Экономическое обоснование рациональной схемы доставки груза речным транспортом

Введение

Задачей курсовой работы является экономическое обоснование рациональной схемы доставки груза речным транспортом на основании расчёта и сопоставления экономических показателей по нескольким вариантам перевозок.

Цель работы: закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении данного предмета, ознакомление с практикой решения отдельных экономических вопросов на эксплуатационных предприятиях речного транспорта.

Курсовая работа включает следующие разделы:

  • Подбор возможных типов транспортных судов по вариантам доставки груза, определение показателей использования транспортных судов для каждого варианта с учётом груза и путевых условий.
  • Определение экономических показателей по расчётным типам судов (стоимость постройки и текущие расходы на их содержание).
  • Расчёт показателей себестоимости и удельной фондоёмкости перевозок для каждого варианта.
  • Определение затрат у потребителей (по хранению груза и омертлению оборотных средств за время хранения и доставки грузов).
  • Выбор оптимального варианта доставки груза.
  • Определение показателей хозрасчётной эффективности по перевозкам для транспортного предприятия.
  • Заключение и выводы.
  • Список используемой литературы.


Раздел 1. Подбор возможных типов транспортных судов, определение показателей их использования.

Ограничения габаритов судов и составов по путевым условиям судоходства определятся по выражениям:

Тр(h2- h) (1)

Вс0,33 Всх (2)

Lc0,8 Rсх (3)

где:

Тр- возможная осадка грузового судна при полной загрузке, см

h2- гарантируемая (наименьшая) глубина судового хода на
рассматриваемом участке реки, см

h- минимальный запас воды под днищем судна, см

Вс- возможная габаритная ширина судна (состава)

Всх- ширина судового хода, м

Lc - возможная габаритная длина судна (состава)

Rсх- радиус кривизны судового хода, м

При подборе буксира – толкача для состава из несамоходных грузовых судов диапазон его мощности NБТ можно найти из условия, что наиболее вероятная нагрузка на единицу мощности Р находится в диапазоне от 2 до 6 е/л.с по выражению:

(4)

где:

Рсн - нагрузка на одну тонну грузоподъёмности для несамоходных судов, входящих в состав, т/тнж

Qpнс- грузоподъёмность несамоходного судна, тнж

nнс - количество несамоходных судов в составе, определяемое по габаритам пути, ед

- нагрузка на единицу мощности буксира-толкача, т/л.с

Магистраль

Малая река- 100%

Малая река – 20%

h2=3,0 м

h2=1,2 м

h2= 1,75 м

h= 0,15 м-песок

h=0,10 м - гравий

h=0,15 м- гравий

Тр3-0,15=2,85 м

Тр1,2-0,1=1,1 м

Тр1,75-0,15=1,6 м

Вс0,33•110=36,6 м

Вс0,33•50=16,5 м

Вс0,33•100=33 м

Lс 0,8•500=400 м

Lс 0,8•200=160 м

Lс 0,8•230=184 м

Рассчитываем мощность толкачей:

  1. Для буксировки (толкания) 6 -ти барж по магистрали:

  1. Для буксировки (толкания) 2-х барж по малой реке:

Схемы подобранных составов для маршрутной схемы

с переформированием состава:

Навигационный период – 170 сут.

100% 170 сут.

20% 34 сут.


Расчётные варианты завоза груза представляются в табличной форме.

Расчётные варианты завоза груза. Таблица 1

Схема доставки груза

Расчётный тип судна (состава)

Период

На магистрали

На малой реке

завоза, сут

1. Маршрутная

СТР-1200

СТР-1200

34

2.Маршрутная с переформированием состава

ТБР-600+6*НСР-400

ТБР-220+2*НСР-400

170

3. Немаршрутная с перевалкой (паузой) грузы

СТР-2900

СТР-1200

34

Технические и эксплуатационные характеристики принятых для перевозки типов подвижного состава представляются в таблице.

Характеристика подвижного состава. Таблица 2

Показатель

Единицы

Тип судна

изме-рения

Самоходные грузовые

Буксиры-толкачи

Несамо-ходные грузовые

Индекс судна

-

СТР-1200

Маг.мр 20%

СТР-290

маг

ТБР-600

маг

ТБР-220

Мр 100%

20%

НСР-400

Номер проекта

-

81110

Р-974

1741-А

81354

Р-90

Класс регистра

-

Р

Р

Р(лёд)

Р

Р

Конструктивный тип судна

-

Площ.

Площ.

-

-

Трюмн.

Грузоподъёмность:

паспортная

Т

1200

2900

-

-

максимальная

Т

Мощность главных

двигателей

Л.с

600

816

600

220

кВт

441

600

441

162

Габаритные размеры:

длина

м

80,9

158,2

32,7

26,5

48,3

ширина

м

15,3

15,3

8,3

7,2

12,6

Осадка с полным грузом:

паспортная

м

1,6

2,3

1,32

0,71

1,07

максимальная

м

Осадка порожнем

м

0,55

1,35

-

-

0,32

Паспортная скорость с полным грузом

Км/ч

14,0

13,5

_

_

_

порожнем

Км/ч

15,0

15.0

20,5

16,0

Основными показателями использования флота являются нагрузка и техническая скорость. Использование грузовых судов по нагрузке I определяется следующим образом:

Imin {сх , г} 0,4 (5)

где:

сх, -максимально возможная нагрузка судна по путевым условиям

судоходства

г показатель нагрузки, определяемый технической нормой загрузки судна и зависящий от рода перевозимого груза

значение сх,

(6)

где:

Тр- осадка судна регистровая, см.

То осадка судна порожнем, см

Показатель нагрузки грузовых судов - г -зависящий от рода перевозимого груза, принимаем по приложению 3 (методич. указания)

г= 0,6 пиломатериал в пакетах

г= 0,6 промтовары в пакетах

сх CТР 1200=> min {1; 0,6 } 0,4=0,6

сх CТР 2900=> min {1,6; 0,6 } 0,4=0,6

Показатель нагрузки буксира-толкача определяется по выражению:

(7)


Техническая скорость самоходного грузового судна определяется для каждого участка в зависимости от направления движения по выражению:

U вн(вв)=24 (vр•ku±), км/сут (8)

где:

vр скорость грузового теплохода на глубокой и спокойной воде при

конкретной загрузке, км/ч

ku коэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения, мелководья,

поворотов и других причин

приращение или потеря скорости вследствие течения реки, км/ч

Коэффициент 1 берём из таблицы приложение 4 (методическое указание)

ku СТР-1200(2900) -

0,87-мелководные участки магистральных рек и малые реки

0,95 – глубоководные речные участки

0,96 – устьевые участки крупных сибирских рек, водохранилища и озёра

Величину приращения и потерь скорости берём по заданию

(маг=3,0 км/ч, мр=2,3 км/ч )

Скорость грузового теплохода на глубокой и спокойной воде при конкретной загрузке:

v=v0- (v0*vг), км/ч (9)

где: v0; vг – скорость грузового теплохода при полной загрузке и порожнем , км/ч

v СТР-1200=15,0-0,6(15,0-14,0)=14,4 км/ч

v СТР-2900=15,0-0,6(15,0-13,5)=14,1 км/ч

По магистрали:

U СТР-1200(ВН) = 24(14,4*0,95+3,0)=400,3 км/сут

U СТР-1200(ВВ) = 24(14,4*0,95-3,0)=256,3 км/сут

U СТР-2900(ВН) = 24(14,1*0,95+3,0)=393,5 км/сут

U СТР-1200(ВН) = 24(14,1*0,95-3,0)=249,5 км/сут

По малой реке:

U СТР-1200(ВН) = 24(14,4*0,87+2,3)=355,9 км/сут

U СТР-1200(ВВ) = 24(14,4*0,87-2,3)=245,5 км/сут

Техническую скорость груженого состава для каждого участка пути определяем:

Uсост.ВВ(ВН)=24 (vбт • kv• kсч ± ), км/сут (10)

где:

vбт - скорость движения толкача легкoчем, км/ч

kсч - коэффициент счала по типам составов (табл. 2, прилож. 4)

kv - коэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения, мелководья,

поворотов и других причин (табл. 1 прилож. 4 метод. Указ.)

kuмр=0,92;

kuмат = 0,96

Коэффициент счала для:

Т+1+1 = 0,78 (с загрузкой); 0,92 (порожнем)

Т+2+2+2вн = 0,9 (с загрузкой); 0,96 (порожнем)

Т+2+2+2вв = 0,8 (с загрузкой); 0,88 (порожнем)

Магистраль:

Uсост.вн=24 (20,5*0,96*0,9+3,0)=497,1 км/сут

Uсост.вв=24 (20,5*0,96*0,8-3,0)= 305,9 км/сут

Малая река:

Uсост.вн=24 (16,0*0,92*0,78+2,3)= 330,8 км/сут

Uсост.вв=24 (16,0*0,92*0,78-2,3)= 220,4 км/сут

Техническая скорость состава порожнем определяется по выражению:

Uсост.вн(вв)=24(1,1• vбт • kv •kсч ± ), км/сут. (11)

Uсост.(вн)600 маг=24(1,1*20,5*0,96*0,96+3,0)=570,8 км/сут

Uсост.(вв)600 маг=24(1,1*20,5*0,96*0,88-3,0)=385,2 км/сут

Uсост.(вн)220 мр=24(1,1*16,0*0,92*0,92+2,3)=412,7 км/сут

Uсост.(вв)220 мр=24(1,1*16,0*0,92*0,92-2,3)=302,3 км/сут

Рассчитанные показатели представляем в таблице 4.3.


Показатели нагрузки и технической скорости судов и составов. Таблица 3

Схема

доставки

груза и тип

суд (состава)

Нагрузка т/1тнж (т/1л.с.)

Техническая скорость, км/сут

Магистраль

малая река

Магистраль

Малая река

С

грузом

порожний

С грузом

порожний

1 .Маршрутная СТР-1200 А -Б мз Б-А гр

0,6

0,6

256,3

270,0

245,5

258

0,6

0,6

400,3

414,0

355,9

368,4

2. Маршрут с переформированием состава

ТБР 600+6НСР 400

А-У мз

ТБР220+2*НСР 400

У-Б мз

ТБР220+2*НСР 400

Б-У гр

2,4

-

305,9

385,2

-

-

-

2,2

-

-

220,4

302,3

-

2,2

-

-

330,8

412,7

2,4

-

497,1

570,8

-

-

3.Немаршрутная с

перевозкой

СТР2900

0,6

-

249,5

270

-

-

СТР 1200

У-Б мэ

-

0,6

-

-

245,5

258

СТР 1200 Б-У гр

-

0,6

-

-

355,9

368,4

СТР 2900 У-А гр

0,6

-

393,5

414,0

-

-


Раздел 2. Определение экономических показателей

по расчётным типам судов.

Основными экономическими показателями для судов является их стоимость и текущие расходы на содержание в эксплуатации.

  1. Определение расчётной стоимости транспортных судов.

Расчётная стоимость судна определяется по укрупнённому нормативу по выражению:

Кс=К1 • К2 • К3 • Куд • Qр (Nр), руб (12)

где:

Кс расчетная стоимость судна, руб.

Qр (Nр) регистровая грузоподъёмность судна, т

К1 коэффициент для учёта различий стоимости по бассейнам

К2 коэффициент для учёта различий стоимости по видам

флота

К3 коэффициент для учёта класса судна и его конструктивных

особенностей

Куд норматив удельной стоимости на 1 т грузоподъёмности (1

л.с. мощности), руб.

Величины коэффициентов К1 , К2 *,К3 , Куд ( приложение 5 методических указаний)

Кс1200=1,09•1,0•1,0•7650•1200=10006200,0 руб

Кс2900=1,09•1,0•1,0•7033•2900=22231313,0 руб

Кс600=1,09•1,0•1,0•10462•600=6842148,0 руб

Кс220=1,09•1,0•1,0•11700•220=2805660,0 руб

КсНС 400=1,09•1,0•1,0•3712•400=1618432,0 руб

В расчёте на одни суки эксплуатационного периода показатель стоимости судна определяется по выражению:

(13)

где:

tэ – продолжительность эксплуатационного периода за навигацию, сут.

Крп – коэффициент использования времени навигации для транспортной работы (коэффициент рабочего периода)

Крп= 0,95 0,98

2.2. Расчёт текущих расходов по содержанию судов.

Расчёт определяется по укрупнённым группам:

  1. Оплата труда плавсостава и отчисления на социальные нужды
  2. Амортизация и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы
  3. Топливо и смазочные материалы
  4. Прочие прямые расходы
  5. Распределяемые расходы.

1) Расходы на заработную плату судовых экипажей и отчисления на социальные нужды определяется исходя из выражения:

(14)

где:

Кс коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды,

Кс= 1,39

Кр коэффициент, учитывающий районное регулирование оплаты

труда (по району плавания)

Кд коэффициент, учитывающий дополнительную зарплату, Кд=1,15

Кг коэффициент, учитывающий группу судна по оплате труда

плавсостава,

СТР1200- 5 гр Кг200=1,5

СТР1200- 5 гр Кг1200=1,5

СТР2900- 5 гр Кг2900=1,5

ТБР220 - 3 гр Кг220=1,28

ТБР600 - 4 гр Кг220=1,4

НСР400 - 1 гр Кг400=1,0

Кн - коэффициент, учитывающий все виды надбавок, доплат и льгот

плавсоставу; Кн1200(2900)=1,16; Кн600(220)=1,32

Котр - отраслевой коэффициент, по уровню оплаты труда Котр=6

Кп - коэффициент, учитывающий премирование плавсостава за

выполнение производственных заданий, Кп=1.10 -1.20

nэ , n30 - штатный норматив по судну для эксплуатационного периода и

зимнего отстоя

СТР 1200 nэ =9, n30=2,0 11

СТР 2900 nэ =10, n30=2,0 14

ТБР 600 nэ =10, n30=1,4 11

ТБР 220 nэ =7, n30=1,0 8

НСР 400 nэ = - n30=0,2 4

t э, t вр, t 30 - продолжительность эксплуатационного периода технического вооружения и разоружения судна и его зимнего отстоя, соответственно, сут

(t э+t вр+ t 30) = 365

mр - месячный норматив рациона коллективного питания, mр=1000 руб/чел

М - минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - 720 руб/чел

to - количество дней оплачиваемых отгулов, за работу сверх нормативной продолжительности рабочей недели и в праздничные дни.

Количество отгулов рассчитываем в зависимости от нанесения вахт на судне по выражению:

(15)

где:

tв продолжительность вахты на судне в сутки для основных членов

плавсостава, час
Значение tв=7 ч. (СТР 1200, СТР 2900, ТБР-600,); tв=8 ч (ТБР 220)

Кн коэффициент учитывающий возможность предоставления отгулов в

навигационный период, Кн=0,1

b количество праздничных дней по календарю, приходящихся на

навигационный период, сут.

2) Расходы на амортизацию и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы определяем по выражению:

(16)

где:

норма амортизации на полное восстановление рассматриваемого типа

судна, %

bрф, bи норматив на ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы, %

кинв коэффициент, учитывающий расходы на амортизацию и ремонт

ценного судового инвентаря, кинв1,03

Значения нормативов , bрф, bи представим в табличной форме

Таблица 4

Вид флота

bрф

Сухогрузные теплоходы

СТР 1200

2,8

2,5

0,2

СТР 2900

Буксирные суда

ТБР 220

4,6

4,5

0,2

ТБР 600

3,9

3,8

0,2

Сухогрузные баржи

НСР 400

4,6

3,0

-

3) Расходы на топливо и смазочные материалы определяются по выражению:

Э3=Вх• t х + Bст • tст , руб (17)

Где:

t х, tст - время хода и стоянок ( с расходом топлива) за период

эксплуатации, сут.

Вх, Bст- удельные судо-суточные расходы на топливо и смазку за сутки

хода и стоянки, руб/сут

Расходы на топливо и смазку рассчитываем за одни сутки в зависимости от режима работы главных двигателей.

(18)

где:

Nгд суммарная мощность главных двигателей , кВт (л.с)

qт ,qм удельный, эффективный асход топлива и смазки по главному

двигателю, г/кВт – час (г/л.с.ч)

Цт ,Цм цена топлива и масла с учётом транспортно-заготовительных

расходов, руб/т

Квсп коэффициент учитывающий увеличение расходов на

вспомогательные двигатели и котлы. Квсп=1,01,10

Величина удельных судо-суточных расходов на топливо и смазку за сутки стоянки можно принять в размере 5% от величины, рассчитанной для ходового режима, т.е. определить по выражению:

Вст=0,05•Вх, руб/сутки стоянки (19)

Технические нормы расхода топлива и смазочного масла

Показатель

Единицы измерения

СТР 1200

СТР 2900

ТБР 600

ТБР 220

Техническая норма расхода:

Топлива, qт

г/кВт-4

220-210

220-218

220-218

225-220

Масла, qм

г/кВт-4

3-2

3-2

3-2

3-2

Квсп

-

1,08-1,1

1,08-1,1

1,08-1,1

1,03-1,1

Ориентировочная цена топлива и смазочного материала с учётом транспортно заготовительных расходов, руб/т (2001г)

Средняя цена по ЕРП: топливо - 7030,0 руб

масло - 9370,0 руб

Вх1200=(24 • 441•(220•7030+2•9370)•1,08)/106=17892,96 руб/сутки хода

Вх2900=(24 • 600•(220•7030+2•9370)•1,1)/106=24943,4 руб/сутки хода

Вх600=(24 • 441•(218•7030+2•9370)•1,1)/106=18169,7 руб/сутки хода

Вх220=(24 • 162•(225•7030+2•9370)•1,03)/106=6446,9 руб/сутки хода

Вст1200=0,05* 17892,96=894,65 руб/сутки стоянки

Вст2900=0,05* 24943,4=1247,2 руб/сутки стоянки

Вст600=0,05* 18169,7=908,5 руб/сутки стоянки

Вст220=0,05* 6446,9=322,35 руб/сутки стоянки

Затраты на содержание судов расчета на одни сутки эксплуатационного периода, для ходового и стояночного режимов определяем по выражениям:

  • Для самоходных судов

Sx = ((Э1+Э2)/(tэ• Крп) + Bx)•(1+Крп)•(1+Краспр) , руб/судо-сут (23)

Sст = ((Э1+Э2)/(tэ• Крп) + км • Bст)•(1+Крп)•(1+Краспр) , руб/судо-сут (24)

  • Для несамоходных судов:

Sx(ст) = (Э1+Э2)/(tэ• Крп)•(1+Крп)•(1+Краспр) , руб/судо-сут (25)

где:

Км коэффициент, учитывающий увеличение расходов на топливо, смазку

на маневренных работах по сравнению со стоянками, его значения можно принять в размере:

- для грузовых теплоходов км=2,7 3,5

- для буксиров – толкачей км=3,3 4,6

Кпр для прочих прямых расходов, Кпр = 0,020,025

Краспр коэффициент, учитывающий долю распределяемых расходов,

- для буксиров Краспр=0,3 0,35

- для остальных типов судов Краспр=0,20,25

Sх1200 = ((283891,45 + 566851,2)/( 34 • 0,02) + 17892,96)•(1+0,02)•(1+0,2)=553237,75

руб./ судо-сутки

Sст1200 = ((283891,45 + 566851,2)/( 34 • 0,02) + 2,7 • 894,65)•(1+0,002)•(1+0,2) =1534293,4 руб./ судо-сутки

Sх2900 = ((304252,4+1259403,9)/(34 • 0,022) + 24943,4)•(1+0,022)•(1+0,22)=2637556,6 руб./ судо-сутки

Sст2900 = ((304252,4+1259403,9)/(34 • 0,022) + 3 • 1247,2)•(1+0,022)•(1+0,22)=2611121,35 руб./ судо-сутки

Sх600 = ((700738,75+556745,6)/( 170 • 0,02) +18169,7)•(1+0,02)•(1+0,3)=514511,9

руб./ судо-сутки

Sст600 = ((700738,75+556745,6)/( 170 •0,02) + 4 • 908,5)•(1+0,02)•(1+0,3)=495237,6

руб./ судо-сутки

Sх220 = ((494244,7+268754,2)/( 170 • 0,025) +6446,9)•(1+0,025)•(1+0,35)=257344,35

руб./ судо-сутки

Sст220 = ((494244,7+268754,2)/( 170 • 0,025) +3,5 • 322,35)•(1+0,025)•(1+0,35) =249984,65

руб./ судо-сутки

Расчеты (результаты) экономических показателей по типам судов следует представить в табличной форме:

Таблица 5

Показатель

Единица

измерения

Значение по типам судов

Самоходные грузовые

Буксиры-толкачи

Не_С\Х грузов

Индекс судна

-

СТР 1200

СТР 2900

ТБР 600

ТБР 220

НСР 400

Номер проекта

-

81110

Р-97И

1741А

81354

Р-90

Стоимость судна

Тыс.руб.

10006,2

22231,313

6842,148

2805,66

1618,432

Судо-суточный показатель стоимости

Руб/сут

300306,1

667206,3

42366,2

17372,5

10021,3

Штатная численность

-В эксплуатации

Един

9

10

10

7

-

-На зимнем отстое

2

2

1,4

1

0,2

Режим несения вахт

Час

7

7

7

8

-

Эксплуатационный период

Сут

34

34

170

170

170

Норма амортизации

%

2,8

2,8

3,9

4,6

4,6

Норматив на ремонт судна

%

2,5

2,5

3,8

4,5

3,0

Норматив на износ МЦБИ

%

0,2

0,2

0,2

0,2

-

Оплата труда плав состава

Тыс.руб

283,89145

304,2524

700,73875

494,2447

30,6707

Амортизация и ремонт судна

Тыс.руб

5668512

1259,4039

556.7456

268,7542

126,6909

Судо-суточные расходы на топливо и см.м.

-на ходу

Руб/сут

17892,96

24943,4

18169,7

6446,9

-

-На стоянке

894,65

1247,2

908,5

322,35

-

Судо-суточный показатель всех расходов по судну

-на ходу

Руб/сут

1553237,75

2637556,6

514511,9

257344,35

56650,2

-на стоянке

1534293,4

2611121,35

495237,6

249984,65


3. Расчет показателей себестоимости и удельной фондоёмкости перевозок.

Себестоимость и удельную фондоёмкось перевозок целесообразно определять по элементным ставкам транспортного процесса в руб. за 1 т.

Общая себестоимость перевозки определяется как сумма её составлящих по отдельным пунктам и участкам по выражению:

(26)

где:

i признал пункта со стоянками судов,

j признак соответствующего участка пути

i ставка себестоимости по стояночным операциям

транспортного процесса в i-том пункте стоянки, руб./т

j ставка себестоимости по движенческой операции транспортного

процесса на j-ном участке водного пути, руб/т км

j расстояние перевозки в пределах соответствующего j- того

участка водного пути, км

Существенное значение в расчётах ставок себестоимости имеет то, для каких грузовых потоков она определяется.

Направление грузопотока определяется количеством тоннажа, необходимого для перевозки еонкретного груза по выражению:

Qтнж =Gт /г (27)

где:

Gт масса грузов, перевозимых по анализированному участку, т

г показатель нагрузки, определяемый технической нормой загрузки судна и зависящий от рода перевозимого груза, т/тнж

вв

Б . . А

вн

QтнжАБ = 204тыс.т./0,6= 340 тыс. т /тнж

QтнжБА = 304тыс.т/0,6= 506 тыс. т /тнж

Расчет элементных ставок себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса для пунктов с малозагруженным или равнозагруженным направлением производится по выражениям:

- для грузовых теплоходов

, руб./т (28)

- для составов

, руб./т (29)

где

tго – продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями в i-том пункте за один рейс, сут.;

tто – продолжительность технических операций с судном в i-том пункте за один рейс, сут.;

tог – продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих работ в

i-том пункте за один рейс, сут.;

tст – общая продолжительность стоянки судна в i-том пункте за один рейс, для малозагруженного направления tст= tго+ tто+ tог, сут.;

Qр – регистровая грузоподъемность судна, т;

nнс – количество несамоходных судов в составе.

Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями (погрузкой или выгрузкой) определяется по выражениям:

- для грузовых теплоходов

- для несамоходных грузовых судов

где

- судо-часовая норма погрузки (выгрузки) груза, т/час.

- количество причалов для грузовой обработки судов

= 1 (из задания)

Судо-часовая норма загрузки и разгрузки речных судов

Таблица 6

Наименование груза

Варианты работ

Норма грузовых работ в зависимости от грузоподъемности судна, т/час

СТР-1200

СТР-2900

НСР-400

Промтовары в пакетах

Погрузка

28

38

20

Выгрузка

26

34

15

Пиломатериал в пакетах

Погрузка

67

74

37

Выгрузка

60

67

33

1 схема доставки грузов:

Промтовары (СТР-1200)

Пиломатериал (СТР-1200)

Ш схема доставки грузов:

Промтовары (СТР-2900)

Пиломатериал (СТР-2900)

Промтовары (СТР-1200)

Пиломатериал (СТР-1200)

П схема доставки грузов:

Промтовары (НСР-400)

Пиломатериал (НСР-400)

Нормативы времени в часах на технические операции с груженными судами tто

представлены в таблице 6.

Общая продолжительность технических операций по видам флота определяется:

- для самоходных грузовых судов – суммированием продолжительности т.о. по их видам;

- для буксиров – принимается как норматив комплекса по т.о. для начального и конечного пунктов;

- для несамоходных грузовых судов – рассчитываем по выражению:

, сут.

где

- продолжительность маневровых и вспомогательных операций для одного несамоходного судна (по соответствующему роду груза);

- продолжительность операций по формированию или расформированию состава на одно судно.

При переформировании состава продолжительность технических операций для несамоходных судов рассчитывается как сумма времени на расформирование прибывшего состава и формирование нового с учетом количества барж в том и другом составах:

Нормативы времени на технические операции

с груженными судами и составами в начальном,

конечном и промежуточном пунктах

Таблица 7

Вид операции

Норматив на одно судно в часах при Qр ,т (Nр , л.с.)

СТР-1200

СТР-2900

ТБР-600

ТБР-220

НСР-400

1. Маневровые и вспомогате-льные операции, связанные с грузовыми работами и оформлением документов

2,6

3,2

-

-

1,9

2. Бункеровка и другие виды обслуживания

3,0

4,2

-

-

0,6

3. Комплекс операций по техническому обслуживанию буксира

-

-

3,6

3,0

-

4. Время на тех.операции - tто

5,6

7,4

3,6

3,0

2,5

=

=

Продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих грузовых работ определяется по выражениям:

- для грузовых теплоходов:

, сут.

- несамоходных грузовых судов:

, сут.

Промтовары (1200) Пиломатериалы (1200)

Промтовары (2900) Пиломатериалы (2900)

Промтовары (400) Пиломатериалы (400)

Кроме этого, для тоннажа следует учитывать технологические стоянки в ожидании тяги t. Продолжительность этих стоянок можно принять равной половине интервала отправления состава на каждом направлении и определить по выражению:

, сут.

где

- величина грузопотока рассматриваемого направления, т.

,

,

Результаты расчетов продолжительности стоянок судов по всем схемам доставки

следует представить в таблице отдельно по каждому направлению.

Продолжительность стоянок судов в основных пунктах

Таблица 8

Схема доставки и период завоза

Тип

судна

Порт А

Пункт перевалки

Порт Б

tго

tог

tто

t

tго

tог

tто

t

tго

tог

tто

t

1.Маршрутная

34 сут.

СТР-1200

1,07

0,32

0,23

0,14

-

-

-

-

1,15

0,34

0,23

0,14

2.Маршрутная

с переформи-рованием состава

170 сут.

ТБР-600

0,15

0,1

-

-

0,15

-

-

-

-

ТБР-220

-

-

-

-

-

-

0,13

0,13

0,1

НСР-400(6б)

3

0,48

0,6

-

1,8

0,6

-

-

-

-

НСР-400(2б)

-

-

-

-

-

0,8

0,2

1,3

0,2

0,8

3.Немаршрут-ная 34 сут.

СТР-1200

-

-

-

-

1,07

0,32

0,23

0,14

1,15

0,34

0,23

0,14

СТР-2900

1,9

0,57

0,3

0,2

2,13

0,64

0,3

0,18

-

-

-

-

Порт А

Пункт перевалки

Порт Б

tго

tог

tто

t

tго

tог

tто

t

tго

tог

tто

t

1.Маршрутная

34 сут.

СТР-1200

0,45

0,18

0,23

0,14

-

-

-

-

0,5

0,2

0,23

0,14

2.Маршрутная

с переформи-рованием состава

170 сут.

ТБР-600

-

-

-

-

-

-

0,15

0,15

0,1

ТБР-220

0,13

0,1

-

-

0,13

-

-

-

-

НСР-400(6б)

-

-

-

-

-

1,8

0,6

1,8

1,26

0,6

НСР-400(2б)

0,54

0,38

0,12

0,8

0,2

-

-

-

-

3.Немаршрут-ная 34 сут.

