ИСТОРИЯ РЯЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Московский Патриархат

Николо-Угрешская Духовная Семинария

Кафедра Истории Церкви

иеродиакон Питирим (Чембулатов)

Дипломная работа

по специальности

«История Русской Церкви»

на тему:

ИСТОРИЯ РЯЗАНСКОЙ

ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Научный руководитель –

кандидат богословия Колыванов Г.Е.

г. Дзержинский

2003 год


Содержание:

[0.1] Задачи исследования:

[0.2] Методы решения поставленных задач:

[0.3] Обзор источников и литературы.

[1] Глава 1

История Рязанской Духовной семинарии
в период с 1722 по 1752 гг.

[2]

[3] Глава 2

История Рязанской Духовной семинарии
в период с 1753 по 1813 гг.

[4]

[5] Глава 3

История Рязанской Духовной семинарии
в период с 1814 по 1918 гг.

[5.1] Реформы духовных учебных заведений.

[5.2] Обучение.

[5.3] Ревизии Рязанской Духовной семинарии.

[5.4] Штатные оклады на семинарию.
Содержание служащих и воспитанников.

[5.5] Содержание воспитанников.

[5.6] Должности и поручения, возлагаемые на учащихся.

[5.7] Смена фамилий.

[5.8] Нравственное воспитание учеников.

[5.8.1] Нравственное состояние воспитанников.

[5.9] Отчисление из семинарии.

[5.10] Воспитанники семинарии.

[5.11]
Выпускники семинарии

[5.11.1] Святитель Серафим (1881-1950)

[5.11.2] Святитель Гавриил (1785 – 1862)

[5.11.3] Священномученик Матфей Алонин (1879-1937).

[5.11.4] Священномученик Христофор Надеждин (1869-1922)

[5.11.5] Епископ Дионисий (Хитров)

[5.11.6] Архиепископ Дмитрий (Муретов).

[5.11.7] Архиепископ Иосиф (Богословский).

[5.11.8] Архиепископ Варлаам (Успенский).

[5.11.9] Епископ Василий (Левитов).

[5.11.10] Епископ Вениамин (Карелин).

[5.11.11] Епископ Нафанаил (Соборов).

[5.11.12] Епископ Поликарп (Розанов).

[5.11.13] Епископ Израиль (Микулицкий или Никулицкий).

[5.11.14] Епископ Смарагд (Троицкий).

[5.11.15] Епископ Петр (Лосев).

[5.11.16] Архиепископ Тихон (Донебин).

[5.11.17] Епископ Антоний (Соколов).

[5.11.18] Епископ Петр (Лосев).

[5.11.19] Митрополит Варфоломей (Городцов).

[5.11.20] Степан Дмитриевич Яхонтов (1853-1942).

[5.12] Помещения семинарии.

[5.13] Больница и лечение воспитанников.

[5.14] Прислуга.

[5.15] Библиотека.

[5.15.1] Отсрочка воспитанников от воинской службы.

[5.16] Волнения 1911г.

[5.17] Дело об открытии в Рязани второй семинарии.

[5.17.1] Состояние семинарии на 1918 год.

[5.18] Закрытие семинарии.

[6]
Заключение

[7]
Список использованной литературы.

[7.1] Источники:

[7.2] Литература:


Введение

Сегодня Православная Церковь, а равно, и духовное образование в России, находятся в состоянии подъема. Можно наблюдать возрождение и интерес ко многим сторонам церковной жизни, начиная с простого крестьянина и заканчивая человеком «в мундире». Церковь и государства вступают сегодня в новый этап своих отношений. Поэтому государство сегодня внимательно смотрит за развитием церковной жизни, а Церковь, в свою очередь, занимает такую позицию, по отношению к государству, с которой приходится считаться во всей вертикали власти. Новые доверительные отношения, основанные часто на авторитете высшей церковной власти, заставляют сохранять этот авторитет на очень высоком дипломатическом уровне. Государственная власть сегодня – это образованная власть, подготовленная для диалога во многих областях современной жизни, а поэтому диалог с ней требует от представителей духовной власти соответствующего образовательного уровня. Поэтому не секрет, что сегодня остро стоит вопрос о реформировании духовного образования и духовных школ, точнее сказать, о выборе правильного направления развития духовного российского образования, ведь сегодня учредители духовных школ имеют широкие возможности в выборе педагогических кадров и программ для учебного процесса. Начать, организовать не сложно, сложно довести это образование до такого уровня, при котором духовная школа могла гордиться пастырями, вышедшими из ее стен.

Для того чтобы успешно решить вопросы, стоящие перед духовной школой сегодня, необходимо обратиться к истории развития духовного образования в России. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на III Международных Рождественский образовательных чтениях сказал: «Нас укоряют, что мы слишком много говорим о традиции, о предании, слишком часто оглядываемся назад. Но мы именно смотрим вперед, заглядываем в настоящее через прошлое»1. Имея перед глазами трудный путь становления отечественного духовного образования, путь проб и ошибок, мы сможем определить довольно точно – каким путем надо идти сегодня для успешного решения задач подготовки будущих пастырей Церкви. Не новость, что сложившееся в дореволюционной России духовное образование было довольно специфичным, сословным, национальным – это накладывало свой отпечаток на все государственное образование. Но как было на самом деле, что мы забываем учитывать в нашей истории? Этому посвящена представляемая Вашему вниманию работа. Один из чистых листов бумаги в дореволюционном духовном образовании – история Рязанской Духовной семинарии. На ее примере можно показать основные проблемы в системе духовного образования XVIII-XX вв., которые были присущи другим семинариям (их количество к 1917 году перешло за 60). И не только отрицательные, но и положительные моменты, хорошие идеи, которые в силу объективных причин не смогли осуществиться, хотя трудно не согласиться с тем, что религиозный уровень народа часто напрямую зависел от уровня подготовки духовенства. Поэтому сегодня становится актуальной задача воссоздания истории духовного образования в России через исследование истории Духовных семинарий. Сегодня в Рязани нет семинарии. Четырехгодичное Духовное училище, которое функционирует под непосредственным руководством правящего архиерея, пытается восполнить недостаток духовенства для вновь открывающихся храмов епархии. Однако вывести на новый уровень Рязанскую духовную школу сегодня еще не удалось и здесь, конечно, может пригодиться опыт существования духовной школы в прошлых столетиях. Но документально материал, которым можно было бы воспользоваться, остается на полках хранилищ и архивов. Поэтому, сегодня необходимо восполнить пробелы в истории Рязанской Духовной семинарии, создать общую историческую картину семинарского быта того времени, уровня образования, получаемого воспитанниками и многого другого, о чем пока еще ничего не сказано.

История Рязанской Духовной семинарии насчитывает почти два столетия. В её историческом пути можно выделить несколько периодов:

  1. Становление, и период от преобразование духовной школы в семинарию (1743) до 1752 года.
  2. Приход на Рязанскую кафедру в 1753 году епископа Димитрия (Сеченова). Жизнь семинарии до реформы 1814 года.
  3. Расцвет духовной школы (1814-1918). Закрытие семинарии.

Первые два периода, хотя и отражены в литературе, но имеют небогатый документальный материал (о котором будет сказано ниже), сохранившийся до наших дней. А третий период, наоборот, насыщен богатыми документальными свидетельствами и записями, но совсем не организован в какую-либо систему по причине отсутствия каких-нибудь серьезных исследований по данной теме. Таким образом, эта работа является одной из первых, которая раскрывает деятельность Рязанской Духовной семинарии в последний период её существования. В этом заключается новизна данного исследования. Автором были обработаны многие архивные материалы, которые не были востребованы со времени их перемещения в архив на хранение. Этот материал заинтересует многих, кто занимается историей образования в Рязанской епархии, при чем не только духовного, но и светского, так как образование в описываемом нами учебном заведении включало много предметов, не духовного содержания.

Сформулируем цель исследования:

Показать историю существования Рязанской Духовной семинарии с момента появления первой духовной школы в Переславле Рязанском до закрытия семинарии.

