Создатели группы и участники ОБЭРИУ


Роль группы ОБЭРИУ («Объединения реального искусства») в истории русской литературы XX века охарактеризовал крупнейший знаток русского авангарда Н. И. Хард-жиев в своем интервью 1995 года. «Это ведь редчайший случай, — заметил он, — реализовалось целое течение, не напечатав (кроме Олейникова) ни одной строчки»1. Такое уникальное положение сложилось из-за того, что группа возникла в 1927 году — когда начали исчезать остатки даже той относительной литературной свободы, которая существовала в Советской России в начале 1920-х гг. Еще возможны были отдельные литературные и театральные выступления, еще писатели и поэты не были собраны в Союз советских писателей с единым для всех методом социалистического реализма, еще само понятие «литературной группы» не воспринималось как однозначно антисоветское. Тем не менее, серьезно усиливалось давление цензуры, практически стали невозможны публикации, в газетах появлялись погромные рецензии на те или иные явления культурной и литературной жизни. В этих условиях Даниил Хармс (1905—1942) и Александр Введенский (1904—1941) вместе с Николаем Заболоцким (1903—1958), Игорем Бахтеревым (1908—1997), Дойвбером (Борисом) Левиным (1904—1941) и Константином Вагиновым (1899—1934) создают осенью 1927 года знаменитое ОБЭРИУ. Впоследствии членом этого объединения стал рано умерший поэт Юрий Владимиров (1909—1931), а Николай Олейников (1898—1937), формально не будучи обэриутом, был очень им близок как в поэтике, так и в жизни. ОБЭРИУ фактически просуществовало только три года (1927—1930), распавшись в результате ареста в конце 1931 года Хармса, Введенского и Бахтерева, которым инкриминировалось создание «контрреволюционных произведений». Несмотря на то, что уже в 1932 году поэтам удалось вернуться в Ленинград, ни о каком продолжении публичной совместной деятельности не могло быть и речи.

С этого года и вплоть до войны никаких новых объединений бывшие обэриуты уже не пытались создавать. Творчество большинства из входивших в объединение писателей и поэтов охватывает собой полтора десятилетия и не исчерпывается только эстетическими установками ОБЭРИУ. Тем не менее, в науке устоялась традиция расширительного употребления понятия «обэриутская поэтика», при которой под него подпадает не только непосредственный период деятельности объединения, но и творчество входивших в него авторов за несколько предшествующих лет, а также в постобэриутский период (1932—1941). Своеобразным ядром обэриутскои поэтики является творчество двух центральных фигур ОБЭРИУ — Даниила Хармса и Александра Введенского. Даниил Хармс, начинавший как последователь одной из самых радикальных футуристических линий — заумной поэзии, впоследствии эволюционировал в сторону авангардного «неоклассицизма». Примерно то же, с некоторыми оговорками, можно сказать и об А. Введенском. Линии жизни и творчества двух друзей-поэтов пересеклись в 1925 году, когда они, два начинающих литератора, познакомились друг с другом, возвращаясь с небольшого поэтического вечера на квартире их общего знакомого Е. Вигилянского, и дальше продолжались параллельно, порою удивительно совпадая в своих изломах.

Оба они начинали как заумники.