Процесс планирования и обоснования плановых показателей

ЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ РГБ

ТЕМА 3

Тема 3. Процесс планирования и обоснования плановых показателей.

1. Показатели плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и их взаимосвязь со статистической отчетностью и бухгалтерским балансом.

Организация планирования на предприятии может быть построена на принципах централизации или децентрализации плановых расчетов и их объединения (интеграции) в единый план. При этом отдельные виды планов (бизнес-план) целесообразно разрабатывать из центра (например, отдела планирования) с подключением соответствующих отделов для детализации разделов. Другие виды планов можно разрабатывать с учетом децентрализации, что определяется задачами, решаемыми предприятием.

В общем виде в каждой компании есть центральный отдел планирования или любой функциональный отдел с функциями планирования, на который возлагаются или задачи консультационного характера (методическое обеспечение процесса планирования по разделам, структурным подразделениям) или директивные полномочия. Этот отдел может выполнять следующие функции:

формальные:

- распределение обязанностей между отделами, сотрудниками по планированию и контролю за ходом выполнения планов;

- составление графика разработки планов, их согласование;

- установление формальных требований к планово-контрольной документации;

содержательные:

- информационно-аналитическая поддержка процесса разработки планов, их реализации и контроля;

- координация составления разделов планов, разработка сводного плана и система корректировки планов с учетом внутренних и внешних изменений;

организационные:

- порядок и последовательность разработки того или иного плана;

- выбор приоритетной методики обоснования плановых показателей, форм представления планов и обеспечение доведения требований по планированию как до разработчиков планов, так и до исполнителей;

- разработка системы сбора и обработки информации (отчетной, прогнозной; внутренней, внешней; оперативной или статистической);

- выделение основных разработчиков планов, обозначение их соподчиненности и документооборота между ними;

- определение последовательности и логики разработки планов и обоснования плановых показателей, доведения их до исполнителей;

- определение форм и порядка отчетности по выполнению плановых заданий, система контроля и ответственности за выполнение планов.

Каждый вид работ по составлению, согласованию и утверждению планов целесообразно зарегламентировать. Этот регламент необходимо утвердить на уровне руководства предприятия, что позволит осуществлять эти работы целенаправленно и эффективно.

2. Показатели планов и их классификация

Показатели планов - числовые величины, характеризующие различные стороны развития деятельности экономического субъекта на перспективу.

В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.

Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:

По роли в управлении:

- директивные - обязательные для исполнения;

- расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.

По экономическому содержанию:

- натуральные (кг, м, шт. и т. д.);

- стоимостные, выраженные в денежной форме;

- относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.

По сущностным характеристикам:

- количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);

- качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).

По форме отчетности:

- оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;

- статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);

- бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.

По функциональному содержанию:

- объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;

- структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;

- результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;

- показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).

В экономических расчетах важна соизмеримость и сопоставимость плановых показателей:

- по времени (применяются коэффициенты дисконтирования или компаундинга);

- по видам деятельности (единая методика обоснования идентичных показателей по разным видам деятельности и унифицированные формы их представления);

- по ценам (расчеты должны быть выполнены в сопоставимых ценах с учетом инфляции, соразмерности цен, курса различных валют).

Каждый из показателей обосновывается во взаимосвязи с другими показателями, что обеспечивает их взаимоподдержку и формирует единый целостный план развития предприятия, выраженный системой показателей. При расчетах показателей на этапе их обоснования выполняется ряд общих процедур в определенной последовательности (особенные процедуры будут рассмотрены позднее при изложении вопросов обоснования отдельных видов планов).

Процедуры процесса расчета показателей включают:

- оценку состояния внешней среды и потенциала предприятия:

-- анализ развития отрасли, конкуренции;

-- оценку конкурентоспособности предприятия;

- оценку потенциала предприятия - уровня изношенности основных средств, уровня технического оснащения, использования современных технологий в организации производства и реализации продукции и услуг; квалификационного состава работников на его соответствие требованиям по обеспечению качественных характеристик производства (реализации) продукции (услуг) на предприятия;

прогноз внешних условий деятельности предприятия:

- общеэкономические прогнозы рыночной ситуации;

- прогноз социально-культурного развития общества;

- прогноз экономической ситуации;

- прогноз законодательно-нормативного изменения условий деятельности (налоговые платежи и т. д.);

- прогноз емкости рынка (сегмента рынка);

целевая ориентация деятельности предприятия включает определение цели деятельности компании, реализуемой в планах:

- материально-вещественные цели (концепция товара, услуги с учетом их конкурентоспособности);

- стоимостные цели: объем реализации товаров (услуг), валовые доходы, прибыль, ликвидность;

- социальные цели: создание социально-доступных предприятий, стандарты отношений с персоналом, компаньоном, собственником.

Показатели планов доводятся в виде заданий до структурных единиц предприятия, сотрудников. В соответствии с этим задания плана должны быть понятны для исполнителей, реальны в выполнении, измеримы в оценке уровня их выполнения. Для того чтобы планы были реализованы, необходима соответствующая система мотивации персонала и контроля, которая отражала бы вклад подразделения (сотрудника) в достижение того или иного показателя плана.

Основные показатели планов предприятий представлены в табл.

Показатели планов но их видам в укрупненном разрезе

Виды планов

Основные показатели

План по объему реализации продукции и услуг

Выручка (руб.)

Продажа отдельных видов товаров, работ, услуг

Структура продаж (%)

Темп изменения выручки по периодам (%)

План по объему производства

Количество предлагаемых к реализации продукции, услуг (ед.)

Структура производства по видам товаров (услуг) (ед., доли)

Уровень загрузки производственных мощностей (%)

План по маркетингу

Затраты на рекламу по видам рекламных мероприятий и другим видам продвижения товаров и услуг (руб.)

Рост объема выручки, доходов от рекламных мероприятий (руб.)

Затраты на подготовку конъюнктурных обзоров (руб.)

Емкость рынка и доля предприятия на рынке

План по издержкам и себестоимости

Сумма затрат в целом и по основным статьям (руб.)

Уровень издержек, в том числе условно-переменных (%)

Структура затрат (%)

Себестоимость единицы продукции (услуг) (руб./ед.)

Сумма затрат по основным структурам и подразделениям предприятия (руб.)

План по труду и заработной плате

Плановая численность персонала в целом и по основным категориям, профессиям, квалификационному составу (ед.)

Производительность труда, в том числе производственного персонала, обслуживающего персонала (руб./чел.)

Фондовооруженность труда и темпы ее изменения (руб./чел.)

Фонд оплаты труда (руб.)

Среднемесячная заработная плата персонала (руб.)

План по прибыли и доходам

Совокупный валовой доход (руб.)

Прибыль до налогообложения (руб.)

Чистая прибыль (руб.)

Уровень рентабельности (%)

Инвестиционный

план

Собственные инвестиции (руб.)

Заемные инвестиции (руб.)

Капитальные вложения (руб.)

План по налогам и сборам

Налогооблагаемые показатели (руб.)

Налоги по видам (руб.)

Этот наиболее упрощенный и укрупненный перечень показателей в каждой организации уточняется, разукрупняется в соответствии с решаемыми задачами и возможностями предприятия по их обоснованию и последующему контролю.

3. Использование норм и нормативов в плановых расчетах

Нормы и нормативы являются обязательными при планировании деятельности предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

Теоретически понятие «норма» – это «научно доказанная мера затрат живого или общественного труда на создание единицы продукции или выполнение заданного объема работ».

Понятие «норматив» означает степень использования ресурса на какую-либо единицу измерения.

Виды норм и нормативов:

1) нормативы трудовые;

2) нормативы расхода сырья, материалов, топлива;

3) нормативы использования машин, оборудования и т.д.;

4) нормы производственной организации (длительности цикла производства и т. д.);

5) социально-экономические нормы и нормативы. Система норм и нормативов представляет собой некоторую платформу для планирования. Именно с использованием норм и нормативов составляются балансы расходов материально-технических ресурсов, балансы потребления энергии и т. д. Существует классификация норм:

1) по степени детализации:

а) специфицированные;

б) сводные;

2) по методу разработки:

а) расчетно-аналитические;

б) опытные;

в) опытно-статистические.

Чаще всего на предприятиях, особенно с массовым производством, принимается отдельный специалист-нормировщик, иногда эту функцию совмещает какой-либо другой работник. Необходимые для использования в процессе планирования нормы и нормативы заносятся в программу в качестве базы, откуда и берутся затем при составлении краткосрочных и долгосрочных планов. В качестве примера можно привести использование удельных затрат на единицу готовой продукции для формирования плана использования материально-технических ресурсов.

Нормы расходов материалов включают:

1) основной или полезный расход материала;

2) дополнительные затраты, понесенные в ходе технологического процесса;

3) те производственные затраты, которые не связаны с технологическим процессом.

Коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода) является особо значимым показателем. Нормы материалов используются при планировании закупок материально-технических ресурсов на предприятии. При составлении такого вида планов учитываются размеры складов, сроки и порядок поставок и т. д. Использование норм и нормативов необходимо в процессе планирования. Ведь даже при получении заказа на изготовление продукции (что касается производственных предприятий) для расчета цены необходимо руководствоваться нормами. Планирование расходов на ГСМ также подразумевает использование норм. В какой-то степени применение норм и нормативов при планировании облегчает работу специалистов, ведь есть нормативный базис, который нужно проанализировать и отклоняться от которого можно лишь незначительно. Конечно, существуют отклонения фактических данных от нормативных, но все же нельзя приуменьшать роль норм и нормативов в планировании на предприятии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Порядок, сроки, логика и последовательность обоснования внутрифирменных показателей деятельности предприятий сферы услуг.

2. Информационное и методическое обеспечение процесса планирования.

3. Законодательная база планирования.

4. Этапы планирования, их взаимообусловленность.

5. Организация процесса планирования и утверждения плановых показателей.

Темы рефератов:

1. Обеспечение системности планирования через показатели планов.

2. Использование статистических и бухгалтерских показателей при обосновании показателей планов хозяйственной деятельности предприятий.

3. Организация процесса планирования и его стадии.

PAGE 2

Процесс планирования и обоснования плановых показателей