«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)


Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых - песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел "Мне осталась одна забава", песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. В стихотворении "Мне осталась одна забава" поэт называет себя похабником и скандалистом, признается:

Стыдно мне, что я в Бога верил.Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.За неверие в благодатьПоложили меня в русской рубашкеПод иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта - лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, "на простых и чутких струнах" которого, говоря словами М. К. Осоргина, "умел играть только Сергей Есенин". Вот поэтому я говорю: "Мой Есенин". Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая заставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь - главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство родной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цветов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С раннего возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелицаКовром шелковым стелется…А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.

Вижу, как "дремлют пташки нежные" под "вихри снежные" у мерзлого окна, представляю, что "снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна", и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где "у низеньких околиц звонко пахнут тополя", "пахнет яблоком и медом", "гудит за корогодом на лугах веселый пляс".

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю - спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю сама, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без "голубого небесного песка", "малиновой шири полей", "пахучего тумана", "шелковых трав". И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.В сердце ландыши вспыхнувших сил… -

Начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Может, вместо зимы на поляхЭто лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, тревожиться и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания которого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет, -Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю - это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать "ко всему живому", чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на травеИ зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым существам. "…Я очень люблю всякое зверье", - как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты "души" животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как "Песнь о собаке", "Корова", "Лисица" и другие.

"Дай, Джим, на счастье лапу мне" - такими строками начинает поэт стихотворение "Собаке Качалова" и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,Сюда случайно вдруг не заходила?Чтобы попросить:Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении "Собаке Качалова" есть удивительные по своей трагичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим "что" видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: светлого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традиционного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь сердце, какую душевную силу, чтобы сказать:

Я думаю:Как прекрасна ЗемляИ на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть "низкий дом с голубыми ставнями", есть "серые журавли", "страна березового ситца", "роща золотая", "гулкая весенняя рань" - и в этом есенинская идея "узловой завязи" природы и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, "навеки имею нежность грустную русской души", как и он, хотел бы не любить, но "все равно не могу научиться", потому что в сердце у меня так часто бывает "несказанное, синее, нежное"…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учиться всю жизнь, потому что

При тяжелых утратахИ когда тебе грустно,Казаться улыбчивым и простым -Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого человека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читающий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом может сказать: "Это мой поэт, мой Есенин".

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утверждать: "На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше".

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александровича Есенина как дар свыше.