Синдром дыхательных расстройств у новорожденных
Кафедра факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Методические рекомендации для преподавателей
к практическому занятию на тему «Синдром дыхательных расстройств у новорожденных»
Цель занятия.
Студент должен знать: СДР. Понятие, Легочные причины СДР (пневмопатии, внутриутробная и постнатальная пневмония, аномалии развития органов дыхания), внелегочные причины (родовая травма ЦНС, асфиксия, врожденные пороки сердца, диафрагмы, грудной клетки);
причины, патогенез, клинику, неотложную помощь, тактику ведения детей периода новорожденности с патологией органов дыхания, лабораторную диагностику.
Студент должен уметь:
-поставить диагноз
-провести дифференциальную диагностику
-назначить план обследования
-составить план ведения больного
-оказать неотложную помощь при ателектазе, болезни гиалиновых мембран, отечно-геморрагическом синдроме
-осуществить оксигенотерапию
-оценить лабораторные показатели функции внешнего дыхания
-составить программу инфузионной терапии
-оценить рентгенограмму легких
-собрать систему для СДППД
Мотивация.
Синдром дыхательных расстройств является одной из основных причин заболеваемости и смертности как недоношенных, так и доношенных новорожденных высокого риска. Совершенствование медицинской помощи новорожденным с респираторными расстройствами- важнейшая веха на пути снижения ранней неонатальной и младенческой смертности. В последние годы за счет совершенствования техники респираторной и поддерживающей терапии в этом направлении достигнуты значительные успехи. Тем не менее СДР развивается у -20% недоношенных новорожденных, а у детей, родившихся до 28 нед. гестации, эта цифра достигает 80%.
Схема интегративных связей:
1.каф. патофизиологии (нарушение функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения)
2.каф.патанатомии (морфологическая основа пневмопатий)
3.каф.пропедевтики детских болезней (методика обследования новорожденного, семиотика заболеваний бронхолегочной системы)
4.каф.рентгенологии (ретгенодиагностика заболеваний легких у детей)
5.каф. клинической фармакологии ( современная фармакотерапия дыхательных расстройств)
Вопросы для самостоятельной подготовки по базисным знаниям
1.Анатомо- физиологические особенности органов дыхания у новорожденных
2.Что такое сурфактант?
3.Перечислите врожденные пороки бронхолегочной системы.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите группу риска по развитию ателектазов.
2.Перечислите группу риска по раз витию отечно- геморрагического синдрома.
3.Причины развития СДР, патогенез.
4.С помощью каких шкал проводится динамическая оценка тяжести дыхательных расстройств у новорожденных?
5.Рентгенологические признаки пневмопатий
6.Назовите нормальные показатели функции внешнего дыхания у новорожденных.
7.Дифференциальная диагностика состояний, проявляющихся синдромом дыхательных расстройств
8.Выбрать метод кислородотерапии в зависимости от выраженности дыхательной недостаточности
9.Назовите показания для перевода новорожденных на ИВЛ.
Содержание занятия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: СДР- симптомокомплекс дыхательной недостаточности развивающийся впервые часы и дни жизни доношенных и недоношенных новорожденных и имеющий как легочные так и вне легочные причины.
КЛАССИФИКАЦИЯ
этиология |
фон |
Тяжесть |
течение |
осложнения |
легочные причины а)врожденная пневмония б)пороки развития легких в)кровоизлияния в легкие г)самопроизвольный пневмоторакс д)незрелость легких (Синдром Вильсона- Микити) е)болезнь гиалиновых мембран ж)диссеминированные ателектазы легких |
недоношенность незрелость внутриутробная гипоксия асфиксия при рождении переношенность |
Легкая Среднетяжелая Тяжелая |
острое (2-4) дня подострое (5-7) дней затяжное ( > 7) дней |
осложненное не осложненное |
внелегочные причины: а)нарушения дыхания при врожденных и приобретенных мозговых поражениях б)при септических состояниях в)при пороках сердца г)при диафрагмальных грыжах |
Этиология и патогенез
Наиболее важным фактором приспособления новорожденного к внеутробному существованию является самостоятельное дыхание. В период ранней адаптации легкие становятся «критическим органом».
В настоящее время в основе развития дыхательных расстройств у новорожденных лежит структурно- функциональная незрелость легких и системы сурфактанта
Основные звенья патогенеза:
1.внутриутробная асфиксия и гипоксия плода и новорожденного
2.незрелость легочной ткани, недостаток сурфактанта
3.нарушение легочно-сердечной адаптации и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ведущие к легочной гипертензии, изменению тонуса и проницаемости сосудов, развитию отечного синдрома, образованию шунтов, то есть сбросу крови справа налево через овальное окно и боталлов проток.
4.метаболические нарушения - дыхательный и метаболический ацидоз, гипопротеинемия, нарушение электролитного обмена.
Известно, что с выполнением легкими одной из важнейших функций - газообмена тесно связаны метаболические процессы, протекающие в легких, в частности синтез сурфактанта.
