Правовые основы кадрового обеспечения СКСТ
21. Правовые основы кадрового обеспечения СКСТ.
Направления кадрового обеспечения деятельности турпредприятий. Нормативная база кадрового обеспечения деятельности турпредприятий. Перечень профессий и специальностей в сфере туризма. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Единая номенклатура должностей служащих. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Подготовка кадров для туризма. Нормативные требования к подготовке специалистов. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к специалистам туристской индустрии.
Должностные инструкции. Положение о подразделении основа для разработки должностных инструкций. Основные требования к оформлению должностной инструкции. Содержание, методы и процедура комплексной оценки персонала. Аттестация персонала. Типы и цели аттестации. Нормативные требования к квалификации сотрудников туристкой сферы.
В современных условиях рыночных отношений, учитывая переход в информационное общество, изменились требования и к отбору кадров.
В настоящее время проблема отбора персонала на предприятиях является одной из актуальных, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Особенно возрастает роль персонала на предприятиях туриндустрии, так как здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Отбор кадров входит в один из этапов кадрового менеджмента. Кадровый менеджмент это менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации, который включает в себя следующие основные этапы: планирование ресурсов, набор персонала, отбор персонала, испытание, собеседование, определение зарплаты и льгот, профориентация и адаптация, обучение, оценка трудовой деятельности, подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе.
При решении задач управления персоналом на любом предприятии сферы обслуживания возникают вопросы о необходимости и определении численности персонала, об эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, а также вознаграждения за труд.
Поэтому комплектование штата наиболее ответственный этап в управлении персоналом.
Отбор персонала это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Основная задача отбора - найти такого сотрудника, который сможет решить поставленные перед ним задачи, внести свой вклад в достижение стратегической цели развития организации.
Традиционно источники найма персонала делят на внешние (кандидаты из внешней среды организации) и внутренние (кандидаты из внутренней среды организации).
В качестве источников поиска кандидатов в туризме и гостеприимстве могут быть использованы следующие:
1) продвижение по службе внутри туристской организации;
2) переводы из отдела в отдел;
3) назначение топ-менеджеров из специального резерва руководителей;
4) прием на работу по рекомендациям сотрудников;
5) самопроявившиеся кандидаты, занятые поисками работы в индустрии;
6) объявления в СМИ;
7) выпускники и студенты старших курсов колледжей и университетов по туризму;
8) государственная служба занятости;
9) частные агентства по подбору персонала.
Многие специалисты советуют использовать одновременно несколько источников: всегда искать претендентов внутри фирмы и по меньшей мере два внешних источника.
Процедура отбора проходит в несколько этапов:
- определение правил отбора;
- первичный отбор;
- сбор информации о кандидате;
- собеседование с менеджером по персоналу;
- собеседование с руководителем подразделения;
- испытательный срок;
- заключение трудового соглашения.
Эффективность деятельности любого турпредприятия непосредственно зависит от его кадрового обеспечения. Под кадровым обеспечением системы управления понимается необходимый количественный и качественный состав работников службы кадров организации.
Нормативную базу по правовым основам кадрового обеспечения деятельности турпредприятий составляют:
1) Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 мая 1999г. №8;
2) Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2002г. №71 «О продлении срока действия и внесении изменении и дополнений в Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии»;
3) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утв. Постановлением Госстандарта России [от 26 декабря 1994г. №367 (изм. 1/96,2/99);
4) Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), утв. Постановлением Госстандарта России [от 30 декабря 1993 г. № 298];
5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), утв. Постановлением Госстандарта России [от 4 декабря 2003 г. №4482];
6)Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 8 ноября 2000г.№3200;
7) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 061100 - «Менеджмент организации», утв. Приказом Минобразования от 17.03.2000
8) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», утв. Приказом Минобразования от 02.03.2000.
9) Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ;
10) Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003г. №225 «О трудовых книжках».
Функционирование любого предприятия туристкой индустрии зависит от уровня подготовки персонала. На сегодняшний день в России существует широкая сеть образовательных учреждений по подготовке кадров для туризма, которые осуществляют обучение на основе образовательных стандартов высшей школы.
В соответствии с Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования к сфере туризма относятся такие специальности, как: «менеджмент» со специализацией «гостиничный и туристский бизнес»; «социально-культурный сервис и туризм» со специализациями «туризм и гостиничное хозяйство», «ресторанный и гостиничный сервис», «музейно-выставочные услуги»; «экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)» со специализациями «туризм», «гостиничное хозяйство» и другие.
Перечень профессий и специальностей в сфере туризма, установлен Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ).