СТР-1200

0,45

0,18

0,23

0,14

0,5

0,2

0,23

0,14

-

-

-

-

СТР-2900

-

-

-

-

0,97

0,88

0,3

0,18

1,08

0,43

0,3

-

Для пунктов и участков с грузовым направлением расчет элементных ставок себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса следует рассчитывать по выражениям:

- для грузовых теплоходов

, руб./т

- для составов

, руб./т

где

t- продолжительность стоянок порожнего судна под техническими операциями в iом пункте за один рейс, t= 0,6 tто;

- коэффициент учитывающий долю судов, возвращающихся порожнем;

- общая продолжительность стоянки судна в iом пункте за один рейс, для грузового направления: = +++ , сут.

Значение коэффициента рекомендуется определять следующим образом:

Движенческие ставки себестоимости i рассчитываются отдельно для наиболее характерных участков водного пути, отличающихся путевыми условиями судоходства сложившимся соотношением грузопотоков по направлениям и др.

Для участков с малозагруженным направлением грузопотоков определяется по формулам:

- для грузовых теплоходов

, руб./ткм

- для составов

, руб./ткм

где

, -коэффициент задержек в пути по метеоусловиям, для забора продовольствия, топлива и др. причинам:

грузовые теплоходы класса «Р»:

- для свободных рек = 3,0

- устьевых участков = 10

составы:

- для свободных рек = 3,5

- устьевых участков = 15

, - техническая скорость сухогрузного теплохода (состава) с грузом в малозагруженном направлении, км/сут.

-- судо-суточные издержки по составу для ходового режима, определяются по выражению:

= + * nнс , руб./судо-сут.

= 514511,9 + 56650,2 * 6 = 854413,1 руб./судо-сут.

= 257344,35 + 56650,2 * 2 = 370644,75 руб./судо-сут.

Для участков с грузовым направлением грузопотоков определяется по формуле:

- для грузовых теплоходов

, руб./ткм

- для составов

, руб./ткм

где

, - Коэффициент, учитывающий затраты по возвращению порожних судов. Его значение определяем по формуле:

=*

где

- техническая скорость судна (состава) при перевозке грузов в грузовом направлении, км/сут.;

- техническая скорость судна (состава) при движении порожнём в малозагруженным составлении (т.е. при возврате в исходный пункт) км/сут.

= 0,2*

= 0,2*

= 0,2*

- для составов:

= 0,2*

= 0,2*

Определяем общую себестоимость:

= 3452,2 + 8,837 * 430 = 7252,11 руб./т

= 3665,3 + 9,033 * 70 = 4297,61 руб./т

= 1892,3 + 7,844 * 70 = 2441,38 руб./т

= 2041,5 + 7,230 * 430 = 5150,5 руб./т

= (359,8 + 154,5) + 0,508 * 430 = 732,74 руб./т

= (179,4 + 82,84) + 1,000 * 70 = 332,22 руб./т

= (103,4 + 82,84) + 0,787 * 70 = 241,29 руб./т

= (1028,8 + 154,5) + 0,384 * 430 = 346,82 руб./т

= (4156,8 + 4606,9) + 6,379 * 430 = 11506,66 руб./т

= 2 * 3665,3 + 9,033 * 70 = 7962,91 руб./т

= 2 * 2041,3 + 7,844 * 70 = 4632,08 руб./т

= (2770,2 + 2530,1) + 5,143 * 430 = 7511,70 руб./т

Определение удельной фондоемкости (удельных капиталовложений) по перевозкам выполняется по тем же формулам, что и себестоимость, только в них вместо судо-суточных показателей расходов Sх(ст.), везде следует учитывать показатель стоимости судов 1 судо-сутки Кiсут. соответствующего вида флота.

Расчет удельной фондоемкости fт:

fт = Lкi + кj l j , руб/т.

где Lкi – удельная фондоемкость по стояночным операциям транспортного процесса в i ом пункте стоянки, руб./т.

кj - удельная фондоемкость по движенческой операции транспортного процесса на j ом участке водного пути, руб/ т.км.

Удельная по перевозкам себестоимость , по каждому варианту доставки определяется как средняя арифметическая взвешенная на объем перевозок по направлениям грузопотока

(схема…) = ,

аналогично определяем среднюю по перевозкам удельную фондоемкость fT.

7591,88 693000+11549,72 408000

(маршрутная) = -------------------------------------------- = 9058,54 руб/т

693000+408000

818,11 693000+1064,94 408000

(маршрутная с ) = -------------------------------------------- = 909,57 руб/т

переформированием 693000+408000

состава

12143,87 693000+19469,58 408000

(немаршрутная) = -------------------------------------------- = 14858,57руб/т

с перевалкой 693000+408000

1476,78 693000+2249,73 408000

(маршрутная) = -------------------------------------------- = 1763,21 руб/т

693000+408000

124,27 693000+164,28 408000

(маршрутная с ) = -------------------------------------------- = 139,09 руб/т

переформированием 693000+408000

состава

2789,84 693000+4489,94 408000

(немаршрутная) = -------------------------------------------- = 3419,84руб/т

с перевалкой 693000+408000

Результаты расчетов себестоимости и удельной фондоемкости перевозок по всем вариантам и предоставляется в виде таблице.

