Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области

15. Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области.

Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ по отраслям законодательства. Нормативные правовые акты субъектов РФ. Закон Тверской области «О туристской деятельности в Тверской области». Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области.

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном и региональном уровнях.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, в т.ч. в Тверской области.

Тверская область обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов региона. Это уникальное природное и культурное наследие, работа с которым требует соответствующего законодательного регулирования, обеспечения сохранности и безопасности.

В последнее время туризм стал одним из приоритетных направлений развития Тверской области.

Одной из нерешенных до настоящего времени проблем остается разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ по отраслям законодательства.

Большинство норм федерального Закона о туризме регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство, в соответствии с Конституцией РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации (п."о" ст.71), равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности (п."ж" ст.71).

В этой связи вряд ли оправданно наделение субъектов Российской Федерации правом принимать свои законы, регулирующие туристскую деятельность. Здесь законотворчество сводится по существу к дублированию либо введению статей, не имеющих нормативного значения, повторению норм государственных стандартов и т.д. Практическое значение таких актов невелико. Есть мнение , что субъекты Федерации, не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым вторгаясь в сферу гражданско-правового регулирования.

Речь идет именно о развитии туризма "как сложного межотраслевого, социально-экономического комплекса (в котором участвуют практически все отрасли экономики страны и многочисленные российские и иностранные граждане). Эти вопросы имеют настолько общегосударственное и стратегическое значение, что должны относиться только к предметам ведения Российской Федерации".

Поскольку основным законом государства является Конституция, проанализируем ее статьи, которые напрямую связаны с туризмом. Перечень пунктов статьи 71 Конституции РФ, не включает в себя регулирование туристской деятельности, относящихся только к ведению Российской Федерации. Перечень, указанный в статье 72 Конституции РФ определяют совместное ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но и в нем не отражено регулирование туристской деятельности. Законодательно Российская Федерация создает четкую основу регулирования в туризме, а субъекты федерации – дополняют основу индивидуальными особенностями своего региона.

Таким актом для Тверской области стал закон Тверской области «О туристской деятельности в Тверской области», принятый Законодательным Собранием Тверской области 26 марта 1998 года № 4-ОЗ-2.

В его преамбуле указывается, что настоящий Закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и других нормативных актов Российской Федерации и Тверской области, устанавливает правовые основы туристской деятельности в Тверской области, определяет принципы регулирования отношений в сфере туризма, обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям.

Указанный закон был не совершенен, отдельные его положения противоречили действующему законодательству и подлежали приведению в соответствие по представлению прокуратуры Тверской области от 19 февраля 2003 года № 7-08-03 «О приведении в соответствие с федеральным законодательством закона о Тверской области «О туристской деятельности в Тверской области».

Кардинальные изменения в тверском законе произошли в 2007 г. законом Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «О туристской деятельности в Тверской области».

В Тверской области, как и в любом другом субъекте РФ, разработана своя система правового обеспечения туризма. Так, например, в области действует закон «О туристской деятельности в Тверской области», закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области», также действует ряд Постановлений Администрации Тверской области такие как: Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения о признании территорий Тверской области курортами регионального и местного значения»; Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения о признании территорий Тверской области лечебно-оздоровительными местностями регионального и местного значения»; Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения»; Постановление Администрации Тверской области «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области» и другие.

С 2005 г. Администрацией (теперь Правительством) и Законодательным Собранием Тверской области разрабатываются и реализуются законы «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Тверской области ». Основной стратегической целью этих программ является создание условий, обеспечивающих увеличение объема оказания туристских услуг.

Программы также устанавливают ряд тактических задач: позиционирование Тверской области, как региона благоприятного для отдыха и развития туризма; создание условий для привлечения инвестиций в индустрию туризма; увеличение количества и улучшение качества предоставления туристских услуг.

Государственное регулирование в сфере туризма на территории Тверской области до сентября 2011г. осуществлял орган государственной исполнительной власти - Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, созданный 19 июня 1996 г.

В сентябре 2011 г. его функции переданы министерству экономического развития Тверской области.

Для решения поставленных государственных задач, комитет выполняет сложную и многоплановую деятельность по разработке стратегии развития туризма в Тверской области и организации межотраслевого взаимодействия.

Функции комитета (Теперь, вероятно, это будут функции министерства экономического развития Тверской области, – пока все в стадии становления.)

—законотворческая деятельность по совершенствованию правового поля на региональном уровне;

—разработка и издание разнообразной туристской литературы, включая серию тематических альманахов (культурно-познавательный и паломнический туризм, охота и рыбалка), путеводителей и каталогов. Постоянным партнером комитета по туризму является старейшее российское издательство «Вокруг света»;

—представление туристско-рекреационного потенциала Тверской области на основных международных туристских выставках в России и за границей (Италия, Германия);

—взаимодействие с муниципальными образованиями Тверской области по координации действий в туристской сфере, включая разработку и реализацию районных программ развития туризма, привлечение инвесторов, создание новых туристских маршрутов и проектов по развитию туристских зон;

—формирование партнерских связей со средствами массовой информации по подготовке изданий, посвященных Тверской области, по проведению пресс-туров, конференций и семинаров, всего того, что способствует продвижению Тверской области как региона благоприятного для туризма и отдыха;

—ведение мониторинга совместно с Росстатом, Информационным туристским центром Правительства г. Москвы по оценке состояния туристской сферы Тверской области в ЦФО и России в целом.

С целью привлечения туристов в разных уголках Тверской области комитетом по туризму проводится целый ряд самых различных мероприятий: крупнейшая в России Верхневолжская парусная регата в Конаково; фестиваль шансона памяти Михаила Круга в Твери; торгово-туристский фестиваль «Купеческий караван» в Торжке и др.

На сегодняшний день в Российской Федерации нет единой системы законодательства о туризме. Существуют нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, в разных нормативно-правовых актах различных отраслей права. Центральное место в правовом регулировании отношений в сфере туризма занимает закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В Тверской области принят отдельный закон, регулирующий общественные отношения в сфере туризма. Создан он на основе федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а значит, также не совершенен. Ведь федеральный закон и закон Тверской области должны иметь несколько различные цели и задачи. Федеральный закон – призван заложить единые подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а региональный закон направлен на то, чтобы «настроить» данные подходы применительно к конкретной специфики Тверской области с учётом уникальных природных, культурно-исторических, социально-экономических ресурсов. И это является главной проблемой в правовом обеспечении туризма в Тверской области.

Также можно выделить и такие проблемы развития туризма в Тверской области, которые имеют отношение к правовому обеспечению этой сферы деятельности:

- недостаточная деятельность по продвижению Тверского региона как территории, благоприятной для туризма;

- отсутствуют меры по проведению классификации и оценки туристских ресурсов Тверской области;

- отсутствие развитой инфраструктуры туризма;

- отсутствие правового регулирования спортивно-оздоровительного, экстремального туризма;

- отсутствие правового регулирования в области взимания платы за посещение национальных парков и заповедников и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе работы было проанализировано государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области.

Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области