Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения России

Кафедра педиатрии №2

Сестринский процесс - научно обоснованная

методология профессиональной деятельности.

IV этап сестринского процесса – СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Учебно-методическое пособие для студентов

Иркутск

ИГМУ

2012

УДК 614.253.52(075.8)

ББК 57.3я73

С 34

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия

для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№3 от 15.11.2012 А.Г. Петрова

Составитель:

С. А. Гуцуляк – к.м.н., доцент кафедры педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Жданова Е.И. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», доцент кафедры детских болезней с курсом детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук

Филиппов. Е.С. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ИГМУ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Гуцуляк, С. А.

Сестринский процесс – научно обоснованная методология профессиональной деятельности. IV этап сестринского процесса – сестринские вмешательства : уч-мет. пособие / сост. : С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 28 с.

В учебно-методическом пособии освящен четвертый этап сестринского процесса. Пособие содержит достаточную справочную информацию для освоения учебной программы по теме данного занятия. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.

УДК 614.253.52(075.8)

ББК 57.3я73

© Гуцуляк С. А., 2012

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012

Содержание

Название раздела

Стр.

Значение изучения темы

4

Введение

7

Составляющие плана: цели и задачи

8

Письменное руководство по уходу

9

План ухода за больным с патологией мочевыделительной системы

12

Пример решения ситуационных задач

20

Тестовые задания

25

Рекомендуемая литература

27

\

Значение изучения темы:

- учебное значение темы состоит в том, сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;

- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению.

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):

- знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

б) профессиональных (ПК):

- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

-способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9).

Цели занятия: на основе теоретических знаний, обучающийся должен:

знать:

- происхождение понятия «сестринский процесс»;

- родоначальников идеи сестринского процесса;

- причины развития процессного подхода к сестринской практике;

- эволюцию представлений о сестринском процессе

- основные этапы сестринского процесса их характеристику, цели и содержание;

уметь:

- обосновать и использовать методологию сестринского процесса в решении профессиональных задач;

- постоянно совершенствовать и углублять свои знания в области теории сестринского дела;

- использовать знания для развития сестринской помощи и подготовки специалистов сестринского дела;

иметь:

- представление о теории и методологии сестринского процесса.

План изучения темы:

Исходный контроль знаний (фронтальный опрос)

Доклад рефератов по теме

Дискуссия по прочитанным рефератам

Итоговый контроль знаний:

- подведение итогов занятия

Целью четвертого этого этапа является обеспечение соответствующего ухода за больным или пострадавшим, то есть оказание помощи пациенту в

  • выполнении жизненных потребностей;
  • обучение пациента
  • консультирование, при необходимости, пациента и членов его семьи.

IV этап сестринского процесса

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Категории:

1. Независимые

2. Зависимые

3. Взаимозави-

симые

Потребность пациента в

помощи:

1. Временная

2. Постоянная

3. Реабилитирующая

Методы ухода:

1. Достижение

терапевтических целей

2. Достижение

хирургических целей

3.Обеспечение ежедневных жизненных

потребностей и т. д.

ВЫПОЛНЕНИЕ НАМЕЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Существуют три категории сестринского вмешательства: независимая,

зависимая, взаимозависимая.

Выбор категории основывается на нуждах пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия,

осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т. д.

По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешательство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную дозы, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственное средство с другими, правильно ли выбран путь введения.

Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской помощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т. д. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи). Ответственность медицинской сестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т. п. Каждый из методов включает

теоретические и клинические навыки.

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д. Реабилитирующая помощь - процесс более длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т. д.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациентами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет — это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни - бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т. д.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

  • наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;
  • наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медицинскую сестру, и пациента. Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с не укомплектованностью сестринского персонала, большим количеством пациентов в отделении и т. п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что:

  • все этапы сестринского процесса должны документироваться!
  • для выполнения многих процедур необходимо информированное согласие пациента!

Уход за больными с патологией сердечно-сосудистой системы

1. Общие мероприятия - мероприятия по наблюдению и уходу, в которых нуждаются пациенты с заболеваниями различных органов и систем: наблюдение за общим состоянием больного, термометрия, наблюдение за пульсом и АД, заполнение температурного листа, обеспечение личной гигиены больного, подача судна и др.