Себестоимость перевозок по вариантам доставки

Таблица 9

Схема доставки груза

Тип судна

Направление

Магистральный участок 430 км

Малая река

70 км

В целом по направлению

Средн. взвеш. по перевалкам

Li

руб/т

j

руб/ткм

руб/т

Li

руб/т

j

руб/ткм

руб/т

руб/т

руб/т

1. маршрутная

СТР 1200

мз

3452,2

8,837

7252,11

3665,3

9,033

4297,61

11549,72

9350,92

мз

гр

2041,5

7,230

5150,5

1892,3

7,844

2441,38

7591,88

гр

2. маршруиная с переформированием состава

ТБР 600 + 6НСР400

мз

359,8

154,5

0,508

732,74

-

-

-

1064,94

927,81

ТБР220+2НРС400

мз

-

-

-

82,8

179,4

1,000

332,2

ТБР220+2НСР400

гр

-

-

-

203,4

82,8

0,787

241,29

818,11

ТБР600+6НСР400

гр

257,2

154,5

0,384

576,82

-

-

-

3.Немаршрутная с перевалкой

СТР 2900

мз

4156,8

4606,9

6,379

11506,67

-

-

-

19469,58

11073,16

СТР 1200

мз

-

-

-

2х 3665,3

9,033

7962,91

СТР 1200

гр

-

-

-

2х 2041,5

7,844

4632,08

12143,87

СТР 2900

гр

2770,2

2530,1

5,413

7511,79

-

-

-

Удельная фондоемкость перевозок по вариантам доставки

Таблица 10

Схема доставки груза

Тип судна

Направление

Магистральный участок 430 км

Малая река

70 км

В целом по направлению

Средн. взвеш. по перевалкам

Li

руб/т

j

руб/ткм

руб/т

Li

руб/т

j

руб/ткм

руб/т

руб/т

руб/т

1. маршрутная

СТР 1200

мз

6 75,68

1,708

1410,12

717,39

1,746

839,61

2249,73

1820,3

гр

399,57

1,397

1000,28

370,38

1,516

476,5

1476,78

2. маршруиная с переформированием состава

ТБР 600 + 6НСР400

мз

62,48

26,15

0,061

114,86

-

-

-

164,28

142,05

ТБР220+2НРС400

мз

-

-

-

12,67

29,75

0,100

49,42

ТБР220+2НСР400

гр

-

-

-

12,67

16,31

0,072

34,02

124,27

ТБР600+6НСР400

гр

26,15

44,32

0,046

90,25

-

-

-

3.Немаршрутная с перевалкой

СТР 2900

мз

1177,19

1062,16

1,613

2932,94

-

-

-

4489,94

3545,44

СТР 1200

мз

-

-

-

2х 717,39

1,746

1557,0

СТР 1200

гр

-

-

-

370,38

399,57

1,516

876,07

2789,84

СТР 2900

гр

707,85

646,49

1,301

1913,77

-

-

-

4. Определение затрат у потребителей грузов

Затраты потребителей грузов, зависящие от работы транспорта, включают издержки, связанные с хранением товарно-материальных ценностей и омертвлением оборотных средств.

Большинство грузов перевозимых речным транспортом имеют равномерный характер потребления и следовательно, емкость склада может быть определенна по эпюре тонно-суток хранения (S) представленной на рис.1 т.е. о разности площадей «завоза» и «потребление» грузов за год.

где to, to - дата открытия навигации в текущем и последующих годах;

tзав – период завоза грузов, сут.

Единовременные (капитальные) затраты на постройку склада для хранения груза Кскл определяется по выражению:

Кскл = Кскл , руб.

где Кскл – удельные капитальные вложения по складу в расчете 1 т, руб/т;

- максимальное скопление товарной массы на складе, т.

Кскл = , руб/т

Где - районный коэффициент на строительно-монтажные работы;

- средний измеритель стоимости на 1 м2 площади склада в зависимости от его типа, руб/ м2;

закр. = 24000 руб/м2

откр. = 1900 руб/м2

д – допустимая нагрузка на 1 м2 площади склада по рассматриваемому виду груза, т/м

пиломатериалы склад

в пакетах открыт. д = 3,0 т/м2

промтовары в пакетах закрыт д = 1,6 т/м2

К исп – коэффициент использования площади склада

К исп = 0,4

К исп = 0,8

1,35 24000

Кскл = -------------------- = 50625 руб./т

1,6 0,4

1,35 1900

Кскл = -------------------- = 1068,75 руб./т

3,0 0,8

Величину по условиям работы речного транспорта можно определить из рис.1 по выражению:

tзав

= G (1- ---- ), т

365

34

= 245000 (1- ---- ) = 222215 т.

365

170

= 245000 (1- ---- ) = 131075 т.

365

34

= 416000 (1- ---- ) = 377312 т.

365

170

= 416000 (1- ------- ) = 222560 т.

365

Текущие расходы по хранению грузов определяем по выражению:

(Lскл+скл)

Эскл = ----------------- Кскл Кгр , руб

100

где Lскл, скл – нормативы на амортизацию складов в зависимости от их типа, %

L = 1,2 (закр) В = 1,0 (закр.)

L = 6,3 (откр) В = 3,5 (откр)

К гр – коэффициент учитывающий расходы по обслуживанию склада в зависимости от вида хранимого груза.

К гр = 1,5 (закр.) К гр = 1,1 (откр.)

руб.

руб.

Стоимость оборотных средств, заключенных в грузах за время нахождения на складе и за время их доставки, зависит от цены груза и длительности хранения или срока доставки груза. Величина «омертвления» определяем по выражению:

0,5 G Ц г

Охр = ----------------- (365 – t зав) , руб

365

где Ц г – цена перевозимого груза

Ц гпромт = 20000 руб/т

Ц гпилом. = 700 руб/т.

0,5 245000 20000

Охр = ----------------------- (365 – 34) = 2221780822 руб.

365

0,5 245000 20000

Охр = ----------------------- (365 – 170) = 1308904110 руб.

365

0,5 416000 700

Охр = ----------------------- (365 – 34) = 132037260,3 руб.

365

0,5 416000 700

Охр = ----------------------- (365 – 170) = 77786299,5 руб.

365

4.5. Выбор рациональной схемы транспортного освоения малой реки.

Оптимальным вариантом транспортного освоения малой реки следует считать ту схему, по которой обеспечивается наименьшие суммарные приведенные затраты транспортного предприятия и потребителей.

где Этр, Эпрр, Эскл – текущие затраты (издержки) по транспортировке грузов, перегрузочным работам и складам межнавигационного хранения для соответствующего варианта доставки, руб;

Ктр, Кпрр, Кскл – капитальные вложения (инвестиции) по транспортировке грузов, перегрузочным работам и складам межнавигационного хранения для соответствующего варианта доставки, руб;

О г – вложения (инвестиции) в оборотные средства, зависящие от схемы доставки (т.е. за время доставки и межнавигационного хранения) груза, руб;

l – индекс варианта по схеме доставки груза.

