Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы


Занимательная геометрия для дошкольниковСценарий познавательно-игрового занятия в подготовительной группе «Геометрическая сказка о путешествиях Точки. Прямая линия и отрезок»Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115- детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы.

Данный сценарий посвящен геометрической сказке о прямой линии и отрезке. Из текста видно, что дети уже знакомы с таким видом работы, знают о других путешествиях Точки. Таких сказок у меня много, они составлены на основе книг «Геометрия для малышей» и «Путешествие по стране Геометрии» (авторы В. Г.Житомирский, Л. Н.Шеврин) или придуманы мною. Я знакомлю детей с ними и в старшей (2-ая половина года) и в подготовительной группе. Мне очень нравится эта форма работы, она позволяет в занимательной форме дать первоначальные геометрические сведения, а в дальнейшем закрепить знание геометрического материала.

Думаю, что это занятие заинтересует педагогов ДОУ, родителей дошкольников и учителей начальных классов. Более подробно о работе с геометрическими сказками можно узнать из моей статьи «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи», она опубликована в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», №2 2015 год.

Цели: способствовать обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулировать интерес к получению новых знаний.

Задачи:

- продолжать формировать понятия о точке, прямой линии;

- познакомиться практическим путем с отрезком, учиться конструированию из них;

- закреплять правила безопасной работы с ножницами;

- развивать конструкторские умения, фантазию, творчество;

- создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить получать радость от собственных умений;

- стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь математическими терминами;

- учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и чужую работу.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Безопасность».

Оборудование: иллюстративный материал к геометрическим сказкам (в печатном или электронном виде); полоски бумаги; счетные палочки; ножницы; три разноцветных шнура длиной 3 метра. Ход занятия.
1. Организационный момент. (Воспитатель, подзывая детей к себе, показывает иллюстрации).

–Узнаете этих героев? Сегодня мы продолжим путешествие по стране Геометрии.

2. Знакомство со сказкой. Сегодня мы узнаем о новых похождениях точки.

Жила-была точка, она была очень любопытна и хотела все знать. Однажды она отправилась в путешествие вот по такой линии.

Идет и думает: « Какая ровная прямая, как приятно по ней гулять, но она очень длинная. Долго ли я буду идти? Скоро ли конец прямой»?

А прямая засмеялась:

-Эх, точка, ты не дойдешь до конца, разве ты не знаешь, что у прямой конца нет?

-Тогда я поверну в другую сторону, - решила точка. - Я, наверное, иду не в ту сторону.

-И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов. Она бесконечна.

Опечалилась точка:

-Как же мне быть? Что же так мне так и придется идти, идти и идти без конца?

-Ну, если ты не можешь больше идти, позови на помощь ножницы. Они помогут тебе.

Тут, откуда не возьмись, появились ножницы, щелкнули они и разрезали прямую.

-Ура! – закричала точка. – Вот и появился один конец! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

-Можно и с другой стороны, - послушно щелкнули ножницы.

-Как интересно! – воскликнула точка. – Что же получилось из моей прямой? С одной стороны конец и с другой стороны конец. Как это называется?

-Это отрезок, – сказали ножницы. – Теперь ты, точка, гуляешь по отрезку прямой.

-Я запомню это название. Мне очень нравится гулять по отрезку от одного его конца до другого.

3. Физкультминутка «Дорожки».

- Посмотрите, что это за дорожки выложены на ковре, давайте пройдем по ним. Какие это линии? (дети узнают и называют прямую, кривую, ломаную, двигаются по цветным шнурам или между предметами по прямой и по кривой линии).

4. Практическая работа детей.

- Вот и закончилась сказка о путешествии точки. Вы познакомились с отрезком, а теперь будем учиться конструировать из них. Дети отрезают от готовых полосок отрезки, сравнивают их по длине, конструируют из них модели предметов, буквы, цифры. Счетная палочка – модель отрезка, продолжается конструирование из счетных палочек по образцам и по словесной инструкции.

5. Итог занятия. Мы познакомились с отрезком, научились конструировать из них. Хотели бы вы узнать о дальнейших приключениях точки? Расскажите сказку о точке своим родителям.