Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зуб
PAGE 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия № 3
по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зубные ряды (индексы КПУ, кп, кп+КПУ).
Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы.
Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.
Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук.
Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).
План занятия
Этапы занятия |
Оборудование |
Учебные пособия и средства контроля |
Место |
Время в мин. |
1. Проверка исходных данных. |
План содержания занятия. Ноутбук. |
Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентации. |
Комната гигиены (поликлиники). |
20 |
2. Решение клинических задач. |
Ноутбук, таблицы. Наборы временных и постоянных зубов. |
Бланки с контрольными ситуационными задачами. |
|| |
74,3% |
3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие. |
Лекции, учебники, дополнительная литература, методические разработки. |
|| |
10 |
Содержание занятия
Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются особенности строения временных и постоянных зубов, признаки нормы и патологии. Далее разбирают возможные записи зубной формулы: графико-цифровая и международная двузначная системы. Преподаватель со студентами разбирают запись и подсчет индекса интенсивности кариеса зубов, в зависимости от прикуса (временный, сменный и постоянный). Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.
Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:
- Особенности строения временных резцов и клыков.
- Физиологические варианты строения временных моляров.
- Количество временных зубов у ребенка, их обозначение в зубной формуле.
- Количество постоянных зубов, обозначение в зубной формуле.
- Отклонения в строении зубных рядов при патологии.
- Физиологические (возрастные) изменения прикуса и структуры зубов (тремы, диастемы, стирание, прямой прикус).
- Признаки патологии зубов (количества, формы, цвета, увлажненности, блеска эмали и т.д.).
- Что такое зоны риска и где они располагаются?
Этапы обследования зубов
Этап |
Норма |
Патология |
Определение размеров зубов (с помощью зеркала). |
Зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности. |
Размеры могут быть увеличены или уменьшены. |
Определение формы (целостности) коронки и эмали (с помощью зеркала). |
Форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций. |
Форма может быть изменена, в том числе из-за травмы. Разрушение коронок кариоз-ным процессом. Образование участков гипоплазии эмали. Образование участков гиперплазии эмали. Наличие трещин эмали. Повышенная сгораемость зубов. |
Определение цвета коронки зуба, пятен, налета (с помощью зеркала). |
Временные зубы голубовато-белые, постоянные - белые с желтоватым оттенком, светло-желтые, белые. Отсутствуют пятна, нет отложений на зубах. |
При кариесе цвет меловой, коричнево-черный. При гипоплазии и флюорозе - меловой, желтая пигментация, пятнистость. При наследственных нарушениях от желтого до коричневого, при гибели пульпы - серый, при кровоизлиянии в пульпе - розовый. После лечения - окрашивание препаратами. Мягкие и (или) твердые зубные отложения. |
Определение блеска эмали (с помощью зеркала). |
Выраженный блеск. |
При кариесе и флюорозе блеск отсутствует. |
Определение состояния поверхности эмали (зондирование). |
Поверхность эмали гладкая, зонд фиксируется в естественных фиссурах и ямках. |
При кариесе поверхность эмали шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в полостях. При некариозных поражениях - плотная, шероховатая, бугристая. |
Определение состояния эмали и дентина (с помощью зеркала и зонда). |
Эмаль и дентин сохранены на всех участках коронки. |
При кариесе эмаль и дентин могут быть разрушены с образованием полости, при некариозных поражениях могут быть углубления, бороздки на эмали, повышенное стирание эмали, дентина. |
Для записи зубной формулы используются:
- Графико-цифровая система.
Зуб обозначается цифрой (порядковым номером), помещенной в соответствующий квадрант:
Постоянные зубы
Верхняя челюсть
справа слева
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Нижняя челюсть
Временные зубы
Верхняя челюсть
справа слева
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
II |
III |
IV |
V |
V |
IV |
III |
II |
I |
I |
II |
III |
IV |
V |
Нижняя челюсть
- Международная двузначная система. Зуб обозначается двумя цифрами: 1-я - номер квадранта, 2-я - порядковый номер зуба.
Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее: |
Для временных зубов обозначение квадрантов следующее: |
|||
1 |
2 |
5 |
6 |
|
4 |
3 |
8 |
7 |
при этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба - арабской цифрой.
Примеры: зуб 17 = 7 - постоянный второй моляр верхней челюсти справа.
При клиническом обследовании полости рта особое внимание необходимо обращать также на зоны риска в области зубов. К таким зонам относятся фиссуры (бороздки) на жевательной поверхности моляров и премоляров, пришеечная область зубов, контактные поверхности. В этих местах часто при видимом отсутствии патологии она может носить скрытый характер. В глубине фиссур и на контактных поверхностях - скрытое кариозное поражение, в пришеечной зоне под слоем зубного налета - очаговая деминерализация эмали, нарушение зубодесневого соединения, поддесневой зубной эмали, патологический карман.
Отличие зубов временного и постоянного прикусов
Признак |
Временный прикус |
Постоянный прикус |
Количество зубов |
20 |
28-32 |
Групповая принадлежность |
Резцы, клыки, моляры |
Резцы, клыки, премоляры, моляры |
Размер коронок |
Меньший |
Больший |
Соотношение ширины и высоты |
Преобладает ширина |
Преобладает высота |
Цвет |
Бело-голубой |
Бело-желтый |
Переход коронки в шейку |
Резкий за счет эмалевого валика |
Плавный |
Самая широкая часть коронки |
Пришеечная |
Экваториальная |
Ретенционные пункты |
Фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют |
Фиссуры и ямки глубокие |
Выраженность бугров коронок |
После 3-4 лет в норме частично стираются |
В норме в детском возрасте не стираются |
Расположение зубов в зубном ряду |
В первом периоде временного прикуса плотное, во втором периоде появляются тремы |
В норме без трем и диастем |
Подвижность зубов |
В период физиологической резорбции нарастает |
В норме отсутствует |
Расположение корней |
У однокорневых выражен вестибулярный изгиб, у многокорневых корни расходятся широко. |
Выражен признак угла корня |
Толщина твердых тканей зуба |
Меньшая |
Большая |
Степень минерализации |
Меньшая |
Большая |
Наличие "иммунных зон" эмали |
Отсутствует |
Выражены в области бугров, режущего края |
Размер полости зуба |
Относительно большой, корневые каналы широкие. |
Относительно большой после прорезывания, ширина корневых каналов варьирует, с возрастом полость зуба уменьшается, корневые каналы суживаются. |
Строение дентинных каналов |
Короткие, широкие |
Уже, длиннее, с анастомозами |
Схема ориентировочной основы действия
изучения вариантов строения зубов у детей. Методика проведения осмотра
№ |
Этапы диагностики |
Средства и условия обследования |
Критерии и формы самоконтроля |
1. |
Жалобы больного (матери ребенка). |
Осмотр матери и ребенка. |
Жалоб может и не быть при начальных формах кариеса, флюорозе, гипоплазии, хронической травме зубов, наличии зубных отложении, адентиях, хронических пульпитах, периодонтитах и т.д. |
2. |
Анамнез: |
||
2.1. |
Жизни ребенка |
Опрос матери ребенка, иногда выписка из истории болезни. |
|
2.1.1. |
Антенатальный период. Течение беременности у матери: токсикозы, гиповитаминозы, инфекционные заболевания. |
При патологическом течении беременности может нарушиться минерализация коронок временных зубов, после прорезывания зубов могут стать кариесвосприимчивыми или быть пораженными гипоплазией. |
|
Постнатальный период а) Характер вскармливания. |
Искусственное вскармливание способствует развитию кариеса. |
||
б) Заболевания ребенка на первом году жизни. |
Влияют на минерализацию постоянных зубов (гипоплазия системная, восприимчивость к кариесу). |
||
в) Хронические заболевания: ревматизм, хр. тонзиллит и др. в период формирования зубов; после формирования зубов. |
Ведет к нарушению минерализации постоянных зубов. Способствует появлению очаговой деминерализации в зонах риска. |
||
г) Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, чем, сколько раз, имеет ли индивидуальную зубную щетку, как часто производят её замену. |
Низкий уровень гигиены полости рта способствует развитию кариеса у детей, появлению минерализованных зубных отложений, возникновению пародонтитов. |
||
д) Характер питания ребенка. Потребление белков - степень кулинарной обработки пищи, наличие углеводов в рационе. |
Полноценное питание и культура потребления углеводов, а также преодоление жевательной ленности оказывают влияние на самоочищение полости рта, ускоряет созревание эмали. |
||
2.1.2. |
Заболевания: с какого времени появились пятна на зубах, стали разрушаться зубы. |
При появлении пятен на зубах в период прорезывания можно судить о нарушении минерализации, появление их в более поздние сроки и нарушение целостности эмали (дефект эмали говорит о наличии осложненного или неосложненного кариеса). |
|
3. |
Объективное обследование больного, общий осмотр. а) определите вид ребенка, степень его физического развития, со стояние кожных покровов, тип дыхания. |
Внешний осмотр |
Бледный, худой, астенического телосложения ребенок часто страдает множественным кариесом. Полный, рыхлый, гиперстенического типа сложения ребенок имеет предрасположенность к развитию кариеса. Ротовое дыхание благоприятствует развитию кариеса. |
б) Состояние лимфатических узлов: поднижнечелюстных, шейных, подбородочных. |
Пальпация лимфоузлов. |
Увеличенные лимфоузлы пальпируются при хронических заболеваниях и множественном осложненном кариесе. |
|
в) Слюнные железы: секреция, характер слюны. |
Осмотр с помощью зеркала. |
Гипосаливация и повышенная вязкость слюны способствует развитию кариозного процесса, воспалительных заболеваний полости рта. |
|
г) Слизистая оболочка преддверия и полости рта, зоны риска слизистой (уздечки, губы и язык, десневая бороздка, ретромолярный треугольник. |
Осмотр с помощью зеркала. |
Хронические воспалительные заболевания миндалин, полости рта способствуют развитию множественного кариеса (страдает гигиена полости рта). |
|
д) Заполнение зубной формулы, подсчет индексов: кп - временный прикус кп + КПУ сменный прикус КПУ постоянный прикус. |
Осмотр с помощью зеркала и зонда. |
Выявление к кариозных временных зубов п - пломбированных временных зубов к - кариозных временных зубов п - пломбированных временных зубов К - кариозных постоянных зубов П - пломбированных постоянных зубов У - удаленных постоянных зубов К - кариозных постоянных зубов П - пломбированных постоянных зубов У - удаленных постоянных зубов по поводу осложненного кариеса. |
Ситуационные задачи
- Определите и запишите зубную формулу ребенка 5-и лет, он имеет все временные зубы.
- Ребенок 8-и лет кроме временных имеет в прикусе все первые постоянные моляры и постоянные резцы верхней и нижней челюсти. Какой это прикус?
- Ребенок 13 лет имеет все постоянные зубы. Запишите его зубную формулу.
- У ребенка 4-х лет прямой скользящий прикус. Норма это или патология?
- У ребенка 13 лет в зубной формуле отсутствуют верхние боковые резцы. Ваша тактика в оценке уровня здоровья?
- У ребенка 13 лет сформирован постоянный прикус, имеется широкая диастема, между центральными резцами имеется шиловидный зуб. Диагноз?
- У ребенка 7 лет не стерты моляры и клыки. Норма это или патология?
Список литературы для подготовки к занятиям по разделу
«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:
Профилактический раздел.
А. ОСНОВНАЯ.
- Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
- Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. 360с.
- Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
- Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 744с.
- Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
- Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. Омск, 1997. - 315с.
- Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. М., 1997. 136с.
- Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. Изд. 5-е переработанное и дополненное. М.: Медицина, 2003. - 640с.
- Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. 2-е изд., испр. И доп. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 391с.: ил.
- Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 766с.: ил.
- Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
- Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. 164с.
- Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 344с.
- Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ 2001. 230с.
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 70с.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 87с.
- Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. 35с.
- Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. Иркутск, 1998. 52с.
- Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. 1999. - №7(77). 144с.
- Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. 292с.
- Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. СПб, 2003. - 112с.
Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО
С 2005 года
- Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. Омск, 2005. -211с.
- Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
- Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
- Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
- Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. Омск, 2007. - 68с.
Электронные учебные пособия
- Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
- Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
- «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
- Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
- Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
- Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
- Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).
С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:
- Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. Омск, 2011. 300Mb.
Видеофильмы
- Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
- «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:
- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.
- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.
Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зуб