Проблема развития личности в процессе реализации ФГОС НОО

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования………………………………….5

2. Сущность и содержание понятия «развитие личности»……………..13

3. Обзор программ начального основного образования………………..25

Заключение………………………………………………………………..39

Список литературы……………………………………………………….42

Приложение……………………………………………………………….45

Введение

С сентября 2011 года все образовательные учреждения нашей страны перешли в 1-х классах на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, введение которых было предусмотрено Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа». 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены основные  направления развития общего образования, одним из которых является обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должен  соответствовать образовательный стандарт второго поколения.

Новый Стандарт – это обновление содержания образования, средств обучения и ценностей образования, в том числе и личностного развития младшего дошкольника.

Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы.

Существующие в настоящее время образовательные стандарты не дают желаемых результатов, так как не соответствуют целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся детям в будущем.

Это положение определило актуальность и выбор темы курсового исследования «Развитие личности в процессе реализации ФГОС НОО».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему развития личности в процессе реализации ФГОС НОО.

Задачи исследования:

- дать характеристику Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования;

- раскрыть сущность и содержание понятия «развитие личности»;

- осуществить обзор программ начального основного образования в свете ФГОС НОО.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение опыта педагогов-практиков по развитию личности младшего школьника в условиях ФГОС НОО.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [28].

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ [21].

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [28].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 Структура стандартов включает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

 С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- базисный учебный план образовательного учреждения;

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Стандарт выдвигает три группы требований:

- требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

- требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся [28].

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

2. Сущность и содержание понятия «развитие личности»

В европейских языках понятие «личность» произошло от латинского «персона» - маска актёра в театре, социальная роль человека. В русском языке «лик» - изображение лица на иконе. В восточных культурах понятие «личность» относится не только к лицу, но и ко всему телу человека. Это понятие имеет множество значений: отдельный человек, индивидуалист; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных норм, сознания и поведения, общественно-исторического опыта (личностью становятся под влиянием сообщества, воспитания, обучения, общения, взаимодействия) [32, с.103].

В гуманистической философии личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Личность есть единое целое, она «сложна как микрокосм» (Е.И. Рогов), в ней все свойства и компоненты, субъективное и объективное связаны «в чрезвычайно трудно поддающейся расчленению, неразложимой целостности [26, с.112]. Согласно Р. Линтону, личность - это «организованная совокупность психологических процессов и состояний, переживаемых индивидом, из которых вытекает его поведение». Личность - это эксклюзивное «повторение» мира в самом себе, проявление себя как субъекта, в котором внешние феномены-значения обретают форму смыслов; она не существует вне системы своих выборов, ими конструируется и создаётся. Это уникальный, не имеющий аналогов в живой и неживой природе комплекс энергетических и информационных процессов и преобразований со сложной структурой взаимоотношений между ними [25, с.128].

Личность - социальна и выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического; возникает в результате культурного и социального развития, это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия и отношений с миром. Уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите пространства этой индивидуальности; инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку правил поведения в этом пространстве [19, с.99]. Понятие «личность» - социальная характеристика индивида, указывающая нате его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, а более позднее образование - личность - это сознательный субъект деятельности [17, с.133]. Человек становится личностью в процессе достижения определённого уровня развития, который позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Он должен проявить, раскрыть свои свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

По мнению А.А. Бодалёва, какие бы жёсткие требование не предъявлялись к личности, какими бы они ни были по своему содержанию и форме, она всё равно принимает их и трансформирует для себя в соответствии с характером и степенью своей субъективности - уровнем развития сознания, сформированности потребностей, развития способностей воспитанности характера. И ни кто-то другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути для их достижения и приходит к тем или иным результатам. «С определённого возраста, становясь суверенной личностью, неповторимой индивидуальностью, человек начинает строить себя сам, самосовершенствоваться, развивает заложенные в нём природой, Богом и предшествующим воспитанием способности и задатки души и тела» [3, с.92].

Личность способна не только присваивать мир предметов и идей, но и производить, преобразовывать, созидать, рефлексировать. Она обладает «интегративной активностью» [7, с.76], предполагающей активную позицию личности в различных проявлениях, начиная от осознанного целеполагания, диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности во всех (от традиционных до принципиально новых) ситуациях, заканчивая стремлением и способностью интуитивно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений [14, с.112]. Главная же сущностная черта - сознательно и свободно поставленная цель, стремление к её достижению через реализацию адекватной деятельности, высокая активность и последовательность в этом.

Свобода личности, - когда в процессе целеполагающей деятельности детерминация действий происходит в самом человеке, когда налицо способность человека самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность и обстоятельства, ей сопутствующие, с учётом поставленной цели, когда есть право и возможность не только самостоятельно выбирать задачи, способы и условия их решения, но и креативно создавать и интегрировать их, созидать принципиально новые. Личность как субъект характеризует внутренняя независимость «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в значении устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения (а с ними и поведения, стиля, образа жизни, конкретных поступков) только при серьёзных основаниях, самоубеждении в этом. В единстве с важнейшими процессуальными характеристиками (полнота и разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал и др.) эти смыслы, взгляды, мотивы, убеждения образуют ту самую уникальность, неповторимость, оригинальность личности, которые являются основой для плодотворных меж субъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.

Прежде всего, личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве [25, с.101].

По мнению В.А. Петровского, личность - это своеобразный закон устройства собственного бытия, поведения и отношений с миром. В личности - особом качестве человека, порождении социокультурного контекста - замыкаются социальное и культурное начала, они-то и формируют её. Социальная природа человека проявляется в процессе усвоения им социальной культуры, в результате чего у него вырабатывается конкретная система интересов, устойчивая цепь мотиваций [19, с.145]. В то же время, - как справедливо отмечает Е.И Игнатьев, в любую историческую эпоху люди обладают определённым образом мира, специфическим мировидением, и ведут себя не только и не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. Под сознанием здесь приходится понимать не одни лишь отрефлексированные и продуманные системы мысли, но и всю магму неясных и автоматизированных реакций человеческого сознания, мир воображения. Ориентиры поведения и ценности жизни даются человеку в огромной мере его языком, религией, воспитанием, примером окружающих [25, с.102].

Выявлению механизма личностного развития посвящены многие крупные исследования в области психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Г.А. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Концептуальные положения о личностном начале человека - результат фундаментальных исследований в области психологии личности. 3. Фрейд разработал психодинамическую теорию личности, подчёркивающую неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения. Формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития и происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные влечения. Таким образом, психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах (в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т.д.) дают о себе знать в течение всей человеческой жизни. С учётом этого этнологи делают вывод о том, что различия в системах воспитания разных народов приводят к формированию у них своеобразных черт характера.

А. Адлер разработал индивидуальную теорию личности, подчёркивающую уникальность каждого индивида и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки, стремятся к достижению жизненных целей. К.Г. Юнг - автор аналитической теории личности, придающей большое значение противоборству сил внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуализации. Э. Эриксоном сформулирована концепция восьми стадий развития Эго, берущая начало в теории Фрейда. Эго - теория личности, базирующаяся на психоаналитической, но развивающая новые направления и пути понимания поведения человека. Э. Фромм разработал концепцию «социальной личности», которая определялась как более или менее осознанная система идей - верований, установок, ценностей, чувств, в которой подчёркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивида. Однако установки и ценности не идентичны личности как таковой; они отражают некоторый поверхностный пласт личности.

К. Хорни создал социокультурную теорию личности или теорию оптимизации межличностных отношений, нацеленную на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости или эмоциональной обособленности от других людей. Г. Олпортом разработана диспозициональная теория личности, выделяющая устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство его поведения со временем и с изменением ситуации. Р. Кеттел создал структурную теорию черт личности, постулирующую существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение; Б.Ф. Скиннер - теорию оперантного научения: форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; А. Бандура -социально-когнитивную теорию личности, подчёркивающую, что поведение является результатом сложного взаимодействия между когнитивными (познавательными) процессами и влиянием окружения; Д. Роттер -теорию социального научения; Дж. Келли - когнитивную теорию личности, придающую особое внимание когнитивным процессам (мышление, сознание, суждение) в понимании поведения человека; А. Маслоу гуманистическую теорию личности, подчёркивающую уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно предлагались различные стадийные модели для понимания фаз роста и развития в жизни человека: Г. Айзенк. Кроме того, многими учёными подчёркивалась роль взаимоотношений между ребёнком и родителем как значимого фактора в понимании проблем развития. Исходя из того, что в каждой ситуации личность должна как бы балансировать между требованиями «быть как все» и «быть как никто другой», т.е. одновременно быть идентичной и уникальной, они (Кольберг) ставят задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам, развития у индивида стремления к «контактам с материальной и общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. К. Роджерс придавал особое значение тому, как формируется «Я-концепция» индивида (и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении) под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Это феноменологическая теория личности, подчёркивающая важность субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, личной точки зрения на мир и себя [7, с.88-122].

Категория развития, постоянно подвергаясь переосмыслению и трансформации в зависимости от экономической, политической и культурной жизни, становится базовой в гуманистической парадигме образования. Развитие личности происходит под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов, в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития. Пока поведенческие или психологические новообразования не становятся предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием. Ещё одним аспектом механизма личностного развития является «вмешательство» сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. Основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение к культуре. Принадлежность к определённой культуре приводит к нормативным моделям мышления, эмоциям и поведению, формирует отношение к окружающему миру [4, с.98-99].

Механизм развития личности В.А. Крутецкий определяет как закрепившиеся в её психологической организации способы и инструменты само преобразования. Способами «работы» индивида со своей чувственной сферой выступают словесный отчёт; внутреннее высказывание; формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от, стремления противопоставить его иному мнению; сознательное выполнение «личностного действия» - выбор, принятие ответственного решения, заявление о своей позиции т.п. Этот важнейший аспект личностных новообразований есть внутренний диалог, не в последнюю очередь зависящий от освоенности реальных диалогических отношений [14, с.111].

Говоря о механизме личностного развития, Р.С. Немов подчёркивает в нём аспект скрытости, «интимности». Он считает, что нужно отличать то действительное содержание внутренней работы человека от того, как он эту «работу» презентует другому. Интимность процесса личностных новообразований приводит к тому, что личностный опыт индивида является продуктом его саморазвития, а не влияния извне. Развитие функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа Я, принятия ответственности, творческой самореализации в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта возможно лишь при условии, что они будут востребованы ситуацией жизнедеятельности индивида, найдут в ней приложение. «Без ведома» личности нельзя решать, какой ей быть (не следует это смешивать с когнитивной сферой, где стандарты образования определяются в значительной мере из других соображений). Одна из функций личности -непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла её деяний и жизни вообще. Невыполнение этой функции, её недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития. «Смысл жизни человека состоит в реализации его сущностных сил». Отсутствие смыслопоисковой политики ведёт к экзистенциальному вакууму, обезличиванию индивида и, в конечном счёте, - к утрате жизненного смысла, бессмысленности.

Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешивание двух начал - императива и свободы. Императив для личности - это, прежде всего общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается в собственных притязаниях личности на достижения, утверждающие образ Я. Личность ищет гармонию этих инстанций.

Развитие личности представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностного опыта (смыслов) и таких жизненных событий, которые обесценивают или, напротив, усиливают какие-то из этих смыслов, требуют рефлексии или даже ревизии накопленного опыта под воздействием нелюбых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Речь идёт о становлении индивидуальной гармонии личности, об обеспечении базового уровня культуры, необходимого для саморазвития личности [17, с.211-222].

«Педагогика личности» (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, М.В. Кларин, СВ. Кульневич, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов) рассматривает развитие личности как деятельность, выполняемую педагогами на основе целенаправленной передачи воспитанникам определённого опыта личностной самоорганизации.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и др. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие. Личностная парадигма требует универсальности, нравственной целостности. Её нельзя образовать частично, стандартизировать. Личность в этой системе не является чем-то, что нужно «активизировать» для выполнения заданной учебной программы, т.е. выступает не как средство, а как самоцель образовательного процесса [5, с.112-114].

Если говорить о сфере личностного развития обучающихся школы, то оно должно обеспечить:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями [2, с.34].

В соответствии с требованиями ФГОС личностное развитие учащихся начальной школы направлено на:

- определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

- определение возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделение основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся [1, с.89].

Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

-  любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

3. Обзор программ начального основного образования

Анализ информации по теме курсового исследования позволил нам утвердиться в том, что на сегодняшний момент существует достаточно обширный набор учебных методических комплектов для решения задач обучения и воспитания младшего школьника, в том числе, и его личностного развития. Это:

- программа «Начальная школа XXI века»;

- программа «Школа 2100»;

- программа «Школа России»;

- программа «Перспектива»;

- программа «Гармония»;

- программа «Перспективная начальная школа»;

- программа «Планета знаний»;

- программа "Школа 2000...";

- программа "Начальная инновационная школа" (ФГОС); 

- система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

- система «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ») [1, с.100]. 

Дадим характеристику самым распространенным программам начального образования.

Программа "Начальная школа XXI века"

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.

Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники по учебным предметам, названия которых представлены в приложении 1.

Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

УМК «Начальная школа 21 века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения. 

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установлени преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности.

Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами, (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира".

Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХI века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.

Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое".

УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).

Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса. 

Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.

Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников). 
Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования [22].

Программа "Школа 2100"

Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами.

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:

- во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;

- во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;

- в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;

- в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:

а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;

б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.

Воспитательные принципы программы: — социальной активности; — социального творчества; — взаимодействия личности и коллектива; — развивающего воспитания; — мотивированности; — индивидуализации; — целостности воспитательного процесса; — единства воспитательной среды; — опоры на ведущую деятельность.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.

«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по основным предметам начального общего образования, названия которых представлены в приложении 2.

Все учебники системы «Школа 2100» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.). 

ОС «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).

Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может [23].

Программа "Школа России"

"Школа России" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах.

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Цели обучения:

- создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;

- освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

- формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;

- формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Принципы:

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

В УМК входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Комплект учебников "Школа России" представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.

- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.

- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.

- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Перечень УМК «Школа России» представлен в приложении 3.

Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Практика показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по данному УМК. В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001 года. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО [24].

Таким образом, существуют достаточно много УМК для начальной школы, и, следуя Закону об образовании, образовательное учреждение, и учитель имеют право выбирать те учебники, которые на их профессиональный взгляд наиболее эффективны и понятны.

Заключение

В ходе выполнения курсового исследования мы пришли к следующим выводам.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

  Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- демократизация образования  и образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно – общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

- условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей  деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС личностное развитие учащихся начальной школы направлено на:

- определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

- определение возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделение основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – сложный инновационный процесс. Введение Федерального стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, повлекло за собой внедрение в практику школы новых программ, таких как:

- программа «Начальная школа XXI века»;

- программа «Школа 2100»;

- программа «Школа России»;

- программа «Перспектива»;

- программа «Гармония»;

- программа «Перспективная начальная школа»;

- программа «Планета знаний»;

- программа "Школа 2000...";

- программа "Начальная инновационная школа" (ФГОС); 

- система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

- система «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ»).

Следуя Закону об образовании в Российской Федерации, и образовательное учреждение, и учитель имеют право выбирать те учебники, которые на их профессиональный взгляд наиболее эффективны и понятны.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов позволит получить оптимальный для конкретного образовательного учреждения качество образовательного результата и выстроить индивидуальный процесс образовательной деятельности для каждого школьника. Какими бы новыми для школы не были стандарты второго поколения, они также гарантируют общедоступность, преемственность и бесплатность образования. Именно стандарты второго поколения станут объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Список литературы

1. Баранова О.И. Теория обучения детей младшего школьного возраста. Педагогические технологии. – М. СФЕРА. – 242с.

2.  Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? - М.: Педагогика. – 2001. - №9.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. - М. Академия. – 2013. – 216с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.просвещение. - 2001. – 236с.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – Ростов н/Д. - 2009. – 264с.

6. Гакаме Ю.Д. Проблемы реализации поликультурного воспитания в современной начальной школе. – СПБ. - 2010. – 210с.