Слой сурфактанта на 90% состоит из липидов, на 10% - из белков апопротеидов. Основная доля первых приходится на фосфолипиды. Сурфактант синтезируется альвеолярными эпителиальными клетками 2 типа, развивающимися из кубовидных клеток дистального отдела дыхательных путей с 25-26 недели гестации. Во внутриутробный период созревание системы сурфактанта происходит под влиянием многочисленных факторов, доказана важная роль стероидных гормонов в этом процессе, установлен синергизм действия кортизола и тиреоидных гормонов и бета-адренергетиков.
В основе СДР лежит нарушение функции сурфактанта, что может быть связано с дефицитом его продукции, инактивацией или усиленным разрушением.
У детей умерших от СДР, при патоморфологическом исследовании обнаруживают, как правило, ателектазы, отечно - геморрагические изменения и гиалиновые мембраны. При ателектатической форме в легких преобладает нерасправленная респираторная паренхима, чередующаяся с частично расправленной - дистелектазом. При отечно-геморрагическом синдроме чаще отмечается диффузный отек легочной ткани, множественные кровоизлияния по соединительно-тканным прослойкам и в просветы респираторной паренхимы. Легкие с гиалиновыми мембранами безвоздушны, темно-красного цвета, значительно уплотнены, иногда печеночной консистенции в нижнезадних отделах.
Прогнозирование дыхательных расстройств.
Наиболее часто СДР отмечается у глубоко недоношенных детей при гестационном возрасте менее 34 недель.
К группе риска относятся доношенные новорожденные от женщин с сахарным диабетом и другими эндокринопатиями, при многоплодной беременности, изосерологической несовместимости крови матери и плода, доношенные новорожденные с признаками морфо-функциональной незрелости, хронической и острой гипоксии плода и рождении ребенка в асфиксии.
Профилактика.
Для профилактики СДР широко применяется кортикостероидная терапия по примерным схемам:
-бетаметазон по 12 мг/кг в/м - через 12 часов дважды;
-дексаметазон по 5 мг в/м- каждые 12 часов -всего четыре введения;
-гидрокортизон по 500 мг в/м - каждые 6 часов всего четыре введения
При наличии противопоказаний к кортикостероидам используют Лактин 200 ЕД трехкратно.
Профилактике способствует бережное, не торопливое извлечение головки плода при кесаревом сечении и у глубоко недоношенных детей извлечение головки плода в плодном пузыре.
В качестве профилактических мероприятий, следует рекомендовать препараты, укрепляющие клеточную мембрану. Особенно хороший эффект при использовании эссенциале и липостабила.
Большое внимание должно быть уделено профилактике и лечению хронической внутриутробной гипоксии плода и острой гипоксии в родах. С этой целью показано назначение пирацетама, являющегося мощным антигипоксантом, для профилактики вторичного СДР.
При окончании первичных и/или реанимационных мероприятий в род. зале дети из группы риска по развитию дыхательных расстройств помещаются на пост интенсивного наблюдения или в палату интенсивной терапии, где им проводится посиндромная необходимая терапия. Наиболее важным является поддержание нормально температурного режима и поддерживающая инфузионная терапия.
В течение первых часов жизни каждый час проводится клиническая оценка ребенка по шкале Silverman, Downes, на основании которых делается вывод о наличии и динамике СДР и необходимом объеме респираторной помощи.
ШКАЛА Downes
Частота дыхания в 1 мин. |
Цианоз |
втяжение грудной клетки |
экспираторное хрюканье |
характер дыхания при аускультации |
|
0 |
< 60 |
нет при21% кислороде |
Нет |
нет |
пуэрильное |
1 |
60-80 |
есть, исчезает при 40% кислороде |
Умеренное |
выслушивается стетоскопом |
изменено или ослаблено |
2 |
>80 или апноэ |
исчезает при кислороде >40% |
Значительное |
слышно на расстоянии |
плохо проводится |
оценка в 2-3 балла соответствует легкой тяжести СДР
оценка в 4-6 баллов соответствует средней тяжести СДР
оценка > 6 баллов соответствует тяжелому СДР
ШКАЛА Silverman
движение грудной клетки |
втяжение межреберий |
втяжение грудины |
положение нижней челюсти |
дыхание |
|
0 |
синхронное с брюшной стенкой |
отсутствует |
Отсутствует |
нормально рот закрыт, нижняя челюсть не западает |
спокойное, ровное |
1 |
аритмичное, неравномерное дыхание |
умеренное |
Умеренное на вдохе |
рот закрыт, нижняя челюсть слегка западает |
усиленное, при аускультации слышен затрудненный выдох |
2 |
пародоксаль-ное дыхание |
резко выраженное |
резко выраженное постоянно |
рот открыт, резкое западение нижней челюсти |
стонущее, звучный выдох, слышимый на расстоянии |
при отсутствии СДР- оценка 0
при резко выраженном синдроме -10
Респираторная терапия у новорожденных с дыхательными расстройствами
Дыхательные расстройства у новорожденных детей имеют свою специфику, связанную с анатомо-физиологическими особенностями и поэтому требуют особые методики, оборудование, а также хорошо подготовленные специалисты. Для диагностики дыхательных нарушений у новорожденных в большинстве случаев достаточно лишь клиническое и рентгенологическое исследование. Лабораторные данные и анализ газового состава крови помогают уточнить степень тяжести и характер патофизиологических изменений. Основные принципы дыхательной терапии у детей следующие:
1.Восстановление проходимости дыхательных путей
2.Обеспечение оксигенации
3.Респираторную поддержку
4.Оценка адекватности вентиляции
5.Оценка причины дистресса
Выбор метода дыхательной терапии
При легком СДР оценка 2-3- балла можно ограничится ведение кислорода со скоростью 1-2 л в мин. В кувез
При среднетяжелом СДР 4-6 баллов доношенным новорожденным показано введение кислорода в кислородную палатку, недоношенным - создание режима СДППД через носовые канюли.
Тяжелый СДР выше 6 баллов требует ИВЛ.
Дети со среднетяжелым и тяжелым СДР не должны получать энтерального питания в первые сутки жизни. Внутривенное введение 10% р-ра глюкозы из расчета 60-70 мл/кг в сут. Обеспечивает минимальную физиологическую потребность в воде и калориях в первые 2-3 суток. У детей с массой тела более 1500г, перенесших тяжелую асфиксию, необходимо уменьшить объем вводимой жидкости до 35-40 мл/кг/сут.
Недоношенным детям с массой от 1000 до 1500г инфузионную терапию назначают с введения 10% р-ра глюкозы на 10-20% меньше физиологической потребности.
Детям с массой менее 1000г, инфузионную терапию проводят 5% р-ром глюкозы
Таблица «Ориентировочные потребности в жидкости детей на первой недели жизни»
(в мл/кг/сут)
доношенные 120-150 |
1сут. ( m>2500) |
2сут. 50 |
3сут. 60-70 |
4сут 70-90 |
5-7сут 90-120 |
недоношенные 120-140 |
(m>1500) |
50-60 |
60-80 |
80-100 |
100-120 |
недоношенные 120-140 |
(m<1500) |
60-80 |
80-100 |
100-110 |
110-130 |
При отсутствии контроля за электролитами крови парентеральное введение кальция проводят начиная с конца первых суток жизни с целью профилактики ранней гипокальциемии. Парентеральное введение натрия начинают с момента установления адекватного диуреза, введение калия на 2-3 сутки жизни. Для обеспечения физиологической потребности в натрии может быть использовано добавление к 10% р-ру глюкозы изотонического р-ра хлорида натрия. Для обеспечения физиологической потребности в калии может быть использован 4;7,5;10% р-ры хлорида калия. Использование панангина с 3-4 суток позволяет обеспечить физиологическую потребность и в магнии. В первые 2-3 дня потребность в магнии удовлетворяется введением 25% р-ра сульфата магния в дозе 0,2 мл/кг.
Учитывая, что дети с СДР составляют группу высокого риска по развитию раннего неонатального сепсиса, показана антибактериальная терапия по схеме:
а) полусинтетические пенициллины + аминогликозиды
б) цефалоспорины 2 поколения +аминогликозиды
Коррекция сердечной деятельности, лечение отека мозга, судорог, острой почечной недостаточности, гипербилирубинемии осуществляется по общим принципам интенсивной терапии.
Заместительная терапия респираторных нарушений экзогенным сурфактантом.
Показания к применению экзогенных сурфактантов
Экзогенные сурфактанты можно применять как для лечения, так и для профилактики СДР.
1.Профилактическое применение показано:
-недоношенным новорожденным с массой тела при рождении менее 1350 г с высоким риском развития СДР,
-новорожденным с массой более 1350 г с подтвержденной объективными методами незрелостью легких.
2.Применение с лечебной целью показано:
-новорожденным с клинически и рентгенологически подтвержденным диагнозом СДР, находящимся на аппаратной ИВЛ через эндотрахеальную трубку.
С профилактической целью препараты сурфактанта следует вводить в первые 2 часа жизни, с лечебной целью в первые 2-24 часа жизни лечения СДР Ребенок должен быть интубирован и ему должна проводится аппаратная ИВЛ.
Тестовые задания по теме СДР
Задание |
Эталон |
1.Этиологическими причинами СДР являются:1.инфекции 2.гипоксия 3.незрелость легких |
1.3 |
2.оценка степени тяжести СДР проводится:
|
2.2 |
3.Для профилактики СДР в антенатальном периоде применяется: 1.Витамин К 2 Кокарбоксилаза 3.Дексаметазон |
3.3 |
4.Новорожденных с тяжелой степенью дыхательной недостаточности кормят:1.энтерально 2.парентерально |
4.2 |
5.Для лечения СДР антибиотики: 1.применяют 2.не применяют |
5.1 |
6. Дополнить…СДР это |
6. симптомокомплекс дыхательной недостаточности развивающийся в первые часы и дни жизни |
7.Перечислить основные внелегочные причины СДР: |
7. 1.мозговые поражения (врожденные и приобретенные) 2.септические состояния 3.пороки сердца 4.диафрагмальные грыжи |