Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения России»
Кафедра педиатрии №2
Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации
Учебно-методическое пособие для студентов
Иркутск
ИГМУ
2012
УДК 614.253.52:377.6(075.8)
ББК 57.3я73
О 29
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза
протокол № 3 от 15.11.2012
Составитель:
С. А. Гуцуляк к.м.н., доцент кафедры педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России
Рецензенты:
Жданова Е.И. ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», доцент кафедры детских болезней с курсом детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук
Филиппов. Е.С. ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ИГМУ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.
Гуцуляк, С. А.
Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации : уч-мет. пособие / сост. : С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. Иркутск: ИГМУ, 2012. 16 с.
В учебно-методическом пособии изложены основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.
УДК 614.253.52:377.6(075.8)
ББК 57.3я73
© Гуцуляк С. А., 2012
© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012
Содержание
№ |
Название раздела |
Стр. |
1 |
Значение изучения темы |
4 |
2 |
Ключевые области реформ сестринского дела |
7 |
3 |
Задачи АМР |
10 |
4 |
Приоритетные направления АМР |
10 |
5 |
Тестовые задания |
12 |
6 |
Рекомендуемая литература |
14 |
Значение изучения темы: в связи с повышением спроса на медицинские услуги, растут и требования к сестринскому персоналу, который составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования. В стране назрела необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела.
- учебное значение темы состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о роли реформ, проводимых Минздравом в сестринском деле, направленных на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений;
- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в основных направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации;
- личностное значение темы развить у будущей медсестры профессиональную и моральную ответственность за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи пациенту.
Процесс изучения курса направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):
- способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
б) профессиональных (ПК):
- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);
- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);
-способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9).
В итоге занятий, обучающийся должен:
знать:
- цели реформирования сестринского дела в Российской Федерации;
- роль Ассоциации медицинских сестер в развитии сестринского дела в России;
- основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации;
уметь:
- анализировать основные причины и общие закономерности возникновении
и развития теоретических подходов к сестринскому делу в Российской
Федерации;
иметь:
- представление об основных задачах и направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации.
План изучения темы:
Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос)
Доклад рефератов по теме
Дискуссия по прочитанным рефератам
Итоговый контроль знаний:
- подведение итогов занятия
Ключевые области реформ сестринского дела
Американские специалисты по сестринскому делу (в рамках программы партнерств между учреждениями здравоохранения США и странами СНГ) выявили и сформулировали ключевые области реформ сестринского дела:
1. Недостаточное и неправильное использование медицинских сестер, как специалистов.
2. Низкая заработная плата.
3. Отсутствие престижа в профессии медицинской сестры.
4. Небольшое количество курсов повышения квалификации.
5. Нехватка расходных материалов.
Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как о помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации работы сестринских кадров, их профессиональную подготовку.
Существующие методики анализа деятельности работников здравоохранения обобщают "врача и другой медперсонал" для выведения показателя качества медицинской помощи, в котором невозможно выделить эффективность работы медицинской сестры любого уровня.
В России стали создаваться институты сестринского дела, которые способствуют тенденции прогрессивного развития сестринского дела в связи с возрастающей потребностью в оказании сестринской помощи.
Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношений между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. Мир, в котором мы живем, приобрел свои очертания в результате применений человеческих знаний, накопленных за столетия.
Переход России на новую ступень общественного развития требует усилия инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания, умения и технику с рынком. Девяностые годы текущего столетия внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), вынужденных во многом сменить стереотипы своего "поведения" в современном здравоохранении и, что очень важно, в области сестринского дела.
Перемены, реформы, нововведения, инновации обычно возникают в ответ на изменения во внешнем мире - экономические, социальные, технические, культурные. Любые перемены подразумевают структурные изменения в лечебном учреждении, изменения технологий и методов работы, реорганизацию финансово-экономических отделов, изменения в кадровом составе, что ведет к изменению не только вида деятельности лечебного учреждения, но и его типа и статуса (эти изменения происходят как на уровне врачебного, так и на уровне сестринского звена). Например в связи с переменами, происходящими в нашем здравоохранении, создаются на базе участковых поликлиник офисы «общей практики», которые в корне меняют организационную структуру поликлиник, кадровый состав как врачебного, так и среднего медицинского персонала, изменяют их вид деятельности, статус, при этом претерпевает изменение и организация сестринской помощи населению и сам сестринский процесс.
Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появились платное, комбинированное обслуживание, вместе с тем сохранилось и бесплатное предоставление медицинских услуг. Активно внедряется в жизнь страховая медицина, позволяющая пациенту при наличии страхового полиса получить бесплатную медицинскую помощь в рамках договора. Однако во многих случаях за оказанные услуги, медицинскую помощь необходимо платить. Оказанная помощь выступает как товар, а пользуется спросом только товар высокого качества.
Кроме этого, повышение значимости и важности роли нововведений вызвано, в первую очередь, изменением рыночной ситуации - характером конкуренции (известно, что конкуренция коснулась учреждений здравоохранения и можно привести ряд примеров "плачевной" деятельности некоторых ЛПУ). Во-вторых, переходом от привычной "статичной" к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка здравоохранения на современном этапе. Инновационные процессы определяют направления и пропорции будущего развития лечебного учреждения. В конкурентной борьбе сохраняют и расширяют свои позиции только те лечебно-профилактические учреждения, которые более широко применяют достижения современного научно-технического прогресса.
Реформы сестринского дела в России идут с1992 года. Главная их цель повысить эффективность охраны здоровья населения, обеспечить медицинскую помощь, соответствующую потребностям каждого члена семьи. Нововведения в сестринской области не должны слепо копировать западные образцы, должны учитываться национальная и региональная специфика.
Сестринское движение в Российской Федерации начало свое активное развитие с 1991 года, а в 1993 году была создана, а в 1994 году зарегистрирована Российская Ассоциация медицинских сестер, которую возглавил президент Валентина Антоновна Саркисова. Эта организация ежегодно проводит конференции, где отрабатываются цели и задачи сестринского дела России. Базируется она в Санкт - Петербурге. В июне 1996 года прошла III Конференция по сестринскому делу в составе 147 делегатов, представляющих 44 региона РФ, которая признала Ассоциацию медицинских сестер России в качестве национальной сестринской организации. В мае 1997 года АМР провела IV Конференцию по сестринскому делу, в которой приняли участие 61 представитель 28 территорий РФ. V Конференция по сестринскому делу прошла летом 1998 года, и в том же году прошел первый всероссийский съезд медсестер, который принял 300 делегатов со всей России.
Организационное строение АМР: ассоциация является федерацией региональных сестринских организаций и имеет индивидуальное членство; большинство зарегистрированных региональных медицинских ассоциаций входят в АМР в качестве коллективных членов. Президенты всех зарегистрированных медсестринских ассоциаций состоят или в парламенте АМР, или являются членами Координационного Совета.
Задачи АМР:
- участие в разработке национальной концепции развития сестринского дела;
- разработка и внедрение федеральных стандартов профессиональной деятельности и системы контроля качества медсестры;
- организация непрерывного обучения медсестер через систему повышения квалификации и последипломного образования;
- участие в разработке программ по аттестации и сертификации медсестер и присвоению квалификационной категории;
- привлечение членов ассоциации к научным исследованиям в области сестринского дела;
- защита профессиональных интересов и юридических прав медсестер;
- участие в работе экспертной и проблемной комиссии Минздрава РФ;
- укрепление связей между региональными и специализированными ассоциациями России;
- содействие в образовании отделений Ассоциации в регионах России;
- издание «Вестника медсестринских ассоциаций России»;
- поддержка связей с национальными ассоциациями и Международным Советом Медсестер.
Приоритетные направления АМР:
- развитие медсестринской профессии и повышение качества сестринских услуг (разработка федерального стандарта практической деятельности медицинской сестры; принятие Этического Кодекса медицинской сестры России в качестве официального документа АМР; издание и распространение Этического Кодекса; участие в разработке национальной концепции развития сестринского дела в России; проведение конкурсов на лучшую медсестру года);
- защита профессиональных и социально-экономических интересов медсестер (организация учебы медсестер областных, краевых, республиканских клинических больниц из регионов РФ на факультете высшего сестринского образования при Санкт-Петербургской медицинской академии; внесение предложений в Минздрав РФ (например об обязательном страховании профессиональных заболеваний и обязательной бесплатной иммунизации против гепатита В для медсестер реанимационных, операционных и анестезиологических отделений, и других));
- организационное развитие ассоциации (проведение региональных презентаций работы и задач АМР с целью привлечения к ее деятельности новых членов и создания региональных медицинских ассоциаций, изыскание дополнительных средств финансирования работы Ассоциации);
- международные контакты (развитие партнерских отношений между национальными медицинскими ассоциациями республик СНГ и зарубежных стран, в частности, с Ассоциацией медицинских работников Швеции и Американской медсестринской ассоциацией, связь с МСМ);
- информационная деятельность (издание «Вестника Ассоциации медсестер России», изучение положения сестринских организаций в регионах РФ (анкетирование) и издание сборника «Российские медсестринские организации», публикации в местной и центральной печати и журнале «Сестринское дело»).
В 2001 году АМР открыла свои отделения в 10 регионах России. Сейчас ее членами являются более 50000 человек. Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям на начальном этапе их формирования, на местном региональном и государственном уровнях.
В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.
тестовые задания
1.Российскую Ассоциацию медицинских сестер в 1994 г. возглавила:
а) В.А.Саркисова;
б) Д. Севастопольская;
в) А. Стахович;
г) С. Щербатова.
2. Имеет ли право м/с с высшим образованием оценивать состояние здоровья пациента:
а) да;
б) нет;
в) в исключительных случаях;
г) под наблюдением врача.
3. IV Конференция средних медицинских работников в России проходила в:
а) 1996 году;
б) 1998 году;
в) 1999 году;
г) 1997 году.
4. В каком году создана ассоциация медицинских сестёр России?
а) 1991 год;
б) 1993 год;
в) 1994 год;
г) 1996 год.
5. III Конференция медицинских сестер России прошла в:
а) 1991 году;
б) 1993 году;
в) 1994 году;
г) 1996 году.
эталоны ответов к тестовым заданиям
Список тем УИРС.
- Развитие и становление Ассоциации медицинских сестер в Красноярском крае.
- Приоритетные направления Ассоциации медицинских работников.
- Задачи и направления многоуровневой системы сестринского образования.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. М.: ГОЭТАР Медицина, 2009. 256с.
Ю. И. Павлов, А. А. Холопов . ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск, 2006
Дополнительная литература
- Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. М., 2008.
- Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. М. : Медицина, 2008. 411с.
- Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. 88 с.
Интернет-ресурсы:
http://medsestra.okis.ru/ - Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике
http://book-i19.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/texnicheskie-nauki-medicina-selskoe-xozyajstvo/medicina-farmakologiya/sestrinskoe-delo/ - учебники и учебные пособия
Подписано в печать,26.11.12. Формат 60х84 1/16
Тираж 30 экз. Заказ №831. Гарнитура Times New Roman.
Бумага офисная. Печать ризография. Усл. печ. л.3,49
Отпечатано в типографии ИГМУ
г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1
PAGE \* MERGEFORMAT 16
Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации