Обучение студентов проведению активных форм санпросветработы в группах дошкольников. Задание на дом по составлению сказок – бесед для детей 3-5 лет
PAGE 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
практического занятия № 15
по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Тема: Обучение студентов проведению активных форм санпросветработы в группах дошкольников. Задание на дом по составлению сказок бесед для детей 3-5 лет.
Цель: Разобрать со студентами особенности санитарно-просветительной работы с дошкольниками.
Место занятия: Комната гигиены.
Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, стенды, муляж челюсти, зубные щетки и т.д.
Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).
План занятия
Этапы занятия |
Оборудование |
Учебные пособия и средства контроля |
Место |
Время в мин. |
1. Проверка исходных данных. |
План содержания занятия. Ноутбук. |
Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация. |
Комната гигиены (поликлиники). |
20 |
2. Решение клинических задач. |
Ноутбук, таблицы, памятки, листовки. |
Бланки с контрольными ситуационными задачами. Тексты лекций, бесед и сказок составленные студентами. |
|| |
74,3% |
3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие. |
Лекции, учебники, дополнительная литература, методические разработки. |
|| |
10 |
Содержание занятия
Преподаватель знакомит студентов с целями и задачами предстоящего занятия. Тщательно разбираются особенности психологии поведения детей дошкольного возраста. Досконально разбирается методика проведения санитарно-просветительной работы в данной возрастной группе. Студентам указывается на то, что занятие с детьми проводятся в виде сказок-бесед, игр, обучение гигиеническим навыкам проводится с использованием любимых игрушек, сказочных персонажей, красочных картинок. Даются рекомендации по составлению сказок, бесед. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.
У детей 2 4 лет беседы и обучение гигиене полости рта должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «Зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровом ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.
Для детей 5 7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
Говоря о ГОВ детей, а в частности детей дошкольного возраста, посещающие ДОУ, мы знаем, что необходимо взаимодействие таких субъектов как стоматолога, педагога (воспитателя), родителей, медицинских персонал ДОУ и детей. Имеется большое множество программ гигиенического обучения и воспитания по вопросам стоматологического здоровья у детей, но преимущественно проводятся среди детей школьного возраста.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной жизни выполнение правил личной гигиены должно быть естественным и с возрастом гигиенические навыки должны совершенствоваться. С двух лет ребенку необходимо прививать привычки тщательно пережевывать пищу, полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Совместно с психологами и педагогами кафедры психологии и педагогики детства ОГПУ была разработана, научно обоснована и апробирована авторская методика гигиенического обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, с учетом их возрастных психолого-педагогических особенностей.
В основу авторской методики были положены принципы построения учебно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений:
Принцип гумманизации. Данный принцип предусматривает не максимальное ускорение темпов развития ребёнка, а создание условий для полноценного проживания каждым ребёнком своего детства.
Принцип природообразности который предлагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы.
Принцип культуросообразности, ориентирующих ребёнка на усвоение общечеловеческой культуры.
Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса.
Для воспитания навыкам гигиены рекомендуется использовать педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.
Прежде всего, методика работы предусматривает организацию серии занятий, причем занятий разных видов в зависимости от дидактической цели (занятия по сообщению детям новых знаний, занятия по закреплению и систематизации занятий). Занятия в каждой возрастной группе имело разную частоту, содержание, время, принципы организации.
Знания, умения и навыки, которые дети получают на занятии, предполагается закреплять в течение всего учебного года в различных видах деятельности (игра, труд, театрализованная деятельность и т.д.) и с помощью разнообразных средств (художественная литература, искусство, общение, аудио - и визуальные средства и т.д.). Но в каждой возрастной группе имеется своя специфика работы.
В среднем дошкольном возрасте на занятиях формируется способность к постановке цели собственной деятельность, умение осваивать различные способы деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей через формирование элементов учебной деятельности (умение определять цель предстоящей деятельности, способы ее достижения, добиваться результата, осуществление самоконтроля, умение планировать свою деятельность, ориентируясь на результат) мы формируем внутреннюю мотивацию, вызванная познавательным интересом ребенка.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.
Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что в игровых действиях точно и буквально воспроизводят действия изображаемых людей.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но этому необходимо обучать. Толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление, либо попавшая на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, доступные для понимания детей к видам человеческой деятельности («Кукла чистит зубы зубной щеткой», ).
В более длительное общение дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр, и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится всепроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью.
Изобретательная деятельность детей зависит от их представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Развитие детского рисования происходит под влиянием обучения и знакомства с предметами на собственном опыте.
Познание ребенком окружающего мира включено в основные виды его деятельности, главным образом в игру, рисование, конструирование, и развитие познания происходит внутри этих видов деятельности, под влиянием тех требований, которые они выдвигают.
В этом возрасте возникают первые попытки произвольного запоминания.
С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти. Со временем становится более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведение материала, которые применяет ребенок. Из 12 представленных картинок ребенок в возрасте 4 лет узнает все 12, но способен воспроизвести только 2-3; по просьбе взрослого ребенка в младшем дошкольном возрасте может запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста он способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту 3 лет. Было установлено, что почти 75% первых детских припоминаний приходится на возраст от 3 до 4-х лет. Это значит, что к данному возрасту у ребенка складывается долговременная намять и ее основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя в начале дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста доминирует непроизвольная (ребенок не ставит цели), зрительно-эмоциональная память. Совершенствование произвольной памяти связано с постановкой перед детьми специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Средний дошкольный возраст
К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. В возрасте 4-5 лет возможность сопровождать речью свою игру совершенствуется, дети без труда воспринимают указания воспитателя в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. К концу 5 года жизни механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы совершенствуется, повышая самостоятельность действий, умозаключений.
Преобладает процесс возбуждения. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей.
Поэтому на занятиях и в быту совершенствуют реакции ребенка на сигнал: включают в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего, широко используют дидактические игры и игры с правилами.
У детей трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому, чтобы научить детей этого возраста соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, нельзя, нужно делать. Необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках.
Важно, чтобы системы связей, из которых складываются навыки, умения, закреплялись постепенно, на повторяющемся с усложнением материала.
Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Если это накапливается, то порождает неуверенность. Поэтому очень важно правильно определять степень сложности задания и его объем. Освоение многих умений невозможно без многократного повторения движений, действий. Задания необходимо разнообразить, включая в упражнения элементы игры.
Успех выполнения задания зависит еще от того, сколько элементов включил в него педагог. Детям трудно запомнить объяснение последовательности работы, если оно состоит из четырех и более действий. После выполнения третьего элемента дети начинают делать ошибки. Приходится многократно (5-7 раз) повторять задание, иначе они бросают работу, не завершив ее.
Некоторые сложные умения и навыки формируются поэтапно, выделяя отдельные элементы. Желание ребенка что либо делать (строить, лепить, трудиться, рассказывать) нужно, поддерживать и развивать правильной и разнообразной оценкой его действий, поступков, ответов от лица взрослого или персонажа, участвующего в занятии.
В среднем дошкольном возрасте ребенок хорошо воспринимает произведения художественной литературы. Так, в 4 года, хотя и отрывочно, он понимает сюжет сказки (начало, действия главного героя, конец), рассказывает ее без наводящих вопросов, дает правильную оценку героев. Но во взаимоотношениях персонажей он воспринимает внешние зависимости, не всегда правильно осмысляют некоторые выражения. Восприятию художественных произведений помогает иллюстрация. Ребенок лучше представляет события, сопереживает герою произведения, если его воспроизведение имеет опору в реальном действии.
Мышление в целом и его процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) рассматриваются в связи с общим содержанием деятельности ребенка, с условиями его жизни и воспитания. Мышление характеризуется решением задач в наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет оно носит преимущественно наглядно-образный характер.
В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу 5 года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчается, если ребенку ясна и эмоционально близка их мотивация. Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понимал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.
Бессмысленные вещи легко запоминаются лишь тогда, если материал привлекает детей своей ритмикой, им, как считалки, вплетаясь в игру, становятся необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок 5 года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил.
Объем внимания в среднем дошкольном возрасте, меньше чем в старшем, и даже при тренировках увеличивается незначительно. Это связано с тем что у детей не удерживается сам мотив деятельности. Поэтому необходимо использовать различные внешние опоры, формы подсказа.
Характеристика основных видов деятельности.
В среднем дошкольном возрасте детей необходимо приучать следовать по предлагаемому им порядку. Дети должны учиться:
- внимательно выслушать и охотно принять цель деятельности, ее мотив,
- удержать в памяти план действий,
- следовать этому плану,
- выполняя задание.
При этом уделять внимание формированию взаимоотношений детей, т.к. всякая деятельность осуществляется в коллективе сверстников.
Принимая цель и мотив деятельности дети проявляют заинтересованное отношение к предстоящей работе. Ставя перед детьми цель, следует пояснить, кому и для чего нужны результаты их труда. Такой подход значительно повышает внимание и результативность работы. Психологи подчеркивают, что дети выполняют задание тем лучше, чем существеннее оно им представляется. С этой точки зрения для ребенка 5 года жизни очень важна игровая мотивация.
В этом возрасте начинает формироваться мотив общественной пользы. Данный мотив должен быть эмоционально близок ребенку и не должен быть удаленным во времени от конечной цели. Необходимо использовать внешние наглядные опоры, напоминающие ребенку в течение выполнения задания, кому и для чего оно нужно.
Менее понятен ребенку мотив учебный. Он еще плохо воспринимает и удерживает в памяти сухие объяснения, утомляется от однообразных повторений.
Однако постановка учебного мотива в этом возрасте предполагает использование на занятиях при объяснении игровых приемов, использование дидактических игр и игр-драматизаций.
Мотив и цель побуждают к деятельности. Важно обучить детей реализовывать цель. Большую роль при этом играет такой компонент деятельности, как ее план.
По мнению психологов приучать детей к планированию предстоящего дела необходимо со среднего дошкольного возраста. Здесь выделяются два направления:
- Формировать у детей умение следовать плану, предложенному взрослым;
- Умение самим планировать работу.
В восприятии детьми плана различают два момента:
1. насколько внимательны дети к тому, что сообщает воспитатель о последовательности действий,
2. как они удерживают план в памяти и действуют согласно ему.
В начале года обычно лишь около половины детей внимательны к плану, сообщаемому воспитателем, и к его объяснению последовательности работы. Поэтому очень важно на занятиях систематически фиксировать внимание детей на том, что нужно сделать сначала, а что потом, чтобы добиться наилучшего результата. Данная работа проходит параллельно с формированием у дошкольников элементов умения планировать свои действия самостоятельно. Задавая вопросы, педагог помогает ребенку осознать последовательность действий или рассказать о ней самому, если речь идет о хорошо знакомой детям деятельности. При этом лучше использовать приемы наглядности и внешней опоры.
Уровень сформированности исполнительской деятельности характеризуются несколькими показателями:
- самостоятельность выполнения,
- устойчивая сосредоточенная деятельность в процессе всего выполнения задания или на протяжении занятия,
- доведения действий до нужного результата,
- соблюдение положительных форм общения друг с другом в процессе деятельности.
Для развития в детях самостоятельности очень эффективен прием сотрудничества с взрослым, когда ребенок и наблюдает, и слушает, и сам участвует в выполнении задания.
Если педагог правильно организует деятельность детей, к концу года они почти все умеют доводить свою работу до нужного результата. Однако это умение неустойчиво, поэтому нельзя обращать внимание только на них, у кого оно плохо сформировано, иначе утратят навыки работы и организованные дети.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер, дети могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровые взаимодействия сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличайся от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, один роли становятся для них более привлекательными, чем другие. В сюжетно-ролевых играх дети 6 года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. Игровое пространство усложняется.
В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. (Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.)
Старший дошкольный возраст является отправной точкой, способствующий дальнейшему развитию личности в целом, в процессе которого зарождается новый вид деятельности учебная.
Дети 6 лет перестраиваются для усвоения новой информации, овладению разнообразными формами и способами познавательной деятельности и по своим функциональным характеристикам уже готовы к усвоению достаточно большей по объему и сложной по качеству информации.
В этом возрасте происходит формирования таких качеств, как ловкость, выносливость, сила и быстрота.
Развиваются тонкие движения кисти пальцев, позволяющие выполнять детям продуктивные виды деятельности: они учатся владеть простыми инструментами, манипулируют карандашом, кистью и в том числе зубной щеткой.
В старшем дошкольном возрасте происходит увеличение физической и умственной деятельности. Продолжительность непрерывной продуктивной деятельности (на основе детских интересов) возрастает до 25-30 минут. Данная особенность характерна не для всех детей, достигших 6 лет, так как в силу своих индивидуальных особенностей и состояния здоровья. В этом возрасте дети уже могут выдерживать существенную нагрузку на организм в течение дня на 2-3 занятия.
Уровень развития работоспособности детей на занятиях зависит от социальных условий их жизни в семье. Низкая работоспособность в учебной деятельности проявляется у тех детей, которые воспитывается в неблагоприятных условиях (грубый стиль общения между взрослыми членами семьи, низкий культурный уровень родителей, отсутствие должного внимания к воспитанию детей и др.). На динамику работоспособности наряду с возрастным фактором, большое влияние оказывают организация педагогического процесса на занятиях, степень умственной работоспособности, а также возникающее утомление ребенка. Все это в значительной мере отражается в уровне его активности на занятиях. Проявление высокой активности при обучении у детей отмечается, если преподавание ведется с широким применением наглядных пособий, включением в занятие игровых, эмоциональных, двигательных компонентов, сменой видов деятельности каждые 3-5 минут. Все это создает положительные эмоциональный фон, который необходим для оптимального функционирования психических процессов у детей при восприятии материала. При переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются отдельные психические функции, их соотношение и структура.
В старшем дошкольном возрасте доминирующую роль начинает играть память как средство накопления личного опыта. Непроизвольные запоминание становится более продуктивным, так как, чаще всего запоминаемый материал ребенком становится содержанием его активной деятельности. В процессе воспитания и обучения пополняются представления детей об окружающем мире: они становятся более осмысленными, четкими, дифференцированными и приобретают более обобщенный характер. Все это имеет значение для умственного развития детей и образной памяти. Воображения в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
Заметно активизируется развитие произвольных процессов памяти, дети овладевают умением выделять мнемические цели
запоминать, вспоминать и осуществлять для их реализации определенные действия:
- повторять, сопоставлять, группировать, чтобы легче запомнить.
Старшие дошкольники уже могут управлять своим вниманием. В этом возрасте расширяется объем, возрастет устойчивость и формируется его произвольные формы.
Дети 6 года жизни могут выделять существенное в явлениях, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Наряду с наглядно-действенным мышлением развивается образное и начинает формироваться логическое. В дальнейшем происходит развитие и совершенствование зрительного восприятия.
Развитие детского восприятия происходит не спонтанно, а под влиянием практики и обучения, в процессе которых ребенок овладевает опытом, приобщается к культуре, принятой в окружающем его мире.
В старшем дошкольном возрасте зарождается конкретно-образное мышление, которое начинает играть ведущую роль в познании окружающей среды. Огромную роль в развитии мышления ребенка играет речь. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания.
Ребенок полнее перерабатывает получаемые впечатления. Все это способствует значительному расширению круга его интересов. В процессе деятельности, все большее значение ребенок придает своему результату. С другой стороны очень велика изменчивость, нестойкость, случайность интересов, их субъективный характер, то есть те или иные привлекающие объекты, явления рассматриваются, оцениваются ребенком, в первую очередь, с точки зрения того значения, которое они имеют в данный момент. Интерес к определенному объекту имеет в значительной мере еще узко-односторонний характер. Интерес вызывает все живое, подвижное, все то, что так или иначе способно действовать и дает возможность самому проявить активность двигаться, действовать, творить.
Важным достижением психического развития старших дошкольников является формирование более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом осознанности поведения. Именно в этот период дети усваивают знания правил поведения, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение детей становится более целенаправленным, сознательным: у них формируется ответственность за свое поведение, элементы самоконтроля. Развивается умение планировать свои действия. У детей формируется способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки поставленным требованиям. На этой основе формируется дисциплинированность и самостоятельность. Изменяется характер взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте дети учатся подчиняться правилам общественного поведения: согласовывать свои замыслы со сверстниками, обмениваться с ними своим мнением, учатся рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого.
Для ребенка старшего дошкольного возраста важен конечный результат. Понять для ребенка это значит наглядно представить себе ситуацию, о которой идет речь, вообразить ее. Поэтому ведущая роль в воспитательном процессе, в систематическом обучении детей дошкольного возраста в целенаправленном формировании у него личностных качеств принадлежит педагогу. Данный факт подтверждается результатами многих психологопедагогических исследований.
К концу дошкольного возраста возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.
Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.
Усвоение норм предполагает:
а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;
в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.
Дети учатся слушать и выполнять просьбы взрослого, подчинять свои действия правилам, точно придерживаясь требований. У них появляется интерес к способам выполнения задания, складываются навыки самоконтроля. Благодаря этому формируются навыки самостоятельной работы.
Таким образом, исходя из возрастных возможностей ребенка дошкольного возраста, не нарушая его психику, идет постепенное формирование привычки в частности к гигиене полости рта, и как следствие: чем больше средств, используемых для гигиенического обучения и воспитания детей, тем лучше и качественнее происходит формирование привычки. Формирование правильных убеждений, поступков, а также умений и навыков, направленных на сохранение и поддержание здоровья, и профилактику заболеваний полости рта идет поэтапно на основе следующей цепочки:
информация ® знания ® представления ® мотив ® чувства и отношения ® навыки и привычки ® поступки и поведение = качество
Таким образом, гигиеническое обучение и воспитание по разработанной авторской методике позволяет не только сформировать и привить навыки по уходу за полостью рта у детей дошкольного возраста, но и показала высокий профилактический эффект. В данной методике гигиенического воспитания мы не только учитывали возрастные особенности детей, а также закрепляли знания в различных видах деятельности и в повседневной жизни. Этот фактор необходим для поддержания мотива с последующим формированием гигиенических навыков, что ведет к улучшению гигиенического состояния полости рта, снижению прироста кариеса
Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:
- Какие приёмы и методы необходимо применять для обучения дошкольников навыкам гигиены полости рта?
- С какого возраста необходимо начинать обучение?
- Какова продолжительность занятий с дошкольниками?
- В чем заключаются возрастные психологические особенности этой группы детей?
- Какие предметы и средства гигиены используются в данном возрасте?
- Назовите методы контроля качества гигиены полости рта.
Схема ориентировочной основы действия
обучения студентов гигиене полости рта и методам контроля качества ее проведения
Этапы проведения |
Средства и условия проведения |
Критерии и формы контроля и самоконтроля |
1. Ознакомление с основными правилами гигиены полости рта. |
Рисунки, иллюстрации, диапозитивы |
Гигиена осуществляется 2 раза в день с 3-х летнего возраста в течение 3-х минут, утром и вечером |
2. Демонстрация и обучение основным движениям зубной щеткой при чистке различных поверхностей зубов |
Модели челюстей, крупные зубные щетки |
Основные виды движений зубной щеткой зависят от вида зубов и его поверхности, от особенностей строения полости рта, зубных рядов |
3.Практическое проведение чистки зубов, коррекция движений зубной щеткой. |
Предметы и средства |
Чистки зубов проводятся по определенной схеме по 10 движений в каждом очищенном секторе, в течение 3 мин. |
4.Контроль качества гигиены полости рта и коррекция ее проведения |
Набор для определения индекса гигиены. |
Состояние гигиены полости рта после чистки зубов является методом контроля проведения. |
5.Коррекция и дополнительная чистка зубов в соответствии с показателями контроля, индекса |
Ситуационные задачи
- Врач при осмотре ребенка обнаружил, что у него большое количество зубного налета накапливается на щёчных поверхностях моляров, в пришеечных областях верхних резцов. Какие коррективы в гигиену полости рта ребенка он должен внести?
- Обнаружено, что у ребенка интенсивно образуется зубной камень на фронтальных зубах нижней челюсти. Какие коррективы в чистку зубов следует внести?
- У ребёнка обнаружен индекс гигиены 1,3. Вместе с тем, он чистит зубы - мало по времени 1мин., одни раз в день. Нужны ли коррективы этому пациенту по уходу за полостью рта.
- У ребенка обнаружена аномалия положения отдельных зубов верхней челюсти. Эти участки плохо очищаются от зубного налёта? Каковы могут быть Ваши рекомендации этому пациенту?
- Ваш пациент уверяет Bac, что он хорошо тщательно, 2 раза день чистит зубы. Вместе с тем, Вы при осмотре нашли, что у него много зубного налета. Что Вы предпримете дальше?
- Ваш пациент плохо очищает небные поверхности зубов верхней челюсти. Что ему посоветуете?
Список литературы для подготовки к занятиям по разделу
«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:
Профилактический раздел.
А. ОСНОВНАЯ.
- Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
- Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. 360с.
- Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
- Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 744с.
- Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
- Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. Омск, 1997. - 315с.
- Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. М., 1997. 136с.
- Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. Изд. 5-е переработанное и дополненное. М.: Медицина, 2003. - 640с.
- Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. 2-е изд., испр. И доп. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 391с.: ил.
- Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 766с.: ил.
- Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
- Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. 164с.
- Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 344с.
- Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ 2001. 230с.
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 70с.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 87с.
- Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. 35с.
- Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. Иркутск, 1998. 52с.
- Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. 1999. - №7(77). 144с.
- Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. 292с.
- Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. СПб, 2003. - 112с.
Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО
С 2005 года
- Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. Омск, 2005. -211с.
- Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
- Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
- Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
- Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. Омск, 2007. - 68с.
Электронные учебные пособия
Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).
С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:
Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. Омск, 2011. 300Mb.
Видеофильмы
- Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
- «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:
- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.
- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.
Обучение студентов проведению активных форм санпросветработы в группах дошкольников. Задание на дом по составлению сказок – бесед для детей 3-5 лет