Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности. V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения России»

Кафедра педиатрии №2

Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности.

V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса.

Учебно-методическое пособие

Иркутск

ИГМУ

2012

УДК 614.253.52:572.025(075.8)

ББК 57.3я73

С 34

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия

для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

протокол №3 от 15.11.2012

Составитель:

С. А. Гуцуляк – к.м.н., доцент кафедры педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Жданова Е.И. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», доцент кафедры детских болезней с курсом детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук

Филиппов. Е.С. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ИГМУ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Гуцуляк, С. А.

Сестринский процесс – научно обоснованная методология профессиональной деятельности. V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса : уч-мет. пособие / сост. : С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 28 с.

В учебно-методическом пособии освящен пятый этап сестринского процесса. Пособие содержит достаточную справочную информацию для освоения учебной программы по теме данного занятия. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.

УДК 614.253.52:572.025(075.8)

ББК 57.3я73

© Гуцуляк С. А., 2012

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012

Содержание

Название раздела

Стр.

Значение изучения темы

4

Введение

7

Составляющие плана: цели и задачи

8

Письменное руководство по уходу

9

План ухода за больным с патологией мочевыделительной системы

12

Пример решения ситуационных задач

20

Тестовые задания

25

Рекомендуемая литература

27

Значение изучения темы:

- учебное значение темы состоит в том, сформировать у студентов целостное представление о методологии сестринского процесса, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в методологии сестринского процесса, оказывающего влияние на формирование статуса профессии медсестры;

- личностное значение темы развить профессиональную и моральную ответственность будущей медсестры за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи населению.

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):

- знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

б) профессиональных (ПК):

- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

-способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9).

Цели занятия: на основе теоретических знаний, обучающийся должен:

знать:

- происхождение понятия «сестринский процесс»;

- родоначальников идеи сестринского процесса;

- причины развития процессного подхода к сестринской практике;

- эволюцию представлений о сестринском процессе

- основные этапы сестринского процесса их характеристику, цели и содержание;

уметь:

- обосновать и использовать методологию сестринского процесса в решении профессиональных задач;

- постоянно совершенствовать и углублять свои знания в области теории сестринского дела;

- использовать знания для развития сестринской помощи и подготовки специалистов сестринского дела;

иметь:

- представление о теории и методологии сестринского процесса.

План изучения темы:

Исходный контроль знаний (фронтальный опрос)

Доклад рефератов по теме

Дискуссия по прочитанным рефератам

Итоговый контроль знаний:

- подведение итогов занятия

Заключительный этап - оценка эффективности сестринского процесса

Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медицинскими сестрами постоянно и самой сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Если работает бригада медицинских сестер, то оценка проводится сестрой, которая выполняет функции сестры-координатора. Систематический процесс оценки требует от медицинской сестры знаний, умения мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Схема V этапа сестринского процесса

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

Оценка действий медицинской сестры

Мнение пациента

или его семьи

1. Сильные и слабые стороны профессиональной деятельности сестры

2. Пересмотр, корректировка плана

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скончался или в случае длительного наблюдения.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает

возможность медицинской сестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.

Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз — это формализм, «лишние бумаги». Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой медицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицинской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение за успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно, юридически и экономически. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болезни — документе, а точнее группе документов, отражающих квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит, уровень и качество оказываемой ею помощи.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключаются в следующем:

  • обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
  • становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
  • создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
  • осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента;
  • универсальность метода;
  • гарантируется качество предоставляемой помощи;
  • демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания;
  • обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, что внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.

Уход за больными детьми с острой респираторно-вирусной инфекцией, гипертермией.

1. Общие мероприятия - мероприятия по наблюдению и уходу, в которых нуждаются пациенты с заболеваниями различных органов и систем: наблюдение за общим состоянием больного, термометрия, наблюдение за пульсом и АД, заполнение температурного листа, обеспечение личной гигиены больного, подача судна и др.

У детей по сравнению со взрослыми повышение температуры тела (гипертермия) наблюдается чаще, что связано с недостаточным развитием у них центра терморегуляции. Повышение температуры тела может возникать на фоне острых заболеваний инфекционной природы (острые респираторные вирусные инфекции, пневмонии, кишечные инфекции и пр.), при обезвоживании организма, перегревании, поражении центральной нервной системы и т.п.

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области у ребенка старше года или в бедренной складке у ребенка до года, равна 36—37 °С. Температура в полости рта и в прямой кишке (анальная температура) — на 1 °С выше.

Таким образом, если оценивать самую распространенную методику измерения температуры тела у детей в подмышечной области, то температура тела 37—38 °С называется субфебрильной, 38—38,9 °С — фебрильной, 39—40,5 °С — пиретической (от греч. pyretos — жар), выше 40,5 °С — гиперпиретической. В развитии гипертермии различают три основных периода: постепенного повышения температуры тела, максимального ее повышения и снижения. Знание этих периодов необходимо при оказании помощи больным.

В начальном периоде повышение температуры тела сопровождается ознобом, головной болью, ухудшением общего состояния. Повышению температуры тела у детей первого года жизни нередко может предшествовать рвота. В этот период ребенка следует тщательно укрыть одеялом, к ногам приложить теплую грелку, напоить крепким чаем. В помещении, где находится ребенок, не должно быть сквозняков.

Период максимального повышения температуры тела характеризуется ухудшением общего состояния: появляются ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота во всем теле. Чаще, чем у взрослых, возникает возбуждение, которое более выражено, нередко отмечаются судороги. Возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного, так как он может упасть с кровати, удариться и тд. У таких больных устанавливают индивидуальный пост медицинской сестры или осуществляют постоянное наблюдение. Об ухудшении состояния ребенка и прогрессирующем нарастании температуры тела постовая медицинская сестра должна немедленно сообщать врачу.

Ребенка в период максимального повышения температуры тела следует часто и обильно поить: давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральных вод. При повышении температуры тела выше 37 °С на каждый градус требуется дополнительное введение жидкости из расчета по 10 мл на 1 кг массы тела. Например, ребенку 8 мес с массой тела 8 кг при температуре 39 °С дополнительно необходимо дать 160 мл жидкости.

При появлении сухости во рту и образовании трещин на губах следует периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. Если головная боль сильная, то на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или ставят холодный компресс. Медицинская сестра должна следить, чтобы в палате было тепло. Необходимо периодически определять пульс и артериальное давление.

В качестве лечебных мероприятий при гипертермии применяют физические и лекарственные средства. Для увеличения теплоотдачи используют воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней поверхности бедра), с помощью пузыря со льдом или холодной водой. Применяют также клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °С), которую вводят через газоотводную трубку по 20—150 мл на 2—5 мин в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2—5 мин зажим отпускают, невсосавшаяся вода удаляется. Процедуру повторяют до тех пор, пока температура тела не снизится до 37,5 °С. Внимательно следят, чтобы объем вводимой жидкости ненамного превышал объем выводимой жидкости. Кроме того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18—20 °С) изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение 10—20 мл 20 % раствора глюкозы, охлажденного до температуры 4 °С, применяют лекарственные средства (парацетамол, анальгин). Введение лекарственных средств допускается лишь по назначению врача.

Период снижения температуры тела может протекать критически либо литически. Быстрое падение температуры тела (с 40 до 36 °С) называют критическим. Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка развиваются слабость, обильное потоотделение, конечности становятся холодными на ощупь. Такое состояние, называемое кризисом, требует экстренных мероприятий. Больного согревают, к телу и конечностям прикладывают грелки. Дают крепкий теплый чай. Вследствие обильного потоотделения ребенка необходимо переодеть в чистое и сухое белье, предварительно насухо вытерев тело, особенно складки. Если требуется, то меняют также постельное белье.

Постепенное снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается небольшой испариной и умеренной слабостью. Ребенок спокойно засыпает. Постовая медицинская сестра следит, чтобы больного не будили, так как сон восстанавливает силы.

Температурящий ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Учитывая снижение аппетита, кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями, уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

При уходе за температурящими больными тщательно следят за состоянием кожных покровов и слизистых оболочек, принимают меры для предупреждения пролежней. Для отправления естественных потребностей судна и утки подают в постель.

Тепловой удар возникает при общем перегревании организма в результате воздействия внешних тепловых факторов. Тепловой удар происходит у ребенка, находящегося в плохо вентилируемом помещении с высокой температурой воздуха и влажностью. Способствуют тепловому удару теплая одежда, несоблюдение питьевого режима. У детей грудного возраста тепловой удар может возникнуть при укутывании в теплые одеяла, при нахождении детской кроватки (или коляски) около батареи центрального отопления или печи. Неотложная помощь заключается в том, что больного срочно выносят в прохладное место, где обеспечивают доступ свежего воздуха; ребенка раздевают, дают холодное питье, на голову кладут холодный компресс.

Солнечный удар происходит у детей, длительное время находящихся на солнце (прогулки, работа в поле). Неотложная помощь при солнечном ударе аналогична помощи, оказываемой больным с тепловым ударом. В тяжелых случаях показана срочная госпитализация.

Пример решения ситуационных задач

Задача №1

Патронажная сестра при посещении ребенка 9 месяцев обнаружила у него повышение температуры тела до 39,2 С. Кожные покровы гиперемированы, кисти и стопы горячие на ощупь.

Задания

1.Определите состояние пациента.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3.Продемонстрируйте технику применения физических методов охлаждения детям раннего возраста.

Эталон ответа

1.Гипертермический синдром (теплая) лихорадка.

2.Алгоритм действий медицинской сестры:

а)уложить, раскрыть, обтирать кожные покровы влажной губкой, смоченной теплой водой (30-32 С), в течение 2-3 мин;

б)дать парацетомол в возрастной дозе, по назначению врача;

в)вызвать врача;

д)вызвать врача для постановки диагноза и госпитализации ребенка.

3.Техника применения физических методов охлаждения детям раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача № 2

Патронажная медицинская сестра посетила на дому ребенка 8 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера. Температура вчера днем 37,8 С, вечером – 38,8 С.

При осмотре: температура 39,2 С. Вялый, капризный. Кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин. По органам: яркая гиперемия в зеве, жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.

Задания

1.Определите состояние пациента.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3.Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.

Эталон ответа

1.Острое респираторное заболевание. Тяжесть состояния обусловлена синдромом лихорадки «розового» типа.

2.Алгоритм действий медицинской сестры:

а)применить методы физического охлаждения:

-легкая одежда;

-холодный компресс на лоб, область крупных сосудов;

-водочно-уксусное обтирание;

б)по назначению врача дать внутрь парацетамол 10-15 мг/кг или ввести литиче-скую смесь, в состав которой входят 50 % раствор анальгина 0,1 мл/год и 1 % раствор димедрола 0,1 мл/год;

в)обильное питье;

г)учитывая возраст ребенка, госпитализация в детское отделение.

3.Техника проведения методов физического охлаждения ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача № 3

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребенка 4-х лет.

Жалоб ребенок не предъявляет, не контактен, зовет маму, плачет, изменения в со-стоянии ребенка воспитатель заметила полчаса назад, температура 39,5 С.

Объективно: сознание ребенка ясное. Кожные покровы бледные, свободные от сы-пи, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налетом. В зеве легкая гипере-мия миндалин, ЧДД 30 в минуту. Дыхание спокойное, через нос, свободное, пульс - 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.

Задания

1.Определите состояние пациента.

2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3.Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,8 мл.

Эталон ответа

1. Гипертермический синдром.

2. Алгоритм действий медсестры:

а)вызвать скорую помощь для экстренной госпитализации ребенка в детское от-деление ЛПУ;

б)сообщить родителям ребенка о его состоянии и необходимости госпитализации (вызов скорой и родителей возможен с помощью воспитателя или другого лица);

в)уложить ребенка в кровать с целью предупреждения возможных осложнений;

г)растереть кожные покровы, особенно конечности, полуспиртовым раствором и обеспечить к ногам грелку для снятия спазма;

д)по назначению врача ввести ребенку 2% р-р папаверина гидрохлорида в воз-растной дозе – 0,8 мл в/м для снятия спазма периферических сосудов и усиления теплоотдачи;

е)по назначению врача ввести в возрастной дозе 0,4 мл 50% р-р анальгина с жаро-понижающей целью;

ж)обеспечить обильное теплое питье для восполнения теряемой при лихорадке жидкости;

з)периодически определять пульс у ребенка, измерять температуру, наблюдать за ним до прибытия врача с целью контроля за состоянием.

3.Студент демонстрирует манипуляцию на муляже или статисте в соответствии с принятым алгоритмом.

Задача № 4

На стационарном лечении находится девочка 11 лет с диагнозом грипп. Предъявляет жалобы на сильную головную боль, головокружение, повторную рвоту, нарушение сна, общую слабость. Считает себя больной в течение двух дней, когда впервые поднялась температура до 39,8 С и появилась слабость, разбитость, бред.

Объективно: положение в постели пассивное. В сознании, но заторможена, кожные покровы бледные, сухие, частота дыхательных движений 30 в минуту, пульс 160 ударов в минуту, артериальное давление 140/60 мм рт. ст. Лёгкая гиперемия зева, температура при осмотре 39,6 С.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Проведите беседу о профилактике гриппа.
  3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- лихорадка;

- головная боль;

- рвота;

- нарушение сна;

- беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальная: риск асфиксии рвотными массами.

Приоритетная: лихорадка.

Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку в течение следующих пяти дней до субфебрильных цифр.

Долгосрочная цель: нормализация температуры к моменту выписки.


План

Мотивация

1.Обеспечить пациентке физический и психологический покой

Для улучшения состояния пациентки

2.Организовать индивидуальный сестринский пост по уходу за пациенткой

Для контроля за состоянием пациентки

3.Обеспечить обильный приём жидкости (обильное щелочное питьё в течение 2 суток)

Для предотвращения обезвоживания организма

4.Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания

Для компенсации потери белка и повышения защитных сил

5.Измерить температуру тела каждые 2 часа

Для контроля за состоянием пациентки

6.Применить методы физического охлаждения:

-укроет простынью или лёгким одеялом

-использует холодный компресс или пузырь со льдом

Для снижения температуры тела

7.Смазывать губы вазелиновым маслом 3 раза в день

Для увлажнения кожи губ

8.Обеспечить прием жидкой или полужидкой пищи 6-7 раз в день

Для лучшего усвоения пищи.

9.Обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми пациентки

Для профилактики воспалительных процессов кожи и слизистых

10.Обеспечить смену нательного и постельного белья по мере необходимости

Для обеспечения комфорта пациенту.

11.Наблюдать за внешним видом и состоянием больного

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: пациентка отметит значительное улучшение состояния здоровья, температура тела 37,4С. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с пациенткой и ее мамой о мерах профилактики гриппа.

Студент демонстрирует технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

Задача № 5

Активное посещение медицинской сестры мальчика 4 лет. Диагноз: ОРВИ.

Ребёнок стал плохо есть, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2С.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,3С, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый сухой кашель, ЧДД 28 в минуту, ЧСС 112 в минуту, зев: умеренная гиперемия, налётов нет.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Проведите беседу о правилах проведения отвлекающей терапии.
  3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников на грудную клетку.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

- кашель сухой;

- неэффективное очищение дыхательных путей;

- лихорадка;

- снижение аппетита.

Приоритетная проблема: сухой кашель.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.

Долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки.

План

Мотивация

1.Обеспечить тёплое питьё, не раздражающее слизистые

2.Придать пациенту положение Фаулера

3.Обеспечить выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны), по назначению врача

С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания

4.Обеспечить пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и другие), по назначению врача

5.Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту

Для компенсации потери белка и повышения защитных сил

6.Обеспечить приём противокашлевых препаратов по назначению врач

Для уменьшения кашля

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, частота и длительность кашля уменьшатся. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с матерью ребенка о правилах проведения отвлекающей терапии.

Студент демонстрирует технику постановки горчичников на грудную клетку.

тестовые задания

  1. Цель сестринского процесса
  2. диагностика и лечение заболевания
  3. обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
  4. решение в опроса об очередности мероприятий ухода
  5. активное сотрудничество с пациентом
  6. Количество этапов сестринского процесса
    1. два
    2. три
    3. семь
    4. пять
  7. Пример независимого сестринского вмешательства
    1. использование газоотводной трубки
    2. организация взаимопомощи в семье пациента
    3. назначение горчичников
    4. назначение лечебного стола и режима двигательной активности
  8. По наполнению пульс различают
    1. ритмичный, аритмичный
    2. скорый, медленный
    3. полный, пустой
    4. твердый, мягкий
  9. Наиболее взаимосвязаны свойства пульса
    1. напряжение и наполнение
    2. напряжение и ритм
    3. частота и ритм
    4. скорость и частота
  10. Измерение артериального давления относится к вмешательству
    1. зависимому
    2. независимому
    3. взаимозависимому
    4. в зависимости от ситуации
  11. Разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется
    1. максимальным артериальным давлением
    2. минимальным артериальным давлением
    3. пульсовым давлением
    4. дефицитом пульса
  12. Максимальное давление – это
    1. диастолическое
    2. систолическое
    3. аритмическое
    4. пульсовое
  13. К инвазивным манипуляциям относится
    1. смена постельного белья
    2. осмотр кожных покровов
    3. постановка горчичников
    4. промывание желудка
  14. Кратковременная потеря сознания – это
    1. кома
    2. коллапс
    3. обморок
    4. сопор
  15. Пульс взрослого в покое 98 ударов в мин.
    1. норма
    2. тахикардия
    3. брадикардия
    4. аритмия
  16. К свойствам пульса относится
    1. глубина
    2. тонус
    3. частота
    4. тип
  17. По напряжению различают пульс
    1. ритмичный, аритмичный
    2. скорый, медленный
    3. полный, пустой
    4. твердый, мягкий
  18. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.)
    1. 60
    2. 45
    3. 30
    4. 15
  19. Пульс не определяют на
    1. сонной артерии
    2. височной артерии
    3. лучевой артерии
    4. брюшной артерии
  20. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства
    1. у пациента не будет одышки
    2. пациент получит достаточно жидкости
    3. пациент бросит курить после беседы с сестрой
    4. пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели
  21. Нормальные цифры диастолического артериального давления у взрослого (мм рт. ст.)
    1. 120-130
    2. 100-110
    3. 60-90
    4. 40-50
  22. По частоте пульс различают
    1. нормальный
    2. твердый
    3. полный
    4. аритмичный
  23. Величина пульса зависит от
    1. напряжения и наполнения
    2. напряжения и частоты
    3. наполнения и частоты
    4. частоты и ритма
  24. Четвертый этап сестринского процесса – это
    1. реализация плана сестринских вмешательств
    2. обследование-сбор информации о больном
    3. оценка эффективности действий, причин, ошибок и осложнений
    4. постановка сестринского диагноза

эталоны ответов к тестовым заданиям

  1. – 2
  2. – 4
  3. – 2
  4. – 3
  5. – 1
  6. – 4
  7. – 3
  8. – 2
  9. – 4
  10. – 3
  11. – 2
  12. – 3
  13. – 4
  14. – 1
  15. – 4
  16. – 4
  17. – 3
  18. – 1
  19. – 1
  20. – 1

Рекомендуемая литература:

  1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. – М., 2008.
  2. Кодекс Международного Совета медицинских сестер.
  3. Мудрова Л.А. Теория сестринского дела: учебное пособие / Мудрова Л.А., Камаева Т.Р., Зорина Е.В. – Красноярск, 2007.
  4. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М. : Медицина, 2008. – 411с.
  5. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГОЭТАР – Медицина, 2009. – 256с.
  6. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 88 с.
  7. Ю. И. Павлов, А. А. Холопов ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск 2006

Интернет-ресурсы:

  1. http://medsestra.okis.ru/ - Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике
  2. http://book-i19.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/texnicheskie-nauki-medicina-selskoe-xozyajstvo/medicina-farmakologiya/sestrinskoe-delo/ - учебники и учебные пособия
  3. http://www.sisterflo.ru/diets/index.php

Учебно-методическое пособие

Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности. V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса.

Составитель:

Гуцуляк Светлана Александровна

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Сестринский процесс - научно обоснованная методология профессиональной деятельности. V этап сестринского процесса – оценка эффективности сестринского процесса