В соответствии с ОКЗ и ОКПДТР к категории руководителей относятся: директор туристского комплекса, менеджер, заведующий предприятия общественного питания, шеф-повар, директор гостиницы и т.д., к категории специалисты: администратор, гид-переводчик, организатор экскурсий, экскурсовод и т.д., к категории технический исполнитель: дежурный по этажу гостиницы, портье, калькулятор и т.д.
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к специалистам туристской индустрии, введенные в действие Постановлением Министерства труда и социального развития от 17 мая 1999 г.№8 продлены Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2002г. №71. Они были разработаны в рамках программы TACIS/EDRUS «Укрепление учебной базы для индустрии туризма» и содержат перечень должностных обязанностей для разных квалификационных уровней (для туроператора, турагентства, экскурсионных бюро), перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей, сведения о необходимом уровне профессионального образования и обучения персонала.
Профессиональные стандарты закрепляют требования как к общим, так и специальным знаниям, умениям и навыкам. К ним относятся знание иностранных языков, основ делопроизводства, владение персональным компьютером и информационными технологиями, которые широко применяются в туристской сфере. Кроме того, специалисты в области туризма должны хорошо знать туристскую и гостиничную инфраструктуру, специальную терминологию, иметь опыт продаж, навыки работы с различными категориями клиентов и многое другое.
На основе Квалификационных требований, трудового законодательства и ГОСТов разрабатываются должностные инструкции, которые содержат сведения о функциях, должностных правах и обязанностях, ответственности работников. Они позволяют закрепить организационно-правовые основы деятельности персонала, рационально распределить обязанности между сотрудниками и объективно оценивать труд каждого.
С помощью юридически грамотно разработанных должностных инструкций руководитель туристской фирмы может шире маневрировать кадровыми резервами, разрабатывать соответствующую систему поощрений работников, стимулирования их труда и т.д. Наличие подобных должностных инструкций позволяет свести к минимуму предпосылки конфликтных ситуаций внутри коллектива.
Для разработки должностных инструкций за основу могут браться типовые образцы. При этом следует знать, что основные квалификационные требования и функциональные обязанности содержатся в таких справочных изданиях, как Единый тарифно-квалификационный справочник, Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Квалификационный справочник служащих.
Основу норм трудового законодательства, регулирующий трудовые отношения между работниками и работодателями в сфере туризма, составляет Трудовой кодекс РФ.
Нормативные требования к подготовке специалистов в сфере туризма.
В условиях глобализации мировых экономических процессов одной из приоритетных отраслей сферы услуг является туристская индустрия.
Сегодня путешествие является необходимой составляющей образа жизни современного человека. Весь мир стремится к достижению более высокого уровня жизни и общения между людьми, человек получает больше личной свободы и возможностей для самореализации. Для многих путешествие стало стилем жизни. Увеличение массива свободного времени, рост уровня дохода и благосостояния населения, усложнение структуры потребностей привели к расширению туристской отрасли: появлению новых направлений путешествия, увеличению количества туристских предприятий.
В связи с этим возрос спрос на профессиональное туристское образование. Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма, которые осуществляют обучение на основе образовательных стандартов высшей школы.
В соответствии с Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) к сфере туризма относятся такие специальности, как: «менеджмент» со специализацией «гостиничный и туристский бизнес»; «социально-культурный сервис и туризм» со специализациями «туризм и гостиничное хозяйство», «ресторанный и гостиничный сервис», «музейно-выставочные услуги»; «экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)» со специализациями «туризм», «гостиничное хозяйство» и другие.
ОКСО содержит также информацию о присваиваемой квалификации, например: первый разряд, характеризующий уровень образования для специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма высшее профессиональное образование, второй разряд, характеризующий уровень квалификации дипломированный специалист.
Образование в высших учебных заведениях строится в соответствии с принятыми и утвержденными государственными образовательными стандартами. Их основное назначение состоит в том, чтобы четко определить
контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны.
Высшие учебные заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят и учебный, и исследовательский процессы. А государственные стандарты выступают лишь в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень, гармонизируя деятельность всех российских вузов. Стандарт определяет обязательные дисциплины, а также дисциплины по выбору и факультативные курсы по специальности, устанавливает требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение (общеобязательные знания, умения и навыки). Еще одна особенность состоит в том, что стандарты включают в себя два компонента: федеральный (устанавливает обязательный минимум содержания основной профессиональной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности) и региональный (определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов).
Введение регионального компонента не должно снижать уровень требований, предусмотренных федеральным компонентом стандартов.
