Процесс планирования и обоснования плановых показателей
ЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ РГБ
ТЕМА 3
Тема 3. Процесс планирования и обоснования плановых показателей.
1. Показатели плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и их взаимосвязь со статистической отчетностью и бухгалтерским балансом.
Организация планирования на предприятии может быть построена на принципах централизации или децентрализации плановых расчетов и их объединения (интеграции) в единый план. При этом отдельные виды планов (бизнес-план) целесообразно разрабатывать из центра (например, отдела планирования) с подключением соответствующих отделов для детализации разделов. Другие виды планов можно разрабатывать с учетом децентрализации, что определяется задачами, решаемыми предприятием.
В общем виде в каждой компании есть центральный отдел планирования или любой функциональный отдел с функциями планирования, на который возлагаются или задачи консультационного характера (методическое обеспечение процесса планирования по разделам, структурным подразделениям) или директивные полномочия. Этот отдел может выполнять следующие функции:
формальные:
- распределение обязанностей между отделами, сотрудниками по планированию и контролю за ходом выполнения планов;
- составление графика разработки планов, их согласование;
- установление формальных требований к планово-контрольной документации;
содержательные:
- информационно-аналитическая поддержка процесса разработки планов, их реализации и контроля;
- координация составления разделов планов, разработка сводного плана и система корректировки планов с учетом внутренних и внешних изменений;
организационные:
- порядок и последовательность разработки того или иного плана;
- выбор приоритетной методики обоснования плановых показателей, форм представления планов и обеспечение доведения требований по планированию как до разработчиков планов, так и до исполнителей;
- разработка системы сбора и обработки информации (отчетной, прогнозной; внутренней, внешней; оперативной или статистической);
- выделение основных разработчиков планов, обозначение их соподчиненности и документооборота между ними;
- определение последовательности и логики разработки планов и обоснования плановых показателей, доведения их до исполнителей;
- определение форм и порядка отчетности по выполнению плановых заданий, система контроля и ответственности за выполнение планов.
Каждый вид работ по составлению, согласованию и утверждению планов целесообразно зарегламентировать. Этот регламент необходимо утвердить на уровне руководства предприятия, что позволит осуществлять эти работы целенаправленно и эффективно.
2. Показатели планов и их классификация
Показатели планов - числовые величины, характеризующие различные стороны развития деятельности экономического субъекта на перспективу.
В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.
Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:
По роли в управлении:
- директивные - обязательные для исполнения;
- расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.
По экономическому содержанию:
- натуральные (кг, м, шт. и т. д.);
- стоимостные, выраженные в денежной форме;
- относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.
По сущностным характеристикам:
- количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);
- качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).
По форме отчетности:
- оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;
- статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);
- бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.
По функциональному содержанию:
- объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;
- структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;
- результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;
- показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).
В экономических расчетах важна соизмеримость и сопоставимость плановых показателей:
- по времени (применяются коэффициенты дисконтирования или компаундинга);
- по видам деятельности (единая методика обоснования идентичных показателей по разным видам деятельности и унифицированные формы их представления);
- по ценам (расчеты должны быть выполнены в сопоставимых ценах с учетом инфляции, соразмерности цен, курса различных валют).
Каждый из показателей обосновывается во взаимосвязи с другими показателями, что обеспечивает их взаимоподдержку и формирует единый целостный план развития предприятия, выраженный системой показателей. При расчетах показателей на этапе их обоснования выполняется ряд общих процедур в определенной последовательности (особенные процедуры будут рассмотрены позднее при изложении вопросов обоснования отдельных видов планов).
Процедуры процесса расчета показателей включают:
- оценку состояния внешней среды и потенциала предприятия:
-- анализ развития отрасли, конкуренции;
-- оценку конкурентоспособности предприятия;
- оценку потенциала предприятия - уровня изношенности основных средств, уровня технического оснащения, использования современных технологий в организации производства и реализации продукции и услуг; квалификационного состава работников на его соответствие требованиям по обеспечению качественных характеристик производства (реализации) продукции (услуг) на предприятия;
прогноз внешних условий деятельности предприятия:
- общеэкономические прогнозы рыночной ситуации;
- прогноз социально-культурного развития общества;
- прогноз экономической ситуации;
- прогноз законодательно-нормативного изменения условий деятельности (налоговые платежи и т. д.);
- прогноз емкости рынка (сегмента рынка);
целевая ориентация деятельности предприятия включает определение цели деятельности компании, реализуемой в планах:
- материально-вещественные цели (концепция товара, услуги с учетом их конкурентоспособности);
- стоимостные цели: объем реализации товаров (услуг), валовые доходы, прибыль, ликвидность;
- социальные цели: создание социально-доступных предприятий, стандарты отношений с персоналом, компаньоном, собственником.
Показатели планов доводятся в виде заданий до структурных единиц предприятия, сотрудников. В соответствии с этим задания плана должны быть понятны для исполнителей, реальны в выполнении, измеримы в оценке уровня их выполнения. Для того чтобы планы были реализованы, необходима соответствующая система мотивации персонала и контроля, которая отражала бы вклад подразделения (сотрудника) в достижение того или иного показателя плана.
Основные показатели планов предприятий представлены в табл.
Показатели планов но их видам в укрупненном разрезе
Виды планов |
Основные показатели |
План по объему реализации продукции и услуг |
Выручка (руб.) Продажа отдельных видов товаров, работ, услуг Структура продаж (%) Темп изменения выручки по периодам (%) |
План по объему производства |
Количество предлагаемых к реализации продукции, услуг (ед.) Структура производства по видам товаров (услуг) (ед., доли) Уровень загрузки производственных мощностей (%) |
План по маркетингу |
Затраты на рекламу по видам рекламных мероприятий и другим видам продвижения товаров и услуг (руб.) Рост объема выручки, доходов от рекламных мероприятий (руб.) Затраты на подготовку конъюнктурных обзоров (руб.) Емкость рынка и доля предприятия на рынке |
План по издержкам и себестоимости |
Сумма затрат в целом и по основным статьям (руб.) Уровень издержек, в том числе условно-переменных (%) Структура затрат (%) Себестоимость единицы продукции (услуг) (руб./ед.) Сумма затрат по основным структурам и подразделениям предприятия (руб.) |
План по труду и заработной плате |
Плановая численность персонала в целом и по основным категориям, профессиям, квалификационному составу (ед.) Производительность труда, в том числе производственного персонала, обслуживающего персонала (руб./чел.) Фондовооруженность труда и темпы ее изменения (руб./чел.) Фонд оплаты труда (руб.) Среднемесячная заработная плата персонала (руб.) |
План по прибыли и доходам |
Совокупный валовой доход (руб.) Прибыль до налогообложения (руб.) Чистая прибыль (руб.) Уровень рентабельности (%) |
Инвестиционный план |
Собственные инвестиции (руб.) Заемные инвестиции (руб.) Капитальные вложения (руб.) |
План по налогам и сборам |
Налогооблагаемые показатели (руб.) Налоги по видам (руб.) |
Этот наиболее упрощенный и укрупненный перечень показателей в каждой организации уточняется, разукрупняется в соответствии с решаемыми задачами и возможностями предприятия по их обоснованию и последующему контролю.
3. Использование норм и нормативов в плановых расчетах
Нормы и нормативы являются обязательными при планировании деятельности предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Теоретически понятие «норма» это «научно доказанная мера затрат живого или общественного труда на создание единицы продукции или выполнение заданного объема работ».
Понятие «норматив» означает степень использования ресурса на какую-либо единицу измерения.
Виды норм и нормативов:
1) нормативы трудовые;
2) нормативы расхода сырья, материалов, топлива;
3) нормативы использования машин, оборудования и т.д.;
4) нормы производственной организации (длительности цикла производства и т. д.);
5) социально-экономические нормы и нормативы. Система норм и нормативов представляет собой некоторую платформу для планирования. Именно с использованием норм и нормативов составляются балансы расходов материально-технических ресурсов, балансы потребления энергии и т. д. Существует классификация норм:
1) по степени детализации:
а) специфицированные;
б) сводные;
2) по методу разработки:
а) расчетно-аналитические;
б) опытные;
в) опытно-статистические.
Чаще всего на предприятиях, особенно с массовым производством, принимается отдельный специалист-нормировщик, иногда эту функцию совмещает какой-либо другой работник. Необходимые для использования в процессе планирования нормы и нормативы заносятся в программу в качестве базы, откуда и берутся затем при составлении краткосрочных и долгосрочных планов. В качестве примера можно привести использование удельных затрат на единицу готовой продукции для формирования плана использования материально-технических ресурсов.
Нормы расходов материалов включают:
1) основной или полезный расход материала;
2) дополнительные затраты, понесенные в ходе технологического процесса;
3) те производственные затраты, которые не связаны с технологическим процессом.
Коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода) является особо значимым показателем. Нормы материалов используются при планировании закупок материально-технических ресурсов на предприятии. При составлении такого вида планов учитываются размеры складов, сроки и порядок поставок и т. д. Использование норм и нормативов необходимо в процессе планирования. Ведь даже при получении заказа на изготовление продукции (что касается производственных предприятий) для расчета цены необходимо руководствоваться нормами. Планирование расходов на ГСМ также подразумевает использование норм. В какой-то степени применение норм и нормативов при планировании облегчает работу специалистов, ведь есть нормативный базис, который нужно проанализировать и отклоняться от которого можно лишь незначительно. Конечно, существуют отклонения фактических данных от нормативных, но все же нельзя приуменьшать роль норм и нормативов в планировании на предприятии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Порядок, сроки, логика и последовательность обоснования внутрифирменных показателей деятельности предприятий сферы услуг.
2. Информационное и методическое обеспечение процесса планирования.
3. Законодательная база планирования.
4. Этапы планирования, их взаимообусловленность.
5. Организация процесса планирования и утверждения плановых показателей.
Темы рефератов:
1. Обеспечение системности планирования через показатели планов.
2. Использование статистических и бухгалтерских показателей при обосновании показателей планов хозяйственной деятельности предприятий.
3. Организация процесса планирования и его стадии.
PAGE 2
Процесс планирования и обоснования плановых показателей