Анна Андреевна Ахматова


Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) — русский поэт. Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года, Большой Фонтан, близ Одессы. Скончалась — 5 марта 1966 года, Домодедово, под Москвой.

Анна Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Семья. Детство. Учеба

Предки Анны Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).

Гумилев

Весной 1910 после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые публикации. Первые сборники. Успех

Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вячеслав Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют.

По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.

Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: Анна выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т. ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.

В 1914 выходит второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (тысяча девятисот семнадцатого) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой.

Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Анне Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет плакатные стихотворения (в последствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-46 Анна Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Последние годы. «Бег времени»

В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Сам факт существования Анны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием"

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А Ахматова.

Цели:

Образовательные - познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А. Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Развивающие - развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

Воспитательные - воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения - учебники, хрестоматии, тексты стихов А. Ахматовой, опорные конспекты, компьютер, материалы Интернета, компакт-диски с историческими и литературными материалами, тесты, олимпиада.

Методы обучения - фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения, выполнение тестов, работа с вопросами олимпиады.

Тип урока - комбинированный.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А. Ахматовой, составить хронологическую таблицу её жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

II. Новая тема.

На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.

История появления псевдонима Ахматова.

Начало творчества, первый поэтический сборник.

Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.

Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Гибель Гумилёва, арест сына, поэма в€Реквиемв€. Многолетнее молчание, пушкиниана.

Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.

1946 год, новые испытания.

Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

Анализ стихотворения.

III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.

Письменно в тетради:



Выполнение тестов.

Ответы на вопросы олимпиады.

IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект урока

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

- Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.

- Верно.

II. Откройте тетради и запишите тему урока.

Начинается компьютерная презентация.

Слайд № 1. Учащиеся записывают тему в тетради.

Слайд № 2.

История появления псевдонима “Ахматова”.

На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны устно ответить.

Ответ: Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова - это фамилия бабушки, ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Начало творчества, первый поэтический сборник.

Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.

Слайд № 3. История любви Н. Гумилёва и А. Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: “Она”,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжёт... нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: в€Дав€,

О, это “да” со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше в€дав€, ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй - лишь бред весны и сны. Тебе покорной! Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.

Но, видишь ли! ведь я пришла сама...

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьётся в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло.

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

Слайд N 4. Учащиеся отвечают на вопросы.

Ответ: Н. Гумилёв создал в€Цех поэтов-акмеистовв€

(Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.)

Первые сборники стихов А. Ахматовой назывались в€Вечерв€ и в€Чёткив€.

Слайд № 5.



Вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью...”?

Кто является героем этого стихотворения?

Какие тропы заметили в стихотворении?

Анализ стихотворения Сжала руки под тёмной вуалью... (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “...я терпкой печалью/ Напоила его допьяна. ” Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: в€сбежалав€, в€я бежалав€, в€задыхаясь, я крикнулав€. в€Перил не касаясьв€, то есть стремительно, без всякой осторожности, - это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделённое от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

Слайд N 6. Стихотворение в€Я так молилась: в€Утоли...в€.

Вопросы: Какова тема этого стихотворения?

Какие традиции продолжает Ахматова?

Я так молилась: “Утоли

Глухую жажду песнопенья! в€

Но нет земному от земли

И не было освобожденья.

Как дым от жертвы, что не мог

Взлететь к престолу Сил и Славы,

А только стелется у ног,

Молитвенно целуя травы, -

Так я, Господь, простерта ниц:

Коснется ли огонь небесный

Моих сомкнувшихся ресниц

И немоты моей чудесной?

Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение “Пророк”). Таким образом, творчество Ахматовой не укладывается в рамки акмеизма.

Слайды № 7-8. Казалось бы, в жизни А. Ахматовой всё складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

Первая Мировая война. Стихотворение в€Молитвав€

Слайд № 9. Н. Гумилёв в армии. Переписка.

Учащиеся читают стихотворение “Ты письмо моё, милый, не комкай...”

Ты письмо мое, милый, не комкай,

До конца его друг прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я -

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках...

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

1912 г. Царское Село

Слайд N 10-11. Стихотворение “Молитва”.

Вопросы: К кому обращено стихотворение?

Какую жертву она готова принести?

Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М. Цветаева называла А. Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Слайд № 12. “Не с теми я, кто бросил землю...”

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова в€родинав€ и в€властьв€ никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В каком стиле написано это стихотворение?

Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".

Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. в€Бросившиев€ и в€изгнанникив€ в€” разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.

Слайд № 13. Дружба с О. Мандельштамом.

В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.

Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.

Слайд N 14-15. Дело Н. Гумилёва.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.

Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни в€Реквиемв€ (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” — 1961-м, “Посвящение” — 1940-м, “Вступление” — 1.935-м Известно также, что вариант в€Эпилогав€ был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти в€” лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения.

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. ” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Слайды N 16. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу...”

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И. Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе,

Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.

Слайды № 17-18.

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы.

1946 год, новые испытания.

Слайды № 19-20-21.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “Πжурналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А. Ахматовой был уничтожен.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них - И. Бродский - стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А. Ахматова снова начинает печататься.

Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

Слайды № 22-23-24-25.

5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме в€Реквиемв€ устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: в€И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ...”

 “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи

III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.

Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).

IV. Подведение итогов урока.

Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.

Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

ТЕСТ

к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой

Задание 1

К какому литературному течению принадлежала А. А.Ахматова:

Акмеизму.

Символизму.

Имажинизму.

Футуризму.

Задание 2

Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:

Анна Суворова.

Анна Горенко.

Анна Гумилева.

Другое имя.

Задание 3

Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

Да.

Нет.

Задание 4

В чем видит А. А.Ахматова предназначение поэта:

Сохранить трагическую национальную память.

Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.

Петь о любви.

Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.

Задание 5

Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

ВЂњЧетки”.

“Вечер”.

“Лебединый стан”.

“Белая стая”.

Задание 6

Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.

Боец-революционер.

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

Задание 7

В стихотворении в€Мне голос былв€ (тысяча девятисот семнадцатого) А. Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

Как поэт, понявший и принявший революцию.

Задание 8

В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

Гражданские мотивы.

Библейские мотивы.

Мотив Родины.

Задание 9

Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:

В 1937 году.

В 1952 году.

В 1988 году.

Вопросы олимпиады

1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?

1) Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Сужается какой-то тайный круг,

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936

2) Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы - Один ответ:

- Откуда мне сие"?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты

Закон звезды и формула цветка.

14 августа 1918

2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.

1) Сжала руки под темной вуалью.

“Отчего ты сегодня бледна? ”

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

2) Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

“Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли..

3) ... Я слышу: легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк...

3. Кто из поэтов так говорил о себе?

1) Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

2) Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким в€Русьв€.

3)О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

4. О чем рассказывает А. Ахматова в этих стихах:

И женщина какая-то моё

Единственное место заняла,

Моё законнейшее имя носит,

Оставивши мне кличку, из которой

Я сделала, пожалуй, все, что можно?

5. Что произошло “за Днепром в деревянной церкви” 25 апреля 1910 года?

6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на “башне” Вячеслава Иванова?

7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?

8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: “Πкак убийственно мы любим! ” Чья эта строчка?

9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?

10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта в€полумонахиней-полублудницейв€ и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно...”? Чей это был “голос” и куда он звал героиню поэта?

12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?

13. Кого оплакивает Ахматова: в€Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощв€?

14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?