Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения России»

Кафедра педиатрии №2

Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации

Учебно-методическое пособие для студентов

Иркутск

ИГМУ

2012

УДК 614.253.52:377.6(075.8)

ББК 57.3я73

О 29

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

протокол № 3 от 15.11.2012

Составитель:

С. А. Гуцуляк – к.м.н., доцент кафедры педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Жданова Е.И. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», доцент кафедры детских болезней с курсом детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук

Филиппов. Е.С. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ИГМУ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Гуцуляк, С. А.

Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации : уч-мет. пособие / сост. : С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 16 с.

В учебно-методическом пособии изложены основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.

УДК 614.253.52:377.6(075.8)

ББК 57.3я73

© Гуцуляк С. А., 2012

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012

Содержание

Название раздела

Стр.

1

Значение изучения темы

4

2

Ключевые области реформ сестринского дела

7

3

Задачи АМР

10

4

Приоритетные направления АМР

10

5

Тестовые задания

12

6

Рекомендуемая литература

14

Значение изучения темы: в связи с повышением спроса на медицинские услуги, растут и требования к сестринскому персоналу, который составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования. В стране назрела необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела.

- учебное значение темы состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о роли реформ, проводимых Минздравом в сестринском деле, направленных на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в основных направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации;

- личностное значение темы развить у будущей медсестры профессиональную и моральную ответственность за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи пациенту.

Процесс изучения курса направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):

- способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

б) профессиональных (ПК):

- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

-способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9).

В итоге занятий, обучающийся должен:

знать:

- цели реформирования сестринского дела в Российской Федерации;

- роль Ассоциации медицинских сестер в развитии сестринского дела в России;

- основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации;

уметь:

- анализировать основные причины и общие закономерности возникновении

и развития теоретических подходов к сестринскому делу в Российской

Федерации;

иметь:

- представление об основных задачах и направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации.

План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос)

Доклад рефератов по теме

Дискуссия по прочитанным рефератам

Итоговый контроль знаний:

- подведение итогов занятия

Ключевые области реформ сестринского дела

Американские специалисты по сестринскому делу (в рамках программы партнерств между учреждениями здравоохранения США и странами СНГ) выявили и сформулировали ключевые области реформ сестринского дела:

1. Недостаточное и неправильное использование медицинских сестер, как специалистов.

2. Низкая заработная плата.

3. Отсутствие престижа в профессии медицинской сестры.

4. Небольшое количество курсов повышения квалификации.

5. Нехватка расходных материалов.

Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как о помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации работы сестринских кадров, их профессиональную подготовку.

Существующие методики анализа деятельности работников здравоохранения обобщают "врача и другой медперсонал" для выведения показателя качества медицинской помощи, в котором невозможно выделить эффективность работы медицинской сестры любого уровня.

В России стали создаваться институты сестринского дела, которые способствуют тенденции прогрессивного развития сестринского дела в связи с возрастающей потребностью в оказании сестринской помощи.

Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношений между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. Мир, в котором мы живем, приобрел свои очертания в результате применений человеческих знаний, накопленных за столетия.

Переход России на новую ступень общественного развития требует усилия инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания, умения и технику с рынком. Девяностые годы текущего столетия внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), вынужденных во многом сменить стереотипы своего "поведения" в современном здравоохранении и, что очень важно, в области сестринского дела.

Перемены, реформы, нововведения, инновации обычно возникают в ответ на изменения во внешнем мире - экономические, социальные, технические, культурные. Любые перемены подразумевают структурные изменения в лечебном учреждении, изменения технологий и методов работы, реорганизацию финансово-экономических отделов, изменения в кадровом составе, что ведет к изменению не только вида деятельности лечебного учреждения, но и его типа и статуса (эти изменения происходят как на уровне врачебного, так и на уровне сестринского звена). Например в связи с переменами, происходящими в нашем здравоохранении, создаются на базе участковых поликлиник офисы «общей практики», которые в корне меняют организационную структуру поликлиник, кадровый состав как врачебного, так и среднего медицинского персонала, изменяют их вид деятельности, статус, при этом претерпевает изменение и организация сестринской помощи населению и сам сестринский процесс.

Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появились платное, комбинированное обслуживание, вместе с тем сохранилось и бесплатное предоставление медицинских услуг. Активно внедряется в жизнь страховая медицина, позволяющая пациенту при наличии страхового полиса получить бесплатную медицинскую помощь в рамках договора. Однако во многих случаях за оказанные услуги, медицинскую помощь необходимо платить. Оказанная помощь выступает как товар, а пользуется спросом только товар высокого качества.

Кроме этого, повышение значимости и важности роли нововведений вызвано, в первую очередь, изменением рыночной ситуации - характером конкуренции (известно, что конкуренция коснулась учреждений здравоохранения и можно привести ряд примеров "плачевной" деятельности некоторых ЛПУ). Во-вторых, переходом от привычной "статичной" к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка здравоохранения на современном этапе. Инновационные процессы определяют направления и пропорции будущего развития лечебного учреждения. В конкурентной борьбе сохраняют и расширяют свои позиции только те лечебно-профилактические учреждения, которые более широко применяют достижения современного научно-технического прогресса.

Реформы сестринского дела в России идут с1992 года. Главная их цель повысить эффективность охраны здоровья населения, обеспечить медицинскую помощь, соответствующую потребностям каждого члена семьи. Нововведения в сестринской области не должны слепо копировать западные образцы, должны учитываться национальная и региональная специфика.

Сестринское движение в Российской Федерации начало свое активное развитие с 1991 года, а в 1993 году была создана, а в 1994 году зарегистрирована Российская Ассоциация медицинских сестер, которую возглавил президент Валентина Антоновна Саркисова. Эта организация ежегодно проводит конференции, где отрабатываются цели и задачи сестринского дела России. Базируется она в Санкт - Петербурге. В июне 1996 года прошла III Конференция по сестринскому делу в составе 147 делегатов, представляющих 44 региона РФ, которая признала Ассоциацию медицинских сестер России в качестве национальной сестринской организации. В мае 1997 года АМР провела IV Конференцию по сестринскому делу, в которой приняли участие 61 представитель 28 территорий РФ. V Конференция по сестринскому делу прошла летом 1998 года, и в том же году прошел первый всероссийский съезд медсестер, который принял 300 делегатов со всей России.

Организационное строение АМР: ассоциация является федерацией региональных сестринских организаций и имеет индивидуальное членство; большинство зарегистрированных региональных медицинских ассоциаций входят в АМР в качестве коллективных членов. Президенты всех зарегистрированных медсестринских ассоциаций состоят или в парламенте АМР, или являются членами Координационного Совета.

Задачи АМР:

- участие в разработке национальной концепции развития сестринского дела;

- разработка и внедрение федеральных стандартов профессиональной деятельности и системы контроля качества медсестры;

- организация непрерывного обучения медсестер через систему повышения квалификации и последипломного образования;

- участие в разработке программ по аттестации и сертификации медсестер и присвоению квалификационной категории;

- привлечение членов ассоциации к научным исследованиям в области сестринского дела;

- защита профессиональных интересов и юридических прав медсестер;

- участие в работе экспертной и проблемной комиссии Минздрава РФ;

- укрепление связей между региональными и специализированными ассоциациями России;

- содействие в образовании отделений Ассоциации в регионах России;

- издание «Вестника медсестринских ассоциаций России»;

- поддержка связей с национальными ассоциациями и Международным Советом Медсестер.

Приоритетные направления АМР:

- развитие медсестринской профессии и повышение качества сестринских услуг (разработка федерального стандарта практической деятельности медицинской сестры; принятие Этического Кодекса медицинской сестры России в качестве официального документа АМР; издание и распространение Этического Кодекса; участие в разработке национальной концепции развития сестринского дела в России; проведение конкурсов на лучшую медсестру года);

- защита профессиональных и социально-экономических интересов медсестер (организация учебы медсестер областных, краевых, республиканских клинических больниц из регионов РФ на факультете высшего сестринского образования при Санкт-Петербургской медицинской академии; внесение предложений в Минздрав РФ (например об обязательном страховании профессиональных заболеваний и обязательной бесплатной иммунизации против гепатита В для медсестер реанимационных, операционных и анестезиологических отделений, и других));

- организационное развитие ассоциации (проведение региональных презентаций работы и задач АМР с целью привлечения к ее деятельности новых членов и создания региональных медицинских ассоциаций, изыскание дополнительных средств финансирования работы Ассоциации);

- международные контакты (развитие партнерских отношений между национальными медицинскими ассоциациями республик СНГ и зарубежных стран, в частности, с Ассоциацией медицинских работников Швеции и Американской медсестринской ассоциацией, связь с МСМ);

- информационная деятельность (издание «Вестника Ассоциации медсестер России», изучение положения сестринских организаций в регионах РФ (анкетирование) и издание сборника «Российские медсестринские организации», публикации в местной и центральной печати и журнале «Сестринское дело»).

В 2001 году АМР открыла свои отделения в 10 регионах России. Сейчас ее членами являются более 50000 человек. Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям на начальном этапе их формирования, на местном региональном и государственном уровнях.

В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.

тестовые задания

1.Российскую Ассоциацию медицинских сестер в 1994 г. возглавила:

а) В.А.Саркисова;

б) Д. Севастопольская;

в) А. Стахович;

г) С. Щербатова.

2. Имеет ли право м/с с высшим образованием оценивать состояние здоровья пациента:

а) да;

б) нет;

в) в исключительных случаях;

г) под наблюдением врача.

3. IV Конференция средних медицинских работников в России проходила в:

а) 1996 году;

б) 1998 году;

в) 1999 году;

г) 1997 году.

4. В каком году создана ассоциация медицинских сестёр России?

а) 1991 год;

б) 1993 год;

в) 1994 год;

г) 1996 год.

5. III Конференция медицинских сестер России прошла в:

а) 1991 году;

б) 1993 году;

в) 1994 году;

г) 1996 году.

эталоны ответов к тестовым заданиям

Список тем УИРС.

- Развитие и становление Ассоциации медицинских сестер в Красноярском крае.

- Приоритетные направления Ассоциации медицинских работников.

- Задачи и направления многоуровневой системы сестринского образования.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГОЭТАР – Медицина, 2009. – 256с.

Ю. И. Павлов, А. А. Холопов . ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск, 2006

Дополнительная литература

  1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. – М., 2008.
  2. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М. : Медицина, 2008. – 411с.
  3. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 88 с.

Интернет-ресурсы:

http://medsestra.okis.ru/ - Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике

http://book-i19.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/texnicheskie-nauki-medicina-selskoe-xozyajstvo/medicina-farmakologiya/sestrinskoe-delo/ - учебники и учебные пособия

Подписано в печать,26.11.12. Формат 60х84 1/16

Тираж 30 экз. Заказ №831. Гарнитура Times New Roman.

Бумага офисная. Печать ризография. Усл. печ. л.3,49

Отпечатано в типографии ИГМУ

г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1

PAGE \* MERGEFORMAT 16

Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации