Предметы гигиены (зубные щетки, зубочистки, нити-флоссы). Подбор, правила пользования, хранения. Методика гигиенического ухода за полостью рта. Стандартный метод чистки зубов на фонтоме

PAGE 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 11

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Предметы гигиены (зубные щетки, зубочистки, нити-флоссы). Подбор, правила пользования, хранения. Методика гигиенического ухода за полостью рта. Стандартный метод чистки зубов на фонтоме.

Цель: Разобрать со студентами вида предметов для гигиены полости рта, акцентировать влияние на правила ухода за полостью рта. Освоить стандартный метод чистки зубов на фантоме.

Место занятия: Комната гигиены.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, планшеты, стенд со средствами и предметами гигиены полости рта, набор зубных щеток, крупные модели челюстей, демонстрационная зубная щетка, ноутбук.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы, набор зубных щеток, крупные модели челюстей

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Преподаватель объясняет роль и значение исчерпывающих сведений о средствах и предметах гигиены полости рта для рационального их использования в комплексе профилактических мероприятий, особенно в разделе гигиенического воспитания по обучению правилам ухода за полостью рта. Акцентируется внимание студентов на то, что стоматолог должен полностью и оперативно ориентироваться в большом арсенале средств гигиены для целенаправленных рекомендаций пациентам. На реальных цифрах (количество зубных щеток и т.д.) доводятся сведения о состоянии гигиены и гигиенических навыков, населения нашей страны. Далее путем вопросов и коррекций ответов студентов подробно разбираются различные виды предметов гигиены полости рта (основные и вспомогательные). Разбирается строение и требования, предъявляемые к зубным щеткам, подбору, правилам пользования, замене и хранению. Выясняются знания о вспомогательных предметах гигиены (флоссы, зубочистки, ёршики) и правила пользования ими. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Основными предметами гигиены являются: зубные щетки, зубочистки, нити, флоссы, зубные стимуляторы, зубные ершики, ирригаторы, индивидуальные гигиенические средства очищения языка.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Она имеет свою, довольно большую историю. Еще 300-400 лет до нашей эры народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке. Зубная щетка или, как ее тогда называли зубной веник, впервые появилась в странах Европы в XVII столетии. Примерно в XVIII веке зубные щетки стали применять и в России. Несмотря на такой «солидный» возраст, зубная щетка и до настоящего времени остается неизменным инструментом для механического удаления с зубных рядов и межзубных промежутков мягкого налета и остатков пищи. Без зубной щетки невозможно осуществлять полноценные гигиенические мероприятия в полости рта.

Строение любой зубной щетки типичное: она состоит из трех основных элементов - рабочей части (головки) с фиксированными в ней пучками щетины, шейки и ручки. Основные отличительные особенности щеток зависят от формы, количества и расположения пучков щетины, а также жесткости. Наиболее оптимальный вариант расположения пучков щетины - не более 3 рядов с расстоянием между ними 2 мм. Пучки щетинок должны располагаться под углом друг к другу, подстрижка рабочей части пучков - на конус, общая поверхность щетины - волнообразная с длиной волны примерно равной ширине коронки зубов. При таком расположении и форме пучков щетины могут свободно входить в межзубные промежутки, достаточно хорошо очищая их и прилегающие поверхности зубов. По жесткости различают 4 типа щеток: жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие.

Подбор зубных щеток должен осуществляться индивидуально по рекомендации врача-стоматолога в зависимости от клинического состояния органов и тканей полости рта. Наиболее оптимальны для детей щетки с длиной рабочей части головки 18-25 мм и шириной 7-8 мм, для взрослых - 23—30 мм и 7,5-1 мм, соответственно. Фирма «Oral-В» предлагает современные детские щетки, маркированные по годам жизни ребенка. В настоящее время абсолютное преимущество принадлежит щеткам из искусственного волокна как более гигиеничным и менее травмирующим слизистую оболочку полости рта.

До и после употребления щетку следует тщательно промыть водой, очистить от зубного налета, слизи, остатков пищи и пасты и хранить в сухом намыленном виде в доступной открытому воздуху ёмкости. Через каждые 3 – 4 месяца щетку необходимо менять, так как она теряет свои очищающие свойства.

Кроме типовых имеются также специальные зубные щетки для лиц с дефектами зубных рядов, однопучковые – для очищения межзубных промежутков, щетки для обработки съемных зубных протезов и т. д. Как показывает практика, ряд поверхностей зубов и участков зубного ряда невозможно полностью очистить с. помощью зубных щеток. Для их очищения созданы и применяются специальные предметы гигиены.

В настоящее время принято подразделение зубных щеток на мануальные и электрические.

Мануальные зубные щетки предназначены для механического удаления зубного налета, а также массажа десен при проведении гигиенических мероприятий в полости рта.

1. Гигиенические зубные щетки, предназначенные исключительно для очистки поверхности зубов от зубного налета и остатков пищи. В соответствии с Модифицированной классификацией мануальных зубных щеток (СБ. Улитовский, 2002) различают мануальные гигиенические зубные щетки:

  • с жесткой фиксацией головки зубной щетки с шейкой и ручкой зубной щетки (традиционное крепление);
  • с гибким сочленением головки и шейки и/или шейки и ручки;
  • с гибким сочленением частей головки.

2. Пародонтологические зубные щетки, предназначенные помимо удаления зубного налета, для профилактики заболеваний пародонта.

В свою очередь пародонтологические зубные щетки подразделяются:

с одноуровневым щеточным полем, которое сформировано из редкостоящих наклоненных в противоположные стороны пучков щетины, обеспечивающих глубокое проникновение встречных пучков в межзубное пространство. Однако необходимо заметить, что глубокое проникновение пучков в межзубное пространство возможно только при чистке зубов вертикальными движениями щетки снизу - вверх, в то время, как при горизонтальных движениях проникновения в межзубной промежуток практически не происходит.

с многоуровневым щеточным полем:

  1. с двухуровневым расположением щетины, которая может располагаться как прямо, так и под углом. Краевая щетина позволяет поникать в зубодесневую борозду, очищать ее и одновременно проводить легкий массаж близлежащий десны;
  2. с зигзагообразной формой стрижки щеточного поля. Различают несколько видов зигзагообразной формы стрижки щетины, различающихся расстоянием между вершинами выступающих пучков;
  3. с трехуровневым расположением щетины;
  4. с зигзагообразной формой стрижки щетины и с наличием силового выступа;
  5. с силовым выступом на верхней трети щеточного поля и плоским (одноуровневым) щеточным полем;
  6. с многоуровневой формой стрижки щеточного поля с силовым выступом, простой гладкой щетиной с закругленными и полированными кончиками щетинок:

7) с многоуровневым расположением подстриженной щетины щеточного поля с силовым выступом в верхней трети головки. Щетина сложная или слож-носоставная. В эту группу также входят щетки с двумя силовыми выступами.

3. Мануальные зубные щетки специального назначения, предназначенные для проведения дополнительных очищающих мероприятий в полости рта, осложненных аномалиями прикуса, заболеваниями пародонта либо наличием ортопедических и ортодонтических конструкций:

ортопедические, имеющие щеточное поле с V - образным углублением по всей длине, предназначенные для ухода за зубами при наличии ортопедических и ортодонтических конструкций (съемных и несъемных);

монопучковые, с ровным или заостренным щеточным полем, предназначенные для очищения зубов от зубного налета при наличии ортопедических и ортодонтических конструкций и в других сложных ситуациях;

малопучковые, имеющие 7 пучков щетины: шесть по кругу и один в центре. Причем центрально расположенная щетина несколько длиннее, чем периферическая.

малопучковые, имеющие 2 ряда по 3 пучка, применяемые для очистки зубов с ортодонтическими конструкциями, внутриротовой тяги при переломах челюстей, скученности зубов, металлокерамических коронках и имплантантах.

У обоих видов малопучковых щеток может быть три типа стрижки щеточного поля: ровное, в виде конуса либо усеченного конуса.

типа «Сулькус», имеющие узкую длинную головку, по длине соизмеримую с длиной головки обычной зубной щетки, на поверхности которой имеются два продольных ряда пучков щетины.

типа «Сенситив», характеризующиеся особой мягкостью щетины, показанные при клиновидных дефектах и патологической стираемости твердых тканей зубов всех типов, при сочетании гиперчувствительности зубов и оголении шейки зуба на фоне заболеваний пародонта.

типа «Денчер», предназначенные для очистки протезов и имеющие два щеточных поля с разных сторон головки: одно - с широким зигзагом, для очистки внешних, другое - в виде выпуклой полусферы - вогнутых внутренних поверхностей протеза.

правоповоротные и левоповоротные угловые, у которых головка наклонена в сторону щеточного поля либо от него, соответственно.

В последние годы, за рубежом и нашей стране появились электрические зубные щетки. Авторы, предложившие их, обосновали необходимость чистки зубов с помощью электрических щеток тем, что за тот же период времени они совершают во много раз больше вибрационных и чистящих движений, чем при ручной чистке зубов, что способствует более полноценной гигиене полости рта, так как кроме очистки зубов во время гигиенических манипуляций, производится вибрационный массаж слизистой оболочки десны, улучшающий кровообращение и способствующий усилению обменных процессов.

Электрические зубные щетки работают с помощью двигателя, дающего ЗООО^ЮОО оборотов в минуту. Источником питания могут быть обычные батарейки или аккумуляторы. В этих конструкциях производится подзарядка из электросети. Таким образом, электрическая зубная щетка представляет собой электромеханическое устройство, состоящее из рабочей части - головки корпуса (ручки) и электродвигателя с автономным питанием, расположенным внутри ручки. Различают как индивидуальные электрические зубные щетки, так и со съемной рабочей частью (головкой), что позволяет всей семье использовать данное устройство в целях индивидуальной гигиены полости рта.

Согласно СБ. Улитовскому, в зависимости от конструктивных особенностей головки щетки, выделяют следующие типы электрических зубных щеток:

  1. С прямоугольной головкой с одноуровневым щеточным полем, совершающей возвратно-поступательные движения.
  2. С прямоугольной головкой с закругленными краями, на которой размещено 10 пучков щетины (их количество варьирует в зависимости от модели). Каждый из пучков вращается самостоятельно со скоростью 4200 дв./мин., при этом постоянно меняя направление своего вращения.
  3. С прямоугольной головкой, на которой пучки щетины размещены в три или четыре ряда в зависимости от модели (под каждым из пучков имеется мини-пружинка, головка совершает возвратно-поступательные движения, при которых форма

щеточного поля меняется в зависимости от конфигурации зубной дуги и подлежащих в момент чистки зубов утапливания одних пучков и выхода других).

  1. С небольшой чашевидной круглой головкой с одноуровневой щетиной, совершающей возвратно-круговые движения.
  2. С небольшой чашевидной круглой головкой с двухуровневой щетиной и индикацией степени ее износа, совершающей возвратно-круговые движения.
  3. С небольшой чашевидной круглой головкой с двухуровневым щеточным полем, индикацией степени износа щетины и разной степенью ее износа, совершающей возвратно-круговые и пульсирующие движения.
  4. С двойной головкой в виде двух больших круглых дисков, на которых расположены пучки щетины с одноуровневым типом стрижки щеточных полей (щеточные поля расположены друг против друга, параллельно, так, что их поверхности обращены друг к другу);
  5. С прямоугольной головкой с закругленными краями, на которой расположены две площадки, вращающиеся в противоположных направлениях; на каждой из площадок расположено по четыре пучка щетины; тип стрижки щеточных полей одноуровневый;
  6. С маленькой округлой головкой, на которой расположен один пучок щетины, вращающийся по окружности.

Учитывая предназначение зубной щетки, совершенно необходимо содержать ее в абсолютной чистоте. В противном случае щетка может служить источником инфекции. Необходимо помнить, что зубная щетка - предмет индивидуального пользования. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной зубной щеткой двум и более лицам, даже в том случае, если они являются близкими родственниками.

До и после использования щетку следует тщательно промыть водой, очистить от зубного налета, слизи, остатков пищи и зубной пасты и хранить в штативе или другой, доступной открытому воздуху емкости. В специальных футлярах хранить зубную щетку можно только временно, например, в поездке. Длительное хранение щетки в футляре лишает ее света и воздуха, что способствует размножению микробов, в том числе и патогенных, вредно влияющих на организм человека. В среднем, через каждые Ъ-А месяца рекомендуется замена зубной щетки на новую, т.к. она теряет свои очищающие свойства. Если используется зубная щетка с индикатором, то при обесцвечивании более 1/2 длины индикатора данный предмет гигиены подлежит замене. Это очень удобно, т.к. индикатор является точным визуальным показателем износа щетины.

При пользовании щеткой с цветной щетиной следует помнить, что далеко не вся цветная щетина является индикатором степени износа, она может только свидетельствовать о том, что щетина имеет разные степени жесткости или быть окрашенной исключительно для придания щетке потребительской привлекательности.

В тех случаях, когда индикаторная щетина отсутствует, следует оценивать степень износа по другим признакам, а именно:

разрушению материала щетинок;

распадению пучков щетины;

деформации щетины;

ухудшению очищающей способности щетки за счет деформации щеточного поля в целом.

На ручке некоторых щеток для отсчета срока пользования расположен круг, на котором имеется белый треугольник, вокруг которого выставлены точки, обозначающие месяцы года. При покупке щетки потребитель устанавливает метку в соответствующее моменту первого использования, при этом индицируется рекомендуемая дата замены. Однако следует помнить, что такая и ей подобные системы не являются индикаторами износа щетины, а лишь напоминают о том, когда необходимо заменить щетку. Как показывает практика, ряд поверхностей зубов и участков зубного ряда, а также языка невозможно полностью очистить с помощью зубных щеток. Для их очищения созданы и применяются специальные предметы гигиены.

Зубочистки используются для дополнительной очистки межзубных промежутков и боковых поверхностей зубов. Наибольшую эффективность можно получить при обработке широких межзубных пространств. Зубочистки изготавливаются из древесины и пластмассы и являются предметом гигиены разового использования. По форме рабочей части зубочистки бывают плоскими, треугольными и круглыми.

С целью дополнительной чистки апроксимальных поверхностей и межзубных промежутков зубочистку помещают под углом ~ 45° к зубу, осторожно погружая рабочую часть в десневую бороздку, продвигаются по десневой борозде, прижимая рабочую часть зубочистки к поверхности зуба.

Другим дополнительным предметом индивидуальной гигиены полости рта являются флоссы (зубные нити), используемые также для удаления зубного налета и остатков пищи из межзубных промежутков и с контактных поверхностей.

В настоящее время достаточно широко используются и электрические флоссы, конструктивно оформленные в виде резино-пластикового стержня, закрепленного на валу электродвигателя с автономным источником питания. Методика использования флоссов достаточно проста: нить длиной 35-^10 см. накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем натянутую зубную нить осторожно вводят по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями (от маргинального края десны до окклюзион-ной плоскости) удаляют мягкие зубные отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей со всех сторон каждого зуба. Самостоятельно использовать флоссы детям рекомендуется с 9-10 лет.

Совершенно новым предметом гигиены можно назвать флосстик (от англ. floss - нить и stick - палочка), который представляет собой комбинацию зубной нити, закрепленной в одноразовом пластиковом флоссодержателе, ручка которого представляет зубочистку.

Зубные стимуляторы изготавливаются обычно из пластмассы или плотной резины, имеют коническую заостренную конфигурацию и используются в основном для повышения гемодинамических процессов в межзубной десне. Применяются после тщательной санации полости рта, в первую очередь, снятие наддесневых и поддесневых зубных отложений.

Зубные ершики - это специальные межзубные щетки различных физиологических размеров, которые должны свободно входить в межзубной промежуток и путем возвратно-поступательных движений осуществлять механическое очищение этой важнейшей зоны риска в полости рта.

Ирригаторы - являются дополнительными предметами ухода за полостью рта. Различные модификации обеспечивают промывание ряда анатомо-физиологических зон во рту постоянной или пульсирующей струей под давлением 2-10 атм. Ирригатор состоит из распределительного устройства, соединенного со снабженным электроприводом нагнетателем и емкостью для раствора. Ирригатор может работать в режимах «струи» и «душа»:

режим «струи» используется для вымывания остатков пищи со всех поверхностей зубов, межзубных промежутков, удаления мягкого зубного налета;

режим «душа» используется для проведения гидромассажа десен, способствующего усилению микроциркуляции в тканях пародонта.

Индивидуальные гигиенические средства очищения языка достаточно редко используются в нашей стране, но, тем не менее имеют место быть. Налет на языке рассматривается, как проявление различных соматических заболеваний. Окраска, толщина и локализация налета свидетельствуют о патологии внутренних органов, наличия инфекционного или гематологического заболевания. Характер окраски языка может меняться под действием микрофлоры полости рта, а также под действием различных пищевых красителей. Более темный налет наблюдается у лиц, злоупотребляющих различными алкогольными напитками и у курильщиков. Безусловно, наличие кариозных зубов, зубного камня, гипосаливация способствуют образованию толстого слоя налета. Воспалительные процессы на поверхности языка способствуют появлению неприятного запаха изо рта.

Изменения языка при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта не являются патогномоничными для них, а изменяются в зависимости от клинической картины заболевания и общего состояния организма. Для очищения языка используют скребки, щетки, специальные жидкие или гелевые пасты, лечебно-профилактические ополаскиватели, эликсиры, освежители ротового дыхания. Однако, без устранения причины, вызвавшей появление налета, эффективность местных манипуляций крайне низкая.

Выбор средств индивидуальной гигиены у детей в зависимости от возраста

Возраст

Средства индивидуальной гигиены полости рта (в порядке их назначения во времени).

От времени появления первого зуба до 2(3) лет.

Салфетки, специальные зубные щетки, гелевые пасты без фтора.

2(3) года - б лет

Детская зубная щетка, зубные пасты с минерализующими добавками и низким содержанием фтора (до 500 ч/млн), ротовые ополаскиватели без спирта.

6-12 лет

Детская и подростковая зубная щетка, зубные пасты с минерализующими добавками и содержанием фтора до 1000 ч/млн, фторсодержащие гели, фтористые полоскания, ротовые ополаскиватели без спирта.

Свыше 12 лет

Подростковая и взрослая зубная щетка, зубные пасты с минерализующими добавками и обычным содержанием фтора (1000—1500 ч/млн), фторсодержащие гели, фтористые полоскания, ротовые ополаскиватели без спирта, интердентальные средства гигиены.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Какие предметы используются для гигиены полости рта? Каково назначение, устройство, состав?
  2. Каково назначение, устройство, разновидности зубных щеток? Каково значение различных вариантов устройства зубных щеток?
  3. Для чего используются зубочистки, флоссы (нити)?
  4. Способы хранения зубных щеток.
  5. Как часто необходимо менять зубную щетку?
  6. Способы обработки новой зубной щетки.
  7. Преимущества искусственной щетины перед натуральной?

Схема ориентировочной основы действия –

обучения свойствам, подбору, выбору и назначению средств и предметов гигиены

Этапы проведения

Средства и условия проведения

Критерии и формы контроля и самоконтроля

1. Знакомство с устройством, свойствами разновидностями зубных щеток.

Иллюстрация разновидностей зубных щеток.

ручка щетки

М.б. длинной, короткой, изогнутой, прямой.

головка щетки

а) для детей: длина 18-25 мм, ширина 7-8 мм.

б) для взрослых: длина23-30 мм, ширина 7,5-10 мм

вид щетины

натуральная, искуственная

пучки щетины

должны располагаться под углом друг к другу, подстрижка рабочей части пучков - на конце; не более 3 рядов с расстоянием между ними 2 мм.

хранение щетки

в индивидуальном стакане щетинками вверх в намыленной состоянии.

срок службы щетки

3 месяца

2. Зубочистки

Бывают деревянными, костяными, пластмассовыми; в поперечном сечении круглые, треугольные, плоскиею. Обратить внимание на недоступность применения металлических предметов (иголок, булавок) для удаления пищи из межубных промежутков.

3. Зубные нити (флоссы)

Для очищения контактных поверхностей. Они бывают из исскуственных волокон или капрона, вощёные или невощёные, круглой или плоской формы; пропитан-ные препаратами фтора.

4. Другие предметы гигиены полости рта

Электрические зубные щетки, зубные стимуляторы, ирригаторы, ёршики, однопучковые зубные щетки и специальные щетки для обработки ортодонтических и ортопедических протезов.

Подбор, зубных щеток в зависимости от целевого назначения, особенностей строения зубочелюстной системы, клинического состояния органов полости рта.

3убная щетка подбирается в зависимости от строения зубочелюстной системы её дефектов и вида патологии для оптимального очищения зубных рядов, десен, межзубных промежутков.

3. Методика чистки зубов

а) в начале очищается зубодесневая зона вестибулярной поверхности верхних моляров, затем их жевательная поверхностъ и далее - небная соответствующими движениями щетки.

б) в дальнейшем переходят к очистке премоляров и фронтальной группы зубов этой же стороны челюсти, затем левой стороны.

в) закончив чистку зубов верхней челюсти, в таком же плане осуществляется чистка зубов нижней челюсти, каждую поверхность сегмента нужно очищать 8-10 движениями щетки.

Движения зубной щеткой

а) выметающие

Применяют на вестибулярной и язычной поверхности жевательной группы зубов

б) возвратно-поступательные

на жевательной поверхности моляоов и премоляров

в) короткие скребущие

на небной и язычной поверхности передней группы зубов

г) круговые

при сомкнутых челюстях

Время чистки

2,5 – 3,5 минуты (300 – 400 движений)

Ситуационные задачи

  1. Ребенку 12 лет. Индекс гигиены 3 балла. Чистка зубов затруднена из-за кровоточивости десен. Что можно порекомендовать этому ребенку?
  2. Ребенок 7 лет имеет интактные зубы. Индекс гигиены 2 балла. Зубы чистит нерегулярно. Слизистая полости рта здорова. Ваши рекомендации.
  3. Ребенку 3 года имеет сформированный временный прикус, зубы интактные. Нужно ли такого ребенка обучать методике чистки зубов?
  4. Посоветуйте маме 4 летнего малыша правильно подобрать зубную щетку.

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Предметы гигиены (зубные щетки, зубочистки, нити-флоссы). Подбор, правила пользования, хранения. Методика гигиенического ухода за полостью рта. Стандартный метод чистки зубов на фонтоме