2. Специальные мероприятия - мероприятия по наблюдению и уходу, направленные на помощь больным с симптомами, характерными для заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Основными элементами ухода за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются следующие: создание физического покоя, соблюдение режима, правильного питания, водного рациона, а также применение лекарственных средств.

Режим для детей с сердечно-сосудистыми расстройствами назначает врача в зависимости от тяжести заболевания и степени сердечно-сосудистой недостаточности: строгий постельный, постельный, полупостельный.

При строгом постельном режиме ребенок не должен вставать с кровати, уход за ним осуществляется только в постели. Ребенка лучше положить на функциональную кровать, чтобы в случае необходимости можно было создать удобные для него положения. Обычно это положение полусидя. Мероприятия по личной гигиене, кормление ребенка проводят в постели. Физиологические отправления осуществляются с помощью подкладных суден и мочеприемников (уток).

Больной, которому назначен постельный режим, может сидеть в кровати, принимать пищу за прикроватным столиком. Физиологические отправления осуществляются сидя на горшке около кровати.

Полупостельный режим расширяет двигательный режим ребенка. Вначале разрешают принимать пищу за столом в палате, а затем в столовой; физиологические отправления осуществляются в туалете. Разрешаются прогулки с ограничением движений.

Помещение, где находится больной, должно быть просторным, светлым, хорошо проветриваться. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18—20 °С. Некоторые больные, особенно с врожденными пороками сердца, периодически нуждаются в оксигенотерапии. Таких больных необходимо помещать в палаты с централизованной подачей кислорода.

При длительном постельном режиме возможно развитие пролежней, поэтому необходим тщательный уход за кожей. Ежедневно кожу протирают раствором спирта с теплой водой, или одеколоном, или камфорным спиртом. Постель должна быть удобной, мягкой, ее необходимо часто перестилать, устраняя складки, удалять крошки с простыни. Купание больного в ванне возможно только с разрешения врача. При тяжелом состоянии ребенка тело обтирают теплой водой в постели. Одежда должна быть легкой, не сдавливать грудную клетку.

Необходимо строго соблюдать лечебно-охранительный режим, в палате и прилегающих помещениях следует обеспечивать полную тишину. Медицинские сестры должны следить за соблюдением постельного режима, осуществлять транспортировку детей на процедуры и исследования, следить за общим состоянием детей, их пульсом и частотой дыхания.

Питание должно быть полноценным, с большим содержанием витаминов С и группы В, ограничением соли. Обязательно регистрируют количество выпитой жидкости и диурез1. В пищевом рационе несколько ограничивают белки и жиры. Пищу принимают 4—5 раз в день, последний прием — не позже чем за 3 ч до сна. Если ребенок в качестве лечения принимает глюкокорти-коидные гормоны, то он должен дополнительно получать продукты, богатые солями калия: изюм, курага, чернослив, картофель, капуста и т.д.

Измерение пульса и артериального давления

Пульс исследуют двумя пальцами на лучевой, височной или сонной артериях. У детей до 1 года пульс обычно определяют на височной артерии, а у детей старше 1,5 лет отдают предпочтение исследованию пульса на лучевой артерии. Пульс определяют в покое (можно во время сна), подсчет ударов должен производиться в течение минуты. Если пульсовые толчки следуют один за другим через одинаковые промежутки времени, то такой пульс называется ритмичным. При неодинаковых промежутках времени между ударами говорят о неправильном ритме, или аритмии. В случае обнаружения аритмии необходимо сообщить об этом врачу. Данные о пульсе отмечают в температурном листе.

Артериальное давление измеряют с помощью тонометра.

Различают систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление, т.е. давление крови на стенки сосудов во время систолы и диастолы. Нормальные величины артериального давления колеблются в зависимости от возраста детей, времени суток, состояния нервной системы и пр.

Для ориентировочного подсчета артериального давления (в миллиметрах ртутного столба) у детей старше 1 года можно воспользоваться следующими формулами:

Систолическое = 90+2n

Диастолическое = 60+n , где n — возраст в годах.

Измерять артериальное давление можно в положении больного сидя или лежа после 5—10 мин отдыха. На обнаженное плечо выше локтевого сгиба плотно накладывают манжетку. Над местом пульсации локтевой артерии в области локтевого сгиба прикладывают фонендоскоп. Постепенно нагнетают баллоном воздух в манжетку, фиксируя момент, когда исчезнет звук пульсации крови в сосуде. После этого делают еще несколько нагнетательных движений. Затем следует постепенно снижать давление в манжетке, приоткрыв вентиль баллона В момент появления звуковых ударов регистрируют показатель манометра. Первый короткий, но довольно громкий звуковой удар соответствует величине систолического давления. При дальнейшем снижении давления в манжетке тоны постепенно ослабевают. Регистрируют также момент исчезновения звуковых ударов, характеризующий диастолическое давление.

Оказание неотложной помощи.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей может довольно быстро развиться сердечная недостаточность с возникновением венозного застоя. У больного появляются сердцебиение, одышка, которые требуют оказания помощи.

При одышке больному помогают принять удобное сидячее положение, благодаря чему облегчается дыхание. Для этого под спину подкладывают несколько подушек или приподнимают головную часть функциональной кровати. Ребенку с одышкой обеспечивают максимальный приток Свежего воздуха либо дают кислород, одновременно освобождают его от стесняющей одежды, тяжелого одеяла.

Появление острых сердечно-сосудистых нарушений требует оказания неотложной помощи.

Обморок – остро возникающая недостаточность кровоснабжения головного мозга, выражается внезапной кратковременной потерей сознания. До прихода врача ребенка укладывают горизонтально или с несколько опущенным головным концом. Обеспечивают свободное дыхание: расстегивают воротник, пояс, расслабляют одежду. Широко открывают окна и двери для доступа свежего воздуха. Лицо и грудь опрыскивают холодной водой. Дают вдохнуть нашатырный спирт, для чего смоченную вату подносят к наружным носовым ходам. Тело энергично растирают, затем согревают грелками, нижнюю половину туловища и нижние конечности укутывают теплым одеялом. При отсутствии эффекта вводят лекарственные средства (подкожно кофеин, кордиамин). Если эти мероприятия малоэффективны, то начинают ИВЛ.

При коллапсе, развивающемся вследствие острой сосудистой недостаточности и сопровождающемся быстрым падением артериального давления с нарушением кровоснабжения прежде всего мозга и сердца, состояние больного внезапно ухудшается, появляются слабость, бледность, похолодание конечностей, озноб, нитевидный пульс, потеря сознания. Без оказания экстренной медицинской помощи больной может умереть. До прихода врача ребенка укладывают в горизонтальное положение, приподняв нижний конец тела, тепло укутывают, согревают грелками. Важно через каждые 30—60 мин подкожно вводить кофеин, поэтому срочно готовят набор для инъекций, систему для внутривенного вливания (может возникнуть необходимость введения, помимо кофеина, и других лекарственных средств).

Боль в области сердца редко отмечается у детей. Она может быть проявлением недостаточности кровоснабжения миокарда. Учитывая, что в генезе болей в области сердца существенная роль принадлежит психическому перенапряжению и расстройствам нервной регуляции, основные мероприятия направлены на создание условий комфорта. С этой же целью используют настой валерианы, пустырника, капли валокордина или валокордина (количество капель соответствует годам жизни) и др.

Спазм венечных артерий как причина болей в области сердца у детей бывает исключительно редко. Для исключения данной патологии ребенку дают под язык нитроглицерин. На область сердца ставят горчичники, к ногам и рукам прикладывают грелки. С момента появления жалоб на боли в области сердца срочно приглашают врача.

Пароксизмальная тахикардия — аритмия в виде внезапно начинающихся и так же внезапно прекращающихся приступов тахикардии. Неотложная помощь показана в связи с возникающим внезапно расстройством функции миокарда: ребенок ощущает сильные и частые сердечные толчки, испытывает страх, сдавление в груди, боли в подложечной области. Частота сердечных сокращений в 2—3 раза превышает норму и может достигать 180—200 в минуту. Для снятия приступа используют приемы, вызывающие раздражение блуждающего нерва: надавливание на глазные яблоки, область сонной артерии, брюшную аорту, искусственное вызывание рвоты. Срочно сообщают врачу и готовят все необходимое для внутривенного введения лекарственных средств.

Остановка сердца возможна при некупирующемся приступе пароксизмальной тахикардии. В этом случае больному немедленно проводят ИВЛ, начинают закрытый массаж сердца. В это же время готовят аппаратуру и лекарственные средства (адреналин) для восстановления и стимуляции сердечной деятельности.

Техника непрямого (наружного) массажа сердца. Ребенка укладывают на стол или кровать с деревянным щитом. Врач или медицинская сестра становится сбоку от ребенка и одну руку ладонью кладет на нижнюю треть грудины, ладонной поверхностью другой руки надавливает на грудину с такой силой, чтобы она прогибалась по направлению к позвоночнику на 3—4 см. Сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, при этом кровь поступает из сердца в сосуды — аорту и легочную артерию. У детей старшего возраста частота надавливаний на грудную клетку должна составлять не менее 70 в минуту, у новорожденных — 100—200. У новорожденных массаж сердца проводится двумя боль шими пальцами обеих рук или одной рукой, когда давление осуществляется указательным и средним пальцами. Ритмическое сдавливание грудной клетки у новорожденных и детей грудного возраста должно приводить к смещению грудины не менее чем на 1—2 см.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют появление пульса на сонных, бедренных и лучевых артериях, повышение артериального давления, восстановление самостоятельного дыхания, появление розовой окраски кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Одновременно с этим проводится ИВЛ.

Пример решения ситуационных задач

Задача №1

Мальчик 10 лет находится на стационарном лечении. Диагноз: ревматизм, активная фаза, полиартрит.

Ребенок жалуется на боли в левом коленном суставе, из-за болей не встаёт, старается не менять положение ноги. До этого (3–4 дня назад) беспокоили боли в правом голеностопном суставе. В анамнезе: три недели назад болел ангиной.

Объективно: температура 37,8 С. Кожные покровы бледные, чистые, синие тени под глазами, положение в постели пассивное. Левый коленный сустав на ощупь горячий, округлой формы, увеличен в размере, движения болезненные. Пульс 100 ударов в минуту, ЧДД 22 в минуту.

Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Проведите беседу о профилактике осложнений ревматизма.

Продемонстрируйте применение холодного компресса на область пораженного сустава.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- ограничение физической активности;

- боль в суставе;

- лихорадка.

Потенциальные:

- риск возникновения пролежней;

- риск возникновения запора.

Приоритетная проблема: боль в суставе.

Краткосрочная цель: уменьшить боль в течение 1–2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет адаптирован к своему состоянию к моменту выписки.

План

Мотивация

1.Обеспечить пациенту физический и психический покой

Для улучшения состояния пациента

2.Обеспечить вынужденное положение пациенту в постели

Для уменьшения боли

3.Осуществить комплекс мероприятий по уходу за пациентом

Для соблюдения правил личной гигиены

4.Обеспечить постановку холодного компресса на область сустава (по назначению врача)

Для уменьшения боли

5.Провести простейший комплекс ЛФК и массаж (по назначению врача)

Для профилактики гиподинамии и пролежней

6.Провести беседу с родственниками о психологической поддержке пациента, о щадящем режиме его физической активности

Для облегчения адаптации пациента к своему состоянию

7.Провести беседу с мамой и ребенком о гиподинамии и её последствиях

Для профилактики гиподинамии

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, уменьшится боль в суставе. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу о профилактике осложнениий ревматизма.

Студент демонстрирует на муляже технику применения холодного компресса на область пораженного сустава.

Задача № 2

В отделение госпитализирована Марина К. 8-ми лет с диагнозом: ревматическая хорея.

Марина раздражительна, часто плачет. Девочки по палате делают Марине замечание, так как она неопрятна, во время еды проливает суп себе на одежду, часто ложка выпадает у нее из рук. На сделанные замечания у девочки усиливаются некоординированные насильственные движения, гримасничанье. Сон тревожный, аппетит снижен.

Кожные покровы чистые, бледные. Пульс 100 в мин., ЧДД 20 в мин. Тоны сердца несколько приглушены, выслушивается систолический шум на верхушке и в т. Боткина. В легких везикулярное дыхание. Физиологические отправления в норме.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Объясните матери необходимость соблюдения охранительного режима и обучите ее общаться с девочкой.
  3. Подготовьте ребенка к биохимическому исследованию крови.

Эталон ответа

Проблемы ребенка:

  • невозможность общаться с девочками по палате из-за повышенной нервно-мышечной возбудимости;
  • невозможность самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, соблюдать мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом из-за некоординированных насильственных движений;
  • снижение аппетита из-за заболевания;
  • тревожный сон.

Приоритетная проблема:

  • невозможность самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, соблюдать мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом из-за некоординированных насильственных движений.

Цель: девочка с помощью медицинской сестры будет самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, осуществлять мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом.

План

Мотивация

Медицинская сестра будет кормить ребенка, одевать, раздевать, осуществлять мероприятия личной гигиены, помогать пользоваться туалетом

1. Для удовлетворения универсальных потребностей ребёнка

Оценка: девочка с помощью медицинской сестры принимает пищу, одевается, раздевается, пользуется туалетом. Цель достигнута.

Студент доступно объясняет матери необходимость соблюдения охранительного режима для девочки.

Студент расскажет о том, как подготовить ребенка к биохимическому исследованию крови в соответствии с алгоритмом действий.

Задача № 3

Медсестру школы пригласили для оказания помощи 11-летнему ребенку, которому стало плохо на уроке рисования.

Со слов учительницы, на уроке мальчик долго стоя позировал ученикам (находился в одной позе). Неожиданно мальчику стало плохо, он упал, потерял сознание.

Объективно: лицо бледное, конечности холодные. В момент осмотра ребенок начал приходить в сознание. Дыхание редкое, поверхностное. ЧДД 14 в минуту, АД 80/40 мм рт.ст., пульс 80 в минуту, слабого наполнения. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. На занятиях ребенок чувствовал себя хорошо, был активный. Последние дни не болел. Хроническими заболеваниями не страдает. На диспансерном учете не состоит.

Задания

1.Определите состояние пациента.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3.Продемонстрируйте технику дачи кислорода ребенку с помощью кислородной подушки.

Эталон ответа

1.В результате длительного стояния в одной позе у ребенка возник обморок.

2.Алгоритм действий медсестры:

а)уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ногами, с целью облегчения притока крови к головному мозгу;

б)освободить от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ослабить пояс, с целью облегчения дыхания;

в)обеспечить доступ свежего воздуха, с целью обогащения воздуха кислородом;

г)дать понюхать смоченную нашатырным спиртом ватку, с целью возбуждения дыхательного центра;

д)лицо и грудь побрызгать холодной водой, с целью рефлекторного возбуждения дыхательного центра;

е)по назначению врача при отсутствии эффекта ввести кордиамин или кофеин в дозе с целью восстановления тонуса сосудов и повышения АД;

ж)оценить повторно дыхание, пульс, АД с целью контроля состояния;

з)обеспечить ребенку консультацию врача, с целью исключения заболеваний сопровождающихся обмороком. Пригласить школьного врача или вызвать скорую.

3.Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым алгоритмом.

Задача №4

У девочки 12-ти лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.

Задания

1.Определите состояние пациента.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3.Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.

Эталон ответа

1.Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).

2.Алгоритм действий медицинской сестры:

а)уложить ребенка, опустив его голову;

б)обеспечить свободное дыхание (расстегните одежду, обеспечьте доступ свежего воздуха);

в)согреть ребенка;

д)обтереть ребенка холодной водой;

г)дать вдохнуть пары нашатырного спирта;

е)по назначению врача, ввести подкожно раствор кордиамина 1,0 мл или 10 % кофеина 0,1 мл/г;

ж)по назначению врача ввести преднизолон 70 мг внутримышечно.

3.Техника измерения АД и пульса согласно алгоритму выполнения манипуляции.

