Конспект урока для 11 класса «ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
МБОУ
Средняя общеобразовательная школа №4 РассмотренаСогласована
Утверждена
МО учителей-предметников Зам. Директора Директор
____________________________ __________________________ ____________________________
_____________________2012г.
______________________2012г.
______________________2012г.
Прошла экспертизу
на методическом совете
30сентября 2015г.
протокол №1
Утверждена приказом
директора школы
№ 190 от 02.10.2015г.
Конспект урока для 11 класса
ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Составила учитель Власовец Татьяна Николаевна
Г. Югорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Современная Россия – это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Доля экономически активного населения, занятого в сфере малого предпринимательства в России, в 2 – 3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40 – 50%. Более того, в последние годы по уровню вовлечённости населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы.
Поэтому в новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Именно в этом Важность изучения курса
Экономика и предпринимательство.
Элективный курс
Экономика и предпринимательстводает возможность учащимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.
Значимость элективного курса
Экономика и предпринимательство- это помощь учащимся в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
Программа элективного курса
Экономика и предпринимательствонаправлена на получение учащимися знаний в сфере предпринимательской деятельности.
Цель курса – формирование у учащихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи:
изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
Сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).
Изучение данного элективного курса рассчитано на 35 часов в 11 классе, по окончании которого учащиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.
В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
(модель выпускника)
Обучащиеся должны знать:
- основные виды и формы предпринимательства;
- особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-
правовых форм;
- особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать типы и виды предприятий;
- создать свое дело.
- давать оценку перспектив рисков;
- анализировать черты предпринимателей;
- анализировать законопроекты хозяйственного права.
Уровни освоения программы:
Репродуктивный уровень
Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов,
называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.
Продуктивный уровень
Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным
признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности;
характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-
правовой основой.
Творческий уровень
Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию,
деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффектив-
ности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Элективный курс
Экономика и предпринимательствоявляется дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений учащихся, получаемых ими при реализации программы по обществознанию в 11 классе, углубляет знания учащихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Элективный курс способствует формированию Общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса
Основы предпринимательствавключает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Поисковый метод;
Метод проблемного обучения;
Метод эвристической беседы;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность;
Проектирование.
Содержание контроля:
- понятия, термины;
- законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-
правовых типов;
- умение характеризовать виды предпринимательства;
- умение характеризовать виды конкуренции;
- умение характеризовать инновационное предпринимательство;
- деятельность малого предприятия;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность
предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:
- тестирование;
- самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);
- результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы,
анализ;
- участие в круглом столе;
- защита проектов;
- устный контроль;
- презентации результатов анализа и исследования.
Название темы, темы уроков |
Дата проведения |
Понятийный аппарат темы |
Планируемый результат темы |
Методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей |
Содержание, формы контроля по формированию ЗУНов и компетентностей |
|
1 2 3 4 5 6 |
Тема 1. Введение. Понятие об экономике Понятия собственности Формы предпринимательства Что такое экономика Что такое предпринима-тельство История становления предпринимательства в России Экономические аспекты собственности Правовые аспекты собственности Содержание и современные формы предпринимательства |
6ч. 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 |
Экономика, бизнес, Предпринимательство, Собственность, Государственные и муниципальные предприятия |
Знать: - что такое экономика, бизнес, предпринимательство- место собственности в системе общественных отношений; - понятия собственности в экономической теории; - сущность понятия собственность; - юридические стороны права собственности; - основные правовые режимы; - сущность и основные черты предпринимательства; - формы и виды предпринимательства; - компоненты предпринимательской деятельности. Уметь: - соотносить теоретические понятия с конкретными примерами; - толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности. |
Фронтальная работа Групповая работа с историческими источниками Индивидуальная работа Практикум, работа с юридическими источниками Семинар Современные формы предпринимательства |
Устный контроль, беседа Тест Потенциал предпринимателяАнализ схемы Формы предпринимательстваили защита проекта |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности Характеристика предприятий разных видов Виды предпринимательской деятельности |
2ч. 19.10 26.10 |
Товарные биржи, финансовое предпринимательство, консалтинговые проекты |
Знать: - виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность; - понятие товарная биржа и ее функции; - методы консультирования; - консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения. Уметь: - определять вид предприни-мательства; - соотносить теоретические понятия с конкретными приме - |
Парная работа Лабораторная работа с описательными характеристиками предприятий разных видов |
Текущий контроль Соотнести виды и черты предпринимательства на представленных карточках |
|
9 10 11 12 13 14 |
Тема 3. Предприятие в рыночных условиях Организация и развитие собственного дела Предприятие, его формы Структура капитала предприятия Организация и развитие собственного дела Процедура регистрации предприятия Риск предприятий и его виды Деловая игра Открытие собственного дела |
6ч. 02.11 16.11 23.11 30.11 07.12 08.12 |
Предприятие, Заёмный капитал, собственный капитал, Уставной капитал, добавочный капитал, нераспределённая Прибыль, Доходный капитал. Регистрация предприятия Франчайзинг. Риск предприятий |
Знать: - понятие предприятия и его формы; - понятие о капитале предприятия: собственном и заемном; - структуру собственного капитала предприятия; - особенности уставного капитала, его сущность; - сущность резервного капитала; - понятие добавочного капитала и его сущность; - характеристику нераспре-деленной прибыли и ее использование; - структуру заемного капитала предприятия; - порядок и этапы создания нового предприятия; - процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества; - понятие облигации; - основные подходы к организации собственного дела; - понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; - риск предприятия, его виды, издержки предприятия; - пути и методы снижения рисков; - меры, принимаемые к предприятию должнику. Уметь: - характеризовать капитал предприятия; - проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; - рассчитывать риски и определять механизм снижения риска. |
Лекция Индивидуальная самостоятельная работа Парная работа Деловая игра Практикум. Работа с документами Лабораторная работа |
Текущий контроль Заполнение таблицы Анализ участия в деловой игре Анализ личностных качеств предпринимателей Тестирование |
15 16 17 18 19 |
Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм Виды классификаций предприятий Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики Юридическое лицо: понятие и его признаки Классификация юридических лиц Объединения юридических лиц, принципы их деятельности |
5ч. 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 |
Предприятие Капитал Юридическое лицо Унитарное предприятие Кооператив ООО, ОАО Ассоциации Холдинг Финансово-промышленная группа Предпринимательские союзы |
Знать: - виды классификации пред-приятий и их структура; - требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ; - признаки юридического лица; - особенности государственных и муниципальных предприятий; - характерные особенности кооператива, товарищества и общества; - виды товарищества; - характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО); - характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ; - характерные особенности юридического лица, типы юридического лица. Уметь: - в конкретной предприни-мательской деятельности; - определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм; - уметь характеризовать государственные и муни-ципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия; - уметь характеризовать кооперативы, - отличать кооператив, това-рищества и общества; - уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО; - уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. |
Школьная лекция Фронтальная работа Парная работа (заполнение таблицы) Семинар Анализ функционирования предприятий(по раздаточным материалам) Индивидуальная работа |
Текущий контроль Анализ и оценка таблицы Особенности функционирования предприятий различных форм собственностиТестирование |
20 20 21 23 |
Тема 5. Предприни-мательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия) Малое предпринимательство: понятие и его сущность Субъекты малого предпринимательства Виды деятельности малого предприятия Государственная поддержка малого предпринимательства в России |
4ч. 25.01 01.02 08.02 15.02 |
Малое предпринимательство Субъекты малого предпринимательства |
