Сочинение в чём красота и богатство русских обрядов
Женились на Руси очень рано – в 12-13 лет, и такого понятия, как "старый холостяк" вообще не существовало. Препятствием к браку могли стать только тяжелая болезнь или обет уйти в монастырь, а вот брак по любви был крайне редким явлением. Можно, правда, было украсть невесту, но это происходило лишь в исключительных случаях. Самостоятельный выбор своей половины был возможен только для людей зрелого возраста, как правило, вступавших в повторный брак. Традиционно подбор пары для сына или дочери осуществляли родители, исходя из сословных или имущественных интересов, о чувствах жениха и невесты речи даже не шло. И как ни странно, брак по принципу "стерпится – слюбится" чаще всего оказывался удачным.
Совершались браки и по воле высочайших особ, например, царей и цариц (вспомним "Арапа Петра Великого" Пушкина). Знакомство Где могли познакомиться молодые люди? На больших церковных праздниках, специально устраиваемых домашних вечерах и на "ярмарках невест" – балах.
Знакомство происходило обязательно в присутствии старших родственников, трепетно следивших за соблюдением всех норм приличия. Если молодые люди выказывали интерес друг к другу и он совпадал с мнением родителей, то в дело вступала тяжелая артиллерия – сваха.
Сватовство "Выбирай не невесту, а сваху" – гласит народная мудрость. Вообще, свахи были двух категорий: одни – страстные любители свадеб и устраивания чужих судеб, другие – профессиональные. Свахи первой категории действовали абсолютно бескорыстно и исключительно добросовестно, не щадя сил и времени.
"Люди женятся, а у нас глаза светятся" было их девизом, поэтому основная цель – соединить влюбленных. Профессиональные же свахи подыскивали женихов и невест по заданным параметрам, иногда подходя к делу чисто формально. У них имелся целый ритуал с соблюдением многих примет, чтобы сватовство было удачным. Свахи знали, за кем какое приданое дадут и имели подробный его реестр, который в дворянских и богатых купеческих семьях составлялся сразу при рождении дочери. Знали о внешности и нраве, а также о тщательно скрываемых недостатках женихов и невест.
Для того чтобы добыть нужные сведения, свахи не ленились походить по соседям будущих новобрачных, потолкаться в лавках, где их родственники были покупателями. Если сватовство проходило удачно, и обе стороны были удовлетворены, то через неделю после сватовства назначались смотрины. Смотрины проходили в доме невесты, реже на гулянье или в театре.
Ехали жених с родителями и свахой к невесте кружным путем, по обычаю запутывая дело. Смотрины могли: тянуться не одну неделю. В дворянских семьях устраивался званый обед.
Обычным ритуалом при смотринах во всех сословиях был совместный молебен двух семей и обход их вокруг стола. Для бесприданниц смотрины и помолвка были совмещены. После удачных смотрин следовал сговор – помолвка. По важности всего происходившего перед сговором отступало даже само торжество венчания. Отказаться от брака после помолвки считалось попросту немыслимым.
Происходило же все следующим образом. Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Составляли рядную запись, в которой оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное.
Иногда в качестве особого условия добавлялось, что муж не должен бить жену, в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, богатые семьи с этой целью иногда снимали целые особняки. У всех без исключения сословий, жених обязательно дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца с гравировкой – на внутренней стороне кольца невесты инициалы жениха и дата обручения, на кольце жениха – инициалы невесты и тоже дата обручения. Завершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозились в дом жениха.
Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Затем приданое перевозили в дом жениха до окончания венчания. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра.
После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде более близкой к крестьянским традициям, мальчишник – во всех сословиях.
Затем было церковное оглашение.