Предметом исследования является историческая жизнь Рязанской Духовной семинарии.

Объектом исследования являются исторические документы, относящиеся к периоду существования Рязанской Духовной семинарии.

Задачи исследования:

  1. Представить историческую картину образовательной, социально-бытовой и духовно-нравственной жизни людей, имевших отношение к Рязанской духовной школе.
  2. Дать объективную оценку событий, которые имели место в Рязанской духовной семинарии за время её существования.
  3. Определить значение Рязанской Духовной семинарии в истории духовного образования России XVIII – начала XX века.

Методы решения поставленных задач:

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы работы.

1. Изучение источников. Данный метод позволил выявить круг источников, которые необходимы для объективной оценки происходящих событий.

2. Аналитико-синтетический метод позволил провести анализ найденных источников, установить связи между ними, собрать разрозненную информацию об одних и тех же событиях, отраженных в разных документах. Этот метод явился очень эффективным при написании диплома, так как позволил выявить причинно-следственные связи между событиями, освещенными в найденных документах.

3. Критический метод. История Рязанской Духовной семинарии имеет периоды, которые документально освещены очень скудно, но имеют освещение в литературе того времени (особенно период её становления), и наоборот. Здесь невозможно обойтись без критического взгляда на источники, потому что некоторые события представлены в виде документов и не имеют никакого освещения в печати.

4. Сравнительный метод. Сравнивая различные периоды существования Рязанской духовной школы, содержание духовного образования, количественный состав учащихся и преподавателей, изучавшиеся предметы и другие элементы исторической жизни семинарии, удается обобщить и систематизировать материал исследования, выяснить зависимость одного периода от другого, их преемство. Этот метод позволяет также определить, в какие периоды своего существования Рязанская семинария имела прогресс по вышеназванным показателям, а в какие промежутки времени наступал регресс.

Обзор источников и литературы.

Чтобы описать жизнь Рязанской Духовной семинарии с момента её основания до закрытия в 1918 году были изучены и переработаны архивные и другие исторические документы, воспоминания свидетелей описываемых нами событий, исследования, относящиеся к данному историческому периоду.

Надо сказать, что исследованием исторической жизни духовной школы серьезно никто не занимался. Основная работа по этой теме: «Историко-статистическое описание Рязанской Духовной семинарии и подведомых ей духовных училищ», составленная архимандритом Макарием (Миролюбовым), впоследствии архиепископом Донским2, изданная в 1864 году. Еще до монашества Николай Миролюбов в 1838 году закончил Рязанскую Духовную семинарию вторым учеником по первому разряду3, поэтому автор данного исследования имел под руками богатый материал, взятый из архива и библиотеки семинарии, который сегодня, к сожалению, уничтожен, да и годы, прожитые в семинарии, запомнились им надолго. Автор довольно полно излагает историю создания и преобразования духовной школы вплоть до своих дней, поэтому воспользоваться этим исследованием мы смогли лишь при описании первоначального устройства семинарии. Архимандрит Макарий использует критический метод в написании своей работы, что придает ей характер научного исследования, а не просто публицистического издания. В этом он сравнивается современниками с митрополитом Евгением (Болховитиновым). Некоторые факты из истории семинарии остаются у Макария неизвестными. Так, остается непонятным (можно только догадываться), продолжили ли свое существование цифирная школа после открытия классов при архиерейских домах, неизвестными остаются факты из деятельности некоторых архиереев (у некоторых даже не даются фамилии) и т.д. Таким образом, хоть эта книга и оказалась очень важной при написании данной работы, но имеет характер неполноты, что в некоторых местах очень заметно. Надо сказать, что издание этой книги явилось следствием публикаций из «Чтений», опубликованных в 1863 году. Таким образом, можно считать, что «Историко-статистическое описание» - это доработка опубликованного перед этим сборника.

Другая книга, которая описывает жизнь духовной школы в её первые годы существования, является «История Рязанской Духовной семинарии 1724-1840 г.», составленная преподавателем этой семинарии Дмитрием Агнцевым. В ней автор приводит помимо фактов, изложенных у архимандрита Макария, еще целый пласт жизни духовной школы, относящийся к тому же периоду. Отличительное свойство этой книги – богатый фактический и литературный материал, представленный в ней. Дмитрий Агнцев приводит различные речи, стихи на разных языках, сказанные студентами и преподавателями на торжественных собраниях, посвященных различным событиям. В его исследовании приводится список студентов, которые окончили семинарию с 1816 по 1840 год. Здесь же упоминается множество дел, которые касались управления семинарией – её внутренней жизни. Несмотря на то, что книга была издана в 1889 году, она охватывает события до 1840 года – это её существенный недостаток, который указывает на то, что материал, касающийся второй половины XIX века, не был систематизирован и оформлен надлежащим образом. Дальнейших исследований и публикаций относительно истории Рязанской духовной школы автор работы не выявил.

История семинарии с 1863 года воссоздавалась нами по тем отрывочным фактам и материалам, которые можно было обнаружить в официальных документах, изданиях различных лет.

К таким материалам можно отнести книги Т. Воздвиженского «Историческое обозрение рязанской иерархии и церковных дел ее», изданную в 1820 году; «Обзор деятельности Духовного ведомства за 1911 г.», изданную в Санкт-Петербурге в 1913 году; «История Русской Церкви», Часть 1, И.К. Смолича (1996); «История Русской Церкви» П.В. Знаменского (2000); «Страницы былого», сост. Гольцева Г.К., Любимова Е.Т., Мельник А.Н. и др. (1998). Цель этих изданий, конечно, не история рязанской школы, но анализируя данные, имеющиеся в них и используя сравнительный метод в изучении истории, нам удалось свести воедино некоторые факты из истории духовной школы и, как показал этот анализ, противоречий в последовательности событий обнаружено не было.

Немаловажный материал относительно Рязанской семинарии содержится в воспоминаниях выпускников духовной школы и всех, кто имел хоть какое-то к ней отношение. Особый интерес представляют воспоминания С.Д. Яхонтова4, сначала студента, а потом и преподавателя Рязанской Духовной семинарии в последние годы её существования. Его заслуга по сохранению ценнейшей библиотеки семинарии, уникальные экземпляры которой доходили до XVI века, просто неоценима. Надо сказать, что сегодня Государственный архив Рязанской области (ГАРО) хранит лишь часть того обширного материала, который собрал Степан Дмитриевич. Его воспоминания – это подробнейшие, пропущенные через сердце рассказы товарищей, коллег и собственные дневниковые записи, в которых каждое слово вызывает доверие у читателя. Нам очень интересны эти воспоминания, так как они показывают внутренние отношения воспитанников и руководства семинарии. Оставляя субъективный взгляд автора, мы рассматриваем его воспоминания только с фактической стороны.

Созданная Степаном Яхонтовым личная библиотека после революции явилась дополнением архива, который появился вместе с закрытием семинарии и содержал упраздненную библиотеку духовной школы. Материалы этого архива (преобразованного в Государственный архив Рязанской области) являются основным фактическим материалом, на котором строится данное исследование. Наиболее интересными в работе с найденными источниками явились две описи Ф-1280 «Правление Рязанской Духовной семинарии» и Ф-634 «Рязанская Духовная семинария». Первая из них представляет собой документы, касающиеся хозяйственной, управленческой и учебной деятельности семинарии, а также материалы по закрытию семинарии. Вторая опись содержит классные журналы, списки учеников и каталог библиотеки. Все вышеназванные архивные документы сохранились в хорошем состоянии, но не являют собой полноту картины исторической жизни духовной школы, что естественно, кладет отпечаток этой неполноты и на наше исследование. Дополнительно к этому были изучены материалы, описывающие процесс изъятия материальных ценностей: Д.147 из описи Ф Р – 132. Несомненно, что эти данные помогут не только в воссоздании истинной картины происшедших в последние годы существования семинарии событий, но и станут хорошим подспорьем для продолжения исследований по данной теме.

Отдельный интерес представляют собой циркуляры5, которые описывают статистические данные о вступительных экзаменах в Духовные академии. Они позволили создать представление о выпускниках Рязанской духовной школы, которые поступали в высшие духовные учебные заведения. Многие из них, как будет показано ниже, сделали достойный вклад в историю Рязанской семинарии.

При исследовании материала, связанного с управлением Духовной семинарией, был составлен список ректоров Рязанской Духовной семинарии (см. Приложение №1). Это фамилии людей, которые внесли достойный вклад в становление и развитие семинарского образования не только в Рязани, но и далеко за ее пределами.

Некоторые факты из жизни духовной школы были найдены в периодических изданиях прошедших лет. Одним из таких, довольно старых церковных изданий прошедших лет, является журнал «Рязанские епархиальные ведомости». Так, особому разбору подверглись сохранившиеся номера с 1866 по 1909 год. В них можно встретить описание торжественных актов, ежегодных отчетов семинарии, дискуссии, обсуждение уставов. Отметим важный факт, что редакция журнала находилась в семинарии, а это показывает высокий уровень управления и развития духовной школы. Епархиальные ведомости представляют собой отдельную страницу, рассказывающую об истории не только Рязанской епархии, но и вообще Русской Православной Церкви.

Говоря об истории Рязанской Духовной семинарии, мы не смогли пройти мимо тех событий, которые сегодня занимают важное место в современной церковной истории – это прославление Новомучеников и исповедников Российских, а также подвижников благочестия XIX-XX веков. Из стен семинарии вышло много святых людей, канонизированных в лике местночтимых и общероссийских святых. На стадии подготовки диплома нам пришлось консультироваться с теми, кто и сегодня готовит вновь открывшиеся имена к их прославлению. Здесь использовались, во-первых, архивные материалы: Д.75 из описи Р-6775 (ГАРО) – святые, которые «ждут» своего прославления; во-вторых, книга архимандрита Варфоломея «Святитель Серафим Соболев. Жизнеописание и сочинения» (1992); Т. Веселкина «Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв.» (2000); протоиерей Родион Путятин «Проповеди» (2000); в-третьих, большой информационный материал, который предлагают поисковые службы и файловые архивы сети Интернет. Использование Всемирной телекоммуникационной сети связано с тем, что многие выпускники семинарии просияли своими трудами и благочестием на удаленных кафедрах и в недоступных для обычной связи местах нашей страны, а так как прославление их происходит, в основном, не на родине, а в местах, где они упокоились или приняли мученический венец, то и сбор информации можно было сделать оперативным, используя лишь этот источник общения. Он позволил за короткий срок получить достаточно большой информативный материал, который касается не только новопрославленных святых, но и затрагивает историю Рязанской Духовной семинарии. Однако основные факты, которые там приведены, используют те же источники, что приведены нами выше, и в этом плане не представляют особого интереса.


Кроме проведенной работы по исследованию источников был собран статистический материал по количеству учащихся в различные периоды существования Рязанской Духовной семинарии. Полученные диаграммы (см. Приложение) позволяют проследить динамику изменения количества учеников и провести сравнительный анализ разных исторических периодов. При этом были использованы архивные документы и литература по теме исследования: ГАРО., Ф-634, оп., 1. дд. 239, 255, 279, 345, 346, 364, 415, 449, 466, 487, 505, 523, 540, 557, 573, 595, 618, 667, 678;

ГАРО., Рязанские епархиальные ведомости. №8, 1897 г. – с. 250-258.
ГАРО., Рязанские епархиальные ведомости. №4, 1909 г. – с. 158-166,

История Рязанской Духовной семинарии. 1724-1840 г./ Сост. Д. Агнцев. – Рязань, 1889.

Историко-статистическое описание Рязанской Духовной семинарии и подведомых ей духовных училищ./ Сост. архим. Макарий (Миролюбов). – Новгород, 1864.

Глава 1

История Рязанской Духовной семинарии
в период с 1722 по 1752 гг.