Лакорр, Ю.Г. Панкрац, Р.И. Павиленис и др.). С этих позиций изучение соотношения когнитивных и языковых структур дает возможность старшим школьникам постичь глубинную суть, характер категоризации вещей, предметов, явлений, установить существующие между ними связи.4 Главной целью обучения иноязычной речи следует считать не язык, и не речь как способ формирования и формулирования мысли, и даже не просто навыки и умения речевой деятельности – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения (Д.И. Изаренков, С.Ф. Шатилов и др.). 5

Для того чтобы «учебное общение» способствовало формированию коммуникативных навыков и умений подлинного общения, необходимо соблюдения ряда условий в процессе коммуникативно-когнитивного обучения: 1) создавать на занятии такую ситуацию, чтобы школьники могли проявлять свою индивидуальность, а это возможно, если появляется мотив общения, возникает потребность вступить в коммуникативное взаимодействие с преподавателем, одноклассниками и т.д.; 2) моделировать все функции общения, когда оно является а) каналом познания; б) средством (языкового/ речевого) развития; в) инструментом воспитания; г) адекватной средой бучения речевому общению.6

Процесс коммуникативно-когнитивного обучения иноязычному речевому общению нужно строить на основе субъект-субъектных отношений, чтобы учащиеся были не объектом обучения, а субъектом учения, чтобы они не «подвергались обучению», а мотивированно и осознано учились. При этом преподаватель должен выступать и в роли помощника, и в роли речевого партнера. Общепризнанная в лингвометодике точка зрения на разграничение язык, а также практическая направленность обучения языку школьников обусловлены двумя психолингвистическими закономерностями обучения иноязычной речевой деятельности.7

Первая психолингвистическая закономерность заключается в том, что при восприятии нового в иностранном языке быстрее и легче усваивается нерасчлененная конкретность и только на ее базе запоминается частная детализация (например, усвоение «родовых» и видовых названий деревьев, птиц, предметов быта и т.д.). Содержание второй психолингвистической закономерности может быть сформулировано следующим образом: языковая единица должна быть узнана, а ее семантическое содержание в процессе речевой деятельности должно быть понято.8 С учетом этих закономерностей усвоение единиц языка, проходит три стадии: а) узнавание системы языковых знаков; б) понимание смысла знаков (речи) и в) активное владение языком. Следовательно, методика коммуникативно-когнитивного обучения иноязычной речевой деятельности в практическом курсе английского языка должна быть подчинена, по выражению А.А. Леонтьева, системе мыслительных задач, т.е. сознательному усвоению учебного (языкового/ речевого) материала. 9

Коммуникативно-когнитивное обучение предполагает, что усвоение иностранного языка – это не только овладение совокупностью знаний о языковой системе, но и овладение средствами иносоциокультурной коммуникации:

– усвоение правильного употребления языковых единиц при коммуникативно-когнитивном обучении рассматривается как усвоение соответствующих классификаций (или различий) в мире – как предпосылку иноязычной коммуникации;

– сфера использования языка при коммуникативно-когнитивном обучении не ограничивается рамками и канонами повседневного опыта, а его теоретическое усвоение – выявлением правил сообразности употребления выражений типа и категоризации речевых актов и лежащих в их основе намерений.10 Отсюда вытекает следующий, третий, важный теоретико-методологический вывод: неправомерно «отождествлять осмысленность языкового выражения с правильностью его употребления, а понимание со знанием правил употребления» 11

Это означает, что при коммуникативно-когнитивном подходе необходимо принимать во внимание следующие критерии, на основе которых строится осознанное понимание языковых единиц:

– рассмотрение каждого грамматического явления со стороны формы, значения языковых средств и особенностей их использования в различных речевых ситуациях;

– выявление особенностей выражения грамматических значений и отношений и показ актуализации языковых средств в речи;

– учет особенностей использования языковых единиц в зависимости от сферы употребления;

– показ роли тех или иных языковых единиц в процессе иноязычной речевой деятельности.12

Мы полагаем, что учет перечисленных выше критериев в процессе овладения иноязычной речевой деятельности будет способствовать отражению наиболее общих и существенных признаков в понимании, осознании различных внутриязыковых отношений, чаще всего зависящих от коммуникативной и когнитивной природы самого языка.

Выделяется два основных этапа в коммуникативно-когнитивном обучении иноязычному речевому общению

На первом этапе у старших школьников формируются и совершенствуются знания о структурно-семантических связях изучаемого языкового фрагмента. Этот процесс осуществляется не в статике, абстрагированной от функционирующей динамики языковой системы, а в параметрах системообразующей функции языка, направленной на решение коммуникативных и когнитивных задач.13 При этом следует подчеркнуть, что формируемый в когнитивном сознании учащихся структурно-системный образ языка представляет собой

1) набор разноуровневых языковых единиц

2) набор правил, «программ», по которым эти единицы функционируют. Функционирование же единиц осуществляется в процессе речевой деятельности14

Школьники, воспринимая и усваивая отдельные элементы языковой структуры в процессе РД, овладевают навыками и умениями идентифицировать иноязычную речь с присущими ему «типичностями», в том числе присущими ему национально-культурными концептами (С.Д. Лихачев).

Поэтому основной целью коммуникативно-когнитивного обучения речевому общению на первом этапе будет формирование и развитие у школьников лексико-грамматических основ иностранной речи через приобщение к лексико-грамматическому фонду английского языка 15

В процессе экспериментального коммуникативно-когнитивного обучения иноязычному речевому общению автоматизация первоначально сознательных действий и операций учащихся с языковым материалом достигалась поэтапно и включала: во-первых, постепенное уменьшение роли осознания своих действий за счет выполнения необходимого числа разнообразных языковых упражнений, заданий проблемно-поискового и творческого характера, решения коммуникативно-познавательных задач и т.д.; во-вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем оперативных суждений; в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные действия; в-четвертых, усовершенствование приемов выполнения действия. 16

Второй этап предполагает расширение сложившейся в знании картины мира другой языковой общности, т.е. выход на лингвокогнитивный (тезаурусный) уровень усвоения языка.17

Для решения данной проблемы в методическом плане следует исходить из положений когнитивной лингвистики и психолингвистики о том, что «выбор языковых средств и их сочетаемости в высказывании в значительной степени определяется отношениями предметов в реальной действительности», которые могут быть различными в разных языковых культурах.18 Следовательно, об успешности процесса учебной коммуникации можно, видимо, говорить лишь тогда, когда отправитель сообщения и его получатель «работают» на основе сходных образов. Это сходство основывается на общности знаний говорящего и слушающего, пишущего и читающего, знаний, предваряющих и определяющих смысл языкового знака. Отсюда следует, что перед методикой коммуникативно-когнитивного обучения иноязычному речевому общению применительно ко второму этапу обучения стоят следующие задачи:

1) научить школьников проникать в механизмы смыслообразования через анализ речевой деятельности, выводя их за границы статичной языковой системы на лингвокогнитивный уровень усвоения изучаемых языковых единиц;

2) формировать в сознании обучаемых основы лингвокогнитивного фонда с помощью учебно-познавательных задач, проблемных ситуаций, дидактических игр, лингвокогнитивного анализа текста и др., т.е. активизировать их речемыслительную деятельность. 19

Таким образом, коммуникативно-когнитивное обучение иноязычному речевому общению базируется на следующих положениях:

– при организации процесса коммуникативно-когнитивного обучения речевой коммуникации необходимо исходить из того, что формирование и развитие коммуникативной компетенции невозможно без учета формируемых синхронно с ней языкового и когнитивного сознаний. Синхронизация этого процесса обеспечивается при рассмотрении его как многомерного феномена, составляющие которого – а) сознание, б) знаковая система языка, в) правила и закономерности функционирования изучаемых единиц языка в тексте;20

– основным аспектом при коммуникативно-когнитивном обучении является формирование, совершенствование и развитие «базы знаний, необходимой для сознательного овладения структурно-системными и функционально-семантическими характеристиками изучаемых языковых единиц, правил их употребления в собственных речевых высказываниях – текстах;21

– при формировании и развитии коммуникативных навыков и умений в процессе коммуникативно-когнитивного обучения необходимо учитывать поэтапность становления в языковом и когнитивном сознании обучаемых новой (иноязычной) вербально-ассоциативной сети, характерной для «природного» инофона;

– методическая технология коммуникативно-когнитивного обучения иноязычной речевой деятельности должна содержать этапы «подключения» обучаемых к иной языковой картине мира, т.е. выводить их на лингвокогнитивный уровень овладения английским языком как языком их будущей профессиональной деятельности.22

Таким образом в центре внимания коммуникативно-когнитивного подхода находятся: а) «ментальные» основы понимания и продуцирования речи, при которых языковое знание участвует в переработке информации; б) когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку, а именно: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов.

Данная методика а) предполагает сознательное усвоение языковых явлений английского языка в процессе речевой деятельности; б) позволяет связать систему языка и систему речи, активизировать речемыслительную деятельность учащихся; в) рассматривает учащегося как активного субъекта процесса обучения.

1.2. Роль элективных курсов в системе образования

Проводимая в России реформа образования нацеливает на то, что школа, прежде всего, должна реализовывать цели развития ребенка, т.е. служить его собственным интересам. Современная школа не в полной мере решает эти задачи, она не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.23

Как отмечает А.В. Баранников, «старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение. Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует.24 Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями». Совершенно ясно, что особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.

В настоящее время одной из эффективных форм предпрофильного обучения является проведение элективных курсов. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит необходимой основной задачей – предварительное самоопределение в отношении профильного направления собственной деятельности. 25

Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.26

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:

  • индивидуальность,
  • доступность,
  • преемственность,
  • результативность. 27

Содержательное наполнение элективных курсов, а также их объем и формы проведения определяются следующими факторами, указанными Р. В. Якименко:

  1. компетентностью учителя, способного охватить достаточно разнородный учебный материал; при наличии в школе параллелей или возможности привлекать специалистов из других учебных заведений (особенно вузов или академических институтов) учащийся получает возможность выбирать не только содержание внеклассной работы, но и специалиста, под руководством которого он это содержание сможет усваивать;

интересами и запросами учащихся, сформированными самостоятельно и при помощи учителя.

По мнению Р. В. Якименко, содержание элективных курсов не должно носить «формальный характер», должно отличаться оригинальностью и новизной материала, допускать различные формы учебной деятельности. 28

К сожалению в настоящий момент элективные курсы в школах проводятся крайне редко ввиду сильной загруженности преподавателей, но на наш взгляд организация элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки должна развиваться в независимости от занятости преподавателей, так как учащиеся 9 классов нуждаются, порой неосознанно, в помощи при выборе дальнейшего профиля обучения, которая может быть оказана при создании списка элективных курсов на выбор.

Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. 29

Следует продумать, какие умения и навыки должен приобрести школьник по окончании курса, а также каким образом новый материал, получаемый на занятиях, будет согласован с основным курсом иностранного языка. По окончании изучения курса ученик должен обладать всеми базовыми навыками, сформированными в результате посещения занятий элективных курсов. 30

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:

  • какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
  • какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
  • каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
  • как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества.31

  Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы:

  • в чем основная суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения;
  • каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков;
  • для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки;
  • какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) предварительно, перед началом изучения элективного курса;
  • в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия)

  Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);личностно- деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);

При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Необходимо предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. 32

  Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов, тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты

  Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет- ресурсы. 

Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

  • личностно-актуальная и социально значимая тематика;
  • поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
  • опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
  • включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
  • обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
  • система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению. 33

В государственном стандарте основного общего образования по английскому языку закреплены способы деятельности учащихся на элективных курсах. Их выделяется три:

познавательная,

информационно-коммуникативная,

рефлексивная.34

Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания окружающей действительности, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение художественных текстов различных стилей и жанров, владение монологической и диалогической речью, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная – обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. 35

С учётом обозначенных видов деятельности рекомендуются следующие групповые и индивидуальные формы изучения материала на элективных курсах:

подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ;

проведение научных исследований, экспериментов;

анализ ситуаций и игровое моделирование;

деловые и ролевые игры;

конференции, круглые столы;

очные и заочные экскурсии;

дискуссии по проблемным вопросам;

эвристические беседы.36

Особое внимание следует уделить использованию исследовательских и проектных методов на занятиях элективных курсов. Из предложенного списка тем элективного курса учащиеся выбирают наиболее интересные для них и продумывают групповой или индивидуальный план работы по выбранной теме с обязательным выходом на конкретный результат.37

Итак, только при условии взаимодействия внутрипредметной и межпредметной интеграции в процессе изучения элективных курсов у девятиклассников формируются философские, эстетические, литературоведческие, культурологические аспекты мышления и их отношение к рассматриваемым на занятиях проблемам. Через анализ, синтез и систематизацию знаний, используя различные методы и приемы, формы занятий, способы изучения материала, учащиеся постигают основы иностранного языка.

Освоение содержания элективных курсов представляет уникальный творческий процесс, обеспечивающий условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности, и представляет идеальную модель для формирования представления об английском языке.

1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся старшего подросткового возраста

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности нужно учитывать и как их нужно учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности — это не нечто неизменное и вечное, присуще ученикам определённого возраста.

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.38

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. 39

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».40 Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. 41

Физические изменения оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.

Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.42

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками43

Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.44

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение. 45

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я- реальным и Я- идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации подростка.

Положительная Я - концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе –появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят» и т.д. 46

На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер. 47

Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим образом:

1. Общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

2. Социальное созревание – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.

3. Освобождение от опеки родителей – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

4. Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

5. Выбор профессии – от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

6. Формирование жизненной философии – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга. 48

Выделяются следующие тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:

1. Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания.

2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

3. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.

4. Ослабление влияния родителей отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни.

5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой. 49

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Принцип воздействия в этом случае является господствующим в отношениях взрослых к детям. Именно он определяет позицию взрослого мира.

Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). 50

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Среди реакции эмансипации выделяется две тенденции:

Явная эмансипация: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.

Скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.51

Различного рода хобби, увлечения выступают для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты.

Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Внимание к внешности. Сравнивая себя с «эталоном», подростки находят «недостатки» в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе.

Внимание к внутреннему миру. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее. 52

Подростковый период является одним из самых сложных, так как в этом возрасте воздействовать на школьников практически невозможно. Так как именно в этот возрастной период происходит формирование наиболее важных личностных качеств, формируется профессиональная ориентация, важной задачей педагога является направить школьников в нужное русло, и мы считаем, что организация изучения элективных курсов именно на этом этапе сыграет немаловажную роль в профессиональном выборе старших подростков.

Анализ педагогической, методической литературы позволил нам определить то, что:

  1. Коммуникативно-когнитивная деятельность способствует осознанному изучению английского языка.

Основным аспектом при коммуникативно-когнитивном обучении

является формирование, совершенствование и развитие речевых навыков обучающихся

  1. методическая технология коммуникативно-когнитивного обучения иноязычной речевой деятельности должна выводить обучаемых на лингвокогнитивный уровень овладения английским языком как языком их будущей профессиональной деятельности.

4) Целью элективных курсов является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

5) Основными формами, методами и приемами в процессе организации элективных курсов являются: подготовка и защита проектов, рефератов, проведение научных исследований, экспериментов; анализ ситуаций и игровое моделирование; деловые и ролевые игры; конференции, круглые столы; очные и заочные экскурсии; дискуссии по проблемным вопросам; использование исследовательских и проектных методов.

6) Своеобразие деятельности учащихся на элективных курсах заключается в том, что происходит процесс углубления связей, между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий.


Глава 2. Практическая разработка иноязычного элективного курса «Around Sakhalin Island» для учащихся 9 классов

2.1 Развитие мышления и речи у школьников старшего подросткового возраста

Мышление и речь – ведущие познавательные процессы у школьников старшего подросткового возраста. Основной функцией речи выступает коммуникация, т.е. общение, а мышление, как познавательный процесс отвечает за познание, т.е. развитие когнитивных навыков. Речь и мышление – это орудие коммуникативно-когнитивной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при организации коммуникативно-когнитивной деятельности необходим обязательный учет особенностей процесса развития мышления и речи у старших подростков.53

В 9 классе развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.54

Следуя из этого, можно сделать вывод, что на данном этапе изучения английского языка учащимися 9 классов можно использовать задания и упражнения различной сложности, а также применять широкий спектр видов деятельности: от чтения адаптированных текстов и выполнения грамматических заданий до просмотра документальных фильмов на английском языке и организации дискуссий по проблематике просмотренного материала.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника.55 У старших подростков отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.56

Следовательно целесообразно при организации элективного курса применять такие виды учебной деятельности как дискуссии, круглые столы, вовлекать учащихся в постоянные обсуждения проблематики изучаемого вопроса, использовать упражнения на сопоставление и задания целью которых является найти отличия, позволять учащимся самим формулировать выводы по пройденному материалу.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.57

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).58

Опираясь на все вышесказанное, можно говорить о том, что организация коммуникативно-когнитивной деятельности в рамках элективного курса будет способствовать интеллектуальному развитию школьников, удовлетворению потребности узнавать новое об окружающем мире, развивать способность правильно оперировать в обсуждениях полученными знаниями на английском языке.

Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. 59

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности.60

Таким образом, при изучении элективных курсов следует как можно чаще поднимать спорные вопросы, ответ на которые учащиеся должны будут найти самостоятельно, что будет способствовать стимулированию старших подростков, а также сохранению интереса к изучаемой на элективном курсе теме. А также применять индивидуальные формы работы, давая возможность каждому учащемуся показать наивысший результат своей самостоятельной деятельности.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.61

Развитие речи в подростковом возрасте идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие.62

Необходимо организовывать работу в рамках элективного курса таким образом, чтобы учащиеся постоянно были вовлечены в дискуссию. Причем важным является применение не примитивной речи на английском языке, с простейшими грамматическими и лексическими конструкциями, а использование языковых конструкций обогащенных сложными грамматическими оборотами, а также синонимами уже знакомых слов.

Подросток в силу возрастных особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. С одной стороны, такое принятие словесного состава речи и стиля общения другого несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи; но с другой стороны, этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость63. Эта социальная слабость подростка должна быть доведена до его сознания как некая возрастная несостоятельность.

Именно для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Помимо классической и современной литературы сегодня большое развивающее влияние могут оказывать дикторы радио и телевидения, ведущие образовательных передач, актеры, искусствоведы, ученые, которые выступают в средствах массовой информации. Подросток должен быть приучен к тому, чтобы отбирать для себя развивающее чтение, развивающие радио- и телевизионные программы.64

Таким образом, при проведении уроков элективного курса представляется возможным не только использование классической письменной литературы, но также отбор видео и аудио материалов, содержащих информацию, соответствующую высоким нормам английского языка. Причем важен учет не только содержательности отбираемого материала, но также и тембра, эмоциональности говорящего, используемых им в речи единиц языка.

Дж. Брунер подчеркивает роль школы в формировании независимых, оторванных от непосредственной ситуации способов мышления, обусловленных отделением слова от обозначаемой вещи и повседневной действительности. При этом он придает большое значение письменной речи, которая вводит ученика в особую реальность.65 «Реализм как мировоззрение характеризуется, в частности, представлениями, которые человек имеет о языке и слове, а также его представлением о мышлении вообще. Когда слово рассматривается как нечто столь же реальное, как и обозначаемый им предмет, такая психологическая установка... называется вербальным реализмом. Школа отделяет вещь от слова и тем самым разрушает словесный реализм, создавая впервые ситуацию, когда слова постоянно и систематически выступают отдельно от обозначаемых ими вещей... Иначе говоря, последовательность объект - имя перестает быть обязательной».66 Речевые знаки перестают восприниматься как свойства обозначаемых вещей. Слово как знак позволяет отказаться от пресловутого словесного реализма, что открывает путь для символических процессов, для мышления «в терминах возможного, а не действительного». Как пишет Дж. Брунер, «открывается путь для возникновения тех стадий формальных операций, о которых говорил Ж. Пиаже, когда реальное становится лишь одним из вариантов возможного».67

Освобождение от вербального реализма приводит подростка в реальность самого языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Сленг в подростковых объединениях – это языковая игра, отход от языковой нормы; это маска, карнавал, "вторая жизнь".68

Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Каждая молодежная группировка имеет свой сленг, который отражает ее образ жизни и мироощущение.

Поэтому при организации коммуникативно-когнитивной деятельности на элективном курсе необходимо учитывать тот факт, что учитель оказывает непосредственное влияние на учеников, поэтому использование сленга, сокращение слов, а также использование «слов-паразитов» в иноязычной речи недопустимо, следует обращать внимание и на лексику используемую учениками и исключить из их словарного запаса общеизвестные единицы сленга.69

Вхождение в реальность образно-знаковых систем языка – это вхождение в общение, в познавательную и творческую деятельность. Осваивая систему знаков, существующую в человеческой речевой культуре, подросток проходит длинный путь в развитии своего самосознания, очищая себя от реальности «чудовищной массы отходов производства языка» или, напротив, нагружая себя этой массой.70

Итак, комуникативно-когнитивная деятельность на старшей ступени изучения иностранного языка способствует не только развитию речемыслительной деятельности школьников, но помогает глубже проникнуть в тонкости английского языка. При учете всех вышеперечисленных речевых и мыслительных особенностей данной возрастной группы а также при правильной организации деятельности учеников старшего подросткового возраста представляется возможным мотивировать школьников на более глубокое изучение английского языка.

2.2 Программа иноязычного элективного курса «Around Sakhalin Island»

Краеведение — это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней. 71

В современных школах предмет «Краеведение» преподается крайне редко, так как значение этой дисциплины часто недооценивают. На самом же деле изучение родного края важно для воспитания патриотических и духовно-нравственных чувств ученика. Стремясь за границу – на отдых, в целях трудоустройства и т.д. - современная молодежь не задумывается о том, что реализовать свои возможности и потенциал можно и в родном городе, в родной стране. Поэтому на наш взгляд создание элективного курса по предмету «Краеведение» является актуальным.

Следует отметить, что учащимся 9 класса был предложен список тем для элективных курсов, среди которых программа, рассчитанная на изучение родного края, пользовалась большей популярностью, чем курсы, разработанные для изучения англоязычных стран.

Остров Сахалин – интенсивно развивающийся регион с уникальной природой и своеобразной культурой коренных народностей. Изюминками острова, безусловно, являются побережья и море,  бухты и скалы, нерестовые реки, растения-гиганты, хребты и сопки, множество мигрирующих  животных и эндемичные растения.

После открытия залежей нефти и привлечения иностранных инвесторов об острове узнали и за границей, поэтому всё чаще Сахалин посещают англоговорящие гости желающие своими глазами увидеть неописуемые красоты острова и узнать как можно больше об этом таинственном месте, но, к сожалению, из за недостатка квалифицированных специалистов - экскурсоводов, владеющих информацией на английском языке и свободно владеющих иностранным языком, в большинстве случаев для иностранцев это становиться невозможным, поэтому на наш взгляд создание элективного курса «Around Sakhalin island», в условиях развивающегося внутреннего туризма, направленного на обучение школьников старшего подросткового возраста экскурсоведению на иностранном языке, является актуальным.

В программе не ставиться целью копирование имеющихся методических систем в русле данного направления (регионоведение), тем не менее, нам представляется возможным использовать некоторые приемы, которые могут быть включены в наш элективный курс. Для концентрации внимания и интереса учеников на изучаемом материале при составлении программы элективного курса использовались тексты и упражнения, содержащие новую интересную информацию для учащихся; вариативность текстов разного содержания. В программе данного элективного курса отказываются от произвольного заучивания (высказываний, диалогов, текстов и т.д.), развивают речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывают интерес к учебной, познавательной деятельности. Содержание данного курса формирует креативность мышления.

Новизна состоит в применении двух моделей организации учебного процесса, двух вариантов обучения: интенсивный - для обучения небольших групп и экстенсивный. Новой формой экстенсивного варианта, апробированного нами, является проведение экскурсий с профессиональным англо-говорящим гидом.

Сущность нашего опыта состоит в развитии коммуникативно-когнитивной компетенции, а также в обновлении содержания обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний.

  1. Паспорт элективного курса «Around Sakhalin island».
    1. Область применения примерной программы

Элективный курс «Around Sakhalin island» разработан на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и может быть использована в общеобразовательном учреждении в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью элективного курса «Around Sakhalin island» является способствование развитию духовно-интеллектуального потенциала учащихся, их коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение, в том числе и с носителями языка на основе регионального компонента, расширить их знания о родном крае.

Задачи курса:

– формирование коммуникативных навыков, умения учащихся 9 класса свободно излагать свои мысли, вести беседу на английском языке.

– формирование способности понимать и читать тексты с целью усвоения основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о природе, быте, культуре, истории, значимости, особенностях развития Сахалинского региона.

– развитие знаний учащихся 9 класса о родном регионе, исторических географических и экономических аспектов, об основных туристических точках и базах острова Сахалин.

– обучение грамотному составлению экскурсионных туров, привлекательных для иностранцев.72

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и обосновывая его;
  • излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме (уметь формулировать суть проблемы, выражать своё мнение, давать оценку);
  • самостоятельно подготовить устное сообщение по выбранной теме и выступить с ним;
  • приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
  • переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реальную ситуацию общения;
  • работать в команде и самостоятельно.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сведения из истории происхождения острова Сахалин, его основные этапы освоения и географическое положение, историю, быт и культуру коренных народностей, а также основные маршруты для путешественников.73

В ходе реализации поставленных целей и задач были задействованы следующие аспекты:

Коммуникативный и интерактивный аспект.

Привитие учащимся навыков межличностного общения, умения инициировать и поддерживать беседу, извлекать информацию из текстов разных функциональных стилей и переводить ее в разговорный регистр.

Развивающий аспект.

Реализуется в широком подключении эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащихся на всех этапах сценария занятий. Большое значение имеет овладение новой языковой «картиной мира», которая налагается на культурный фон родного языка, обогащая кругозор и мыслительные возможности учащихся. Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем. Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку.

Воспитательный аспект.

Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

  • понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;
  • ценностного отношения к себе, другим и миру;
  • активной жизненной позиции.
  • интереса у учащихся к своему острову, воспитание уважения к великим достижениям сахалинцев в прошлом и настоящем, гражданских качеств достойных жителя нашего острова.

1.3 Критерии оценки ожидаемых результатов от реализации программы:

  • повышение уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся через тестирование;
  • письменные размышления по темам, экскурсиям, проводимым экскурсоводами на английском языке.
  • формирование у учащегося знаний, необходимых для понимания природы социально-экономических процессов и особенностей острова Сахалин.

Итогом элективного курса станет самостоятельное создание учащимися собственного туристического маршрута, основываясь материале, изученном в процессе проведения элективного курса «Around Sakhalin island».

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение элективного курса «Around Sakhalin island»

максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

2.Структура и содержание элективного курса «Around Sakhalin island».

Таблица 1

. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:

лекции

4

практические занятия

28

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

Виды учебной работы

Объем часов

Подготовка семинаров

3

Разработка проектов

3

Программа состоит из трех блоков:

1. История освоения острова Сахалин. (12 ч.)

2.Экономическое развитие Сахалина. (10 ч.)

3. Основные туристические маршруты острова Сахалин. (18 ч.)

Таблица 2

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

I.

История освоения острова Сахалин

12

1.

Наш край в древности. Коренные народности Сахалина

2

Лекция, презентация

[Приложение № 1]

2.

Легенды о Сахалине

1

Инсценировка.

[Приложение № 2]

3.

Открытие острова Сахалин. Первые поселенцы

4

Защита проектов

[Приложение № 3]

4.

Каторга на Сахалине. Сахалин в советское время.

3

Лекция, ролевая игра [Приложение № 4]

5.

Контрольная работа по теме: «Наш край в древности. Коренные народности Сахалина»

2

Тест

[Приложение № 5]

Тема

Количество часов

Форма проведения

II.

Экономическое развитие Сахалина

10

1.

Развитие нефтяного промысла

3

Лекция, круглый стол, обсуждение проблемных вопросов [Приложение № 6]

2.

Проект Сахалин – II. Завод по производству сжиженного газа (СПГ)

5

Экскурсия в п. Пригородное. Просмотр фильма «Остров Сахалин» на английском языке с русскими субтитрам. [Приложение № 7]

3.

Контрольная работа по теме: «Экономическое развитие Сахалина»

2

Сочинение на тему «Мой остров Сахалин»

[Приложение № 8]

III.

Основные туристические маршруты Сахалина

16

1.

Южно – Сахалинск – столица родного края.

3

Автобусная экскурсия по городу, посещение краеведческого музея с англо-говорящим гидом.

[Приложение № 9]

2.

Бухта Тихая – кладясь тайн острова

5

Презентация, автобусная экскурсия (письменное разрешение родителей)

[Приложение № 10]

3.

Водопад Айхор, гора Лягушка

4

Семинар

[Приложение № 11]

4.

Итоговая контрольная работа «Я - экскурсовод»

4

Создание собственного туристического маршрута по предложенному плану.

[ Приложение № 12]