Коррекционно - развивающие и дидактические игры на уроках математики
Дидактические игры на уроках математикиХисматова Мавлия Агзамовна. Учитель высшей категории, Савинский детский дом – интернат для умственно отсталых детей Город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл.
Данная разработка может быть полезна педагогам коррекционных школ VIII вида в начальных классах в процессе формирования у детей с нарушением интеллекта математических представлений. Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на уроках математики. Трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушением интеллекта нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а эти функции у наших детей резко снижены. Поэтому, каждый урок должен на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приёмы и дидактические игры на всех этапах урока. В начале урока. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьёзную работу.
Игра «Точки»
Цель: Развивать объём внимания.
Описание игры: Заранее подготовить и дать каждому ребёнку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1-2-х секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6-7 заданий. В течение урока. Игра «Найди нужную фигуру»Цель: Развивать способности к переключению внимания, концентрации внимания, логического мышления.
Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети выполняют 1-2 задания. В конце урока. Игра «Цепочка»Цель: Развивать распределение внимания, объём внимания и кратковременную память.
Описание игры: У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые кружочки, соединённые стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно выполняться одно правило: стрелка идёт от меньшего числа к большему. Задания также у всех разные.
Также наши дети выполняют графические диктанты. Придумываю диктанты сама, придавая конечному результату определённую форму. Затем прошу детей внимательно посмотреть на полученную фигуру: «На что это похоже, как можно её назвать?» У нас получались: «Винни», «Форт «Боярд», «Самолёт», «Бассейн» и т. д. Здесь чувство благополучия, успеха испытывают дети, которые в первое время затрудняются выполнять арифметические операции сложения и вычитания.
При изучении чисел первого десятка используем материалы книгопечатных изданий для дошкольников типа «Игралочка» Для образовательных учреждений в адаптированном виде. Разница в том, что нашим детям нужно неоднократно выполнять одно и то же задание. Поэтому нам приходится превращать эти пособия в пособия для многократного использования.
Для этого пособия необходимо оклеить прозрачным скотчем.
По той же технологии изготовляются и другие материалы для дидактических игр.
Например, при изучении нумерации чисел проводятся игры:
1. «Соседи числа».
2. «Засели домик».
3. «Сбежавшие числа».
4. «Кто в домике живёт?».
5. «Весёлый счёт».
6. «Чёт – нечёт».
7. «Цепочка».
При изучении темы «Сравнение чисел по величине» и «Соответствие числа количеству» проводится игра «Поставь знак».
Для того чтобы усвоить состав чисел проводятся игры:
1. «Дополни до 10, (9, 8, 7 …)».
2. «Заселим домик».
В процессе изучения арифметических операций сложения и вычитания будут уместны дидактические игры:
1. «Математическая дорожка».
2. «Меткий стрелок».
3. «Верни число».
4. «Верни знак»
5. «Живые примеры».
Последняя игра может быть проведена вместо физкультминутки, если в классе немного учеников.
Материал игры: карточки с числами и математическими знаками.
Содержание игры:
Вариант 1. К доске выходят четыре ученика. Каждому вручается карточка с цифрами или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют.
Вариант 2. Неизвестным компонентом является знак математического действия.
Вариант 3. Неизвестным компонентом может быть слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.
Дети с умственной отсталостью долго вникают в суть, и все учащиеся тратят разное количество времени на то, чтобы выполнить задание правильно. Учащиеся делают неоднократные попытки на своих карточках, потому, что есть возможность стереть и начать всё сначала. Дети пишут фломастерами, на столах у них лежат влажные тряпочки, чтобы стирать написанное.
В последующих классах игр становится меньше, а программа сложнее. Поддерживать интерес к предмету бывает трудно. Поэтому, даже решение обычных примеров мы превращаем в игру-соревнование. Примеры пишутся на карточках.
Карточки поделены на три подгруппы по сложности заданий. Но даже внутри одной подгруппы нет карточек с одинаковыми заданиями. Это касается всех игр – и коррекционных и дидактических, которые освещены в данной разработке. Таким образом, дети вынуждены проявлять самостоятельность, ведь списать не у кого и рассчитывать приходится только на свои силы.
Решив все задания, учащиеся пишут свои фамилии на обороте карточки, а в следующий раз уже получают более сложные примеры и задания. Самые отличившиеся дети на время становятся «маленькими учителями» и проверяют работы своих одноклассников.
Эффективность данной методики апробирована в условиях нашего учреждения. Применение дидактических игр и упражнений в сочетании с другими методами и приёмами способствует более осознанному усвоению учащимися с нарушением интеллекта программного материала по элементарному счёту, вырабатывает у детей самостоятельность, формирует мотивацию к обучению.