Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Опрос граждан проводится согласно ст. 31 Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться.
Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Представляется, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе в своих актах расширять круг субъектов, уполномоченных инициировать проведение опроса. Тем более что такой подход уже сложился. Например, в Законе Челябинской области «О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области» (ст. 8)1 право инициирования опроса по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, было закреплено за территориальным общественным самоуправлением, любым дееспособным гражданином. Другое дело, что опросы, инициируемые гражданами, органами территориального общественного самоуправления, должны финансироваться за их счет, а не за счет бюджетных средств.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Федеральный законодатель определил, что в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Однако все перечисленные положения носят индивидуальный характер, в том числе о методике, поскольку речь идет о методике проведения конкретного опроса. Содержащий перечисленные положения акт в силу этого затруднительно отнести к числу нормативных правовых актов. Акт о назначении конкретного опроса это все-таки акт индивидуальный (правоприменительный). Однако приниматься он должен на основе нормативного акта субъекта РФ или муниципального образования, определяющего порядок проведения любых муниципальных опросов.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта РФ при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.
Собрания и конференции жителей. Собрания, конференции жителей формы совместного публичного обсуждения и решения жителями муниципального образования, его определенной территории (дом, улица, квартал, микрорайон, населенный пункт) вопросов местного значения, других общественно значимых вопросов.
Собрание публичное мероприятие, в котором вправе участвовать все обладающие избирательным правом жители соответствующей территории. Правомочность собраний определяется исходя из общей численности названных жителей. При значительном числе жителей или удаленности отдельных поселений (населенных пунктов и т.п.) муниципального образования друг от друга проведение собраний затруднительно. В таких случаях вместо них проводятся конференции (собрание делегатов). Жители муниципального образования, входящего в него поселения (населенного пункта, его части), по установленным нормам делегируют на конференцию муниципального образования, поселения (населенного пункта, его части) своих представителей (делегатов). Конференции осуществляют те же полномочия, что и собрания.
Собрание (конференция) проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание (конференция), проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание (конференция), проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания, конференции, а также их полномочия определяются ст. 25 и 30 Закона от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяете также уставом территориального общественного самоуправления.
Перечисленные акты задают специальный правовой режим собраний, конференций по вопросам местного значения. Поэтому надо отличать данные мероприятия от собраний, конференций общественных, религиозных объединений, трудовых коллективов, а также собраний, проводимых в порядке осуществления свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетов, избирательных прав.
Собрание, конференция может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание, конференцию во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Итоги собрания, конференции подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Так, порядок организации, проведения названных мероприятий, их компетенцию можно рассмотреть на примере Челябинской области в законах «О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области» и «О собраниях (сходах) граждан в Челябинской области». Собрания, конференции созываются органами местного самоуправления, главами муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В работе собраний, конференций вправе принимать участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующих территориях. Граждане, не проживающие на этих территориях, могут участвовать в работе собраний, конференций с правом совещательного голоса. Подготовка и проведение собраний, конференций жителей обеспечивается органами, должностными лицами местного самоуправления или органами территориального общественного самоуправления. О времени и месте проведения собрания, схода, конференции население оповещается доступными способами не менее чем за три дня до их проведения.
Собрания правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории. Конференции правомочны при участии в их работе не менее 2/3 представителей от жителей. На собраниях, сходах, конференциях жителей могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие интересы жителей и отнесенные при этом уставами муниципальных образований к компетенции данных форм прямого гражданского волеизъявления. Среди полномочий собраний, конференций законодатель называет принятие уставов территориального общественного самоуправления (ТОС); избрание органов ТОС; досрочное прекращение полномочий органов ТОС; утверждение программ деятельности ТОС; оценка деятельности органов ТОС по их отчетам; избрание ревизионной комиссии ТОС; организация выпаса скота, борьбы с нарушениями правопорядка, проведения спортивных, культурных мероприятий; обсуждение вопросов медицинского, торгового, коммунально-бытового обслуживания населения, природоохранных мероприятий, содержание клубов, детских садов, библиотек, медпунктов, спортивных сооружений, санитарного состояния населенных пунктов, их благоустройства.
Решения собрания, конференции принимаются, по общему правилу, открытым голосованием, большинством от числа присутствующих. Однако, например, органы территориального общественного самоуправления избираются тайным голосованием. Решения, принятые собранием, конференцией в пределах полномочий последних обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Принятые решения могут быть отменены или изменены только собранием, конференцией граждан.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Конституционная норма более подробно раскрывается в ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации ».2 При этом органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Обычной формой как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан в органы местного самоуправления являются предложения, заявления, жалобы и ходатайства.
Предложение - обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Заявление - сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, иных субъектов.
Жалоба обращение с просьбой отменить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению.
Ходатайство письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, и льгот с предоставлением документов их подтверждающих.
Форма обращений может быть как письменной, так и устной. Письменные обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества, как авторов, так и лиц, в отношении которых ставятся вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в том числе полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам. Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариально. Заявления, жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, органы опеки и попечительства.
Вместе с тем необходимо отметить, что анонимные обращения в основном не подлежат рассмотрению.
Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с указанным Законом органы местного самоуправления, как, впрочем, и государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, обязаны: вести регистрацию как письменных, так и устных обращений; объективно, всесторонне и своевременно проверять все обращения; отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам решения, давать необходимые указания и принимать меры к их исполнению, пресекать неправомерные действия; обеспечить восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых решений, а также мер по предотвращению нарушений законности; письменно сообщить автору письменного обращения о результатах рассмотрения и существе принятого решения, давать ответ, ссылаясь на нормативные акты, на основании которых принято решение, в необходимых случаях разъяснить порядок обжалования, возвращать принадлежавшие заявителю документы. Ответы на обращения, рассмотренные органами местного самоуправления, даются руководителем выборного органа муниципального образования (либо его заместителями) и иными должностными лицами, правомочными принимать необходимые решения. Ответы на обращения, не требующие дополнительной проверки, даются в срок до 15 дней. Если требуется дополнительная проверка ответы по обращениям даются в срок до одного месяца, если законодательством не предусмотрены более короткие сроки. Должностное лицо, получив обращение, решение по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, или возвратить в 10-дневный срок с разъяснением причин оставления письма без рассмотрения. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Федерации устанавливается административная ответственность.
Граждане РФ в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 26) и уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Природа такой инициативы схожа с законодательной (нормотворческой) инициативой. Она представляет собой право граждан в установленном порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Законом от 6 октября 2003 г.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Публичные слушания (ст. 28 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
По данным субъектов Российской Федерации в 2007 году было проведено 47985 публичных слушаний, на которые было вынесено порядка 50 тысяч вопросов, при этом в 61.5% случаев публичные слушания проводились представительным органом муниципального образования, а в 38.5% случаев главой муниципального образования. Наибольшее количество публичных слушаний в абсолютном выражении было проведено в Краснодарском крае 2276. В расчете на 1 муниципальное образование «лидерами» по проведению публичных слушаний являются Ямало-Ненецкий автономный округ 8 проведенных слушаний, Томская область в среднем 7 проведенных слушаний на 1 муниципальное образование. Меньше всего публичных слушаний проведено в Псковской области 8 публичных слушаний или 0.03 на 1 муниципальное образование.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ устанавливает перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Так по - проекту местного бюджета и отчету о его исполнении было проведено 14870 публичных слушаний или 29.9% от их общего количества. В Камчатском крае данному вопросу было посвящено 70% проведенных публичных слушаний,
По проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования было проведено 20256 публичных слушаний или 40,8% от их общего количества. Так, в Республике Саха (Якутия) по данным органов исполнительной власти Республики 100% публичных слушаний было посвящено данному вопросу. В Новгородской области данный вопрос выносился в 75.7% публичных слушаний.
По проектам планов и программ развития муниципального образования было проведено 3750 публичных слушаний или 7.7% от общего количества.
Также публичные слушания проводились:
- по проектам правил землепользования и застройки 980;
- проектам планировки территорий и проектам межевания территорий 1069;
- вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства 3411;
- вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства 141;
- вопросам реконструкции объектов капитального строительства 387;
- вопросам преобразования муниципальных образований 177 публичных слушаний.
В заключение лекции можно сделать следующий вывод: особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет различные формы прямого волеизъявления населения муниципального образования, перечень которых является открытым. К основным формам непосредственного осуществления местного самоуправления относятся: местный референдум; муниципальные выборы; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан; опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Могут быть и другие формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 г., иным федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем непосредственное осуществление населением местного самоуправления и его участие в нем должно строиться на принципах законности и добровольности.
1 Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области. 1996. № 2.
2 СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
PAGE 12
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления