Последствия монополизации рынков
PAGE 22
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сущность монополизации рынков....…………………………………..4
1.1. Понятие и виды монополий……………………….. …...…………………..4
1.2. Причины образования монополий и особенности поведения фирмы-монополиста…………………………… ….…………………..………………….9
Глава 2. Последствия монополизации рынков.………………………………..12
2.1. Социально-экономические последствия монополизации рынков............12
2.2. Особенности регулирования монополии в России………………………14
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………………......23
Введение
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Но такое желание не может не отразиться на экономике, и соответственно на обществе.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «монополизация» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Существует множество трактовок и теорий о монополиях, но не каждая может достоверно объяснить ее поведение на рынке. До сих пор ведутся споры о влиянии монополизации на научно-технический прогресс.
В чем же причины государственного ограничения активности монополий, и почему общество не совсем хорошо воспринимает такие фирмы?
Целью работы является изучение последствий монополизации, как на экономику, так и на общество, с точки зрения новейших, отечественных и зарубежных исследований. Для этого нам потребуется ответить на несколько вопросов:
- Что такое монополия?
- С помощью чего достигается монопольное положение на рынке?
- Какие бывают монополии?
- Какое поведение на рынке у фирмы-монополиста?
- Как монополии влияют на общество и экономику государства?
Глава 1. Сущность монополизации рынков.
Понятие и виды монополии.
Необходимо начать с определения монополии.
Монополия - это ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист, выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей. [7]
Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его.
И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть -благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Виды монополий[7]:
- Естественная монополия - фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
- Государственная монополия - монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
- Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Так же, существуют и другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:
- Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.
Так же, нефтедобывающие страны объединились в «ОПЕК», часто называемой картелем.
Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
- Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
- Картель форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
- Синдикат - это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Монополии бывают и другие, но я решил выделить основные и самые распространенные виды.
Также необходимо отметить, что существуют огромные, и порой непреодолимые барьеры для входа в монополизированную отрасль экономики, такие как[8]:
- Экономия от масштаба экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Экономия от масштаба обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда, в результате чего работники трудятся более производительно. В-третьих, экономия обусловлена более полным использованием основных фондов.
- Правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле.
- Высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого.
- Контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов.
- Рекламная деятельность. Она способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам, тем самым повышая барьеры входа.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность[4]:
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
1.2. Причины образования монополий и особенности поведения фирмы-монополиста.
Причины образования монополий[5]:
- Патент.
В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью патентной системы. Патент обычно представляет собой исключительное право на владение технологией производства того или иного товара.
- Владение ресурсами.
Фирма контролирует большую часть ресурсов, и, соответственно контролирует большую часть рынка (например, право собственности на уникальное месторождение ценного природного материала).
- Государственные лицензии.
На многих рынках государство не позволяет заниматься определенным видом деятельности всем фирмам, кроме тех, которые имеют государственные лицензии на то.
Например, администрация некоторых аэропортов, продавая торговые площади своих залов торговцам, фактически вынуждает их назначать самые высокие цены. И ваше недовольство по поводу цены 100 рублей на «хот дог» в здании аэропорта следует адресовать скорее администрации аэропорта, чем продавцам.
Поведение монополистических объединений на рынке отличается от того, что нам известно о свободной конкуренции, принципиально другим монополистов подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но фирмы-монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения.
Эти организации манипулируют (управляют) законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своих интересах.
Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.
Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.
Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающие общественную стоимость или возможную равновесную цену.
Монополистическое поведение усиливается вследствие [7]:
- ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощения компаний;
- усиления дифференциации продуктов;
- уникальности производимого продукта или услуги;
- ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;
- усложнения отраслевой структуры производства, резкого повышения роли инфраструктуры;
- открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;
- скорости роста рынка;
- активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка.
Появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Я считаю, что иногда возникновение монополии неизбежно, хотя государством вводится антимонопольная политика. К примеру, трудно избежать возникновения монополии на выпуск той продукции, которая является принципиально новой и неизвестной ранее для общества, та продукция, которая изготовляется новейшей техникой, в результате научно-технического прогресса. Но бремя и этой монополии не долгосрочно. Рано или поздно, инновации становятся привычным для общества, что вполне естественно для появления фирм-конкурентов.
В России монополия появилась вследствие командно-административной системы. Еще в СССР рынок был полностью монополизирован, так как государство контролировало все отрасли, а также сферы услуг. Последствия стали очевидны уже в 70-х годах, когда пришло время «застоя». Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что эффективно монополия не может существовать долгосрочно. Монополист всегда будет стараться сократить издержки, поэтому постоянное внедрение инноваций маловероятно, а отсутствие конкуренции не стимулирует развитие НТП.
Глава 2. Последствия монополизации рынков.
2.1. Социально-экономические последствия монополизации рынков.
Следствием свободной конкуренции по праву можно считать производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов[6].
Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками.
При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны
Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).
При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.
Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.
При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
- выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
В то же время, монополии имеют возможность:
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции.
Социальные последствия в основном состоят из «чистых потерь» (потерь, возникших в результате неэффективного распределения ресурсов), вследствие которых общество становится беднее.
Производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в отрасли, сокращающей количество продукции, чем в отрасли, производящей товар-заменитель более низкого качества, для производства которого данные ресурсы используются на практике.
Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу и нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.
2.2. Особенности регулирования монополизации и монополии в России.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией[11]:
- поощрение создания товаров заменителей
- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов)
- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов
- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:
- запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
- не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
- предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г.[3]. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Параграф 2 Закона Шермана гласит: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.., будет считаться виновным в совершении преступления...».
Весьма сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех 50%, на долю пяти 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурируют не менее 10 продавцов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы[10].
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.
Руководитель ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев.
Монополии в России[10]:
- Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей).
- Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wintershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
- Железнодорожный транспорт. В России главным железнодорожным перевозчиком является ОАО «РЖД».
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
В конце 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков[1]. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Согласно российскому законодательству доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Закон предполагает целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение. В то же время Законом предусматриваются меры по развитию конкуренции.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», который «определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий»[2].
Вывод: Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры для вхождения в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Все это тесно связано с жизнью общества, и оно играет здесь немаловажную роль.
Но редко мы можем встретить монополию, которая совершенно негативно влияет на экономику данной страны. Я думаю, что большую роль здесь играет репутация. Вряд ли фирма-монополист, которая нерационально использует производство, позволяет падения качества своей продукции, а также не проявляет никакой заботы о своих же потребителях, будет иметь уважение на рынке. Как нам известно, потребитель доверяет проверенной фирме, даже если у нее нет аналогов. Для самой монополии неэффективно иметь плохую репутацию, ведь если потребители недовольны продукцией, но все равно вынуждены покупать ее, это приводит к угнетению общества, застою во многих областях жизнедеятельности общества и к полной беззащитности потребителя.
Заключение
На основе проделанной работы, можно сказать, что монопольная власть над рынком весьма относительна. Верно, что многие фирмы обладают «некоторой» монопольной властью. Не менее справедливо, что их активность вынуждены ограничить.
Мы рассмотрели концептуальные аспекты монополизации, выявив, что монополии имеют как случайный так и закономерный способ появления. Также мы видим, что существуют монополии по различным признакам. Есть и такие монополии, которые закреплены государством, и не несут в себе особых негативных последствий. Следует упомянуть и о патентных монополиях, которые создают патент на свою продукцию, что также обеспечивает монопольное положение на рынке.
И все же фирмы, обладающие действительно монопольной властью над рынком, встречаются довольно редко, так как немногие товары являются уникальными. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть какой-либо новейшей идеей, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам.
Когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации. Таким образом, мы видим, почему государство борется с монополизацией.
Мы подробно рассмотрели последствия для общества, определив, что в основном монополизация порождает безработицу, стимулирует темпы инфляции, не дает выбора потребителю, предлагая лишь свой товар. В случаях, когда монополия прочно занимает свою позицию, она не стремится улучшить качество товара, уменьшить издержки или применить еще какие-либо новшества для своей продукции. Этот факт однозначно тормозит развитие экономики.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Библиографический список.
- Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС, 1991, № 16, ст. 499)
- Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.1995г.
- Антитрестовый Закон Шермана, 1890.
- Макконнел К.Р., Брю С.Л., «Экономикс», М: Инфра-М, 14-е издание, 2003г.
- Роберт Х. Франк, «Микроэкономика и поведение», М.: Инфра-М, 2000г.
- Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов», М: Наука, 1993
- Википедия свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/
- http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0066/
- Различные интернет-источники
- ФАС России, http://www.fas.gov.ru/
- http://www.phlygnikova.ru/EHkonomika/Konkurencija_i_monopolija/_EHkonomicheskie_posledstvija_monopolizacii_rynka_i_antimonopolnaja_dejatelnost_gosudarstva/index.html
Последствия монополизации рынков