Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что:

1) депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

2) представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть;

3) представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, включая и главы муниципального образования.

Наличие представительного органа местного самоуправления в каждом муниципальном образовании является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа, не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Нормы об обязательности формирования выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрены как в федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», так и в законах субъектов Российской Федерации.

Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено и в Европейской хартии о местном самоуправлении. И только в отдельных поселениях, как правило, имеющих небольшую численность, уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов органами территориального общественного самоуправления - органами, создаваемыми гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон и др.) для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. не создается представительный орган местного самоуправления, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются на сходе граждан. Данная норма применяется в 82 муниципальных образованиях на территории 21 субъекта Российской Федерации. При этом 34 муниципальных образования расположены в Дальневосточном федеральном округе, а 25 – в Сибирском федеральном округе. Большая часть таких муниципальных образований расположена на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Хабаровского края – 14, 13 и 11 соответственно.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке ст. 35;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

По данным субъектов Российской Федерации согласно уставам муниципальных районов в 1630 муниципальных районах (91.5% от общего количества муниципальных районов) представительный орган формируется на муниципальных выборах, и в 153 районах – путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов данных поселений. При этом в Республике Татарстан, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Ленинградской области, Ивановской области подобным образом формируются представительные органы во всех муниципальных районах. На эти регионы приходятся 117 из 153 муниципальных районов, в которых представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов данных поселений. В 23919 муниципальных образованиях Российской Федерации (99% от общего количества) представительные органы формируются на муниципальных выборах.

Порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Принятие решения представительного органа осуществляется в коллегиальном порядке.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Компетенция представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, при этом в его исключительном ведении находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  1. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  2. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  3. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  4. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  5. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  6. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  7. контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  8. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Исключительное ведение представительных органов муниципального образования подчеркивает и то, что основной нормативный правовой акт муниципального образования - Устав муниципального образования, может приниматься только представительным органом муниципального образования. В поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек, Устав принимается на сходе граждан.

Конституция Российской Федерации признает высшим выражением власти свободные выборы и референдум (ч. 5 ст. 3), а поскольку решение о проведении местного референдума принимает представительный орган (ч. 4 ст. 22 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), то необходимость и значимость представительного органа в системе органов местного самоуправления очевидны.

Срок полномочий представительного органа не должен превышать пяти лет. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным в ст. 73 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно закону таким основанием является отказ представительного органа отменить принятый им нормативный правовой акт, в отношении которого судом установлено нарушение законодательства.

Представительный орган местного самоуправления распускается законом субъекта Российской Федерации. Проект закона вносится высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

  1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске в порядке, определенном уставом муниципального образования;
  2. в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами полномочий;

3)в случае преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Основной формой работы представительного органа является сессия, в которой проявляется принцип коллегиальности в его деятельности и реализуются интересы граждан муниципального образования. Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Заседания бывают:

1) пленарные - когда в работе сессии принимают, участие все депутаты совместно;

2) проводимые по комитетам и комиссиям - когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии;

3) очередные - проводятся в установленные регламентом представительного органа сроки;

4) внеочередные - проводятся по мере необходимости.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Порядок подготовки и проведения сессии детально регулируется в регламенте представительного органа местного самоуправления. Сессии представительных органов местного самоуправления проводятся открыто, гласно. О ходе работы сессии и принятых на ней решениях население должно извещаться через средства массовой информации оперативно, не позднее чем в определенные уставом сроки.

Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления полномочий. В данном случае речь идет об установлении для депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления определенных гарантий - правовых, организационных, социальных и других - с целью обеспечить реальную независимость данных лиц. В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Установление гарантий прав депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных Федеральным законом.

Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности. При этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение. Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как это позволяет им целиком сосредоточиться на свое работе. В то же время закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничения по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе. Это связано прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

PAGE 10

Представительные органы местного самоуправления