G Ц г tдост

Одост = ----------------- , руб

365

где tдост – срок доставки груза, сут.

Срок доставки груза рассчитывается отдельно для каждого варианта по формуле:

tдост = t ст I + t x грj , cут.

где:

t ст I – общее время стоянок под грузовыми и техническими операциями, сут;

t x грj – время движения с грузом на всем участке водного пути, сут.

245000 20000 5,57

Одост = ----------------- = 74775342 руб

365

416000 700 3,33

Одост = -------------------- = 2656701 руб

365

245000 20000 14,26

Одост = --------------------------- = 191435616 руб

365

416000 700 10,69

Одост = --------------------------- = 8528569 руб

365

245000 20000 14,26

Одост = --------------------------- = 158679452 руб

365

416000 700 7,18

Одост = --------------------------- = 5728263 руб

365

Результаты расчетов затрат следует представить в таблице.

Таблица 11

Схема

доставки

Период завоза

Расчетные значения

Кскл

Эскл

Оборотные ср.в грузах

tдост

Ц г

Кскл

Охр

Одост

1. маршрутная

34

5,57

108822

20000

50625

509113,7

1,670

1088219,2

36624,6

А-Б

мз

Б-А

гр

3,37

136027,4

700

1068,7

145372,5

0,115

47609,6

957,9

2.Маршрутная с переформированием состава

170

14,26

80136,9

20000

50625

4056930,6

1,670

641095,9

93764,4

А-У

мз

пром

У-Б

мз

пром

Б-У

гр

пилом

10,69

64109,6

700

1068,7

68513,9

0,115

27647,9

83075,2

У-А

гр

пилом

3.Немаршрутная с перевалкой

34

11,82

108822

20000

50625

5509113,7

1,670

1088219,2

77720,5

А-У

пром

мз

У-Б

Б-У

пилом

пр

7,18

136027

700

1068,7

145372,5

0,115

47609,6

2065,5

У-А

Текущие издержки и капитальные вложения по транспортировке грузов и перегрузочным работам рассчитываются как произведение показателей себестоимости, удельной фондоемкости, удельных капвложений на объем грузопотока.

Таким образом исходя из расчетов выполненных выше делаем вывод что рациональной схемой транспортного освоения малой реки является маршрутная схема с переформированием состава, так как суммарные затраты по этой схеме являются минимальными.

4.6. Определение показателей эффективности перевозок для транспортного предприятия.

Для выбранной схемы доставки следует установить размер договорной цены (тарифа) на перевозку грузов Ц дог с учетом норматива предельной рентабельности по издержкам для транспортных предприятий монополистов в размере 35 % к себестоимости по выражению:

Ц дог = 1,35 , руб.т.

Ц дог = 1,35 927,81 = 1252,5руб/т.

С учетом договорной цены определяется возможная сумма доходов от освоения грузопотоков:

Дтр= Ц дог (G гр + G мз) , тыс.руб.

где G гр (мз) - величина грузопотока рассматриваемого направления, т.

Дтр = 1252,5 (245000+416000) = 827902500 руб.

Себестоимость перевозок в стоимостном выражении определяется в отношении затрат по освоению грузопотоков Э тр к доходам по выражению:

Э тр коп.расходов

S = ------- 100 % ; -----------------

Дтр 1 руб. доходов

Величина текущих затрат по освоению грузопотоков может быть определена по выражению:

Э тр = (G гр + G мз), руб.

Э тр = 927,81 (245000+416000) = 613282410 руб

613282410 коп. расходов

S = ------------------ 100 % = 74.0 -----------------

827902500 1 руб. доходов

Удельная фондоемкость перевозок в стоимостном выражении определяется как отношение капитальных вложений к освоению грузопотоков К тр к доходам по выражению:

К тр руб. расходов

f = ------ ------------------

Дтр 1 руб. доходов

К тр = f т (G гр + G мз), руб.

f т – средняя взвешенная фондоемкость перевозки по лучшему варианту доставки, руб./т

К тр = 142,05 (245000+416000) = 93895050 руб.

93895050 руб. расходов

f = --------------- = 0,11 ------------------

827902500 1 руб. доходов

Фондоотдача определяется по выражению:

Дтр коп. расходов

О ф = -------- 100 % -------------------

К тр 1 руб. доходов

827902500 коп. расходов

О ф = ---------------- 100 % = 882 -------------------

93895050 1 руб. доходов

Уровень рентабельности работы флота на перевозках:

Дтр - Э тр

Е общ = ------------- 100 %

1,05 К тр

где 1,05 – коэффициент, учитывающий стоимость нормируемых оборотных средств, требующихся для перевозок

827902500 - 613282410

Е общ = ------------------------------- 100 % = 21,7 %

1,05 93895050

Производительность труда П пр определяется по выражению:

Дтр руб.

П пр = ------- , -------

N чел.

где – n раб – среднесписочная численность работников, чел.

Она определяется:

для маршрутной схемы при перевозках в составах количество толкачей и количество несходных судов ориентировочно составит:

К тр

Ф БТ = ------ , ед.

Ксост

, ед.

, чел.

Kберег – коэффициент для учета береговых работников, относимых на перевозки, Kберег = 2,0

Ф СТ – количество теплоходов, требующихся для перевозок;

93895050

Ф БТ = ---------------------- = 6.4 ед.

42366.2+17372.5

ФHC = 1.2 64 3 = 23 ед.

чел.

4.7. Заключение и вывод

Эксплуатационные расходы, капитальные вложения, себестоимость, фондоемкость, все эти факторы показывают, что более рациональной является схема транспортного освоения малой реки маршрутная с переформированием состава, поскольку эти показатели являются наименьшими по сравнению с другими схемами.

Литература:

1. Кудряшова Т.В., Гашкова Н.Н. «Задание и методические указания» к курсовой работе по дисциплине «Экономика водного транспорт» для студентов эксплуатационной специальности заочного обучения. Новосибирск 2001г.

PAGE 48

Экономическое обоснование рациональной схемы доставки груза речным транспортом