Специальность под номером 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. № 180. Тогда же и был принят государственный стандарт по указанной специальности (стандарт первого поколения).
В 1996 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стандарт второго поколения). Данные требования действовали в качестве временных требований до введения стандарта в 2000 году. В рамках данного стандарта была определена квалификация выпускника специалист по сервису и туризму, объекты (услуги, оказываемые в области туризма, музейно-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий) и виды профессиональной деятельности (организационно-управленческая, референтская, туристско-экскурсионная, музейно-выставочная, научно-исследовательская).
В настоящее время действуют стандарты третьего поколения, утвержденные в 2000 году, в рамках которого приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686 была утверждена специальность «Социально-культурный сервис и туризм». (сегодня осуществляется переход на двухуровневую систему подготовки кадров бакалавриат и магистратура)
Согласно этому стандарту, выпускнику присваивается квалификация «Специалист по сервису и туризму», причем требования к квалификации более широкие, чем требования стандарта 1996г.; изменились и расширились требования к основной образовательной программе (в частности, обязательным стало изучение второго иностранного языка и т.д.).
Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах.
Специалист по сервису и туризму по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная.
Согласно приказу Министерства образования РФ выпускник по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен отвечать следующим требованиям:
- знать возможности современных научных методов познания природы и владеть технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;
- знать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
- знать эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
- знать нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- обладать знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
- знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;
- принимать участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности;
- принимать управленческие решения в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью;
- участвовать в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- внедрять современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- уметь приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
- способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;
- уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
- использовать несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивать комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- владеть приемами и методами формирования системы межличностного общения;
- обладать знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
- владеть знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивать систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
- владеть знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Большее значение, по сравнению с предыдущими стандартами, отводится практике: установлено три вида практики (учебная, производственная и преддипломная), определено место прохождения практики студентами и форма аттестации по итогам практики.
Квалификационные требования к специалистам туриндустрии
Качественное обслуживание туристов имеет определяющее значение для успеха туристского и гостиничного бизнеса. Именно поэтому была произведена стандартизация требований к должностям работников основных секторов туристской индустрии, определивших не только перечень должностных обязанностей, но также уровень навыков и знаний, необходимых для их выполнения.
На необходимость унификации российских и европейских требований к работникам сферы услуг обращалось внимание в ряде правительственных распоряжений, Постановлений Минтруда России и Госстандарта России, начиная с 1996г.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999г. № 8 и в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в целях совершенствования работы организаций туристской индустрии и качества оказания туристских услуг утверждены Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии.
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (далее Квалификационные требования) предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений.
Квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
Общая структура стандартов имеет четкую последовательную схему, определяющую весь комплекс требований, предъявляемых к работникам туристского и гостиничного бизнеса. В стандартах приведен не только перечень должностей и должностных обязанностей по каждому из рассматриваемых подсекторов, но также перечень ключевых навыков и знаний, необходимых для выполнения каждой из названных должностных обязанностей.
Квалификационные требования разработаны применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии и распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Министерством труда выделены два основных сектора туристской индустрии: туристская деятельность и гостиницы. Каждый из секторов подразделяется на подсектора. Сектор туристская деятельность имеет в своем составе три подсектора - турагентство, экскурсионное бюро, туроператор. Сектор гостиницы четыре подсектора - служба приготовления пищи, обслуживание гостиничного фонда, служба приема и размещения, служба организации питания.
Квалификационные требования содержат три части. В первой части приводится наименование сектора и подсектора туристской индустрии, номер квалификационных требований, направление деятельности работников, наименования должностей работников и требуемые уровни их образования.
Должности работников, включенные в Квалификационные требования, сгруппированы по трем квалификационным уровням в зависимости от направления деятельности работников, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей, степени самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений. При этом должности работников первого и второго уровней объединены в общее направление деятельности, учитывая единство в содержании их основных навыков и знаний, а также последовательность и преемственность в профессиональном и должностном развитии. Квалификационные требования для должностей работников третьего квалификационного уровня приведены в каждых Квалификационных требованиях после описания требований для работников первого и второго квалификационного уровня.
Минтруда и социального развития установлено три квалификационных уровня и соответствующие требования к персоналу для каждого из уровней.
Для туроператора
1-ый квалификационный уровень: оператор по бронированию, оператор по продажам, оператор по выездному туризму, оператор по въездному и внутреннему туризму, сопровождающий, референт, секретарь, кассир, стажер, курьер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, профессиональное обучение
2-ой квалификационный уровень: менеджер по направлению, менеджер по бронированию и продажам, менеджер по маркетингу и рекламе, менеджер по работе с клиентами, менеджер по связям с общественностью, менеджер по визовому обеспечению, менеджер по кадрам, юрист, бухгалтер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование.
3-ий квалификационный уровень: директор/ заместитель директора/ начальник отдела по: маркетингу, бронированию и продажам, турпродуктам, связям с общественностью, работе с клиентами, кадрам, информационным технологиям, финансам.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра
Для турагентства
1-ый квалификационный уровень: агент по бронированию, агент по продажам, агент по выездному туризму, агент по въездному и внутреннему туризму, ассистент по формированию тургрупп, референт, секретарь, кассир, стажер, курьер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, профессиональное обучение.
2-ой квалификационный уровень: менеджер по направлению, менеджер по бронированию и продажам, менеджер по маркетингу и рекламе, менеджер по работе с клиентами, менеджер по связям с общественностью, менеджер по кадрам, руководитель тургруппы, бухгалтер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование.
3-ий квалификационный уровень: директор/ заместитель директора/ начальник отдела по: маркетингу, бронированию и продажам, турпродуктам, связям с общественностью, работе с клиентами, кадрам, информационным технологиям, финансам.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра.
Для экскурсионных бюро.
1-ый квалификационный уровень: агент по приему заказов, секретарь, стажер, кассир, курьер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, профессиональное обучение.
2-ой квалификационный уровень: гид-переводчик, переводчик, экскурсовод, организатор экскурсий, агент по рекламе и продажам, агент по работе с клиентами, администратор, бухгалтер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра, среднее профессиональное образование.
3-ий квалификационный уровень: директор/заместитель директора/ начальник отдела экскурсионного бюро по: маркетингу и рекламе, продажам, работе с клиентами, организационным вопросам.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», квалификация бакалавра.
Для сектора гостиницы, подсектор приготовление пищи
1-ый квалификационный уровень: повар третьего разряда (категории), повар второго разряда (категории), рабочий кухни, экспедитор.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, профессиональное обучение, среднее (полное) общее образование.
2-ой квалификационный уровень: повар шестого разряда (категории), повар пятого разряда (категории), повар четвертого разряда (категории, по видам блюд), пекарь, кондитер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее специальное образование, начальное профессиональное образование.
3-ий квалификационный уровень: шеф-повар, заведующий производством (менеджер по блюдам и напиткам), заместитель заведующего производством (менеджера по блюдам и напиткам), заведующий производством по спецобслуживанию
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее специальное образование, начальное профессиональное образование.
Для подсектора обслуживания гостиничного фонда.
1-ый квалификационный уровень: горничная, уборщица служебных и общих помещений, сотрудник прачечной, кастелянша, сотрудник химчистки, стажер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, профессиональное обучение.
2-ой квалификационный уровень: старшая горничная, ответственная за помещения общего пользования и административные помещения, менеджер прачечной, портной, менеджер химчистки.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее специальное образование, начальное профессиональное образование, курсы повышения квалификации.
3-ий квалификационный уровень: директор/зам. директора службы гостиничного фонда, дежурный по этажу/помощник дежурного по этажу, инспектор, начальник смены в прачечной, начальник смены в химчистке.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист, степень бакалавра, среднее специальное образование, курсы повышения квалификации.
Для подсектора службы приема и размещения
1-ый квалификационный уровень: ассистент менеджера по обслуживанию гостей, регистратор, оператор телефонной службы, швейцар, стажер службы приема и размещения, носильщик.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование.
2-ой квалификационный уровень: менеджер службы приема и размещения, менеджер по обслуживанию гостей, администратор, консьерж, портье.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», степень бакалавра, среднее специальное образование, начальное профессиональное образование.
3-ий квалификационный уровень: начальник службы приема и размещения, менеджер службы приема и размещения/старший смены, старший регистратор, старший администратор.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», степень бакалавра, среднее специальное образование.
Для подсектора служба организации питания.
1-ый квалификационный уровень: младший официант, официант стажер.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: начальное профессиональное образование, профессиональное обучение
2-ой квалификационный уровень: старший официант, официант, бармен.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: среднее специальное образование, начальное профессиональное образование, курсы повышения квалификации.
3-ий квалификационный уровень: директор ресторана/заместитель директора ресторана, менеджер по блюдам и напиткам/заместитель менеджера по блюдам и напиткам, заведующий производством/заместитель заведующего производством, метрдотель, метрдотель бара, администратор ресторана.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения: квалификация «дипломированный специалист», среднее специальное образование, курсы повышения квалификации.
Требуемые уровни образования работников приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Во второй части Квалификационных требований приведен перечень должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня. Должностные обязанности представлены в виде перечня конкретных должностных задач, выполнение которых позволяет работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции.
Например, в должностные обязанности работников турагентства первого и второго квалификационного уровня входит: работа с российской и иностранной клиентурой (на языке основной клиентуры), подготовка и организация работы офиса, ведение делопроизводства (работа с файловой системой), использование в работе офисной оргтехники (телефон, факс, ксерокс, персональный компьютер), ведение деловой корреспонденции, использование специализированной справочной литературы, предоставление информации клиентам, ведение отчетности, подготовка к новому
рабочему дню в офисе. Кроме должностей секретаря, курьера и кассира работники турагенстства первого и второго квалификационного уровней должны заниматься оформлением турпакетов; бронированием услуг, их подтверждением и оформлением; сбором и обработкой статистики.
В должностные обязанности работников турагентства первого квалификационного уровня также входит обеспечение канцтоварами и расходными материалами, работников второго квалификационного уровня - продажа туристского продукта, маркетинг и реклама, работа с жалобами клиентов.
Для решения каждой конкретной должностной задачи установлен набор основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей профессиональной области этим вопросам посвящена часть третья Квалификационных требований.
Например, в качестве основных навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей работников турагентства первого и второго квалификационных уровней выделяют: владение иностранным языком основной клиентуры; владение техникой приема переговоров с клиентом; культура межличностного общения; подбор справочных и рабочих материалов; соблюдение протоколов и этикета; соблюдение делового стиля и опрятности; владение компьютером; владение технологией делопроизводства; ведение документооборота компании; владение скорописью; владение офисной оргтехникой; обслуживание оргтехники; соблюдение правил деловой переписки; доведение достоверной информации до клиента; подготовка путеводителей, профессиональных публикаций и рекламных материалов; владение техникой оформления туристской документации; владение техникой оформления услуг; формирование банков данных; владение технологией маркетинговых исследований в туристской индустрии; проведение рекламных кампаний, презентаций, включая работу на специализированных выставках; владение техникой распространения рекламных материалов и продвижения турпродукта; владение техникой и методикой продаж, включая продажи через Интернет, по телефону, по почте и др.; соблюдение мер безопасности и т.д.
В качестве основных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей работников турагентства первого и второго квалификационных уровней выделяют: основы грамматики, лексики и фонетики; словарный запас по тематике туристской индустрии; теория межличностного общения; культура речи; знания Трудового кодекса РФ, основ нормативно-правовой базы туризма; основные правила пользования оргтехникой; знание техники безопасности, основ гигиены; основы программного обеспечения; стандарты делопроизводства; искусство обслуживания клиентов; знание информационных технологий; правила оформления туристской документации, основ делопроизводства; географии стран мира; знание основ маркетинга и рекламы в туризме; основ психологии и основ менеджмента.
В Квалификационные требования не включены наименования производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к знаниям, навыкам и уровню образования определяются применительно к соответствующим базовым должностям.
Таким образом, квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений. Общая структура стандартов имеет четкую последовательную схему, определяющую весь комплекс требований, предъявляемых к работникам туристского и гостиничного бизнеса.
Квалификационные требования разработаны применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии и распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Правила внутреннего трудового распорядка как важнейший документ, регулирующий отношения на локальном уровне
Правила внутреннего трудового распорядка предприятий туриндустрии представляют собой локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с нормами трудового законодательства порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Правила могут быть оформлены в качестве отдельного локального нормативного акта организации или же в качестве приложения к единому коллективному договору.
В содержании правил внутреннего трудового распорядка турпредприятия в соответствии со ст.189 ТК РФ должны быть конкретизированы следующие основные вопросы:
1) порядок приема и увольнения работников предприятия
Правила внутреннего трудового распорядка организации могут содержать общие указания о порядке организации, проведения и документального оформления процедур приема физических лиц на работу в организацию, а также расторжения заключенных с ними трудовых договоров (увольнения с работы).
В Правилах внутреннего трудового распорядка рекомендуется воспроизводить положения трудового законодательства, устанавливающие возраст, с которого допускается прием на работу (статья 63 ТК РФ); перечень документов, предъявляемых при приеме на работу (статья 65 ТК РФ); виды заключаемых с работниками трудовых договоров (статья 58 ТК РФ); порядок принятия работодателем (уполномоченным им лицом) решения о заключении трудового договора; порядок документального оформления приема на работу; случаи установления испытательного срока при приеме на работу.
2) основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Содержание условий трудового договора фактически определяется готовностью участников данного соглашения к взятию на себя взаимных обязательств (обязанностей) и предоставлению друг другу определенных прав.
Основополагающие права и обязанности работника закреплены в ст.21 ТК РФ, работодателя в ст.22 ТК РФ.
На основании ст.21 ТК РФ в обязанности работников предприятий туриндустрии входит соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, установленных организацией. Для достижения этого каждый из принимаемых на работу сотрудников ознакамливается с действующими в организации правилами. При этом указанное ознакомление рекомендуется подтверждать письменной росписью работника в специальном журнале.
В свою очередь работодатель вправе требовать от всех работников надлежащего исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.
В правилах внутреннего трудового распорядка могут закрепляться также и другие права и обязанности сторон трудовых отношений, в том числе предусмотренные отраслевыми и иными соглашениями, коллективными договорами, другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового законодательства.
В частности, перечень обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей должности, специальности, профессии, определяется должностными инструкциями (функциональными обязанностями), составленными с учетом положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Разработанные в туристической организации правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями статьи 190 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (профсоюзным комитетом, советом трудового коллектива, общим собранием работников организации или др.).
Положение о подразделении основа для разработки должностных инструкций
Всевозможные стандарты качества, а также все нормативные документы, разрабатываемые и принимаемые в организациях туриндустрии, служат для обеспечения гарантированного уровня качества. Для этого на всех участках выполнения работы создаются инструктивные документы, которые регламентируют определенный технологический процесс.
Служба персонала любого предприятия туриндустрии включает несколько структурных подразделений, выполняющих в тесном взаимодействии друг с другом самостоятельные функции и задачи управления персоналом. Общая организация повседневной деятельности службы персонала турпредприятия и входящих в нее структурных подразделений регламентируется особыми документами положениями.
Положение о подразделении представляет собой функционально-технологический документ, определяющий и устанавливающий место подразделения в структуре организации, задачи, для решения которых создано подразделение, границы его функциональной деятельности, взаимодействие с другими подразделениями компании и внешними организациями, а также перечень нормативных документов, регулирующих деятельность данного подразделения.
Положение о подразделении представляет собой объединение в одном документе всех должностных инструкций. Во многом положение дублирует текст должностной инструкции, но при этом является разъясняющим инструментом, например при обучении.
Положение о подразделении может быть типовым и индивидуальным. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.
Общий порядок разработки положения, включая требования к его содержанию, структуре и оформлению, определен Типовой инструкцией по делопроизводству, Методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов, а также ГОСТ Р6.30-2003.
Содержание положения о структурном подразделении излагается в последовательности «от главного к второстепенному». Центральное место в содержании документа отводится вопросам статуса службы персонала в интегрированной системе управления предприятия, раскрытию основных направлений ее деятельности, общей организации руководства службой. Текст содержания документа излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Заголовок к тексту положения формулируется в предложном падеже.
Структура типового положения о подразделении включает в себя следующие обязательные разделы:
- Общие положения.
- Основные задачи.
- Функции.
- Права.
- Ответственность.
- Взаимоотношения.
Должностные инструкции составляются на каждого сотрудника согласно штатному расписанию подразделения, включая вакантные должности.
Штатное расписание это внутренний акт организации, в котором зафиксированы ее структура, штатный состав и штатная численность. В нем содержатся перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты. Порядок подготовки штатного расписания регламентируется Инструкцией по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
В соответствии с указанной инструкцией штатное расписание службы персонала турпредприятия составляется по установленной форме и ежегодно утверждается по состоянию на 1 января приказом руководителя предприятия. Изменения в штатное расписание в течение года вносятся в процессе организационного развития службы распоряжением руководителя турпредприятия.
Форма штатного расписания форма Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.04 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и представляет собой комбинацию трафаретного текста и таблицы.
Расписание составляется на основе этой формы, но в зависимости от своих потребностей любая организация туриндустрии может вносить туда необходимые изменения.
Содержание штатного расписания службы персонала турпредприятия включает:
- перечень структурных подразделений в составе службы;
- перечень должностей работников службы;
- сведения о количестве должностей (штатных единиц);
- сведения о должностных окладах работников службы;
- сведения о надбавках, установленных к должностным окладам работников службы;
- сведения о месячном фонде заработной платы службы.
Структуру документа образуют расположенные в соответствующих полях трафаретного текста и графах таблицы данные. Реквизитами документа являются:
- код формы документа;
- наименование предприятия;
- наименование вида документа;
- дата документа;
- регистрационный номер документа;
- гриф утверждения документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подпись;
- визы согласования;
- оттиск печати;
- отметка об исполнителе;
- идентификатор электронной копии документа.
Основные требования к оформлению должностной инструкции
Должностная инструкция это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности).
Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих, утвержденные Министерством труда и социального развития РФ.
Главным нормативно-правовым документом, содержащим квалификационные характеристики, является постановление Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». В этом справочнике содержатся квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики. С учетом же специфики отдельных отраслей разработаны характеристики по должностям, присущим только им. Соответствующие квалификационные характеристики утверждаются федеральными органами исполнительной власти и согласовываются с Министерством труда и социального развития.
В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для той или иной должности работы, поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно- технических условиях. Одновременно определяются требования к необходимой специальной подготовке работников.
Квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов:
1. «Должностные обязанности». Этот раздел содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
2. «Должен знать». В этом разделе приводятся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний:
- законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов;
- методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
3. «Требования к квалификации». В данном разделе определены:
- уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;
- требования к стажу работы.
Указанные разделы служат основой для разработки должностных инструкций служащих.
К должностной инструкции предъявляются две группы требований:
1) по оформлению и содержанию;
2) по расположению реквизитов.
Обе группы содержатся в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (постановление Госстандарта от 31 июля 1997 года № 273), который вступил в силу 1 июля 1998 года.
Должностные инструкции могут составляться:
как описание обязанностей;
описание необходимых результатов.
Они могут быть индивидуальными (ориентироваться на определенную должность и конкретное лицо), примерными или типовыми, разрабатываемыми применительно к группе должностей одного уровня.
Типовые инструкции утверждаются на государственном уровне, примерные - вышестоящими организациями, индивидуальные - в организации.
С должностными инструкциями знакомят под роспись.
Моделирование должностных инструкций осуществляется по трем основным направлениям (права, обязанности, ответственность) и трем уровням управления (высшему, среднему и низовому).
Должностная инструкция как документ включает обычно следующие основные элементы:
(1) Наименование организации
Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах. При наличии вышестоящей организации ее наименование также указывается в документе (его помещают выше).
Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации, и помещают (в скобках) ниже полного.
Наименование обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства и т.д.) указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации.
(2) Гриф об утверждении
Утверждение инструкции осуществляется органом управления организации (собственником). Утверждает должностную инструкцию руководитель предприятия. Руководитель структурного подразделения утверждает должностную инструкцию в том случае, если это в его компетенции и указано в его должностной инструкции и трудовом контракте.
Гриф утверждения документа должен состоять из:
- слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек);
- наименования должности лица, утверждающего документ;
- подписи, инициалов, фамилии должностного лица;
- даты утверждения.
Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до ее замены новой должностной инструкцией.
(3) Наименование должности
Наименования должностей служащих по общему правилу должны соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367.
В соответствии с ОКПДТР в туристических агентствах, экскурсионных бюро, у туроператоров существует следующая классификация должностей:
руководитель;
специалист;
технический исполнитель.
Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
К категории руководителей в сфере туризма относят:
директора турагентства;
главного бухгалтера;
менеджера по бронированию и продажам;
менеджера по визовому обеспечению;
менеджера по персоналу;
менеджера по маркетингу и рекламе;
менеджера по направлению;
менеджера по работе с клиентами;
менеджера по связям с общественностью;
менеджера по формированию турпродукта.
В категорию специалистов входят:
администратор офиса
гид-переводчик;
инструктор-методист по туризму;
консультант по туризму
организатор экскурсий;
руководитель туристической группы;
специалист по приему и обработке заказов;
специалист по маркетингу;
экскурсовод;
юрисконсульт.
К категории технических исполнителей относят:
агента по продажам;
агента по туризму;
кассира;
оператора туристических услуг.
Если в содержании работ на рабочем месте предусмотрены такие, которые соответствуют характеристикам работ из двух и более должностей, предусмотренных квалификационными характеристиками должностей служащих и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, то наименование должности, на которую принимается работник, рекомендуется определять по должности с наибольшим удельным весом в объеме предусматриваемых работ.
(4) Содержание раздела «Общие положения»
В данном разделе указывают:
1. Категорию должности. Она определяется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) руководитель, специалист, технический исполнитель.
2. Квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику в соответствии с занимаемой им конкретной должностью. Этот пункт разрабатывается на основе положений раздела «требования к квалификации» квалификационных характеристик по должностям служащих.
