Клинические признаки здоровой и измененной эмали. Строение эмали. Определение проницаемости, проба с метиленовой синью, её проведение

PAGE 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 4

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Клинические признаки здоровой и измененной эмали. Строение эмали. Определение проницаемости, проба с метиленовой синью, её проведение.

Цель: Разработать и научить студентов критериям оценки здоровой и патологически измененной эмали зубов.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, красители (2% раствор метиленового синего), десятипольная полутоновая шкала, ноутбук.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираю эндогенные и экзогенные факторы влияющие на изменение цвета, целостности эмали. Далее разбирают зоны риска эмали, строение и признаки здоровой и измененной эмали, а также о проницаемости здоровой и измененной эмали для различных веществ (Са, Р, F, аминокислоты, красители). Преподаватель со студентами разбирают метод витального окрашивания эмали. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

При определении цвета и целостности эмали разбирают такие виды патологии как кариес, гипоплазия, флюороз, клиновидный дефект при определении формы зубов – острые и хронические травмы зубов, наследственные заболевания при определении блеска и заболеваемости зубов, сахарный диабет, ксеростомию. Особое внимание уделяют приобретенным структурам полости рта, их влиянию на изменение цвета зубов.

Для более точного определения состояния здоровья существует ряд индексов: КПУ, кп, КПУ+кп. Они нужны для определения эпидемиологического статуса в регионе или в целом по стране, с их помощью можно планировать стоматологическую помощь, он необходим дл я формирования отдельных групп при проведении профилактики, служит критерием при санационных и профилактических мероприятий. Если КПУ=6 – это свидетельствует о высоком поражении кариесом, при КПУ=2-3 – умеренном и менее 2 – низком поражении кариесом.

В городе Омске КП=5,3 причем в различных возрастных группах колеблется, например, в 7 лет КПУ+кп=8,3. Необходимо обратить внимание студентов на выявление активности кариозного процесса (по Т.Ф. Виноградовой), компенсированная, суб- и де- компенсированные формы.

Большое значение для выявления степени активности кариеса является обнаружение и количественная оценка очаговой деминерализации (белых кариозных пятен) по Л.А. Аксамит (1979).

Нарушения структуры эмали и дентина могут происходить под воздействием самых разнообразных причин и имеют многочисленные клинические проявления. Самой распространенной причиной нарушения структурной целостности твердых тканей является кариес зубов. При этом, начинаясь с потери естественного блеска и изменения цвета в определенном очаге, эмаль приобретает шероховатую консистенцию, за счет активной деминерализации возникает дефект различной глубины. При некариозных поражениях зубов (гипоплазии и гиперплазии, флюорозе, наследственных нарушениях развития тканей зубов, некариозной патологии, возникшей после их прорезывания; травматических повреждениях, истирании, кислотном некрозе, клиновидном дефекте, некрозе, эрозиях) наступают специфические изменения структуры эмали и дентина, зачастую сочетающиеся с нарушениями формы м размеров. Так, при гипоплазии наряду с изменением цвета эмали появляются признаки ее недоразвития в виде волокнистых, точечных, бороздчатых дефектов до полного отсутствия эмали (аплазия). При флюорозе – специфической гипоплазии, обусловленной избытком фтора в питьевой воде – выявляются нарушения структуры эмали 5 форм: штриховая, пятнистая, меловидно-крапчатая, эрозивная и деструктивная. Гиперплазия (эмалевые капли) встречается примерно у 1,5% населения (Боровский Е.В., 1989). Наследственные нарушения развития тканей зубов проявляются в разнообразных клинических формах: изменения цвета, частичная или полная потеря тканей.

Особое значение для диагностики клинического состояния и изменений в процессе лечения начальных проявлений кариеса зубов приобрёл метод определения проницаемости эмали, разработанный Е.В. Боровским, П.А. Леусом, Л.А. Аксамит (1979). Он основан на прижизненном окрашивании очагов деминерализации при начальном кариесе 2% водным раствором метиленового синего. Краситель легко проникает в кариозные пятна в результате значительного усиления проницаемости эмали в данном участке.

Зубы, подлежащие исследованию, изолируются от слюны ватными тампонами. Их поверхность тщательно очищается от налёта, зубного камня. Затем на исследуемый участок эмали на 3 минуты наносится ватным тампон, смоченный раствором метиленового синего. Через отмеченное время тампон снимается, излишки смываются водой. Если имеется очаговая деминерализация эмали – пятно приобретает голубую окраску. Пигментные пятна, пятна при гипоплазии, флюорозе не окрашиваются.

С помощью этого метода можно определить точные размеры и форму участка очаговой деминерализации, а также скрытые, невидимые для глаза поражения. Так как количество проникшего вглубь эмали красителя зависит от степени нарушения проницаемости эмали, то чем больше сини проникает в эмаль, тем сильнее нарушения этого процесса и глубже её структурные нарушения. Степень этих нарушений полуколичественно определяется путем сравнения с градационной десятипольной шкалой различных оттенков синего цвета, выпускаемой для полиграфических нужд. Окрашивание пятен самопроизвольно исчезает в течение 1 часа.

