Люди! Помогите пожалуйсто найти сочинение на тему: филосовские вопросы в прозе бунина


В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: "Деревня", "Суходол", - целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор. Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты.

"Чаша жизни", "Сын", "Отто Штейн", "Легкое дыхание", "Петлистые уши", "Сны Чанга" - перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина. В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как "беспримерную катастрофу", сравнив её с начальными страницами Библии. "Господин из Сан-Франциско" (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.

Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями.

Корабль назван "Атлантидой", что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные "слои" плывущих располагаются на разных "уровнях жизни": блестящие салоны с одной стороны, и "адские" топки кочегарки с другой.

Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение "Атлантиды" по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.

В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического. Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей.

Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а "логике вещей" - важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность. Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирового.

Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: " На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей". Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, "громадный, как утес", следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни.

О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: " Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Рассказ о жизненном крахе самоуверенного "господина жизни" перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности