Признаки воспаления десны. Проба Шиллера-Писарева, её значение

PAGE 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практических занятий № 6 – 7

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Признаки воспаления десны. Проба Шиллера-Писарева, её значение. Индекс РМА, его определение, подсчет. Клиническое значение индекса ПИ, CPITN, КПИ, УСП.

Цель: Научить оценивать клинические состояния десны с помощью пробы Шиллера-Писарева, подсчитывать индексы РМА, ПИ, CPITN, КПИ, УСП.

Место занятий: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук, раствор Шиллера-Писарева.

Продолжительность занятий: по 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятий

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются признаки воспаления, и чем они обусловлены. Далее разбираются специальные методы оценки воспаления. Преподавателем показывается методика проведения пробы Шиллера-Писарева, подсчет индексов РМА, ПИ, CPITN, КПИ, УСП. Далее самостоятельное проведение осмотра слизистой оболочки полости рта, оценка уровня здоровья десен, проведение пробы Шиллера-Писарева, подсчет индексов. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

По определению ВОЗ (1980г.) пародонт представляет собой сочетание нескольких тканей, поддерживающих зуб, связанных в своем развитии топографически и функционально.

Пародонт включает десну, цемент, пародонтальную связку (десмодонт или периодонт), альвеолярную кость.

Клиническое обследование пациента позволяет определить состояние пародонта, в первую очередь, его видимой части - слизистой оболочки альвеолярной части или альвеолярного отростка. Визуальное исследование позволяет ориентировочно определить состояние десны. Десневые сосочки в области однокорневых зубов имеют треугольную форму, в области моляров - треугольную и трапециевидную. Окраска десны - бледно-розовая. Атрофия десневого края, гипертрофия десневых сосочков, синюшность, гиперемия, указывают на патологическое состояние пародонта.

Вместе с тем, требуются методы, позволяющие дать количественную характеристику состояния пародонта и объективизировать результаты клинического обследования. Такая потребность возникает для количественной характеристики степени воспаления пародонта, оценки динамики течения заболеваний пародонта и эффективности лечения.

В основе многих методов лежит проба Шиллера-Писарева. Принцип ее заключается в окрашивании раствором Шиллера-Писарева гликогена десны (реакция с йодом). При воспалении происходит накопление гликогена в десне за счет кератинизации эпителия. Поэтому при взаимодействии с йодом воспалённая десна окрашивается более интенсивно, чем здоровая. Она приобретает оттенки от светло-коричневого до темно-бурого. Более интенсивная окраска свидетельствует о большей степени воспаления. Проба Шиллера-Писарева проводится следующим образом: ватным тампоном осушают обследуемый участок десны, изолируют от слюны и смазывают ватным шариком, смоченным в растворе Люголя или в растворе Шиллера-Писарева. Проба Шиллера-Писарева применяется у детей с целью выявления гингивита. Для этого проводят окрашивание десны следующим раствором:

йодистый калий – 2,0

йод кристаллический –1,0

вода дистиллированная – до 40,0

Здоровая десна этим раствором не окрашивается. Изменение ее цвета под действием данного раствора происходит при воспалении, и тогда проба считается положительной.

Оценка состояния пародонта

Индекс

Методика определения

Оценка, баллы

Расчет индекса

РМА

У всех зубов десна смазывается раствором Шиллера-Писарева (прижизненная окраска гликогена). Определяется степень воспаления тканей пародонта.

0 - нет воспаления,

1 - воспаление на уровне сосочка,

2 - воспаление на уровне маргинальной десны,

3 - воспаление на уровне альвеолярной десны.

Оценивается состояние десны у каждого зуба

В модификации Par ma, %

РМА =

с 6 до 11 лет составляет 24,

с 12 до 14 лет – 28,

с 15 лет – 30.

Оценка:

0 – 30% - легкая степень воспаления

31 – 60% - средняя степень воспаления

61 – 100% - тяжелая степень воспаления

CPITN

Оценивается состояние десны и измеряется глубина десневой бороздки градуированным зондом с утолщением на кончике в области

11, 16, 26, 31, 36, 46

или

17, 27, 31, 37, 41, 47 зубов при отсутствии первых моляров.

0 - нет воспаления десны, десневая бороздка физиологической глубины;

1 - десневой край слегка воспален, десневая бороздка физиологической глубины, кровоточивость при введении зонда;

2 - десневой край воспален, над- и поддесневой камень, десневая бороздка 3 мм;

3 - патологический зубодесневой карман 4-5 мм;

4 - патологический зубодесневой карман 6 мм и более.

При наличии ряда признаков – оценка в секстанте по максимальному показателю.

CPITN =

Оценку нуждаемости в лечении проводят на основании анализа индекса CPITN и его составляющих:

0 - лечения не требуется;

1 – обучение гигиене полости рта;

2 – обучение гигиене полости рта + удаление зубных отложений;

3 - обучение гигиене полости рта + удаление зубных отложений + консервативная терапия + кюретаж;

4 - обучение гигиене полости рта + удаление зубных отложений + консервативная терапия + лоскутные операции + ортопедическое лечение.

ПИ (PJ)

Учитываются наличие гингивита, подвижность зубов, глубина зубодесневого кармана, предложенный в 1956г Расселом.

0 – воспаления нет,

1 - легкий гингивит (не охватывает всю десну вокруг зуба),

2 – воспаление захватывает десну вокруг всего зуба, но повреждения зубодесневого соединения нет,

4 – то же, что и при балле 2, но рентгенограмме наблюдается также резорбция костной ткани,

6 - воспаление всей десны с образованием патологического десневого кармана, резорбция костной ткани до длины корня, нарушения функции нет,

8 – значительная деструкция тканей пародонта, патологический десневой карман, зуб подвижен, легко смещается, нарушена функция, резорбция альвеолы превышает длины корня.

ПИ =

Оценка:

0,1 – 1,0 – начальная стадия заболевания

1,5 – 4,0 – средняя степень

4,5 – 8,0 – тяжелая степень

КПИ

Зондом и зеркалом обследуется пародонт у 20 и более лиц в области 51, 55, 65, 71, 75, 85 зубов в возрасте 3–4 лет,

в области

11, 16, 26, 31, 36, 46 зубов в возрасте 7–14 лет. При отсутствии зуба обследуется соседний зуб из одной группы.

0 - здоровый,

1 - зубной налет (любое количество),

2 – кровоточивость при легком зондировании зубодесневого желобка,

3 - зубной камень (любое количество),

4 - патологический карман,

5 - патологическая подвижность II—III степени.

При наличии ряда признаков - оценка по максимальному.

Индивидуальный

КПИ=

Средний для группы

КПИ=

КПИ:

0,1 – 1,0 – риск к заболевания

1,1 – 2,0 – легкая степень заболевания,

2,1 - 3,5 – средняя,

3,6 – 5,0 – тяжелая.

УСП

Люди делятся на возрастные группы ВОЗ.

Обследуются и регистрируются индивидуальный индекс КПУ и число постоянных зубов, не восстановленных протезами, у 20 и более человек

Определяются:

1) средний КПУ на группу;

2) среднее на группу количество зубов нуждающихся в лечении (к);

3) среднее на группу количество удалённых, непротезированных зубов (А).

УСП (%) =%

Менее 10 % - плохой,

10-49 % - недостаточный,

50-74 % - удовлетворитель-ный,

75 % и более – хороший.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

1. Назовите основные клинические признаки воспаления

а) краснота

Обусловлена воспалительной гиперемией, расширением сосудов, замедлением тока крови.

б) припухлость

Обусловлена образованием инфильтрата, перифокальным отеком.

в) боль

Обусловлена раздражением экссудатом окончаний чувствительных нервов.

г) повышение температуры

За счет усиленного притока артериальной крови

д) нарушение функции

Возникает в очаге воспаления, часто страдает весь организм.

2. Что накапливается в десне при воспалении?

3. Для чего применяется проба Шиллера-Писарева?

4. На чем основано проведение пробы Шиллера-Писарева?

5. В какие тона окрашивается воспаленная часть десны?

6. Состав раствора, который используют для проведения пробы Шиллера-Писарева?

Схема ориентировочной основы действия –

определения клинического состояния десны.

Патологические изменения десны

1. Цвет

Гиперемия, бледность, желтушность, могут быть очаговые изменения цвета, наличие форменных элементов.

2. Увлажнённость

Сухость при заболевании слюнных желез,

при сахарном диабете, гиперсаливация при заболеваниях ЖКТ, эндокринные нарушения.

3. Анатомическая форма

Отечность, наличие язв, атрофия при заболеваниях пародонта. Наличие патологического кармана:

а) увеличение глубины

б) наличие грануляций

в) наличие камня

г) гноетечение

Ситуационные задачи

  1. Ребёнок 10 лет, после проведения пробы Шиллера-Писарева появилась коричневая окраска десневых сосочков у 4 зубов, маргинальной десны у 8 зубов, альвеолярной десны у 2 зубов. Подсчитайте индекс ПМА.
  2. Больной К. Индекс ПМА равен 75%. Оцените состояние десен. Можно ли сказать о глубине поражения тканей пародонта?
  3. Индекс ПИ равен 3,8 балла. Какова степень поражения пародонта?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Признаки воспаления десны. Проба Шиллера-Писарева, её значение