тестовые задания

  1. Цель сестринского процесса
  2. диагностика и лечение заболевания
  3. обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
  4. решение в опроса об очередности мероприятий ухода
  5. активное сотрудничество с пациентом
  6. Количество этапов сестринского процесса
    1. два
    2. три
    3. семь
    4. пять
  7. Пример независимого сестринского вмешательства
    1. использование газоотводной трубки
    2. организация взаимопомощи в семье пациента
    3. назначение горчичников
    4. назначение лечебного стола и режима двигательной активности
  8. По наполнению пульс различают
    1. ритмичный, аритмичный
    2. скорый, медленный
    3. полный, пустой
    4. твердый, мягкий
  9. Наиболее взаимосвязаны свойства пульса
    1. напряжение и наполнение
    2. напряжение и ритм
    3. частота и ритм
    4. скорость и частота
  10. Измерение артериального давления относится к вмешательству
    1. зависимому
    2. независимому
    3. взаимозависимому
    4. в зависимости от ситуации
  11. Разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется
    1. максимальным артериальным давлением
    2. минимальным артериальным давлением
    3. пульсовым давлением
    4. дефицитом пульса
  12. Максимальное давление – это
    1. диастолическое
    2. систолическое
    3. аритмическое
    4. пульсовое
  13. К инвазивным манипуляциям относится
    1. смена постельного белья
    2. осмотр кожных покровов
    3. постановка горчичников
    4. промывание желудка
  14. Кратковременная потеря сознания – это
    1. кома
    2. коллапс
    3. обморок
    4. сопор
  15. Пульс взрослого в покое 98 ударов в мин.
    1. норма
    2. тахикардия
    3. брадикардия
    4. аритмия
  16. К свойствам пульса относится
    1. глубина
    2. тонус
    3. частота
    4. тип
  17. По напряжению различают пульс
    1. ритмичный, аритмичный
    2. скорый, медленный
    3. полный, пустой
    4. твердый, мягкий
  18. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.)
    1. 60
    2. 45
    3. 30
    4. 15
  19. Пульс не определяют на
    1. сонной артерии
    2. височной артерии
    3. лучевой артерии
    4. брюшной артерии
  20. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства
    1. у пациента не будет одышки
    2. пациент получит достаточно жидкости
    3. пациент бросит курить после беседы с сестрой
    4. пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели
  21. Нормальные цифры диастолического артериального давления у взрослого (мм рт. ст.)
    1. 120-130
    2. 100-110
    3. 60-90
    4. 40-50
  22. По частоте пульс различают
    1. нормальный
    2. твердый
    3. полный
    4. аритмичный
  23. Величина пульса зависит от
    1. напряжения и наполнения
    2. напряжения и частоты
    3. наполнения и частоты
    4. частоты и ритма
  24. Четвертый этап сестринского процесса – это
    1. реализация плана сестринских вмешательств
    2. обследование-сбор информации о больном
    3. оценка эффективности действий, причин, ошибок и осложнений
    4. постановка сестринского диагноза

эталоны ответов к тестовым заданиям

  1. – 2
  2. – 4
  3. – 2
  4. – 3
  5. – 1
  6. – 4
  7. – 3
  8. – 2
  9. – 4
  10. – 3
  11. – 2
  12. – 3
  13. – 4
  14. – 1
  15. – 4
  16. – 4
  17. – 3
  18. – 1
  19. – 1
  20. – 1

Рекомендуемая литература:

  1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. – М., 2008.
  2. Кодекс Международного Совета медицинских сестер.
  3. Мудрова Л.А. Теория сестринского дела: учебное пособие / Мудрова Л.А., Камаева Т.Р., Зорина Е.В. – Красноярск, 2007.
  4. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М. : Медицина, 2008. – 411с.
  5. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГОЭТАР – Медицина, 2009. – 256с.
  6. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 88 с.
  7. Ю. И. Павлов, А. А. Холопов ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск 2006

Интернет-ресурсы:

  1. http://medsestra.okis.ru/ - Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике
  2. http://book-i19.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/texnicheskie-nauki-medicina-selskoe-xozyajstvo/medicina-farmakologiya/sestrinskoe-delo/ - учебники и учебные пособия
  3. http://www.sisterflo.ru/diets/index.php

Подписано в печать,26.11.12. Формат 60х84 1/16

Тираж 30 экз. Заказ №831. Гарнитура Times New Roman.

Бумага офисная. Печать ризография. Усл. печ. л.3,49

Отпечатано в типографии ИГМУ

г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности