СВЕТ «ЗЕЛЁНОЙ ЛАМПЫ» АЛЕКСАНДРА ГРИНА


Построим урок в жанре рассказа, сохраним его композицию в методическом решении урока, его этапах – экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке.

Экспозицией будет служить необходимая актуализация знаний по теории литературы, обращение к жанру рассказа как небольшому произведению прозаического характера, в котором нарисовано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

– Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? (Ученики выдвигают свои гипотезы, свои суждения по этому вопросу.)

– Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля – как способы "завораживания" читателей должны возникнуть в нашем воображении.

– Попытаемся воспользоваться своими творческими возможностями. В произведениях Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Блистающий мир»). Составим ассоциативный ряд к заголовку рассказа «Зелёная лампа», написанному на доске: свет, уют, семья, доброта, зелёная трава, литературное общество, свет в ночи, огонёк, книга, чтение, учение, маяк, море, огонь, вечер, ночь, писание, сочинительство, игра (Л. Толстой играл в зелёную палочку).

А теперь прочитаем первую часть рассказа А. Грина «Зелёная лампа», дополним наш ряд ассоциациями Грина: тайна, "сигнал для людей", надежда.

– На какой эмоциональной ноте, чувстве, интонации обрывает повествование автор? – спрашивает учитель и предлагает закончить рассказ с помощью собственного воображения, не переворачивая страницы 279 учебной хрестоматии для 8-го класса под редакцией Г. И. Беленького.

Развитие действия урока осуществляется путём написания учениками в течение 10–15 минут своих индивидуальных продолжений (развязок рассказа), которые зачитываются и обсуждаются с точки зрения логики развития характеров, воплощения идеи, интонации.

Сочиняя развязки, школьники столкнулись с необходимостью понять характеры героев, определить идею как основную мысль рассказа, так как концовка "истории" завершает движение авторского замысла.

Первый путь воображения школьников – показать, что свою судьбу герой должен строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в "игрушку" другого человека. В концовках "авторов" Джон Ив отказывается от условий игры или погружается в свои размышления, занимается чтением, находит дело в жизни.

"Джон Ив провёл уже неделю, ожидая чего-то особенного, он всё сидел у окна. В его глазах светилось предчувствие счастья, но иногда блеск гас и он задумывался над тем, зачем он здесь сидит. Ему становилось жаль тех своих надежд, когда он верил, что не деньги, а свобода для него лучшее лекарство от одиночества и других недугов" (Елена С.).

Наиболее интересной школьникам показалась такая развязка Ксении Н.: "Вот уже прошло 9 лет. Стильтон уже и забыл про свою злую шутку, даже не вспоминал, кому он ежемесячно присылает деньги. Это вошло в его привычку. Он старел, понимая, что у него нет ни жены, ни детей, ни близких. Он был одинок. И глаза его всё чаще бросали на мир пустой разочарованный взгляд.

А в той комнате каждый вечер при свете зелёной лампы молодой человек читал. Его одиночество скрашивали перо и бумага. Он стал писателем. Однажды Реймер прочитал его книгу, вспомнил Джона Ива и стал его другом".

Второе направление творческого воображения детей – это желание исправить Стильтона, изменить его решение, повлиять на его отношение к другому человеку как средству, вещи, игрушке. "В это время в автомобиле Реймер убеждал Стильтона, что не по-человечески делать из людей заложников пари. Прошла ночь, и ранним утром Джон Ив услышал звонок в дверь. Перед ним стоял сам Стильтон..." (Мария К.). "Но однажды Стильтон остался дома один и вдруг задумался над тем, что он сделал..." (Мария Р.).

При обсуждении было отмечено, что "читатели-авторы" не сопоставили заданность характера Стильтона с нелогичностью сюжетной развязки – исправить такого человека могут только критические, экстремальные обстоятельства, именно такие и создаёт А. Грин для своего героя во второй части рассказа.

Третье направление детской фантазии явно находится под влиянием времени – дети "предлагают" Джону Иву скопить деньги за долгие годы и открыть свой ресторан «Зелёная лампа» для всех отчаявшихся в ночи или лавочку, гостиницу, магазинчик, то есть видят его состоятельным человеком.

Исключением явилась развязка, которую предложила девочка, – случай меняет героев местами, сейчас лампу зажигает Стильтон, а Джон Ив ходит смотреть на её свет и переводит деньги. Сопоставление развязки с сюжетом А. Грина помогло школьникам увидеть глубину замысла автора, который не принял морали "зуб за зуб" и показал всю силу гуманизма Джона Ива, протянувшего руку помощи Стильтону в трудную, роковую минуту.

Кульминацией урока становится "момент истины" – Чтение учителем второй части рассказа, в которой Джон Ив не только сохраняет своё достоинство и исполняет свою мечту – становится врачом, но и помогает Стильтону, поступая великодушно. В классе возникают напряжённое внимание, удивление, восхищение, вызванные неожиданной развязкой, фантазией автора, сменой настроения, несовпадением гипотетических сюжетов с идеей автора.

Учитель формулирует итоговый проблемные вопросы:

– Почему А. Грин назвал свой рассказ «Зелёная лампа»? Какую роль она сыграла в жизни героев?

