Роль налога на прибыль организаций в экономике России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сочинский государственный университет»

Факультет экономический

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Курсовая работа

по дисциплине «Налогообложение организаций»

на тему: «Роль налога на прибыль организаций в экономике России»

Выполнена студенткой

Курса 3 группы 11-ЗНН

заочной формы обучения

специальности «Налоги и налогообложение»

Ширяевой Элеонорой Мерабовной

Руководитель: к.э.н., доцент

Воробей Е.К

Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________________________

«____»___________2014 г.________________

(подпись руководителя)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сочинский государственный университет»

Рецензия на курсовую работу

Студентки группы 11 ЗБ – НН заочной формы обучения .

Направления подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Налоги и налогообложения»

По дисциплине «Налогообложение организаций»

На тему : «Роль налога на прибыль организаций в экономике России»

Актуальность темы: соответствует современным тенденциям в изучаемой тематике; затронуты вопросы модернизации/ реформирования/ взаимодействия; отражает фактологический материал предприятия/ законодательства и др.

Наличие таблиц: 3 ; рисунков: 2 ; приложений 1;

Наличие ссылок: имеются/ не имеются.

Список использованных источников: всего: 25 , в том числе законодательных и нормативно-правовых: 4 , учебных: 7 , Интернет- ресурсы: 17.

Достоинства работы заключается в анализе налога на прибыль организаций, налогообложения организаций и налоговой системы России в целом.

Недостатки работы заключаются в ограничении страниц оформления курсовой работы, чтобы раскрыть тему в более широком ее понимании.

Имеются недочеты: в оформлении; в содержании; в структуре работы; в подборе источников; использовании профессиональной терминологии; использование устаревших информационных источников.

Цель работы: достигнута/ не достигнута.

Задачи раскрыты полностью/ частично/ не раскрыты.

Выводы: имеются/не имеются; развернутые, конкретизированные, обобщенные, частично, по главам, по всей работе.

В целом работа соответствует/ не соответствуют требования, предъявляемые к курсовым работам.

И может быть допущена к защите / отправлена на доработку.

Заключение о работе _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ______________________________ _______________

14 .06.2014г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………………..5

1. Налог на прибыль организаций. Сущность, функции, методы……………..8

1.1 Сущность и функции налогообложения организаций………………………8

1.2 История развития налога на прибыль организаций в России……………14

2. Роль налога на прибыль организаций в экономике России………………..18

2.1 Налог на прибыль организаций как основа поступлений в государственный бюджет России………………………………………………….18

2.2 Сравнительная характеристика налоговых систем разных стран……….21

2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития налога на прибыль организаций…………………………………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………………...30

Библиографический список………………………………………………………..33

Приложение…………………………………………………………………………..35


Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налогообложение является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги.

Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок.

Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

Таким образом, налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе РФ, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных доходообразующих налогов.

Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.

Как и любой другой налог, налог на прибыль выполняет прежде всего фискальную функцию, но его значение как источника бюджетного дохода по мере развития российской экономики постепенно изменялось. Если на первом этапе налоговой реформы налог на прибыль играл ведущую роль в формировании доходов государства и был вторым по величине налогом после НДС, то в дальнейшем его доля постепенно сокращалась. Это обстоятельство было вызвано как объективными, так и субъективными причинами.

Цель данной курсовой работы – проанализировать роль налога на прибыль организаций в налоговой системе и экономике Российской Федерации, понять проблемы налогообложения организаций и продумать пути совершенствования налога на прибыль. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать налог на прибыль организаций. Понять его сущность и функции.
  2. Проанализировать современную систему налогообложения организаций в России.
  3. Узнать роль налога на прибыль в налоговой системе Российской Федерации.
  4. Сравнить налоговые системы разных стран, их удобство и другие критерии.
  5. Проанализировать проблемы налога на прибыль и предложить пути их совершенствования.

Методологические приемы, использованные в курсовой работе: анализ; синтез; индукция; дедукция; изучение статистических данных; определение наибольшей продуктивности; осмысление нынешнего положения России и стран зарубежья;

В списке литературы перечислены все использованные при написании курсовой работы источники. При написании использованы: нормативные документы, учебники, справочники, которые систематизированы по хронологическим критериям, уровням научности авторов и т.д. [17]


  1. Налог на прибыль организаций. Сущность, функции, методы
    1. Сущность и функции налогообложения организаций

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Она является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Прибыль представляет собой превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации, товаров, работ, услуг) над затратами на производство, приобретение и сбыт этих товаров, работ, услуг.

Прибыль организации характеризует конечные финансовые результаты деятельности, размер ее денежных накоплений. Прибыль является источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и является, таким образом, источником финансирования государственных расходов.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации. Это - обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии, которое характеризует конкурентоспособность организации, ее платежеспособность, выполнение обязательств перед государством и другими организациями.

Однако, возможности получения прибыли ограниченны издержками производства и спросом на произведенную продукцию. На уровень прибыли также оказывают влияние внешние и внутренние условия хозяйственной деятельности.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения законодательства в области налогообложения, оплаты труда работников и т.д. Внутренние условия деятельности организации также влияют на формирование прибыли. Например, рост заработной платы работников и страховых взносов может привести к уменьшению прибыли организации.

Полученная организацией прибыль распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Взаимоотношения организаций с государством по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая формируется по правилам бухгалтерского учета, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая организациями на основе данных налогового учета. [6]

Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации. Это означает, что теоретически организации выступают реальными плательщиками этого налога, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении.

Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок.

Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Другой значимой причиной обращения внимания на регулирующую функцию данного налога является тот признанный факт, что в вопросе совершенствования косвенного налогообложения государство уже достигло небывалых высот. Ведь только за счет НДС в консолидированный бюджет поступает 44,1 % доходов. Но реальным плательщиком НДС является конечный потребитель, т. е. население. Организации выступают лишь в роли сборщиков налога, и дальнейший абсолютный прирост сбора налога на добавленную стоимость ограничен в основном снижением покупательной способности населения.

Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли организаций четко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога — фискальной и производственно-стимулирующей.

Налогоплательщиками налога на прибыль признаются все предприятия и организации, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности.

К ним следует отнести коммерческие банки; организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности; негосударственные пенсионные фонды; бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности.

К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, например, относится любое место, связанное в разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иностранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника не приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хранения и демонстрации товаров, принадлежащих этой иностранной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае если иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия в российской организации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юридического лица в территориальном управлении ФНС России.

Одновременно с этим законом установлен ряд категорий организаций, которые не являются плательщиками налога на прибыль:

Центральный банк РФ по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

организации, налогообложение которых осуществляется в соответствии со специальными налоговыми режимами (с гл. 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и др.).

Объектом налогообложения на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных предприятием и организацией доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов.

Важно отметить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые в вышеуказанных целях.

При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 20% (стандартной), определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, ему вменяется ведение раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности.

Налоговая база формируется из объекта налогообложения и представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. За счет чего же происходит расширение налоговой базы?

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, такие как уплата «Единого налога на вмененный доход», «Упрощенная система налогообложения», платежи по СРП, налог на игорный бизнес, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к этим режимам. [16]

Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.

Законом предусмотрена корректировка доходов, полученных в натуральной форме в результате реализации товаров через товарообменные операции.

При установлении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом (отчетном) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю.

Законодательство предоставляет право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученного налогоплательщиком убытка в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Однако при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета. Воспользоваться правом переноса убытка возможно и не сразу, а, например, через год, и он может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих 10 лет. Если же налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.

Характерным признаком рассматриваемой проблемы является законодательное разрешение поглощения убытков, полученных реорганизуемыми организациями, новым налогоплательщикам-правопреемникам, которые вправе уменьшать свою налоговую базу в течение 10 лет на вышеприведенных условиях.

Налоговые ставки.

Ставка налога на прибыль организации едина для всех типов организаций и равна 20 %. Налогообложение дивидендов и доходов иностранных юридических лиц имеет иные ставки.

Налоговый и отчетный периоды. Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный финансовый год. Однако промежуточную отчетность по авансовым начислениям в связи с тем, что исчисления производятся по нарастающей с начала года, необходимо сдавать ежеквартально, кроме случаев, специально оговоренных в учетной политике организации.

Все возникающие доходы организации укрупненно классифицируют на доходы от реализации товаров (работ, услуг); внереализационные доходы; доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. [18]

  1. История развития налога на прибыль организаций

 Налоговый учет имеет относительно недавнюю историю. Первый этап развития и становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции».

Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета, введенное в действие. Кроме того, уже в этот период для целей налогообложения и для целей бухгалтерской отчетности стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 «Отчеты о финансовых результатах и их использовании» (форма №2), имел наименование «Балансовая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное наименование - «Валовая прибыль».

Согласно приложению № 4 к инструкции ГНС РФ от 6 марта 1992 г. №4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций», валовая прибыль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому учету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.

Второй этап начался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г. согласно п. 14 Положения о составе затрат к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 №54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Смысл Закона заключался в том, что в целях налогообложения по прибыли валовая выручка предприятий уменьшалась на сумму положительных курсовых разниц. То есть по бухгалтерскому учету из-за курсовой разницы возникала прибыль, а по налоговому учету она отсутствовала. Согласно этому Закону впервые конфликт между бухгалтерским и налоговым учетом был разрешен в пользу последнего, т. е. было принято решение о том, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообложения. В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета.

Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения. Так, показатель балансовой прибыли предприятия, отражаемый по строке 090 формы №2 «Отчета о финансовых результатах и их использовании», мог не соответствовать показателю строки «Расчет налога от фактической прибыли».

Третий этап формирования и развития налогового учета начался с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления №661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен.  

  Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ №115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа.

Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль. Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.

Метод начисления налогов по отгрузке всегда был предпочтительнее для интересов государства. Государство всегда пыталось перевести налоговый учет предприятий на учетную политику согласно отгрузке. Для целей ведения финансового учета все предприятия должны были определять выручку на момент отгрузки, а точнее, на момент перехода права собственности. Как только возникло понятие отгрузки (перехода права собственности), потребовался нормативный документ, который регламентировал бы это понятие. Эту функцию выполнил Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Переход права собственности на момент оплаты должен оговариваться отдельным пунктом договора поставки.

Пятый этап. Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкретных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу. В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах.

  • Получил официальное закрепление термин «учетная политика для целей налогообложения». С 1 января 2007 г. «учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».
  • Введены в нормативный оборот определения лицевых счетов - счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То же самое произошло в отношении счетов Федерального казначейства - счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. [4]

  1. Роль налога на прибыль организаций в экономике России

2.1 Налог на прибыль организаций как основа поступлений в государственный бюджет России

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Решение проблем, связанных с правильным применением действующего законодательства о налогообложении прибыли предприятий и организаций, следует начинать с ответа на следующий вопрос: «Какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль?» [12]

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков (за исключением сумм экономических санкций, вносимых в доход государственного бюджета, — за нарушения налогового законодательства, дисциплины цен и др.).

Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на день получения дохода.

Одна из самых сложных проблем в налоговом законодательстве — это правильное и определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных в иностранной валюте, возникающих как при проведении операций в иностранной валюте в пределах РФ, так и при осуществлении деятельности за рубежом и экспортно-импортных операций (включая товарообменные (бартерные) сделки).

В соответствии с действующими правилами выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг за иностранную валюту определяется по курсу рубля, котируемому ЦБ России на дату совершения операции, которая в зависимости от принятой на предприятии в отчетном периоде учетной политики представляет собой дату отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг). При этом зачислением денежных средств на валютные счета предприятий считается первичное поступление иностранной валюты на один из видов открытых им валютных счетов, а именно: транзитный валютный счет, текущий валютный счет, валютные счета за рубежом. В случае, когда выручка от реализации поступает на транзитный валютный счет и после обязательной продажи ее части поступает на текущий валютный счет, моментом включения денежных средств в состав доходов от реализации продукции (работ, услуг) считается дата зачисления денежных средств на транзитный валютный счет.

При экспорте продукции (работ, услуг) в условиях, когда выручка от реализации определяется предприятием на момент отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), доход исчисляется по курсу рубля к иностранной валюте на дату составления экспортной грузовой таможенной декларации. Аналогично определяется величина дохода от реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных операций.

Затраты предприятия, произведенные в иностранной валюте, для целей налогообложения определяются по курсу, котируемому ЦБ России на дату совершения операции, которая определяется следующим образом.

При приобретении основных средств, нематериальных активов, товаров и прочих материальных ценностей за иностранную валюту их стоимость для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на дату оприходования в бухгалтерском учете, т.е. в день фактического поступления, а при осуществлении импортных операций — на дату составления грузовой таможенной декларации.

Расходы по оплате выполненных работ (оказанных услуг), произведенные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли на дату составления актов выполненных работ (оказанных услуг).

Заработная плата, выплачиваемая сотрудникам предприятий в иностранной валюте за выполнение трудовых и приравненных к ним обязанностей по основному месту работы, по совместительству, договорам гражданско-правового характера, по которым работы выполняются более одного месяца, для целей включения в издержки производства и обращения пересчитывается в рубли по курсу на последний календарный день того периода, в котором она начислена.

Затраты, произведенные за счет денежных средств в иностранной валюте, выданных под отчет, определяются в рублях по курсу ЦБ РФ на дату утверждения авансового отчета.

Другие доходы и расходы предприятий, полученные и произведенные в иностранной валюте, возникают вследствие наличия положительных и отрицательных курсовых разниц от переоценки валютных статей баланса, а также от осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты.

При исчислении налога на прибыль облагаемая налогом прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений по развитию собственной производственной, а также в порядке долевого участия, включая расходы на погашение кредитов банков, выданных на эти цели, и всеми предприятиями на жилищное строительство.

Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для всех категорий плательщиков, предоставляется при условии полного использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату и не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%. [15]

Под собственной производственной и непроизводственной базой следует понимать совокупность объектов основных производственных фондов, находящихся в собственности предприятия или в его полном хозяйственном ведении (последнее условие характерно для государственных и муниципальных предприятий, использующих для осуществления уставной деятельности объекты федеральной и муниципальной собственности) и учитываемых на балансе, включая основные фонды, переданные в краткосрочную аренду. Не относятся к собственной производственной базе предприятий объекты основных фондов, построенные при долевом участии и числящиеся на балансе других предприятий, а также переданные в долгосрочную аренду с правом выкупа или безвозмездно другим предприятиям как при наличии, так и при отсутствии совместной деятельности, а также в качестве паевых взносов в уставные фонды, вновь созданных предприятий.

2.2 Сравнительная характеристика налоговых систем разных стран

Еще Рузвельт, вытащивший в свое время Америку из жесточайшего кризиса, философски заметил: в жизни нет ничего неизбежного кроме налогов и смерти. В самом деле, любому государству для защиты независимости, обеспечению безопасности, поддержания закона и порядка, поддержки национальной экономики, развитию образования, здравоохранения и выплаты пенсий требуются деньги. А в государственную казну они поступают в виде налогов с граждан и предприятий. Другого пути нет.

Налоги имеют и философское содержание, поскольку являются неотъемлемым элементом не только общественного бытия, но и общественного сознания. Не зря уже на заре человеческой цивилизации мыслители трактовали взимание налогов как насильственное, но общественно необходимое и значит полезное действие государства. При этом в разных странах и обществах формировалось разное понимание и восприятие этого действия в очень широком диапазоне, что проявилось в филологических корнях термина «налог» в различных языках. Так, в русском – «отдать» (подать), во французском – «отнять, ослабить» (impot), в английском – «обязанность» (duty), в испанском – «вложение денег» (impuesto), в немецком языке – «поддержка» (steuer).

И сколько тысяч лет существует государство, столько же правители и ученые со времен Вавилона и Древнего Египта до настоящего времени ищут оптимальные варианты налогообложения. Вариантов при этом перепробовано множество, а общепринятого для всех так и не найдено. Почему? Объяснение – в сложной объективной противоречивости социальной и экономической функции налогов. Ибо экономика подчиняется объективным законам эффективности, а социум – субъективным чувствам справедливости. Люди эффективны в работе по-разному, но требуют одинаково эффективного распределения ее результатов. Попытки доказать, что справедливость важнее эффективности, равно как и наоборот, кончаются экономическим и социальным крахом одновременно.

Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

В далеком прошлом ученые-мыслители рассматривали налог как общественно необходимое и полезное явление, хотя формы налогового изъятия были жестокими - жертвоприношение, дань, использование труда рабов и др. С развитием и изменением форм государственного устройства суть налогов - обобществление части дохода; имущества общества - сохраняется.

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность пологов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода» . [13]

Рассмотрим налоговую политику некоторых стран:

Австралия:

48 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (1 – налог на прибыль, 4 – налог на работников, 6 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

109 часов на подготовку налогов в год (37 — подоходный, 18 – на работников, 54 — НДС). 22 место в мире по скорости.

47.9% полный налог. 127 место в мире по размеру.

Россия:

105 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (1 – налог на прибыль, 3 – налог на работников, 7 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

320 часов на подготовку налогов в год (160 – подоходный, 96 – на работников, 64 — НДС). 132 место в мире по скорости.

46.5% полный налог. 123 место в мире по размеру.

США:

62 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (2 – налог на прибыль, 4 – налог на работников, 5 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

187 часов на подготовку налогов в год (99 — подоходный, 55 – на работников, 33 — НДС). 66 место в мире по скорости.

46.8% полный налог. 124 место в мире по размеру.

Украина:

181 место по простоте уплаты налогов

135 платежей в год (5 – налог на прибыль, 108 – налог на работников (что не очень справедливо!) 22 – прочих платежей). 183 место в мире по количеству платежей.

657 часов на подготовку налогов в год (112 — подоходный, 364 – на работников, 181 — НДС). 174 место в мире по скорости.

55.5% полный налог. 149 место в мире по размеру. [19]

Из этого можно сделать вывод, что разные страны воспринимают налоговую систему и подходят к её совершенствованию по-разному, а следовательно экономическое положение и стадии развития экономики этих стран различается, так как эффективность и справедливость налоговой системы влияет на экономику страны.

Налоги отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Во всех определениях налогов в разных странах подчеркиваются следующие их особенности:

  1. тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
  2. принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
  3. участие в экономических процессах общества.

Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строением общества, природой и задачами государства.

Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате.

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130 строчке.

Необходимо учитывать и высокую динамику процессов, протекающих в хозяйственной жизни стран.

Таблица 1: 10 самых удобных налоговых систем мира.

Страна

Общее 
число 
налогов

Время, 
затрачиваемое 
на уплату 
налогов, 
(часов в год)

Полная 
налоговая 
ставка, 
(%)

1

Мальдивы

1

0

9,1

2

Катар

1

36

11,3

3

Гонконг (КНР)

4

80

24,2

4

ОАЭ

14

12

14,4

5

Сингапур

5

84

27,9

6

Ирландия

9

76

28,8

7

Саудовская Аравия

14

79

14,5

8

Оман

14

62

21,6

9

Кувейт

14

118

14,4

10

Кирибати

7

120

31,8

Таблица 2: 10 самых сложных налоговых систем мира.

Страна

Общее 
число 
налогов

Время, 
затрачиваемое 
на уплату 
налогов, 
(часов в год)

Полная 
налоговая 
ставка, 
(%)

172

Панама

59

482

50,6

173

Ямайка

72

414

51,3

174

Мавритания

38

696

98,7

175

Гамбия

50

376

292,4

176

Боливия

41

1080

78,1

177

Венесуэла

70

864

56,6

178

Центрально-Африканская Республика

54

504

203,8

179

Республика Конго

61

606

65,5

180

Украина

99

848

58,4

181

Беларусь

112

1188

117,5

Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. [17]

(см. приложение *Таблица 3)

2.3 Проблемы и перспективы развития налога на прибыль организаций

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что является целью предпринимательской деятельности, поэтому его можно назвать инструментом, влияющим на экономическое развитие, и каждый его элемент должен быть просчитан и обоснован.

С экономической точки зрения, налог на прибыль - это регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранными предприятий и организаций.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны. В трехлетней перспективе 2012-2014 гг. приоритеты

Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. [25]

В соответствии с принятыми решениями были внесены следующие изменения в части порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: В два раза (с 20 000 до 40 000 р.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом. С 2011 г. организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн р. за каждый квартал (ранее - 3 млн р.).

С 1 января 2011 г. убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (статья 275.1 НК РФ). Ограничение указанных расходов нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отменено. Упрощен порядок учета расходов на освоение природных ресурсов.

Согласно новой редакции статьи 261 Кодекса затраты по безрезультатным работам признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения. Сокращен с пяти до двух лет срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным Кодексом критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0%. Указанные положения применяются с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счет направления средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Можно сделать вывод, что важное место в системе налогового администрирования отведено организации налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Несмотря на меняющийся удельный вес налога на прибыль в формировании доходной части бюджета на различных этапах развития национального хозяйства России, он является одним из основных инструментов налоговой политики государства. Налог на прибыль выполняет не только фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в соответствующих бюджетах, но и регулирующую, позволяющую государству активно влиять на темпы развития экономики.

Необходимость усиления контроля над правильностью исчисления налога на прибыль связана с тем, что произошли качественные изменения в порядке взимания налога на прибыль организаций в условиях ведения самостоятельной системы налогового учета. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля над правильностью исчисления налога на прибыль. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.  [20]

Заключение

Обеспечение эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, а это приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости.

Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Доходы бюджета региона образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Налоговый потенциал региона представляет собой максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства в данном субъекте РФ. Существует целый ряд факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджет региона. Применяя рациональную налоговую политику, регион может и должен варьировать ими, стимулируя тем самым деятельность налогоплательщиков. Надо заметить, что макроэкономические параметры и факторы в большей степени влияют на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в значительной степени зависят от налоговой дисциплины и, нередко, от политических факторов.

Рассмотрев указанную тему можно сказать, что налог на прибыль - это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Однако нынешняя налоговая система является очень гибкой. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Не является исключением и нормативная база по налогу на прибыль. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента.

Как уже было сказано выше налог на прибыль, является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами и функционирующие в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, транспорте, торговле и т.д.). Они могут относиться к любой организационно-правовой форме, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия; Международные объединения и неправительственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность. В отдельных случаях плательщиками могут выступать и бюджетные учреждения. При этом значение имеет второй признак плательщиков налога на прибыль, а именно осуществление ими хозяйственной и иной коммерческой деятельности, или наличие в их структуре коммерческих хозрасчетных единиц.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов, но только в случае целенаправленного и грамотного использования.

