Конспект урока по истории Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 6 класс
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.
ФИО учителя: Дектярёва Мария Валерьевна
Место работы: МБОУ СОШ №50 г. Володарска Нижегородской обл.
Должность: Учитель истории
Предмет: История
Класс: 6
Тема и номер урока в теме: Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.
Базовый учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времён до конца XVI века.
Цель урока: Рассмотреть основные направления внутренней политики Ивана IV в начале его правления. Дать представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками; рассмотреть процесс складывания в России сословно-представительной монархии.
Задачи:
Обучающие: Сформировать у учащихся представление о деятельности Избранной рады, о сути, характере и значении реформ для складывания централизованного государства в России. Продолжить работу по изучению признаков централизованного государства.
Развивающие: продолжить работу по развитию навыков и умений работать с различными историческими источниками, работать с текстом учебника, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные: Формировать у учащихся понимания неоднозначности исторических событий, отрицательного отношения к деспотизму и жестокости, воспитание коллективизма, толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая (группы формируются заранее) и индивидуальная работа, фронтальная работа, анализ документов, работа с текстом
Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал, задания для интерактивной доски, презентация.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Орг. момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, создание благоприятной атмосферы и настроя на работу. Формируются пять рабочих групп (списки готовятся заранее). |
Проверка рабочего места, настрой на работу на уроке. |
1 - 2 |
Постановка и задач целей урока. |
1 слайд презентации 2 слайд презентации |
Сегодня на уроке мы начинаем изучать историю нашей страны XVI в. этот период связан с правлением царя Ивана IV, прозванного в народе Грозным. Иван Васильевич был фигурой противоречивой и сложной. За годы своего правления он сделал много хорошего, но и много плохого. Недаром он получил такое прозвище. При нем Россия знала и славные победы и горькие поражения, а вскоре после его смерти в России начались смутные времена. Сегодня мы изучим первую половину его правления. Рассмотрим основные направления внутренней политики Ивана IV в начале его правления. Получим представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками; Рассмотрим процесс складывания в России сословно-представительной монархии. |
Учащиеся мотивируются на работу, получают первичное общее представление о новом материале, знакомятся с темой и планом урока. |
3 |
Актуализация материала ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового. |
3 слайд презентации |
К началу правления Ивана IVв России завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Вопрос: Когда и при каких правителях завершился этот процесс? Основные задачи, стоявшие перед государством после объединения стали задачи создания централизованного государства и укрепления центральной власти. Для этого были нужны реформы. Задание: Опираясь на знания полученные на уроках по истории России и всеобщей истории, дайте определения следующим понятиям: Реформы, местничество, поместье, сословно-представительная монархия, централизованное государство |
Общая работа всех групп. Примерный ответ: процесс объединения завершился в правление Ивана III и Василия III - конец XV – первая половина XVI в. Работа с понятийным аппаратом. Дают определения понятиям. В случае затруднения обращаются к имеющимся у них словарям. |
3 |
Изучение нового материала. 1) Детство Ивана IV. Боярское правление. Реформы Елены Глинской. 2) Начало правления. Реформы Избранной рады. |
4 слайд презентации 5 слайд презентации 5 слайд презентации 6 слайд презентации 7 слайд презентации 8 слайд презентации 9 слайд презентации Задание для интерактивной доски |
После смерти Василия III в 1533 г. наследником престола становится его малолетний сын Иван. Чтобы лучше узнать о детстве и юности Ивана, познакомимся с дополнительными материалами. Вопросы по прочитанному материалу: 1) Мог ли Иван IV в будущем стать хорошим правителем? Почему вы так считаете? 2) Были ли какие-нибудь противоречия между способностями Ивана IV и чертами его характера? 3) Почему же талантливый, одаренный человек обладал такими отрицательными чертами характера? Об этом вы узнаете, изучив еще один документ. Вернемся к отрывку из сочинения историка Пушкарева: 1) Сколько лет было Ивану, когда умер его отец? Кто управлял в это время страной? Елена Глинская была умной, энергичной женщиной. Историки ставят ее в один ряд с великой киевской княгиней Ольгой и Софьей Палеолог. Став правительницей, Елена Глинская проводит очень важную для объединения страны и укрепления авторитета власти реформу – денежную. Она вводит единые для всей страны денежные монеты – копейку и рубль, основывает в Москве Монетный двор; ввела единые меры веса и длины. Вопрос на дополнительные знания: Почему русские монеты получили такое название? (если учащиеся не знают ответа, он поясняется учителем) Вопрос: Какое значение имели реформы Елены Глинской? Внезапная смерть матери, которую послухам отравили, так же повлияла на становление характера Ивана Грозного. Достигнув совершеннолетия, Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Это был счастливый брак, продлившийся 13 лет. Мягкая, добрая Анастасия Романовна оказывала на Ивана благотворное влияние. Но за две недели до женитьбы произошло еще одно важное событие в жизни самого Ивана IV и всей страны. Иван торжественно венчался на царство. Обряд венчания был разработан митрополитом Макарием. В январе 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля митрополит торжественно возложил на голову Ивана шапку Мономаха. С этого момента Иван IV официально принял титул не только великого князя, но и царя «всея Руси». Так Иван IV стал первым из русских царей, получивших этот титул. Вопрос: Как вы думаете, какое значение для самого царя и для всего государства имело это событие? Счастливое начало царствования было прервано страшными событиями. В том же 1547 г. в Москве произошел сильный пожар. В огне погибло около 4 тыс. человек. Пожар сопровождался народными волнениями, которые показали, что страна нуждается в преобразованиях. К этому времени вокруг царя сложился круг единомышленников, талантливых государственных деятелей, получивших название Избранной Рады. Вместе с Избранной радой царь осуществляет свои реформы. Первая реформа касалась управления государством. В 1549 г. по указу царя в Москве собираются представители боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения важнейших вопросов государства. Это был первый в истории России – Земский собор. Задание: из учебника с. 196 – 197 выписать Состав Земского собора и его Функции. Дать свой вариант расшифровки, что входит в понятие Наиболее важные государственные вопросы. Вопрос: представители какого сословия не приглашались на Земский собор и почему? С введением Земского собора в России устанавливается Сословно-представительная монархия. На Земском соборе были установлены новые органы управления государством. Задание: Давайте вспомним, какой была система управления государством до Ивана IV. Вписать название титула верховного правителя до 1547 г. Рапределить органы законосовещательные иисполнительные, вписать их фукнции Задание: Познакомится с материалом учебника с. 196 – 197 и внести изменения в схему управления государством, которые были введениы Иваном IV. Реформы продолжились. |
Записывают в тетради даты правления Ивана IV: 1533 – 1584 гг. Читают текст из учебника с. 194. Отвечают на вопросы (Примерные ответы): - Да, мог. Иван IV обладал способностями одаренного ребенка: любил чтение; не получив в детстве систематических знаний, он поражал всех обширными познаниями; был талантливым писателем; хорошим оратором; знал историю; имел самую крупнейшую библиотеку в Европе; сочинял музыку; играл в шахматы. - Одаренность сочеталась в нем с жестокость, болезненной подозрительностью и мстительностью. На основе Раздаточного материала (приложение 1) – отрывок из книги С. Г. Пушкарева «Обзор русской истории», отвечают на вопрос: Иван IV рос в обстановке боярского своеволия, после смерти матери о нем не заботились, его оскорбляли, он боялся за свою жизнь, поэтому вырос подозрительным и мстительным. - Ивану было три года, страной управляла его мать Елена Глинская. Учащиеся записывают в тетради реформы Елены Глинской. Примерный ответ: введение единой денежной монеты способствовало развитию торговли и централизации государства. В ходе ответа на вопрос заполняют схему. Сначала высказывают свои варианты, при необходимости корректируют схему Окончательный вариант: 1547 г. – венчание на царство |