Психологические функции болевых ощущений

  1. Психологические функции болевых ощущений

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под действием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.

Болевая чувствительность распределена по поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участи малочувствительные к боли и другие – значительно более чувствительные. В среднем на один квадратный сантиметр кожи – 100 болевых точек, больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость, импульсы болевой чувствительности характеризуются невысокой скоростью проведения, и адаптация наступает очень медленно.

Психологически для боли характерен аффективный (эмоционально окрашенный) характер ощущений (недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли). Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия, чем страдания. Также болевое ощущение может нести и познавательный характер.

Боль относительно плохо, нечетко локализуется, она часто носит размытый, распространяющийся характер. Хорошо известны ошибки в локализации.

Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов (представлений и т. п). Так, преувеличенное представление о силе ожидающегося болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. У человека, сосредоточенного на болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся совершенно нетерпимыми, а человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересную и важную для него деятельность, забывает о боли, почти переставая её чувствовать. Следовательно, болевая чувствительность поддается корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут как бы то «гипостезировать», то «анестезировать» болевую чувствительность человека. Существуют люди, с рождения не чувствующие боли, но они долго не живут.

БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. pain , pain sensations) — ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей.

Характеризуются: выраженной (отрицательной) эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами — учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т. д. От ощущений др. видов Б. о. отличаются практически отсутствием адаптации.

Раздражитель: перераздражение или травматизация любых рецепторов, а так же особые вещества — кинины, образующиеся при контакте белков крови с измененными тканями. Кинины легко разрушаются специальными ферментными системами (кининазами) и блокируются у рецептора такими обезболивающими веществами, как аспирин и пирамидон. Возбуждение свободных нервных окончаний передается в ц. н. с. по особым тонким нервным волокнам — проводящим путям системы протопатической чувствительности, идущим преимущественно в клетчатке, которая окружает кровеносные сосуды. В спинном мозге импульсы болевой чувствительности переключаются в особых нейронных структурах и поступают далее к ядрам таламуса (зрительного бугра), а оттуда — к новой коре и лимбической системе мозга. Таламус играет особую роль в возникновении Б. о., т. к. повреждение этого отдела мозга нередко характеризуется резкими болями в противоположной половине тела.

Функции: формирует защитные реакции, определяет эмоции.

Собираемая информация: отражение интенсивности раздражителя, оказывающего вредное воздействие на кожный покров, отражение качества болевых раздражителей, длительность ощущений, отнесение болевого ощущения к определённому месту.

Взаимодействие: со всеми видами ощущений.

Болевая чувствительность является признаком здорового человека.

Выделяют два вида болевых порогов: верхний и нижний.

Нижний – величина раздражения при первом появлении ощущения боли.

Верхний – величина раздражения, при которой боль становится непереносимой.

  1. Эмпирические (первичные и вторичные) характеристики образа представления.

Образ представления – это образ объекта, не воздействующего в данный момент на рецепторную поверхность анализатора.

Эмпирические характеристики вторичных образов:

  1. Пространственно-временная структура:

Пространственные компоненты:

- панорамность – целостное воспроизведение пространственной структуры выходит за пределы перцептивного поля.

- взаимообособление фигуры и фона- фигура без фона, а фон отделен от фигуры

- выпадение абсолютных величин – несохранение числа однородных элементов и нарушение абсолютных размеров

- преобразование геометрической формы в топологическую схему

Временные компоненты:

- симультанность(временная панорамность) – временная и двигательная последовательность – в одновременную структуру.

- сдвиги в отображении длительности –чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется

- большая прочность в отражении последовательности, чем во временной длительности.

2.) Особенности модальных характеристик – образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки выпадают.

3.) Сдвиги интенсивностных характеристик – образы становятся более бледными

Вторичные характеристики:

- неустойчивость – дефицит константности – колеблемость, текучесть компонентов образа

- фрагментарность – неполная целостность – некоторые стороны, черты или части объекта вообще не представлены

- обобщенность – общий параметр этих психических процессов.

Первичные характеристики образа представления:

  1. пространственная
  2. временная
  3. модальность
  4. интенсивность.

  1. пространственная: панорамность, выпадения абсолютных величин, преобразование геометрической формы в топологическую схему, обособление фигуры от фона.

а) пространственная панорамность, заключается в том, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.

Так, пространственный массив, охватываемый единым топографическим представлением, превосходит по угловым размерам объем перцептивного поля, а представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего, которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

б) выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе, как это показано в работах Б. Г. Ананьева); в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта.

в) преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схематизации образа, описанной Б. Ф. Ломовым (1971). В связи с вопросом о влиянии структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта доминирование топологической схемы над геометрической формой выявлено и описано Н. А. Бернштейном (1966). Поэтапность и многоуровневый характер такой "топологизации формы" в представлении выявлен в экспериментах М. В. Лещинского (Веккер, Лещинский, 1970).

Такого рода акцент топологической схемы, патологически усиленный расстройствами памяти, вскрыт также в исследованиях нарушений памяти и наглядно представлен в соответствующих рисунках больных.

г) в отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, не допускающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство").

Вторичные характеристики образа представления.

Выделяют 3 вида: неустойчивость, фрагментаронсть, обобщённость.

Вторичные – извлеченным из памяти первые сигналы, которые воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент.

Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психической информации. Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является "сквозным" параметром всех психических процессов, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти.

  1. Неустойчивость: будучи по самой своей сущности (как проявление непостоянства) отрицательным эквивалентом, или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу, неустойчивость представления, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов. Эта текучесть, по удачному выражению С. Л. Рубинштейна, "как бы вводит в представление ряд переменных" (1988). Не случайно поэтому экспериментальные исследования обнаруживают во вторичных образах феномен, аналогичный "мерцанию формы", свойственному перцептивным образам при затрудненных условиях их формирования на первых фазах становления.
  2. Фрагментарность представлений состоит в том, что "при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены" (Рубинштейн, 1988). Продолжая сопоставление с эмпирическими характеристиками перцептивных образов, легко увидеть, что если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
  3. Параметр обобщенности, будучи общей характеристикой не только всех видов образов, но и вообще всех психических процессов, имеет во вторичных образах свою отчетливо выраженную специфичность по сравнению с обобщенностью первичных. Если первичный образ, какова бы ни была степень его генерализованности, всегда является обобщенным изображением того конкретного единичного объекта, который воздействует на анализатор, то вторичный образ, в силу того, что представляемый объект не воздействует на органы чувств, может быть не только единичным, но и общим. Это означает, что, воплощая в себе целый ряд ступеней обобщенности образа, на высших из этих ступеней представление освобождается от "прикованности" к единичному объекту и "может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов".

Психологические функции болевых ощущений