Целью данной курсовой работы являлся анализ роли налога на прибыль организаций в налоговой системе и экономике Российской Федерации, анализ проблем налогообложения организаций и путей совершенствования налога на прибыль. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Охарактеризован налог на прибыль организаций. Проанализирована его сущность и функции.
  2. Проанализирована современная система налогообложения организаций в России.
  3. Показана роль налога на прибыль в налоговой системе Российской Федерации.
  4. Сравнены налоговые системы разных стран, их удобство и другие критерии.
  5. Проанализированы проблемы налога на прибыль и предложены пути их совершенствования.


Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской федерации. Определение налога и налоговой системы. (Редакция 1 марта 2014г.)
  2. Основы налогообложения; учебное пособие для студентов, авторы: Воробей Е.К., Мостовая Е.В., Селиверстова М.А., Самохвалова О.С., Гнат Е.В.; под научной редакцией доктора экономических наук, профессора Гварлиани Т.Е., - Сочи, РИО СГУТИКД, 2010г. -56 стр. (стр. 3-15).
  3. Налоговое администрирование: учебное пособие. Под редакцией Гончаренко Л.И. – М. : КНОРУС, 2011г. – 448с.
  4. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / Дадашев А.З., Пейзулаев И.Р.. – М. КНОРУС, 2010г, - 128 стр.

(стр. 12-27)

  1. Экономическая теория / под редакцией Добрынина А.И., Тарсевича Л.С.: учебник для вузов, 4-е издание – С-Пб.: Питер, 2010г. – 560с. Издательство «Питер» (стр. 408-418).
  2. Налогообложение организаций: учебник / Пинская М.Р., Смирнов Д.А., Каширина М.В., Кочетова Н.Д, Гончаренко Л.И., Башкирова Н.Н., Горбова Н.С., Лысов Е.А., Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф., Попонова Н.А., - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,2010г. – 304стр. – (высшее образование).
  3. Журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции», издание центра анализа данных Высшей школы экономики (Москва), №5 (218), 2011год. Авторы: Надежда Воловик, Мария Габелко, Владимир Елаховский, Елена Иванова, Людмила Корбут, Людмила Лыкова, Евгений Хотулев. (стр. 8-9)
  4. Журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции», издание центра анализа данных Высшей школы экономики (Москва), №6 (219), 2011год. Авторы: Надежда Воловик, Мария Габелко, Владимир Елаховский, Елена Иванова, Людмила Корбут, Людмила Лыкова, Евгений Хотулев. (стр. 9-10)
  5. http://www.nalkodeks.ru/
  6. http://www.nalkodeks.ru/text/chast1/glava1.html
  7. http://www.nalkodeks.ru/text/chast1/glava2.html
  8. http://www.nalkodeks.ru/text/chast1/glava6.html
  9. http://www.nalkod.ru/statia44
  10. Официальный сайт Министерства Финансов http://minfin.ru/ru/
  11. Википедия www.wikipedia.org
  12. Электронная библиотека: «Макроэкономика» (налоги и налогообложение) http://macro-economic.ru/content/view/10/11/
  13. «Эрудиция» - http://www.erudition.ru, Российская электронная библиотека;
  14. Томский государственный университет, научная библиотека http://sun.tsu.ru
  15. Журнал «Национальная безопасность»; создание сайта медиапортала «Хранитель» - IQB Group;

http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=49817

  1. Налоговый форум журнала – «Российский налоговый курьер»

http://www.rnk.ru/journal/archives/2012/6/glavnye_novosti/sobytija/zakonodatelnye_iniciativy_vedomstva_gotovyat_predlojeniya181500.phtml

  1. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru
  2. Журнал «Обзор макроэкономической ситуации», Институт комплексных стратегических исследований, Выпуск 7 (178), http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1429.pdf
  3. Федеральный портал: http://www.protown.ru/information/hide/6409.html
  4. Итоги ежегодной ведущей конференции по налогам и оффшорам 21-22 июня 2011 года (Москва) http://www.amondsmith.ru/press-raschet-2011.01-pro-obzor/
  5. http://www.lfmesi.ru/files/vipusk/gloss/microecon.htm


Приложение

*Таблица 3: Задачи и предназначения налоговой системы: примеры достижения эффективности из опыта разных стран

Страна

Формулировка основной задачи и предназначения

налоговой системы разных стран

Характерные черты/особенности1

А

В

C

Боливия

обеспечивать постоянный рост собираемости налогов и укрепления налоговой дисциплины посредством повышения эффективности налогового администрирования, внедрения принципа добровольного соблюдении налогового законодательства, осуществления жесткого контроля над исполнением начисленных налоговых обязательств, а применения мер принудительного взыскания по отношению к неплательщикам

А

 

 

Мексика

обеспечивать эффективный сбор федеральных налогов (взносов) в целях наполнения федерального бюджета, необходимого для финансирования государственных расходов при правильном и справедливом применении налогово-бюджетного и таможенного законодательства в условиях его добровольного исполнения

А

 

 

США

оказывать высочайший уровень обслуживания американского налогоплательщика путем оказания ему помощи в правильном понимании налогового законодательства и честного и справедливого применения этого законодательства по отношению ко всем

 

В

С

Канада

основная задача- способствовать соблюдению налогового, торгового и таможенного законодательства Канады путем проведения воспитательной и просветительской работы среди налогоплательщиков, их качественного обслуживания и ответственного применения мер принудительного взыскания задолженности поналогам (другим установленным платежам), внося, таким образом, свой вклад в дело повышения социального благосостояния граждан страны

А

В

 

Сингапур

функционировать в качестве государственного органа, отвечающего за весь комплекс налогового администрирования (включая контроль над правильностью начисления и уплаты налогов(сборов) и применение мер принудительного взыскания); консультировать правительство по вопросам применения налогового законодательства и представлять Сингапур на международной арене по вопросам, относящимся к ведению Налогового управления

А

 

 

Малайзия

налоговый комитет Малайзии обеспечивает сбор налогов в бюджет при четком соблюдении принципов справедливости, эффективности и честности и сохранении связанных с этим затрат на обоснованном уровне и при безупречном обслуживании клиентов

А

В

С

Новая Зеландия

оказывать качественную консультационную поддержку органам государственной власти и населению по вопросам применения законодательства, регулирующего сферу налогообложения и социальной защиты;

повышать уровень соблюдения законодательства Новой Зеландии, регулирующего сферу налогообложения и социальной зашиты путем проведения воспитательной и просветительской работы среди налогоплательщиков, их качественного обслуживания, а также справедливого, но твердого применения мер принудительного взыскания

А

В

 

ЮАР

служба внутренних доходов ЮАР ставит перед собой следующие цели: постоянно совершенствовать процесс сбора налогов; обеспечивать соблюдение налогового законодательства; обеспечивать высокий уровень обслуживания клиентов с учетом их нужд при соблюдении принципов справедливости, равенства и прозрачности; добиваться высокой эффективности с точки зрения соотношения затрат и результатов; содействовать осуществлению политики государства в области социальной зашиты населения; ведение надежного статистического учета на основе достоверных данных; консультирование других органов государственной власти по вопросам применения налогового законодательства

А

В

С

Уганда

налоговое ведомство Уганды отвечает за обеспечение необходимых условий для мобилизации налоговых доходов в целях финансирования текущих и капитальных программ развития, повышения уровня жизни всех граждан страны и сокращения бедности при увеличении доли налоговых поступлений в ВВП

А

 

 

Литва

заключается в повышении уровня жизни граждан Литвы и внесении своего вклада в дело развития нации путем повышения качества и эффективности налогового администрирования для обеспечения поступления в бюджет всех установленных законом налогов - ни больше, но не меньше

А

 

С

Словения

эффективный сбор налогов на благо государства и его граждан при обеспечении справедливого отношения к налогоплательщикам

А

С

А – наиболее важные принципы, В – достижение результатов,

С - руководящие ценности.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Роль налога на прибыль организаций в экономике России