Профессиональные способности учителя: в чем они заключаются и как их развивать


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»

Профессиональные способности учителя:

В чем они заключаются

И как их развивать.

Методическая разработка.

КАЮКОВА Галина Леонидовна

II квалификационной категории

г. Добрянка

Профессиональная и человеческая обязанность учителя – давать ученикам знания и воспитывать их, т. е. созидать.

«…Нет на свете более тяжелого и напряженного труда, чем обучение в годы детства, отрочества и ранней юности»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Сегодня, когда разрушены прежние нормы жизни, потеряны ориентиры, школа, преподаватели оказались беспомощными и потеряли авторитет в глазах учеников и родителей. Опыт и педагогические знания чаще всего приобретаются постепенно в течении многих лет практической деятельности.

Какие знания, умения и навыки должен иметь педагог-музыкант? Как найти хороший контакт с учениками? В чем заключаются профессиональные способности учителя?

Учитель должен обладать педагогическими способностями – интегральным качеством, комплексом ряда специальных черт.

Дидактические способности – это готовность обучать творчески, развивая мышление учащихся, приучая работать их сознательно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для обучаемых и был прочно освоен. Одним словом, это умение правильно строить учебно – воспитательный процесс. Такой преподаватель увлекает учащихся. Основные пути формирования дидактических способностей – непрерывная работа над собой: изучение педагогической и психологической литературы, пособие по методике преподавания, посещение открытых уроков, методических сообщений, мастер – классов других преподавателей.

В наши дни, когда как никогда остро стоит проблема оптимизации учебного процесса, педагог должен развивать в себе умение строить урок в нескольких методических вариантах и уметь выбрать для данного класса наиболее подходящий, уметь так организовать занятие, чтобы достичь намеченных результатов при минимальной затрате времени.

Экспрессивные способности - это умение преподавателя образно и ярко выражать свои мысли, знания, убеждения, используя слово, мимику и жест. Речь – зеркало культуры и профессиональной подготовки преподавателя, не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо говорить много. С помощью слова можно дать глубокие знания, убедит в целесообразности напряженной творческой работы. Разговор стараться вести в мягком доброжелательном тоне, выслушивать мнения и возражения, не перебивая учащихся.

Перцептивные способности - это способности восприятия, умение проникнуть во внутренний мир учащегося, выявить его подлинное отношение к окружающему миру, почувствовать его психологическое состояние в данный момент.

Пример: ученик несколько занятий рассеян; педагог отмечает это и в ходе беседы тактично выясняет, что тот решил уйти из школы; принятые меры помогают избежать не желаемого шага. Обнаружившаяся вдруг лень девочки – не атрибут, присущий ей от рождения, а результат как выясняется из беседы, невнимательности учителя, который долгое время не замечал и не поощрял ее старательного отношения к занятиям. Неумение проникнуть во внутренний мир ученика приводит отдельных преподавателей к многочисленным ошибкам: Например, резким осуждениям учеников. Поэтому отсутствие перцептивных способностей рано или вызывает у преподавателя конфликт с отдельными учащимися. Нужно иметь в виду, что перцептивные способности особенно необходимы преподавателю, работающему с подростками: установлено, что последние испытывают острую потребность в понимании.

Методико – педагогические способности проявляются в желании трудиться творчески, систематически изучать литературу, опыт коллег. Немецкий педагог А. Дистервег справедливо подчеркивал « Без стремления к такой работе преподаватель школы неизбежно попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». В наши дни, когда методика преподавания развивается быстрыми темпами, слова выдающегося педагога прошлого особенно актуальны. Формируя свои методико – педагогические способности, необходимо приучать себя внимательно следить за новыми работами по методике преподавания. Изучать систематически литературу, знакомиться с опытом коллег, ведением конкретного исследования (например, « Работа над развитием мелкой техники») Итоги исследования оформляют в виде выступления на методических объединениях, педагогических чтениях.

Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем и авторитет, в умении влиять своей волей на воспитанников. Слагаемые авторитета – эрудиция, знания, умения, высокие нравственные качества, индивидуальность. Авторитет приобретается ни какими – то искусственными приемами, а зависит от повседневной деятельности педагога. На упрочнение авторитета влияют такие черты характера как настойчивость, организованность, целеустремленность, деликатность, доброжелательность. Для процесса его завоевания огромное значение имеют: знание педагогом своего дела, серьезное отношение к работе, заинтересованность в ее результатах. Педагог, который стремится к авторитету, должен воспитать в себе умение гасить вспышки и раздражения, могущие обидеть ученика или привести к ошибочным решениям; он всегда помнит, что его личное настроение не должно отражаться на отношениях с окружающими и на ходе учебного процесса. Авторитет педагога не вечен: он может укрепляться или, наоборот утрачивать свою силу. Для сохранения своего авторитета на длительное время, его нужно систематически подкреплять. Самовоспитание, направленное на формирование авторитарных способностей – первоначальная задача любого преподавателя школы.

Коммуникативные способности – это способности, помогающие легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учениками и поддерживать с ними правильные отношения. Отношения педагога с воспитанниками сильно влияют на дисциплину и учебу. Педагог должен быть контактным, общительным, внешне одинаково относиться ко всем учащимся; немаловажную роль здесь играет искренность. Педагогическая этика осуждает избирательную любовь к учащимся. Развивая свои коммуникативные способности, педагог должен воспитывать в себе умение уважительно, с интересом и любовью относиться ко всем ученикам, даже тем, кто доставляет много хлопот и огорчений; каждый имеет право на индивидуальность, и нет никакой необходимости подгонять учеников под единый шаблон. Нужно помнить: насмешки над странностями кого либо из учеников бестактны и вызывают неприязнь к острословам и преподавателю, если он эти насмешки не пресекает.

Личностные способности проявляются прежде всего в педагогическом такте. Понятие «такт» включает много компонентов, но все связаны с заботой об учащемся, с внимательным и чутким отношением к нему. Такт – это, в частности, умение соблюдать чувство меры в отношениях. Педагог должен быть готов в любую минуту оказать необходимую помощь каждому, успокоить отстающего ученика и вселить надежду на успех, ответить на поставленный вопрос, спокойно разрешить возникший конфликт.

Организаторские способности проявляются в умении четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное и внеурочное занятие, классный час, родительское собрание, экскурсию. Эти способности в деловитости и пунктуальности педагога, своевременном начале и конце уроков и внеклассных мероприятий, в поддержании образцового порядка в кабинете, в беседах, проводимых в точно назначенное время. В организаторские способности входит также: искусство заряжать учеников своей энергией, творческой и исполнительской инициативой, умение сочетать полет фантазии и житейскую практичность, а также развивать в учениках настойчивость, активность и высокую работоспособность.

Хороший организатор применяет чаще похвалу, чем критику; хвалит за инициативу, затраченные усилия и полученные результаты, (а не рассматривает их как нечто само собой разумеющееся); стимулирует увлеченность и эффективность труда, поддерживает самостоятельность учеников; наконец держит себя с воспитанниками дружески, а не официально.

Организаторские способности формируются быстро, быстрее других, но с увеличением стажа работы учителя - ослабевают. Для их становления важно: в первую очередь вырабатывать у себя привычку к систематическому анализу каждого урока, каждого проведенного мероприятия и исправления в дальнейшем допущенных недостатков. Важно также следовать правилу: «Все можно сделать лучше». А это требует знания дела, на которое направлена организаторская деятельность, хорошего развития наблюдательности, гибкости ума, творческой инициативы, увлеченности работой, знания учеников, настойчивости, твердости воли. Формируя у себя организаторские способности, необходимо привыкать строить свою работу, разделяя ее на этапы:

Сбор информации, подготовка и принятие решения;

Планирование работы на основе собранной информации;

Постановка целей и задач работы (с учетом общих реализуемых целей), организация их исполнения;

Контроль и оценка результатов деятельности.

Вырабатывая у себя организаторские способности, учителя – холерики (с сильным неуравновешенным, подвижным темпераментом) должны учиться тактично, чутко, внимательно относиться к ученикам, реже делать критические замечания.

Учителя – флегматики (с сильным уравновешенным, инертным темпераментом) – повышенно требовательно относиться к воспитанникам, ежедневно контролировать выполнение учениками домашних заданий, включать в занятия элементы соревнования, игры.

Учителя – сангвиники (с сильным уравновешенным, подвижным темпераментом) - доводить любое начатое дело до конца, приучать себя старательно выполнять нужную, даже не очень интересную работу.

Учителя – меланхолики (со слабым неуравновешенным, подвижным или инертным темпераментом) – не раздражаться и не обижаться на нарушителей дисциплины, на слабую подготовку учеников, чаще бывать на людях.

Конструктивные способности или педагогическое воображение. Это способности, позволяющие проектировать будущее учащихся, тщательно планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаружить задачи обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его личной вершине.

Выработать у себя эти способности нелегко. Необходимо быть наблюдательным, поддерживать связь с выпускниками, следить за жизнью и успехами.

Если у педагога конструктивные способности не развиты, и он не может уверенно прогнозировать будущее учеников, то нужно приучить себя не делать не обоснованных прогнозов, осложняющих последующую жизнь воспитанника. Ни на ком из учащихся нельзя «ставить крест»: способности его могут проявиться позже, и это зависит не только от задатков, но и от внешних условий, трудолюбия, ответственности, настойчивости в достижении цели. Помогая учащимся правильно выбрать будущий жизненный путь и профессию, педагог должен иметь в виду, что успешное выполнение должностных обязанностей требует наличия у исполнителя специфических качеств.

Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, «соединение» головы с руками, они определяют умение учителя «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками».

Гностические способности связаны с умением быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их. В структуру гностических способностей входят: разбор и оценка своей собственной педагогической деятельности, а также положения в коллективе, обнаружить ликвидировать внутригрупповые конфликты, сплотить учеников, настроить их на серьезное отношение к учебе; быстрый и объективный анализ характера, поведения и подготовленности каждого ученика.

Способности к распределению внимания – это умение на занятиях всегда и во всех случаях держать в поле зрения весь класс, всю группу ребят и каждого в отдельности.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением. Разговаривая с учащимися или ведя урок, необходимо переводить взгляд с одного лица на другое, подолгу ни на ком не задерживая, и стремиться при этом создать впечатление у каждого, что именно он является объектом наблюдения. Педагог должен, с одной стороны, выработать у себя умение сосредоточивать внимание (на цели занятия и теме беседы), а с другой – распределять его. Важно также умение не видеть того, что не представляет в данный момент интереса и отвлекает от основного дела.

Воспитывая у себя произвольное внимание, педагог опирается на свой интеллект и кругозор: обширные знания способствуют развитию устойчивого и в тоже время распределенного внимания.

Мажорные способности педагога проявляются в его оптимизме и юморе. Бодрый жизненный тон и доброжелательность учителя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагогическое мастерство. Оптимист активен, уверен в светлом будущем, в торжестве добра и справедливости, в возможности достижения хороших результатов в труде, в успехах каждого ученика. Его оптимизм и энтузиазм заразительны. Мажорные способности позволяют предупредить или безболезненно ликвидировать многие сложные конфликты, снять напряжение, активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха.

В арсенале учителя, обладающего мажорными способностями, - и шутка, и веселый рассказ, и во время сказанное меткое слово. Стать остроумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый. Умение видеть противоречия в жизни и поведении учеников, находить в них развитие этих способностей.

Все перечисленные способности – индивидуально – психические качества и составная часть «идеального педагога». Отсутствие какой либо одной из них затрудняет работу, хотя, как показывает практика, нередко та или иная слабо развитая способность компенсируется другой. Бывают, например, случаи, когда преподаватель с недостаточно развитыми коммуникативными и экспрессивными способностями блестяще знает свой предмет, учебную программу и методику обучения; благодаря этому, а также серьезной подготовке к занятиям он проводит уроки интересно и методически грамотно. Но и он неизбежно со временем придет к выводу, что необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Изложенный выше краткий анализ слагаемых педагогического мастерства позволяет каждому учителю как бы со стороны взглянуть на себя и выявить: какие способности у него хорошо развиты, а какие еще не очень; на что следует обратить внимание, чтобы не отстать от требований времени.

И хочу закончить свое сообщение словами Василия Александровича Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь дать ученику искорку знаний, надо выпить целое море света».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977

Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М.: Знание, 1971

Богословский В. В. Психология воспитания школьника. – Л.:

Издательство ЛГУ, 1974

Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М.: Знание 1973

Гоноболин Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы// - М.: 1962 – с.237

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. – с 332

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии – И.: Просвещение, 1972

Платонов К. К. Проблемы способностей М.: наука 1972

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю Ижевск, Издательство Удмуртия 1981