О страшном и страхе в литературе

Тема 3. О страшном и страхе

Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив в литературном произведении

Понятие «мотив» тесно связано с понятиями «сюжет» и «фабула», поэтому напомним вам, что в литературоведении под сюжетом понимают «последовательную цепь всех изображенных и выраженных в слове движений, действий, состояний, событий, поступков, переживаний, отношений, внешних и внутренних жестов»1. Именно поэтому сюжет невозможно пересказать, в отличие от фабульной схемы – экспозиции, завязки, эпизодов развития действия, кульминации, развязки. Литературовед В.В.Прозоров сравнил сюжет с «живой многоцветной тканью воспринимаемого нами произведения», а фабулу – с «рельефно явленными узорами и рисунками на этой ткани». Мотивы ученый назвал «нитями, составляющими ткань текста, специальным образом окрашенными и умело сплетенными, сопряженными друг с другом». Мотив – неизменная составляющая, целостный элемент словесно-художественного сюжета. Любой сюжет составляет переплетение мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе самых разных сюжетов и обладать самыми различными смыслами. Мотив можно назвать микросюжетом, который проявляется в целом, самостоятельно существующем сюжете.

Вспомним фольклорные волшебные сказки: в них легко выделить мотивы. Например, в сказке о царевне-лягушке есть мотивы выбора невесты ( сыновья по велению отца стреляют из лука), мотив испытания невест (задания, которые трижды даются невестам), нарушения запрета (царевич сжигает лягушачью шкурку), поиска невесты и испытаний царевича, погони, свадьбы. Эти мотивы повторяются в многих волшебных сказках, но при этом царевич может стать крестьянским сыном, братья превратиться в сестер, запреты и испытания героев будут разными.

Лейтмотивом называют образ, повторяющийся как в одном произведении, так и в нескольких произведениях автора. Иногда лейтмотивы называют мотивами. Но следует различать мотивы – элементы сюжета и мотивы-образы.

Читая произведения, включенные в тему «О страшном», вы будете наблюдать за тем, как в каждом из них создается образ страха и какую роль он играет в реализации авторского замысла.

Раздел 1. Страшное и страх в лиро-эпических произведениях

Лиро-эпические произведения. Баллады

Лиро-эпическими называют произведения, в которых сочетаются признаки и эпоса, и лирики. Основу таких произведений составляет повествование, однако здесь автор стремится не столько проанализировать событие, сколько выразить то, как его переживают герои. Вы уже знакомы с такими произведениями. Это баллады. Вещий Олег в балладе А.С.Пушкина тоскует в разлуке с конем, три пальмы в балладе М.Ю.Лермонтова ропщут на бесцельность своего существования, чувством опасности наполнен мир баллады Ф.Шиллера «Перчатка». Событие и чувства в балладах так тесно переплетены между собой, что их невозможно рассматривать в отдельности.

В балладе всегда есть тайна. Как все неизведанное, необъяснимое, она рождает волнение и даже страх – и у героев, и у читателя. Страх смерти – один из самых древних и самых сильных. Ещё люди боятся потерять то, что им особенно дорого – близких, любимых людей, честь, свободу. Страх один из признаков баллады как жанра.

Задание. Вспомните уже прочитанные вами баллады. Что в каждой из них вызывает страх? Кто и чего боится?

Василий Андреевич Жуковский (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) апреля 1852)

Рис 1. А.А.Воейкова. Портрет В.А. Жуковского

В начале XIX века в России было много хороших переводчиков, которые знакомили русскую публику с достижениями европейской литературы и культуры. Занимался переводами и В.А. Жуковский. Он увлёкся творческой задачей – перевести на русский язык немецкие баллады и открыть русскими читателям жанр, мало им знакомый. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад, каждая из них была замечательным произведением, так что современники стали называть В.А. Жуковского «балладником».

Поэт начал эту работу в 1808 году с перевода баллады немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», дав ей русское название «Людмила». Для достоверности В.А.Жуковский перенёс действие из Европы в Россию XVI века, когда страна участвовала в Ливонской войне: жених Людмилы, явившись к невесте, говорит, что остался под Наровой (Нарвой).

Заметки на полях. Ливонская война

Нарва – город на территории современной Эстонии у самой границы с Россией. В XVI в. Нарва принадлежала Ливонскому рыцарскому ордену. С ним в 1558 году начал войну Иван IV Грозный за выход к Балтийскому морю. На пути к морю лежали земли Ливонского ордена – германских рыцарей-крестоносцев. В результате войны в 1560 году Ливонский орден распался, его земли отошли Швеции и Литве. Завершилась Ливонская война только в 1583 году: завоевать выход к морю России так и не удалось.

«Людмила» удалась В.А.Жуковскому благодаря не столько переводу сюжета, сколько переделкам, которые внёс поэтом в текст. Людмила стала ближе русскому читателю, чем немецкая Ленора.

В 1812 году поэт создал «Светлану». В сюжете этого произведения читатели могут увидеть некоторое сходство с «Людмилой» и «Ленорой», но образы «Светланы» и смысл баллады совершенно оригинальны. В произведении воплощены русские характеры, традиции, ценности.

Написав «Светлану», В.А. Жуковский проложил дорогу таким поэтам, как А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов и многим другим, потому что до В.А. Жуковского никто не создавал произведений, в такой степени обладавших народностью.

Задание. Вспомните, что такое народность в литературе, какие произведения называют народными.

Заметки на полях. История «Светланы»

История создания «Светланы» непосредственно связана с историей личной жизни В.А.Жуковского. Его сестра по отцу Е.А. Протасова осталась вдовой с двумя детьми. Достаток семьи Протасовых был скромен. Екатерина Андреевна попросила В.А. Жуковского стать учителем её дочерей – Маши и Саши. Живые любознательные девочки оказались благодарными ученицами. Когда спустя время младшая из сестёр, Саша, вышла замуж за друга В.А. Жуковского и стала А.А. Воейковой, поэт посвятил ей балладу «Светлана».

Рис. 2. А.А.Воейкова. 1829

В балладе отразились личные переживания поэта: он испытал первое, сильное и чистое, чувство к Маше Протасовой. Из-за близкого родства между Жуковским и Машей Е.А.Протасова отказала поэту в руке дочери, а без согласия матери молодые не захотели создавать семью. В.А. Жуковский несколько лет ждал и пытался убедить Екатерину Андреевну, что он составит счастье её дочери. Когда поэт работал над «Светланой», он тоже жил страхом и надеждой, как и его героиня. В светлой балладе поэт выразил и свои надежды на счастье.

Произведение очень понравилось читателям. На слова баллады современники писали музыку, в 1836 г. К.П. Брюллов сделал иллюстрацию «Гадающая Светлана».

Рис. 3. К.Брюллов. Гадающая Светлана

Вопросы и задания. Прочитайте балладу В.А.Жуковского «Светлана» и определите, в чем заключается ее народность. Подумайте о том, что вызывает страх у героини, что – у читателя.

В.А.Жуковский

Светлана

А. А. Воейковой

Раз в крещенский2 вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны3.

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой4;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою5;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы6;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто все вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил7

Тускнет в фимиаме8;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!»9

Пуще девица дрожит,

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Ворон каркает: печаль\

Кони торопливы

Чутко смотрят в черну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали.

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться — следу нет...

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит...

Дверь шатнулася... скрыпит...

Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт

Белою запоной10;

Спасов лик11 в ногах стоит;

Свечка пред иконой...

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми12 в уголке

Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится...

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье...

Чу, Светлана!., в тишине

Легкое журчанье...

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси13 тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвец шевелится...

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь — на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...

Что же девица?.. Дрожит...

Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась...

Глядь, Светлана... о творец!

Милый друг ее — мертвец!

Ах! ...и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы14;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит... Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий...

Чу!., в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет...

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты15;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава — нас учили — дым;

Свет — судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Вопросы и задания

  1. В сети Интернет найдите информацию о святочных гаданиях и расскажите в классе, как гадали девушки в балладе В.А. Жуковского и что предсказывали их песни.
  2. Какой стихотворный метр использовал поэт? Понаблюдайте, как чередуются размеры строк в одной строфе. Какую закономерность вы обнаружили? Какой эффект создает этот ритмический рисунок?
  3. В чём особенности рифмовки в каждой строфе? На какой стихотворный жанр похожа каждая строфа баллады? Обоснуйте свое мнение.
  4. *Перечитайте речь Светланы в третьей строфе. Каково внутреннее состояние героини баллады?
  5. *В описании гадания появляются образы белого плата, песни, церкви, зеркала, свечи. Найдите, где еще в балладе встречаются эти образы. Остаются ли они неизменными? Чем это можно объяснить? Можно ли эти образы назвать лейтмотивами, почему?
  6. Проследите, как меняется пейзаж в сцене гадания и во сне Светланы. О чем говорят Светлане и читателю эти изменения? Какие чувства вызывают?
  7. Проследите, как течет время в балладе? *Что помогает автору создать образ времени?
  8. В какие цвета и с какой целью окрашивает поэт балладу?
  9. *Какие образы-символы есть в балладе? Пользуясь Энциклопедией «Символы, знаки, эмблемы» (http://slovari.yandex.ru/dict/encsym), раскройте их значение.
  10. Какие фольклорные образы есть в балладе В.А.Жуковского? Какова их роль в произведении?
  11. * Кто и чего боится в балладе? Страх в «Светлане» мотив или лейтмотив? Как он создается поэтом?
  12. Почему опасности миновали Светлану?
  13. Можно ли назвать Светлану романтической героиней, почему?
  14. *К кому обращается повествователь в конце баллады? Как вы понимаете выражение:

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье.

  1. *О каких переживаниях повествователя вы узнали, прочитав балладу? Что вам помогло это сделать?
  2. Покажите, как в балладе сочетаются лирическое и эпическое начала. Какой эффект создает это сочетание?
  3. Вспомните, какие произведения называются романтическими, какие – реалистическими. К каким из них относится «Светлана»? Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как связано содержание баллады с литературным методом.
  4. Подготовьтесь в выразительному чтению эпизодов баллады по своему выбору. Подумайте, как вы будете передавать голосом атмосферу эпизода и переживания повествователя и героини.

Дополнительные вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию К.Брюллова «Гадание Светланы». Расскажите, какой увидел художник героиню баллады. Что в балладе подсказало ему такое решение образа? Сохранил ли художник на иллюстрации атмосферу таинственности? Докажите свою мнение.

2. Какие эпизоды «Светланы» выбрали бы вы для иллюстрирования, почему? Опишите одну из иллюстраций, которую вы бы сделали к этой балладе.

Вопросы и задания для сопоставления произведений

1. Прочитайте балладу «Людмила» и сравните ее со «Светланой» по теме и художественной идее.

2. Перечитайте балладу В.И.Гёте «Лесной царь». Сопоставьте образ страха в этом произведении с образом страха в балладах «Светлана» и «Людмила». Для этого установите, с чем связаны страшное и страх в каждой балладе, какие эмоции вызывает у героев, как каждый поэт создает образ страха. Сделайте вывод о том, что сближает эти произведения и чем они различаются.

1 Прозоров В.В. «Другая реальность: очерки о жизни в литературе». – Саратов: Лицей, 2005

2 Крещенский вечерок – вечер на 19 января. Крещенье – христианский праздник в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Крещением завершались святки – период между Рождеством и Крещением. В это время разрешалось гадать.

3 Песенки подблюдны – подблюдные песни, народные песни, связанные с гаданием. Название объясняется тем, что при пении таких песен из блюда или чаши с водой наугад вынималось кольцо или другая вещь, принадлежащая кому-то из гадающих. Содержание песни предсказывало судьбу. Подробнее см.: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3985.htm

4 Круговая песня – разновидность застольных песен.

5 Белая пелена – здесь белая скатерть

6 Ворота тесовы – ворота из тесаных бревен.

7 Паникадило – центральная люстра в православном храме.

8 Фимиам – благовонные вещества, которые сжигают во время религиозных обрядов

9 «Буди взят могилой» – т.е. умрет.

10 Белая запона. – Запона – пряжка, заколка. Но у Жуковского используется более ранее значение слова. Запоною называлась в Древней Руси холщевая девичья одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам, с отверстием для головы. Отсюда можно предположить, что поэт называет запоной белых холст или ткань, которая и покрывает гроб.

11 Спасов лик – икона с изображением Христа Спасителя.

12 Под святыми – т.е. под иконами

13 Перси –грудь (устар.).

14 Денница – утренняя заря

15 Обеты – клятвы

PAGE \* MERGEFORMAT 269

О страшном и страхе в литературе