Сочинение на тему Литература родного края - Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы


-26 Литература родного края - один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета литературы как вида искусства. Цель курса - приобщить учеников к лучшим приобретениям литературы родного края в контексте украинской классической и современной, а также европейской литератур; пробудить патриотические чувства, лелеять свободную, раскрепощенную личность, которая умеет самовыражаться, уважает историческое прошлое и настоящее региона. Концепция программы состоит из шести компонентов: методологического, воспитательного, дидактичного, технологического, методического, научно литературоведческого. Поэтому отбор художественных текстов для изучения проводится так, чтобы ученик-читатель увидел красоту жизни даже в будничном, заинтересованно и толерантно отнесся ко всем ее проявлениям. Произведение должно воодушевить школьника настроением веры и надежды, радостью от того, что он пришел в этот мир для полноценной духовной жизни. Реализация отмеченного возможна при условии научно литературоведческой подпочвы. Интерпретация произведений курса литературы родного края должна происходить на современном эстетико-теоретическом инструментарии, основы которого закладываются на уроках украинской литературы.

Педагогическая технология близка к отдельной методике. Подпочвой методического аспекта - диалог и полилог с произведением, автором, с ровесником, с учителем, с прошлым и настоящим города или села. Здесь нужно, кроме соблюдения технологичности изучения курса, предусмотреть использование контекстуальных связей с произведениями государственной программы, наглядных средств учебы, которые помогут ввести учеников в эстетично художественное пространство региона. Важно, чтобы состоялся полилог между читателем - произведением - автором, чтобы школьники постигли художественную реальность, пережили эстетичное наслаждение и нашли те возвышенные ценностные ориентации и поступки, которые облагородили бы их души.

Всю систему литературного образования и курс литературы родного края в частности, следует выстраивать с учетом специфики литературы как вида искусства, которое несет мощный заряд позитивной духовной энергии и способна заинтересовать юного современника приобретениями земляков, убедить, что литература родного края способна быть искусством слова. Методологические принципы программы заключаются в гуманизации национального образования, в личностно сориентированном подходе, который будет способствовать активному становлению национально сознательной личности. Система литературного образования в курсе регионального компонента даст возможность на личностном уровне в зависимости от исторического прошлого, настоящего, от жизненного и сенсорного опыта каждого ученика, его читательских интересов воспринять конкретные художественные произведения земляков и глубинно почувствовать собственную принадлежность к своему роду, народу, украинской нации. Многолетняя практика удостоверяет целесообразность разделения всего курса на две части: для 5-8-х классов и для 9-11-х классов, каждая из которых имеет свою специфику и особенности. Курс нынешнего образования на личностную ориентацию предопределяет своеобразие воспитательного аспекта предложенной концепции литературы родного края, которая, кроме того что дает знания и формирует читательские вкусы, в то же время воспитывает гражданина-патриота Украины, любовь к родителям, своему городу, селу, улице, односельчанам, землякам и их культурно-художественным приобретениям.

И тот литературный путь от семьи к Родине должен формировать личность, способную сохранить и продолжить украинские культурно-литературно-исторические традиции предков, чтобы достойно войти в европейское и мировое сообщество, быть открытой для других культур и способной к обогащению собственной духовности. Современные педагогические технологии дают возможность выбрать методы и приемы, аватные учебному материалу, - художественным произведениям о родном крае. Учебная технология может быть реализована на смысловом и процессуальном уровнях, где первый предусматривает целые науки, содержание учебного материала, а второй - формы, средства, методы учебы, организацию и руководство, учебно-познавательный и воспитательный процесс. Но возможен