Организация и проведение муниципальных выборов

Организация и проведение муниципальных выборов

С понятием выборов тесно связано понятие избирательной кампании. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Муниципальные выборы организуются избирательными комиссиями при содействии органов государственной власти, органов местного самоуправления. Организация конкретных выборов включает мероприятия по их подготовке и проведению. В числе главных подготовительных действий назначение выборов, планирование избирательных мероприятий, образование избирательных округов, участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей на основе данных регистрации (учета) избирателей, финансирование выборов.

Проведение выборов выражается в выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты, на выборные должности, информационных, в том числе агитационных отношениях, проведении голосования, установлении итогов голосования, выборов, их обнародовании.

В особом порядке организуется избрание глав муниципальных образований на сходах граждан, заседаниях представительных органов местного самоуправления. Названные выборы проводятся в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Здесь выделяются две главные схемы организации выборных мероприятий: 1) избрание должностных лиц на сходах граждан; 2) избрание должностных лиц на заседаниях органов местного самоуправления. В первом случае организацию избрания осуществляют должностные лица органов местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, участники сходов, например, избранные в состав счетной комиссии. Подготовка и проведение таких выборов осуществляются в настоящее время на основании законодательства о местном самоуправлении, в том числе о сходах, собраниях, конференциях граждан и территориальном общественном самоуправлении, регламентов сходов, собраний, конференций граждан. Во втором случае избрание организуют муниципальные должностные лица, профильные комитеты, комиссии органов представительной власти, работники аппарата органов местного самоуправления.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Законом допускается, что при определенных условиях полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на соответствующую территориальную избирательную комиссию (районную, городскую и другую), которая формируется избирательной комиссией субъекта Федерации. Кроме того, участие в подготовке и проведении муниципальных выборов, защите избирательных прав граждан в установленных законом случаях принимает избирательная комиссия субъекта Федерации.

Так, например подготовку и проведение выборов в Санкт-Петербурге обеспечивают:

- Санкт-Петербургская избирательная комиссия;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия формируется и участвует в выборах в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, в том числе Законом Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. № 681-118. «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает общие условия формирования избирательных комиссий и их полномочия.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии.

Если уполномоченные на то законом органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначается избирательной комиссией субъекта Федерации, избирательной комиссии поселения — избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии — вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных законом.

Законом субъекта Федерации должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий — не менее десяти дней.

Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления ей может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий данной комиссии составляет четыре года. Если он истекает в период избирательной кампании, в которой участвует указанная комиссия, то срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5—11 членов с правом решающего голоса.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе указанных выше предложений, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Кроме того, свои предложения направляет избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, избирательная комиссия субъекта Федерации. Формирование избирательной комиссии поселения осуществляется также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

Избирательная комиссия муниципального образования: а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, б) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления изданием необходимой печатной продукции; в) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств; г) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; д) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Федерации, уставом муниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Федерации. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных выше, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет регистрацию кандидатов; б) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе; в) определяет результаты выборов по избирательному округу; г) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Стадии проведения выборов.

Порядок назначения муниципальных выборов определяется уставом муниципального образования. Этот вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов Федерации. Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, законом не допускается.

Если уполномоченный на то орган не назначит выборы, то их назначает соответствующая избирательная комиссия. Если она этого не сделает или не сформирована, то выборы назначает суд общей юрисдикции.

Составление списков избирателей. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Список избирателей составляется окружной избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа. Одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных или многомандатных избирательных округов, в которой обозначены:

- их границы,

- определен перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ,

- номер каждого избирательного округа,

- место нахождения каждой окружной избирательной комиссии,

- число избирателей в каждом избирательном округе.

Муниципальный совет утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные или многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов.

б) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования, соответствующей окружной избирательной комиссией главой муниципального образования на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом избирательном участке.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем муниципальном совете не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого муниципального совета. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на выборах. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

О выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию представляется письменное уведомление. В данном уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. Кандидат подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, сведения об имуществе. Собирает в свою поддержку подписи избирателей или вносит избирательный залог в размере 15 процентов от избирательного фонда.

Период выдвижения кандидатов составляет 20 дней. Выдвижение кандидатов начинается за 56 дней и заканчивается за 36 дней до дня голосования.

Предвыборная агитация. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

а) призывы голосовать за или против кандидата;

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, в частности указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата;

ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов или против них, против всех кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными действующим законодательством методами.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов производятся за счет средств местного бюджета. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете на очередной финансовый год. Кандидаты обязаны создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании после письменного уведомления окружной избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до регистрации их указанной избирательной комиссией. Зарегистрированные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации.

Избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

а) собственных средств кандидата;

б) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;

в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов:

а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

б) иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

и) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

м) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;

н) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные данные);

о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах.

Предельная сумма денежных средств, подлежащих расходованию из избирательного фонда кандидата, не должна превышать установленный федеральным законом на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более чем в пятьсот раз. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения окружной избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

Порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета средств избирательных фондов и отчетности по этим средствам устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

Организация помещение для голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а если уставом соответствующего муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

Голосование. Голосование на выборах проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке, установленном избирательной комиссией муниципального образования, но не позднее чем за пять дней до дня голосования

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов".

В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования.

Порядок определения результатов выборов.

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет соответствующая окружная избирательная комиссия. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. Зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее по отношению к другому кандидату число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признается избранным по одномандатному избирательному округу в том случае, если число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством мандатов признаются избранными по многомандатному избирательному округу. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

По оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.

Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;

б) в одномандатном избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей, на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.

Избирательная документация всех избирательных комиссий, включая подписные листы с подписями избирателей, избирательные бюллетени, списки избирателей, подлежит хранению в течение 5 лет.

Определение общих результатов выборов на территории муниципального образования.

На основании протоколов о результатах выборов окружных избирательных комиссий в избирательных округах избирательная комиссия муниципального образования в течение пяти дней со дня голосования определяет общие результаты выборов на территории соответствующего муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования после установления общих результатов выборов составляет списки лиц, избранных депутатами, и передает эти списки и необходимые документы во вновь избранный муниципальный совет.

Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через один месяц со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

В процессе участия в муниципальных выборах граждане Российской Федерации реализуют свои избирательные права - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Избирательные права граждан обеспечиваются гарантиями, которые представляют правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации.

PAGE 19

Организация и проведение муниципальных выборов