Знать: - понятие малого предпринимательства; - понятие субъекта малого предпринимательства; - преимущества и недостатки малого предпринимательства; - государственная политика РФ в области малого предпринимательства. Уметь: - определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях. |
Школьная лекция Индивидуальная самостоятельная работа Анализ деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму Работа с юриди-ческими документами |
Текущий контроль Проверка индивидуальной домашней работы Анализ сведений о предприятиях, условиях их деятельности Тестирование |
24 25 26 |
Тема 6. Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна Конкуренция, её формы и признаки Антимонопольное регулирование Виды коммерческой тайны |
3ч. 22.02 01.03 15.03 |
Конкуренция Отраслевая и межотраслевая конкуренция Ценовая и неценовая конкуренция Антимонопольное регулирование Коммерческая тайна |
Знать: - формы конкуренции и их признаки; - перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; - задачи и деятельность антимонопольного комитета; - понятие коммерческой тайны и ее виды; - предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной; - приемы защиты коммерческой тайны. Уметь: - анализировать положение предприятия на рынке; - определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами; - реализовать право на защиту коммерческой тайны. |
Школьная лекция Индивидуальная работа-практикум Таблица |
Текущий контроль Анализ, оценка результатов индивидуальной работы Тестирование |
27 28 |
Тема 7 Инновационное предпринимательство Инновационное предпринимательство Виды инновационных форм предприятий |
2ч. 22.03 05.04 |
Инновации Технопарки |
Знать: - понятие, определение и направления инновационного предпринимательства; - виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; - виды инновационных форм предпринимательства; Уметь: - характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства; - сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности; |
Школьная лекция Групповая работа. Урок идей - поиск направлений инноваций - оценка инноваци-онного предприни-мательства |
Текущий контроль Анализ результатов практической работы |
29 30 31 32 33 |
Тема 8. Экономические ситемы. Рыночные законы экономики Рынок и рыночные структуры Спрос и предложение Рынок труда. Безработица Экономика потребителя Бюджет семьи |
5ч. 12.04 19.04 26.04 10.05 17.05 |
Рынок Спрос, предложение Факторы спроса и предложения Рынок труда |
Знать: - что такое рынок, законы рынка - причины и экономические последствия безработицы - способы защиты прав потребителей Уметь: - анализировать трудовую занятость населения Югорска-2 - работать с статистическими данными |
Школьная лекция Лабораторное занятие Бюджет семьи за месяц |
Текущий контроль Анализ трудовой занятости населения Югорска-2 Составление бюджета семьи за месяц Тестирование |
34 35 |
Тема 9. Итоговое занятие Защита проектов Итоговый урок |
2ч. 18.05 24.05 |
Уметь: - использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой; - делать выводы. |
Индивидуальная работа (защита проектов) Подведение итогов |
Итоговый анализ учебно-познавательной деятельности учащихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 января 2015 года. – Спб.: Издательский Дом
Литера, 2015.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., Юрайт, 2004.
4. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ
О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ(с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008г., 27 декабря 2015г.)
5. Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2003 года № 82-оз
О программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-ЮГРЕ на 2004 – 2015 ггЛитература для учащихся:
Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вита - Пресс (любое издание); Леонтьев А. В. Технология предпринимательства: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа (любое издание).
Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся
АрустамовЭ. А. и др. Организация предпринимательства. Учебное пособие. М., МУПК, 2001.
Белоусов Р. С., Докучаев Д. С. Я познаю мир. Экономика. М: АСТ, 2002.
Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999.
Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. М., Вита-пресс, 2002.
Липсиц И. В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2000.
Лопуста М. Г. Предпринимательство. М., ИНФРА-М., 2002.
МихалеваЕ. П. Маркетинг. М., Юрайт, 2005.
Никитин А. Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
Нуреев Р. М. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1992.
Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.
Прикладная экономика. Сборник заданий. М., Поли-экспресс, 2003.
Хизрич Р., Питерс М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.
Черкашин О. Ю. Основы бухучета для школьников. М., Вита-пресс, 2003.
Черняк В. З. Введение в предпринимательство. М., Вита-пресс, 2003.
Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие (под ред. С. Равичева). М., МЦЕБО, 2003.
Дополнительная литература для учителя:
1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
2. Акмаева Р. И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие/ - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
3. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.