Выступление на Республиканском круглом столе зам. директоров по воспитательной работе АРК на тему Изучение республиканского курса История Евпатория как фактор воспитания патриотизма и толерантности



С 2003 года кафедрой истории и правоведения Евпаторийского института социальных наук Крымского гуманитарного университета разрабатывался курс истории Евпатории и она выступала с инициативой его введения в средних учебных заведениях Евпатории. Предлагаемый курс по истории города является первой попыткой систематического изложения краеведческого материала.

Предметом исследования являются исторические, демографические, экономические, этнокультурные проблемы истории города Евпатории с V в. до н. э. по конец ХХ - начало ХХI вв.

Объектом исследования является город Евпатория в различных аспектах в указанный хронологический отрезок времени.

Информационной базой исследования являются архивные материалы, материалы прессы XIХ-XX вв., мемуары, научные публикации.

Научная новизна данного курса заключается в разработке первого учебного курса и соответствующего учебного пособия по истории города Евпатории, в котором будут затронуты ранее неизученные темы, в частности: социальная структура города и её изменение в XVI - начале XX вв.; развитие образования в городе в XIХ-XX вв.; становление и развитие курортного дела; торговля и предпринимательство в XIХ-XX вв.; деятельность органов местного самоуправления в XIХ - начале XX вв.; градостроительство и архитектура в XVI - начале XX вв.; история национальных общин города (караимской, армянской, греческой, еврейской).

Цель курса: познакомить школьников с историей и культурой города в различные исторические периоды.

Задачи курса: сформировать у школьника представление о многообразии и взаимопроникновении культур Крыма; воспитать в нем толерантность по отношению к представителям всех этносов и религий, проживающих в Евпатории и Крыму; дать представление школьнику о современных проблемах города, историческом опыте решения аналогичных проблем в прошлом.

Предмет курса: научное и всестороннее познание истории города, его социально-экономического, политического и культурного развития.

Содержание курса реализуется в процессе изучения двух блоков: теоретического и практического. Теоретический блок: состоит из изложения материала пяти разделов: "Античная Керкинитида", "Средневековый Гезлев", "Евпатория в первой половине XIX века", "Евпатория во второй половине XIX века", "Евпатория в XX - начале ХХI века". Практический блок включает подготовку рефератов, экскурсии с посещением исторических и культурных мест, памятников, музея и театра и др.

Учебные часы для преподавания данного курса выделяются из вариативной части учебного плана. Распределение часов является ориентировочным, учителю предоставляется право самостоятельно определять количество часов для изучения конкретной темы или блока. В программе отсутствует жесткое поурочное деление, учитель может изменять названия тем уроков, переставлять их местами, но без нарушения хронологической последовательности тем курса.

Тематика экскурсий является ориентировочной, возможны изменения в названии тем и количестве отводимых на их проведение часов.

Слайд 5. В своем преподавании курса "История Евпатории" я опираюсь на 3 главные составляющие, которые можно назвать "тремя китами", на которых должно держаться изучение этой дисциплины: патриотизм, толерантность, творчество. Этих трех составляющих не хватает современным ученикам, поэтому, я считаю, что этот предмет призван раскрыть ребятам основополагающие характеристики человека любого времени.

Слайд 6. Изучение этого курса происходит в 5-7 классах, поэтому использование большого фактического материала является абсолютно неуместным, что является спецификой этого предмета как дисциплины социо-гуманитарного цикла, где в основном требуется использование большого фактажа, поэтому в своей работе я применяю такие формы работы: наглядность с использованием ИКТ, экскурсии, творческие задания (доклады учащихся, проекты, работа над фотоотчетами, театрализованные выступления).

Слайд 7. Одной из форм работ является прием метода сравнительного анализа, когда ученики 6-х классов, сравнивают традиции народов Евпатории. Эта работа может проходить в разных формах: как соревнование между командами, представляющие разные народы, в форме брейн-ринга, а также как театрализованная постановка.

Слайд 8. На уроках проводится такая форма работы как экскурсия в прошлое - во время урока можно увидеть, как город менялся и преображался. Вот евпаторийский вокзал - место очень важное для города, поскольку сюда стекается большое количество людей, разных национальностей и вероисповеданий, которых мы очень радушно принимаем в своем городе. Этот фактор показывает насколько население нашего города толерантно и гостеприимно ко всем гостям города.

Слайд 9. Городской театр уникальное место - построен на деньги караима, городского головы нашего города, прошел долгую историю, в нем всегда собиралось большое количество народностей для того, чтобы окунуться в царство прекрасного, прикоснуться к великому. Сейчас в театре проходят большие и интересные концерты крымско-татарского ансамбля "Хайтарма", греческой и еврейской общин города и ученики школ и жители города с большим удовольствием присутствуют на этих мероприятиях.

Слайд 10. Набережная города - место встреч, место свиданий, место, где можно увидеть большое количество отдыхающих людей, место, которое трудно забыть любому приезжему, место, куда сходятся сотни различных национальностей и вместе отдыхают.

Рядом с набережной расположено удивительное место "Малый Иерусалим", где в маленьком квартале расположены религиозные святыни 7 различных национальностей. Здесь в нескольких метрах расположены самая большая мечеть в Крыму и один из крупнейших соборов Крыма. Это еще раз показывает веротерпимость и толерантность нашего населения. Мы привыкли жить со многими национальностями, учиться, работать, отмечать вместе праздники - это все способствует мирному существованию около 100 различных национальностей в нашем городе, и это дает пример нашим детям, будущим поколениям - что главное для человека - это толерантность.

Слайд 14. Не только в мирное время мы живем и развиваемся вместе, но и когда пришла беда на нашу родины - Великая Отечественная война, когда на нас напала фашистская армия и уничтожала все на своем пути. И тогда все народности объединились в единое целое и стояли против врага насмерть. Можно привести примеры мужества и героизма разных народов - Родион Яковлевич Малиновский, Маршал СССР, дважды Герой СССР, полководец ВОВ - крымский караим, Амет хан Султан - крымский татарин, крымчанин, дважды Герой СССР.

Слайд 20. Одной из главной формой работы являются экскурсии. Ребята были на экскурсиях и в Текие дервиш и в караимских кенасах, и в синагоге, и в мечети, храмах города, а также прошлись по старым средневековым улочкам города - это все воспитывает у них толерантность и таким образом я хочу показать, что любой народ является уникальным и каждый народ мы должны уважать и не ущемлять их права и традиции.

Также проводятся экскурсии по местам, имеющими особое значение по истории ВОВ - формирование патриотизма и гордости за свой город, за свою страну, за своих дедов и прадедов.

Слайд 23. Таким образом, изучение курса "История Евпатории" является очень важным для формирования у учащихся толерантности и патриотизма. В нашем многонациональном и многоконфессиональном городе - это неотъемлемая часть любого воспитательного процесса. Особенность нашего города состоит в том, что на протяжении многих столетий разные народы и конфессии сосуществуют мирно и без потрясений. При изучении курса у детей формируются понятия, что нет доминирующей нации и народа, поскольку любая народность является уникальной.