Психологические функции болевых ощущений
- Психологические функции болевых ощущений
Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под действием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.
Болевая чувствительность распределена по поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участи малочувствительные к боли и другие значительно более чувствительные. В среднем на один квадратный сантиметр кожи 100 болевых точек, больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.
Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость, импульсы болевой чувствительности характеризуются невысокой скоростью проведения, и адаптация наступает очень медленно.
Психологически для боли характерен аффективный (эмоционально окрашенный) характер ощущений (недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли). Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия, чем страдания. Также болевое ощущение может нести и познавательный характер.
Боль относительно плохо, нечетко локализуется, она часто носит размытый, распространяющийся характер. Хорошо известны ошибки в локализации.
Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов (представлений и т. п). Так, преувеличенное представление о силе ожидающегося болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. У человека, сосредоточенного на болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся совершенно нетерпимыми, а человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересную и важную для него деятельность, забывает о боли, почти переставая её чувствовать. Следовательно, болевая чувствительность поддается корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут как бы то «гипостезировать», то «анестезировать» болевую чувствительность человека. Существуют люди, с рождения не чувствующие боли, но они долго не живут.
БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. pain , pain sensations) ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей.
Характеризуются: выраженной (отрицательной) эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т. д. От ощущений др. видов Б. о. отличаются практически отсутствием адаптации.
Раздражитель: перераздражение или травматизация любых рецепторов, а так же особые вещества кинины, образующиеся при контакте белков крови с измененными тканями. Кинины легко разрушаются специальными ферментными системами (кининазами) и блокируются у рецептора такими обезболивающими веществами, как аспирин и пирамидон. Возбуждение свободных нервных окончаний передается в ц. н. с. по особым тонким нервным волокнам проводящим путям системы протопатической чувствительности, идущим преимущественно в клетчатке, которая окружает кровеносные сосуды. В спинном мозге импульсы болевой чувствительности переключаются в особых нейронных структурах и поступают далее к ядрам таламуса (зрительного бугра), а оттуда к новой коре и лимбической системе мозга. Таламус играет особую роль в возникновении Б. о., т. к. повреждение этого отдела мозга нередко характеризуется резкими болями в противоположной половине тела.
Функции: формирует защитные реакции, определяет эмоции.
Собираемая информация: отражение интенсивности раздражителя, оказывающего вредное воздействие на кожный покров, отражение качества болевых раздражителей, длительность ощущений, отнесение болевого ощущения к определённому месту.
Взаимодействие: со всеми видами ощущений.
Болевая чувствительность является признаком здорового человека.
Выделяют два вида болевых порогов: верхний и нижний.
Нижний величина раздражения при первом появлении ощущения боли.
Верхний величина раздражения, при которой боль становится непереносимой.
- Эмпирические (первичные и вторичные) характеристики образа представления.
Образ представления это образ объекта, не воздействующего в данный момент на рецепторную поверхность анализатора.
Эмпирические характеристики вторичных образов:
- Пространственно-временная структура:
Пространственные компоненты:
- панорамность целостное воспроизведение пространственной структуры выходит за пределы перцептивного поля.
- взаимообособление фигуры и фона- фигура без фона, а фон отделен от фигуры
- выпадение абсолютных величин несохранение числа однородных элементов и нарушение абсолютных размеров
- преобразование геометрической формы в топологическую схему
Временные компоненты:
- симультанность(временная панорамность) временная и двигательная последовательность в одновременную структуру.
- сдвиги в отображении длительности чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется
- большая прочность в отражении последовательности, чем во временной длительности.
2.) Особенности модальных характеристик образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки выпадают.
3.) Сдвиги интенсивностных характеристик образы становятся более бледными
Вторичные характеристики:
- неустойчивость дефицит константности колеблемость, текучесть компонентов образа
- фрагментарность неполная целостность некоторые стороны, черты или части объекта вообще не представлены
- обобщенность общий параметр этих психических процессов.
Первичные характеристики образа представления:
- пространственная
- временная
- модальность
- интенсивность.
- пространственная: панорамность, выпадения абсолютных величин, преобразование геометрической формы в топологическую схему, обособление фигуры от фона.
а) пространственная панорамность, заключается в том, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.
Так, пространственный массив, охватываемый единым топографическим представлением, превосходит по угловым размерам объем перцептивного поля, а представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего, которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.
б) выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе, как это показано в работах Б. Г. Ананьева); в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта.
в) преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схематизации образа, описанной Б. Ф. Ломовым (1971). В связи с вопросом о влиянии структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта доминирование топологической схемы над геометрической формой выявлено и описано Н. А. Бернштейном (1966). Поэтапность и многоуровневый характер такой "топологизации формы" в представлении выявлен в экспериментах М. В. Лещинского (Веккер, Лещинский, 1970).
Такого рода акцент топологической схемы, патологически усиленный расстройствами памяти, вскрыт также в исследованиях нарушений памяти и наглядно представлен в соответствующих рисунках больных.
г) в отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, не допускающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство").
Вторичные характеристики образа представления.
Выделяют 3 вида: неустойчивость, фрагментаронсть, обобщённость.
Вторичные извлеченным из памяти первые сигналы, которые воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент.
Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психической информации. Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является "сквозным" параметром всех психических процессов, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти.
- Неустойчивость: будучи по самой своей сущности (как проявление непостоянства) отрицательным эквивалентом, или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу, неустойчивость представления, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов. Эта текучесть, по удачному выражению С. Л. Рубинштейна, "как бы вводит в представление ряд переменных" (1988). Не случайно поэтому экспериментальные исследования обнаруживают во вторичных образах феномен, аналогичный "мерцанию формы", свойственному перцептивным образам при затрудненных условиях их формирования на первых фазах становления.
- Фрагментарность представлений состоит в том, что "при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены" (Рубинштейн, 1988). Продолжая сопоставление с эмпирическими характеристиками перцептивных образов, легко увидеть, что если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
- Параметр обобщенности, будучи общей характеристикой не только всех видов образов, но и вообще всех психических процессов, имеет во вторичных образах свою отчетливо выраженную специфичность по сравнению с обобщенностью первичных. Если первичный образ, какова бы ни была степень его генерализованности, всегда является обобщенным изображением того конкретного единичного объекта, который воздействует на анализатор, то вторичный образ, в силу того, что представляемый объект не воздействует на органы чувств, может быть не только единичным, но и общим. Это означает, что, воплощая в себе целый ряд ступеней обобщенности образа, на высших из этих ступеней представление освобождается от "прикованности" к единичному объекту и "может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов".