Сочинение на тему Проблема нравственности и человеческой личности в повести и Б. Стругацких «Жук в муравейнике»


Проблема нравственности и человеческой личности в повести А. и Б. Стругацких "Жук в муравейнике» Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантас­тики. Но несмотря на это, главным объектом для писателей всегда является Человек, и прежде всего его духовный мир. Характерно, что все чудеса техники и достижения науки в книгах Стругацких запоминаются куда меньше, чем сами люди, их характеры, отношения. Проблемы, которые подни­мают авторы в своих произведениях, очень актуальны, не­смотря на то что действие большинства их романов и повес­тей происходит в далеком будущем. Одна из таких проблем встает в повести "Жук в муравейнике».

Все это произведение построено на остром конфликте: дове­рие и недоверие к другому человеку. Вся жизнь Экселенца свя­зана с этой дилеммой. Всегда ли он прав в своих поступках? Ведь именно ему, Рудольфу Сикорски, дано право принимать наиболее ответственные решения.

От того, как он поступит, зависит, возможно, судьба человечества. Экселенц сорок лет мучается вопросом: верить или не верить Странникам? Он чув­ствует ту громадную ответственность перед человечеством, ко­торая лежит на его плечах. Заботясь о благе всех людей, он за­бывает о благе одного-единственного человека. Но ведь это уже не благо, когда хоть один человек страдает.

Экселенц соверша­ет преступление, подавляя во Льве Абалкине личность. Он видит в нем только аппарат Странников и не замечает Льва Абалкина-Человека. Гуманность не позволяет Сикорски и его соратникам убить тридцать найденышей, но они пытаются за­менить одну программу другой, и от этого страдает личность Абалкина. Экселенц считает, что программа, заложенная в че­ловеке, уже исчерпывает его полностью, до дна, и потому чело­век не может изменить свое будущее. Получается, что Сикор­ски не доверяет не только Странникам, но и силе человеческой личности.

Он не верит в изначальную природную доброту че­ловека. И напрасно. Об этом очень хорошо говорит один из ге­роев книги "Понедельник начинается в субботу» У-Янус: у че­ловека всегда есть выбор, не может быть абсолютной програм­мы; будущее человека делают его поступки. Эта ограничен­ность Экселенца приводит к непоправимому: выстрел в Абал­кина завершает трагедию. Более человечен другой герой книги — Максим Каммерер.

Он в своих поступках опирается на совесть, на голос души. Максим прекрасно ощущает, что с Абалкиным посту­пили бесчеловечно и несправедливо. Каммерер не отрицает, что Лев Абалкин может быть оружием Странников, но ведь вполне возможно, что и нет. Однако сотрудники КОМКОНадопускают, по долгу службу, всегда самое худшее. И эта их позиция ломает жизнь не только Абалкину, но и его братьям и сестрам. Оставаясь человеком, Максим не может не под­сказать Абалкину: "Уезжайте, Лева, вас здесь убьют». И хотя мы почти убеждены, что все это неспроста и что на зем­лян надвигается что-то странное, тем не менее очень больно слышать выстрел в финале повести "Жук в муравейнике».

У каждого читателя после прочтения книги может сло­житься разное мнение о правоте тех или иных героев. Но один вывод очевиден: надо доверять друг другу, видеть в каждом доброе начало. И наверное, не всегда надо рассуж­дать с позиций железной логики, но стоит прислушиваться и к себе,, к своей совести, к своему сердцу.