Большой практический интерес имеет применение этого метода в динамике клинического наблюдения и лечения кариеса. Изменение параметров пятна по величине, однородности окраски, степени проницаемости позволяет следить за течением кариозного процесса и регулировать его. Метод прост, доступен и применим на рабочем месте врача.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Какие эндогенные и экзогенные факторы влияют на изменение цвета зубов?
  2. Рассказать о строении эмали.
  3. Перечислите признаки здоровой эмали.
  4. При каких видах патологии нарушается целостность эмали?
  5. Какие заболевания ведут к изменению цвета зуба?
  6. Понятие проницаемости эмали. Когда оно принято?
  7. Для каких веществ эмаль проницаема?
  8. Какое значение проницаемости эмали имеет для клинициста?
  9. По каким признакам оценивается активность кариозного процесса?

Схема ориентировочной основы действия –

определения клинического состояния зубов

А

Б

В

1. Определите уровень поражения

Эмаль:

цвет

блеск

увлажненность

целостность

Сравните со здоровыми зубами

Цвет всех зубов одинаковый и колеблется от голубоватого до светло-коричневого.

По появлению меловидных пятен лишенных блеска, можно судить об очаговой деминерализации.

Сухость эмали встречается при заболеваниях слюнных желёз, сахарном диабете.

По наличию дефекта эмали судят об осложненном или неосложненном кариесе.

2. Проведите дифференциальную диагностику

Заболевания, имеющие сходную клиническую картину:

Гипоплазия

Флюороз

Сравнить с признаками очаговой деминерализации

Признаки нехарактерные для кариеса:

  1. Поражаются зубы одного периода формирования;
  2. Симметричные поражения с одинаковыми дефектами;
  3. Анилиновые красители не прокрашивают пятна.

а. Поражаются зубы одного периода формирования или большая группа зубов;

б. Могут быть одинаковые или различные элементы (пятна, эрозии, крапчатость) в различных участках коронок;

в. Анилиновые красители не прокрашивают пятна.

3. Определите локализацию поражения (зоны риска)

Пришеечная область

Контактная пов-ть

Жевательная пов-ть

Вестибулярная поверхность

Язычная поверхность

При циркулярном кариесе временных и постоянных зубов.

Излюбленная локализация при кариесе.

Более характерна для постоянных зубов.

Поражается редко за исключением слепых ямок.

Поражается крайне редко.

4. Определите проницаемость эмали

Окрашивание пятен эмали

Перед окрашиванием с помощью ватного тампона, смоченного в 3% р-ре Н2О2, удаляют мягкий зубной налет, зуб изолируется от слюны и проводится аппликация краски на 3 мин.

2% раствор метиленовой сини

Степень проницаемости определяется по десятипольной полутоновой шкале (Л.А.Аксамит, 1978) и выражается в %.

5. Определите степени поражения зубов кариесом

С помощью осмотра и зондирования выявляем:

а) во временном прикусе кп

б) в сменном прикусе кп + КПУ

в) в постоянном прикусе КПУ

Зеркало, зонд

к - кариозных временных зубов

п - пломбированных временных зубов

к - кариозных временных зубов

п - пломбированных временных зубов

К - кариозных постоянных зубов

П - пломбированных постоянных зубов

У - удаленных постоянных зубов по поводу осложненного кариеса

К - кариозных постоянных зубов

П - пломбированных постоянных зубов

У - удаленных постоянных зубов

по поводу осложненного кариеса.

Ситуационные задачи

  1. У девочки 12 лет ревматизм, хронический тонзиллит. В области шеек 11, 12, 21, 22 меловидные полоски. Какие дополнительные методы обследования помогут уточнить диагноз и провести дифференциальную диагностику. Какой диагноз можно предположить?
  2. Мальчик 12 лет предъявляет жалобы на косметический дефект. Со слов матери ребенок год болел пневмонией. На вестибулярной поверхности 11, 16, 21, 26, 36, 46 чашеобразные углубления, темно-коричневого цвета, плотные при зондировании, безболезненные. Предполагаемый диагноз?
  3. У ребенка 3-х лет цвет эмали зубов серо-желтый. Во второй половине беременности мать принимала антибиотики тетрациклинового ряда. Предполагаемый диагноз и Ваша тактика?
  4. У ребенка 10-ти лет на вестибулярной поверхности резцов очаги пигментации эмали светло-коричневого цвета. Эмаль имеет матовый оттенок, с рождения и до 7 лет ребенок жил в очаге эндемического флюороза. Диагноз. Тактика.
  5. У ребенка 4-х лет поражены кариесом нижние четвертые зубы и верхний пятый (74, 84 и 65). Запишите формулу, подсчитайте индекс кп. К какой группе активности отнести ребенка?
  6. У ребенка 13-ти лет удален 36, в 11, 21, 46 кариес, в 26 – хронический пульпит. Подсчитайте индекс КПУ.
  7. У ребенка 10-ти лет 36, 46 удалены по поводу осложненного кариеса. Подсчитайте индекс поражаемости кариесом.

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Клинические признаки здоровой и измененной эмали. Строение эмали. Определение проницаемости, проба с метиленовой синью, её проведение