В рассуждениях детей зелёная лампа постепенно становится не просто деталью сюжета, знаком, интригующим моментом развития действия, а комментируется как символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, как символ надежды, преодоления, как символ света, добра. И главное, что отмечают юные читатели, – побеждают в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей, поднятое до простоты и ясности поступка, реальной помощи человеку. Прочитаешь «Зелёную лампу» Грина, "и ляжет на душу добро" (Б. Ахмадулина).

Символ "зелёной лампы" как материальное явление, представляющее в наглядно-образной форме некоторое иное содержание, становится особой духовной ценностью, в которой есть экспрессия, метафорический смысл особого понимания. Символ предполагает вызов эмоций, ситуацию вчуствования, сопереживания, сопричастности. Зелёная лампа словно проливает свет, высвечивает, делает видимыми и открытыми "наиболее глубинные стороны" (А. Ф. Лосев) характеров героев: способность идти к своей мечте у Джона Ива, у Стильтона – эгоизм и презрение к людям, пресыщенность жизнью и её удовольствиями.

Зелёная лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Многозначность, многоликость символа будит воображение читателя, оставляет ему пространство для фантазии, размышления, рефлексии. "Свет в душе, свет солнца, свет во мраке ночи, свет маяка, свет свечи, свет знаний, свет надежды, свет улыбки Александра Грина" – такой ассоциативный ряд выстраивают читатели.

Развязка урока – его рефлексивный этап, когда каждому ученику предлагается коротко ответить на вопрос:

– Что вас удивило, взволновало, запомнилось?

Из стенограммы урока:

МЕНЯ УДИВИЛО:

    необыкновенное воображение автора; великодушие Ива, его слова: "Позвоните мне, быть может, я дам вам работу..."; "зигзаг удачи", разворот судьбы; приём контраста, противопоставления, на котором построен рассказ; афористичность языка.

МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛА:

    жестокость человека, который может сделать из "живого человека игрушку"; способность человека преодолеть трудности и раскрыть свои способности; биография автора, которая помогла мне понять смысл рассказа, умение автора "вселить" в читателя надежду; встреча врача Джона Ива и Стильтона. Я оценил доброту и уважение Джона Ива по отношению к Стильтону.

МНЕ ЗАПОМНИЛИСЬ СТРОКИ:

    "...когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбайтесь"; "Если желание сильно, то исполнение не замедлит"; фраза Стильтона: "Простите меня"; "...а спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте... хотя бы спичку", так как здесь скрыт тайный смысл, его идея – это вопрос: сколько же нужно света человеку для счастья? "...лампа, озаряющая темноту ночи"; "...учиться несмотря ни на что"; "...наобещать такую кучу благодати", я подумал о цене подарков судьбы; "...он хоть имеет надежды".

Каждый в классе заканчивает фразу: "Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть..."

    руки и голова на плечах, он должен сам построить свою жизнь и сделать её счастливой; цель в жизни, в которую он верит; высокая самооценка, человек не должен сомневаться в себе; воля, желание непременно изменить судьбу и стать счастливым; терпение, желание, мужество, чистое сердце и душа; надежда, вера, а главное – желание сделать жизнь лучше; желание и воля чего-нибудь добиться; ум, цель, старание; чувство собственного достоинства и трудолюбие.

Послесловие урока – творческое задание, которое выдаётся на карточке каждому ученику:

"Если вы «внезапно ощутите тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глаза женщин, шершавому жёлтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода», то откройте книгу рассказов Александра Грина, и... пусть «страстное желание» беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь вдохновит вас на чтение".

Прочитайте три отрывка и определите, какой из них принадлежит перу А. Грина, обоснуйте своё предположение.

1. "Море было подёрнуто рябью, лёгкий Эвр раздувал паруса. Я позавидовал морякам, бороздящим моря в любое время года, и подумал, что, вероятно, какой-нибудь недобрый бог послал этот корабль, чтобы испытать меня. Каждый раз при виде моря сердце моё переполняется желанием, я закрываю глаза и вижу себя на палубе, солёный ветер ласкает мне лицо, воображение рисует долгие ночи под звёздным небом, когда спокойное море и тёплый воздух манят ко сну. Только тому, кто много плавал и по тихим, и по бурным водам, знакома радость, которой море наполняет душу мореплавателей" (Л. Малерба).

2. "Я был в Севастополе мальчиком... но с тех пор не мог забыть этот город. Часто мне даже снился – залитый отблесками морской воды, маленький, живописный, пахнущий водорослями и пароходным дымом.

Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю" (К. Паустовский).

3. "Войдя в порт, я, кажется мне, различаю на горизонте, за мысом, берега стран, куда направлены бугшприты кораблей, ждущих своего часа: гул, крики, песня, демонический вопль сирены – всё полно страсти и обещания. А над гаванью – в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей – сверкает Несбывшееся – таинственный и чудный олень вечной охоты" (А. Грин).

Проверка задания вызывает явный познавательный интерес и осуществляется сначала в парах – каждый излагает соседу по парте свою точку зрения на выбранный текст, а затем собираются все доводы и возражения. Читатели обращают внимание на особую образность языка Грина (третий фрагмент), взволнованность интонации, яркость метафор, отсутствие точных географических названий. Но в текстах есть и общее – увлечённость морем, умение смотреть и видеть, творческое воображение.

Обсуждение стимулирует самостоятельное чтение произведений Александра Грина и завершается домашним заданием: прочитать дома феерию А. Грина «Алые паруса».