По следам Педагогического марафона
Как знают наши постоянные читатели, каждую весну в Москве проходит Марафон педагогических предметов, организованный Издательским домом «Первое сентября» при поддержке Департамента образования. И один из дней марафона отдаётся учителям литературы. Обычно на проводимых в этот день семинарах и мастер-классах присутствует около тысячи человек. Это немало — но ещё большая армия словесников по понятным причинам не имеет возможности посетить марафон. Для них мы выпускаем диски с видеозаписью отдельных фрагментов Дня учителя литературы и специально организованных встреч. Для них же в сегодняшнем номере даём блок материалов «По следам Педагогического марафона». Это записи, сделанные руководителями секций марафона. Каждый постарался представить то, с чем пришёл на очную встречу с учителями. Что же это были за встречи?
Учитель московской Традиционной гимназии Оксана Смирнова провела разговор с коллегами о “методике с человеческим лицом”. Почему понадобилось именно такое определение? Дело в том, что методика, которая, по меткому замечанию О. Смирновой, тщится быть наукой, выработала для самозащиты и самоутверждения птичий язык, на котором изъясняется сама и заставляет общаться учителя и ученика. Язык этот мёртворождённый и умерщвляет всё вокруг себя. Многие учителя и не ведают, что являются переносчиками опасной болезни, думая наоборот, что, приобщаясь к этому языку, приобщаются к науке. О. Смирнова показывает, как и зачем можно говорить со школьниками о настоящей науке нормальными человеческими словами. Её материал мы продолжим публиковать в следующем номере. Также объявляем, что осенью 2015 года (е. б.ж., как говаривал граф Толстой) мы встретимся с Оксаной Смирновой на заочных лекциях в Педагогическом университете «Первое сентября», а весной на очных курсах у неё смогут заниматься учителя Москвы и Московской области. Следите за рекламой.
Новым жанром для нынешнего марафона стали два открытых урока, проведённых нашими коллегами в незнакомых классах (то есть по-честному, без репетиций). Оба урока — московской учительницы Риммы Храмцовой И словесницы из Ижевска Натальи Ванюшевой — мы публикуем в этом номере. Р. Храмцова предложила девятиклассникам разговор о “поэтических памятниках”, связав хорошо проверенную классику с современностью. Разговор на эту тему мы продолжим в августе, в № 16 — он будет полностью (вместе с прилагающейся к номеру брошюрой) посвящён поэзии. Н. Ванюшева сосредоточилась на умениях работать с текстовой информацией и выбрала для своего урока материал необычный — современный, не знакомый для большинства детей и взрослых зарубежный роман. Перед нами пример занятия, на котором обучение неразрывно связано с формированием интереса к чтению (знаем от присутствовавших — а их на каждом из уроков было около 300 человек! — что многие стали разыскивать книгу, о которой шла речь). Напомним, что Н. Ванюшева ведёт заочные курсы для учителей в нашем педагогическом университете уже в этом году. «Литература» начинает публикацию занятий курса с № 17. Р. Храмцова же — автор заочного цикла лекций по анализу поэзии, который уже много лет пользуется большой популярностью. А москвичи могут встретиться с Риммой Анатольевной и на очных занятиях, которые в этом году начнутся в октябре.
Разговор о чтении подростков был подхвачен на специальном круглом столе. Особый интерес участников вызвало выступление Веры Белкиной из Новосибирска. Она рассказала о тех дефицитах чтения, с которыми сталкивается сегодня словесник, и о способах, которыми он может эти дефициты преодолевать. Тема чтения подростков остаётся для нашей газеты магистральной, мы планируем к ней периодически возвращаться, поэтому будем рады, если вы поделитесь с нами своими размышлениями на этот счёт.
Гвоздём марафона, вне всякого сомнения, стала встреча с Натальей Солженицыной, вдовой великого писателя. Она рассказала о Солженицыне-учителе, ответила на многочисленные вопросы собравшихся словесников. Своими впечатлениями от этой встречи поделилась Евгения Абелюк, которая напомнила читателям газеты, что «Литература» совместно с Фондом «Русское Зарубежье» проводит конкурс методических разработок и ученических сочинений по творчеству Солженицына. Конкурс продлится до начала октября — не откладывайте своё участие в нём на последние дни (