Сценарий урока для 1 класса «Люблю березку русскую»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемчужинка»

Сценарий урока для 1 класса

«Люблю березку русскую»

Иванова Екатерина Сергеевна,

2015г.

Цель: Воспитание любови к Родине, к русской березке через художественно - эстетическое восприятие.

Задачи:

      Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.

      Показать экопозитивное отношение человека к природе.


Оборудование и материалы: Аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин; стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый веник, сок, веточки, цветные ленточки, раздаточный материал для аппликации.

Ход занятия:

Дети сидят на индивидуальных подушечках на ковре.

    Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Родина».

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

    Как вы думаете, что такое Родина? (Дом, место, где родился, наш город Юрга, мои родители…))

    У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

    А вы знаете, как называется наша Родина? (Россия)

    Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Пустыню, пальмы, джунгли…)

    А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине'' (бескрайние снега, северное сияние, стада оленей…)

    Что представляете вы, когда говорят о России? (поля с пшеницей, леса с грибами и ягодами, березки….)

    Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете, почему? Почему именно березку? (Потому что она везде растет в нашей стране, она как русская девушка скромная и красивая)

    Ребята, а какие красивые слова можно сказать о березке?

- Давайте, поиграем с вами в Игру «Комплимент березке» (воспитатель кидает мяч ребенку, который должен сказать слово и вернуть мяч).

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глубокой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу. О неё говорят: словно девица русская, кудрявая, белоствольная, ненаглядная, нарядная, стройная…

- Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов.

- На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Из неё делают поделки)

- Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста - Это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются Чечевички, Через них береза дышит.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают). Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты (Рассматривают).

    А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали, фотографы снимали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах и фотографиях здесь изображена красавица - березка.

    Многие поэты воспевали красоту русской березы в своих стихах. И сейчас я предлагаю послушать лишь некоторые из них (дети читают стихи)

С. Есенин «Береза».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

Т. Шорыгин «Берёза»

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!


    Березка не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

    Посмотрите, вот веточка с почками (Рассматривают). Вели заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека.

- А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу.

- Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.

- Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

Сейчас мы с вами поиграем в Игру «Какие предметы можно назвать словом «березовый, березовая, березовые» (лес, дрова, роща, лист, полено, веник).

    Люди любят ходить в березовый лес (березовая роща), чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Представим, что мы с вами находимся в таком лесу. Вдохнем аромат берез. Замечательно! Выдохнем. Несколько раз подышали... Молодцы!

    В июне на Руси праздновали день русской березки. Утром яркая красочная толпа людей направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали её, привязывали к веткам цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, пляски устраивали, заводили игры.

    Давайте подойдем к березке, встанем вокруг и нарядим цветными ленточками.

Итог: Что интересного узнали про березку? Что запомнили? Что понравилось больше всего?

Литература:

Интернет ресурсы:

p>

p>

p>