Конспект урока по истории Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 6 класс


ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

ФИО учителя: Дектярёва Мария Валерьевна

Место работы: МБОУ СОШ №50 г. Володарска Нижегородской обл.

Должность: Учитель истории

Предмет: История

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Базовый учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времён до конца XVI века.

Цель урока: Рассмотреть основные направления внутренней политики Ивана IV в начале его правления. Дать представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками; рассмотреть процесс складывания в России сословно-представительной монархии.

Задачи:

Обучающие: Сформировать у учащихся представление о деятельности Избранной рады, о сути, характере и значении реформ для складывания централизованного государства в России. Продолжить работу по изучению признаков централизованного государства.

Развивающие: продолжить работу по развитию навыков и умений работать с различными историческими источниками, работать с текстом учебника, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательные: Формировать у учащихся понимания неоднозначности исторических событий, отрицательного отношения к деспотизму и жестокости, воспитание коллективизма, толерантности.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: групповая (группы формируются заранее) и индивидуальная работа, фронтальная работа, анализ документов, работа с текстом

Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал, задания для интерактивной доски, презентация.

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА






Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, создание благоприятной атмосферы и настроя на работу.

Формируются пять рабочих групп (списки готовятся заранее).

Проверка рабочего места, настрой на работу на уроке.

1 - 2

Постановка и задач целей урока.

1 слайд презентации

2 слайд презентации

Сегодня на уроке мы начинаем изучать историю нашей страны XVI в. этот период связан с правлением царя Ивана IV, прозванного в народе Грозным. Иван Васильевич был фигурой противоречивой и сложной. За годы своего правления он сделал много хорошего, но и много плохого. Недаром он получил такое прозвище. При нем Россия знала и славные победы и горькие поражения, а вскоре после его смерти в России начались смутные времена. Сегодня мы изучим первую половину его правления.

Рассмотрим основные направления внутренней политики Ивана IV в начале его правления. Получим представление о первых реформах, проведенных Иваном IV и его сподвижниками; Рассмотрим процесс складывания в России сословно-представительной монархии.

Учащиеся мотивируются на работу, получают первичное общее представление о новом материале, знакомятся с темой и планом урока.

3

Актуализация материала ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового.

3 слайд презентации

К началу правления Ивана IVв России завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

Вопрос: Когда и при каких правителях завершился этот процесс?

Основные задачи, стоявшие перед государством после объединения стали задачи создания централизованного государства и укрепления центральной власти. Для этого были нужны реформы.

Задание:

Опираясь на знания полученные на уроках по истории России и всеобщей истории, дайте определения следующим понятиям: Реформы, местничество, поместье, сословно-представительная монархия, централизованное государство

Общая работа всех групп.

Примерный ответ: процесс объединения завершился в правление Ивана III и Василия III - конец XV – первая половина XVI в.

Работа с понятийным аппаратом.

Дают определения понятиям. В случае затруднения обращаются к имеющимся у них словарям.

3

Изучение нового материала.

1) Детство Ивана IV. Боярское правление. Реформы Елены Глинской.

2) Начало правления. Реформы Избранной рады.

4 слайд презентации

5 слайд презентации

5 слайд презентации

6 слайд презентации

7 слайд презентации

8 слайд презентации

9 слайд презентации

Задание для интерактивной доски

После смерти Василия III в 1533 г. наследником престола становится его малолетний сын Иван.

Чтобы лучше узнать о детстве и юности Ивана, познакомимся с дополнительными материалами.

Вопросы по прочитанному материалу:

1) Мог ли Иван IV в будущем стать хорошим правителем? Почему вы так считаете?

2) Были ли какие-нибудь противоречия между способностями Ивана IV и чертами его характера?

3) Почему же талантливый, одаренный человек обладал такими отрицательными чертами характера? Об этом вы узнаете, изучив еще один документ.

Вернемся к отрывку из сочинения историка Пушкарева:

1) Сколько лет было Ивану, когда умер его отец? Кто управлял в это время страной?

Елена Глинская была умной, энергичной женщиной. Историки ставят ее в один ряд с великой киевской княгиней Ольгой и Софьей Палеолог. Став правительницей, Елена Глинская проводит очень важную для объединения страны и укрепления авторитета власти реформу – денежную. Она вводит единые для всей страны денежные монеты – копейку и рубль, основывает в Москве Монетный двор; ввела единые меры веса и длины.

Вопрос на дополнительные знания:

Почему русские монеты получили такое название? (если учащиеся не знают ответа, он поясняется учителем)

Вопрос:

Какое значение имели реформы Елены Глинской?

Внезапная смерть матери, которую послухам отравили, так же повлияла на становление характера Ивана Грозного.

Достигнув совершеннолетия, Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Это был счастливый брак, продлившийся 13 лет. Мягкая, добрая Анастасия Романовна оказывала на Ивана благотворное влияние. Но за две недели до женитьбы произошло еще одно важное событие в жизни самого Ивана IV и всей страны. Иван торжественно венчался на царство. Обряд венчания был разработан митрополитом Макарием.

В январе 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля митрополит торжественно возложил на голову Ивана шапку Мономаха. С этого момента Иван IV официально принял титул не только великого князя, но и царя «всея Руси». Так Иван IV стал первым из русских царей, получивших этот титул.

Вопрос:

Как вы думаете, какое значение для самого царя и для всего государства имело это событие?

Счастливое начало царствования было прервано страшными событиями. В том же 1547 г. в Москве произошел сильный пожар. В огне погибло около 4 тыс. человек. Пожар сопровождался народными волнениями, которые показали, что страна нуждается в преобразованиях.

К этому времени вокруг царя сложился круг единомышленников, талантливых государственных деятелей, получивших название Избранной Рады.

Вместе с Избранной радой царь осуществляет свои реформы. Первая реформа касалась управления государством.

В 1549 г. по указу царя в Москве собираются представители боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения важнейших вопросов государства. Это был первый в истории России – Земский собор.

Задание: из учебника с. 196 – 197 выписать Состав Земского собора и его Функции. Дать свой вариант расшифровки, что входит в понятие Наиболее важные государственные вопросы.

Вопрос: представители какого сословия не приглашались на Земский собор и почему?

С введением Земского собора в России устанавливается Сословно-представительная монархия.

На Земском соборе были установлены новые органы управления государством.

Задание:

Давайте вспомним, какой была система управления государством до Ивана IV.

    Вписать название титула верховного правителя до 1547 г.

    Рапределить органы законосовещательные иисполнительные, вписать их фукнции

Задание:

Познакомится с материалом учебника с. 196 – 197 и внести изменения в схему управления государством, которые были введениы Иваном IV.

Реформы продолжились.


Записывают в тетради даты правления Ивана IV: 1533 – 1584 гг.

Читают текст из учебника с. 194.

Отвечают на вопросы (Примерные ответы):

- Да, мог. Иван IV обладал способностями одаренного ребенка: любил чтение; не получив в детстве систематических знаний, он поражал всех обширными познаниями; был талантливым писателем; хорошим оратором; знал историю; имел самую крупнейшую библиотеку в Европе; сочинял музыку; играл в шахматы.

- Одаренность сочеталась в нем с жестокость, болезненной подозрительностью и мстительностью.

На основе

Раздаточного материала (приложение 1) – отрывок из книги С. Г. Пушкарева «Обзор русской истории», отвечают на вопрос:

Иван IV рос в обстановке боярского своеволия, после смерти матери о нем не заботились, его оскорбляли, он боялся за свою жизнь, поэтому вырос подозрительным и мстительным.

- Ивану было три года, страной управляла его мать Елена Глинская.

Учащиеся записывают в тетради реформы Елены Глинской.

Примерный ответ: введение единой денежной монеты способствовало развитию торговли и централизации государства.

В ходе ответа на вопрос заполняют схему.

Сначала высказывают свои варианты, при необходимости корректируют схему

Окончательный вариант:

1547 г. – венчание на царство