Устав муниципального образования
Устав муниципального образования
Устав муниципального образования (ст. 44) - важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне. Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления и действуют органы местной власти.
По данным субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2007 года зарегистрированы уставы 23907 муниципальных образований, что составляет 99% всех муниципальных образований Российской Федерации. Уставы всех муниципальных образований зарегистрированы в Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах. В Липецкой, Московской, Калужской, Рязанской, Ярославской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областях, Республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике в ряде муниципальных образований уставы в установленном порядке не зарегистрированы.
Устав муниципального образования обладает рядом особенностей:
- наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования;
- являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества;
- регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества;
- обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом;
- является основой для дальнейшего нормотворчества;
- характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений;
- является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления;
- должен быть самодостаточным, т.е. должен включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения.
Принятие, изменение, государственная регистрация устава. Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений. Федеральным законом установлены обязательные положения устава, без которых он не может пройти процедуру государственной регистрации и иметь юридической силы.
Одной из главных составляющих являются положения о статусе органов местного самоуправления, порядке и способах их формирования, статусе выборных должностных лиц местного самоуправления. Устав муниципального образования должен содержать перечень вопросов местного значения, установленный ст. 44 закона, однако их перечень, не является исчерпывающим. В новом законе отсутствует положение об обязательном закреплении в уставе муниципального образования условий и порядка организации муниципальной службы. Это представляется обоснованным, учитывая, что, как правило, вопросы организации муниципальной службы достаточно полно урегулированы на федеральном и региональном уровне1, хотя ст. 42 и допускается включение в уставы муниципальных образований вопросов правового регулирования муниципальной службы.
Новый закон придает большое значение вопросам бюджетного процесса на местном уровне и контролю за исполнением местных бюджетов. Как уже отмечалось, предусмотрено создание специального контрольного органа муниципального образования; кроме того, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением в соответствии с новым законом обязательно закрепляются в уставе муниципального образования.
Вместе с тем требование соответствия уставов федеральному и региональному законодательству не должно приводить к дублированию норм этих правовых актов в актах муниципальных образований, как это иногда происходит на практике.
В соответствии с законодательством уставы принимаются:
а) представительным органом муниципального образования;
б) населением непосредственно на сходах граждан, если в поселениях численность жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек. Большинство действующих в настоящее время уставов муниципальных образований принято именно представительными органами местного самоуправления.
Содержание устава. Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.
Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории Муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).
В положениях ч. 4. ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены гарантии реализации прав граждан на участие в обсуждении принимаемого устава муниципального образования, учета предложений населения муниципального образования по проекту устава. На федеральном уровне такие гарантии ранее не закреплялись, и представляется, что они позволят отдельным гражданам и населению муниципальных образований в целом эффективнее реализовывать свои права на осуществление местного самоуправления, в частности при принятии и изменении устава, оказывать воздействие на действия и решения органов местного самоуправления. Новый закон предусматривает, что на местном уровне разрабатывается и принимается нормативный акт, регламентирующий порядок учета предложений по принимаемому уставу или вносимым в него изменениям, а также порядок участия граждан в обсуждении проекта устава, изменений и дополнений действующего устава. Такой нормативный акт должен носить не формальный, закрытый характер, а должен публиковаться не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава вместе с его проектом либо предлагаемыми изменениями и дополнениями. Предложения по проекту устава или вносимым в него изменениям и дополнениям могут вносить не только отдельные граждане, но и другие субъекты муниципально-правовых отношений - органы территориального общественного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, в том числе муниципальных, и др.
На федеральном уровне устанавливается необходимое число голосов депутатов представительного органа муниципального образования, необходимое для принятия, изменения или дополнения устава муниципального образования (2/3 голосов от установленной численности депутатов). О численном составе депутатов представительного органа и порядке его формирования.
Новый закон предусматривает, что порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и вносимых в них изменений и дополнений устанавливается федеральным законом2. В настоящее время регистрация уставов осуществляется органами юстиции с предварительной проверкой их на соответствие законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Введено также новое основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования: помимо противоречия Конституции, федеральному или региональному законодательству, таким основанием может служить также нарушение установленного порядка принятия устава или, соответственно, правового акта о внесении в устав изменений и дополнений.
Судебный порядок обжалования отказа в государственной регистрации устава муниципального образования служит защитой от необоснованных отказов в регистрации уставов и в более широком смысле гарантией от вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Жалобы на отказ в регистрации устава или изменений (дополнений) в него могут приносить граждане или органы местного самоуправления в суды общей юрисдикции.
Условием вступления в силу устава муниципального образования или изменений (дополнений) в него являются публикация соответствующих нормативных актов в средствах массовой информации или доведение их до сведения населения муниципального образования иным способом. Сроки, порядок и другие условия опубликования (обнародования) таких нормативных актов определяются на местном уровне. Закон также уточняет порядок вступления в силу изменений структуры или полномочий органов местного самоуправления, статуса выборных должностных лиц местного самоуправления.
Законодатель не дает целостного представления о структуре устава. В связи с этим на местах разрабатываются уставы муниципальных образований исходя из собственных представлений об их структуре и содержании.
Можно выделить два подхода в разработке уставов муниципальных образований. Первый предусматривает развернутое изложение в уставе всех вопросов, перечисленных в федеральном законе. В сегодняшних российских условиях подобный вариант малопродуктивен, так как постоянное изменение федерального и регионального законодательства будет приводить к непрерывным корректировкам устава.
Второй подход предполагает относительно короткий и устойчивый к конъюнктурным изменениям устав конституционного стиля и пакет дополняющих его нормативно-правовых актов.
1 См. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
2 См. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // СЗ РФ25 июля 2005 г. № 30 (часть I) ст. 3108.
PAGE 6
Устав муниципального образования