Система и источники ТП. Действие актов тамож закон-тва во времени, в пространстве и по кругу лиц
3. Система и источники ТП. Действие актов тамож закон-тва во времени, в пространстве и по кругу лиц.
При решении вопроса о системе таможенного права таможенного союза следует исходить из того, что в формировании его содер¬жания и систематизации норм решающая роль принад¬лежит государствам-участникам таможенного союза.
Таможенный кодекс определяет как общее направле¬ние развития таможенного права, так и его целостность, внутреннюю согласованность и систематичность строго в соответствии с таможенной политикой государств-членов таможенного союза и средствами ее реализации.
Таможенно-правовые нормы - это устанавливае¬мые государствами-членами таможенного союза правила поведения в таможенной сфе¬ре.
В связи с этим таможенное пра¬во таможенного союза подразделяется на две большие части: Общую и Специальную.
Общая часть включает таможен¬ные правовые нормы, в которых выражены общие поло¬жения, касающиеся правового регулирования всей сово¬купности общественных отношений в сфере таможенного регулирования. Положения норм Общей части применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права таможенного союза.
Специальная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена таможенной деятельностью государств-членов таможенного союза.
Под источниками права принято понимать внешние фор¬мы права. В пра¬вовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля стано¬вится правовой нормой, обознача¬ются условным термином «источники права».
Под источни¬ками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетент¬ных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.
Содержание таможенного права таможенного союза определя¬ется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:
1) Таможенный кодекс таможенного союза;
2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;
4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;
5) международные обычаи.
Источники таможенного права таможенного союза имеют определенную специфику, они носят тройственный характер.
С одной сто¬роны, источниками являются международные договоры и между¬народные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (националь¬ного) законодательства.
В Таможенном кодексе таможенного союза, как базовом источнике таможенного права таможенного союза, со¬держатся все основные материально-правовые, про¬цессуальные и процедурные таможенные нормы.
Таможенный кодекс таможенного союза определя¬ет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономическо¬го суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей поли¬тики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области тамо¬женного регулирования.
Международные договоры (конвенции, договоры и соглаше¬ния название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества госу¬дарств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза
Между¬народно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро¬сов, - важнейшие источники таможенного права.
Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.
Резолюции иных международных организаций, если иное спе¬циально и долж¬ным образом не оговорено, не создают юриди¬ческих обязательств для участ¬вующих государств.
Еще одним источником международного частного права, связанным про¬исхождением с международной жизнью, явля¬ется международный обычай.
Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установления их содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своды обычаев по таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеме¬стно применяемые таможенными орга¬нами в целях определения та¬моженной стоимости для начисления по¬шлин и статистического учета в сфере внешнетор¬говой деятельности государств и т.п.
Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сло¬жились давно, систематически применяются и отступление от них рас¬сматри¬вается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санк¬ционированы соответствующим компетентным органом государ¬ства.
Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».
Внутреннее (национальное) законодательство один из основных источ¬ников таможенного права таможенного союза.
Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц
Дей¬ствующими нормативными правовыми актами призна¬ются акты, вступившие в силу.
В таможенной сфере новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые нормативные акты приме¬няться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия, по решению нормотворческих орга¬нов, закрепленному в Таможенном кодексе, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие.
Для регулирования отношений, возникающих при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, применяются нормы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В деятельности действует правило о том, что про¬тивозаконность и наказуемость действий или бездей¬ствия определяется нормой, действовавшей во время со¬вершения этого деяния.
Однако норма, устраняющая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, име¬ет обратную силу, т.е. с момента вступления в силу она распространяется также на деяния, совершенные до ее издания. С момента вступления в силу нормы, устра¬няющей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются та¬моженными правонарушениями.
Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или
устанавливающие за него конкретные наказания, обратной силы не имеют.
Действие таможенного права в пространстве. Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией таможенного союза, или правильнее таможенной территорией государств-членов таможенного союза.
Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.
При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТКТС.
Действие таможенного права по кругу лиц. Прин¬ципы территориального действия таможенного права предопределяют и его действие в отношении лиц. Тамо¬женное право распространяется на всех предусмотрен¬ных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории таможенного союза. При этом в разных случаях юридическое значение имеет пересечение тамо¬женной границы, подача таможенной декларации и иных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную гра¬ницу таможенного союза и т.п.
Из этого общего правила имеются исключения - например, действие таможенного права таможенного союза не распространяется в опреде¬ленной части на лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями.
Иностранные физические лица не могут быть субъек¬тами некоторых таможенных правоотношений на территории таможенного союза, напри¬мер государственно-служебных.
Система и источники ТП. Действие актов тамож закон-тва во времени, в пространстве и по кругу лиц