Однако, в общих положениях Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37) определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда устанавливаются руководителем туристической организации. При этом учитываются:
- степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей;
- ответственность за принимаемые решения;
- отношение к работе;
- эффективность и качество труда;
- профессиональные знания;
- опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности;
- другие факторы.
3. Порядок назначения и освобождения от должности.
4. Основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия.
Этот пункт разрабатывается на основании раздела «должен знать» квалификационных характеристик должностей служащих.
5. Наименование должностных лиц, которым подчиняется сотрудник.
6. Перечень структурных подразделений и (или) отдельных сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе (если таковые имеются). Данный пункт может быть включен в раздел «Должностные обязанности».
7. Порядок замещения сотрудника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.
Пункты 3, 5 7 разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях организации, положения о персонале.
В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус сотрудника и условия его деятельности.
(5) Содержание раздела «Должностные обязанности»
В этом разделе указывают обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения организации с подробным изложением основных направлений его служебной деятельности.
Этот раздел должностной инструкции разрабатывается на основе раздела «должностные обязанности» квалификационных характеристик по должностям служащих.
При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационной характеристике по той или иной должности служащего, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ, сокращению численности персонала возможно расширение круга обязанностей служащих по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по другим должностям, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.
Требования к квалификации сотрудника могут быть изложены и в отдельном разделе должностной инструкции с одноименным наименованием. В этот раздел также целесообразно включить положение о выполнении разовых служебных поручений.
(6) Содержание раздела «Права»
В этом разделе приводят перечень прав сотрудника, определенных законодательством и внутренними документами организации.
Раздел охватывает круг вопросов, по которым сотрудник вправе принимать самостоятельные решения, давать указания, подписывать или визировать документы, контролировать, представительствовать, получать необходимую информацию.
(7) Содержание раздела «Ответственность»
В этом разделе указывают меру ответственности сотрудника за несоблюдение своих должностных обязанностей, а также требований законодательства. В данном разделе должностной инструкции можно как ограничиться общими отсылками к отраслям законодательства, так и конкретизировать в каких случаях на сотрудника (неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции; допущение конкретных нарушений законодательства и внутреннего порядка деятельности организации) может быть наложено взыскание.
Как правило, такое подробное регламентирование ответственности сотрудника в должностной инструкции обусловлено наиболее часто встречающимися нарушениями конкретных положений законодательства, халатным отношением к отдельным обязанностям. В должностной инструкции можно отразить группы правонарушений и способ определения меры ответственности за их совершение.
(8) Ссылка на документ, в соответствии с которым разработана должностная инструкция
Указывается наименование, номер и дата принятия документа.
(9) Подпись руководителя структурного подразделения
Должностная инструкция, как правило, разрабатывается кадровой службой организации (отделом организации и оплаты труда). Однако ее могут разработать и иные структурные подразделения.
В том случае, если должностная инструкция составлялась кадровой службой, проставляется подпись ее руководителя, а в случае составления иными структурными подразделениями их руководителями.
В состав реквизита «Подпись» входят:
- наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное на документе, оформленном на бланке);
- личная подпись;
- расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
(10) Согласование
Должностная инструкция согласовывается с соответствующими юридическими отделами (юрисконсультами) организации. В случае, если она разрабатывается кадровой службой, ее необходимо также согласовать с соответствующим структурным подразделением или должностным лицом, курирующим соответствующее направление деятельности организации.
Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования.
(11) Отметка об ознакомлении с должностной инструкцией
Требования должностной инструкции являются обязательными для сотрудника с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения, о чем проставляется отметка об ознакомлении в самой должностной инструкции. Согласованную и утвержденную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью организации и хранят в отделе кадров организации в соответствии с установленным порядком делопроизводства.
Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают сотруднику и начальнику соответствующего структурного подразделения организации. По решению руководителя заверенная копия должностной инструкции может направляться при необходимости в другие подразделения организации.
В дополнение к должностным инструкциям и другим регламентирующим документам могут составляться:
- карта функциональных обязанностей, которая определяет функциональные обязанности работника, конечные показатели их выполнения;
- карта ключевых задач руководителя, содержащая перечень обязанностей, выполнение которых имеет решающее значение для достижения основных результатов, и сведения об их реализации. Карта содержит информацию, на основе которой можно определить:
участок работы, где руководитель нуждается в помощи, и в чем она
конкретно может быть выражена;
возможные направления повышения его квалификации;
- недостатки организационной структуры, производства и вспомогательной деятельности, управления.
Таким образом, должностная инструкция это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Основой для ее составления служит положение о структурном подразделении, квалификационная характеристика, тарифно-квалификационный справочник служащих. К должностной инструкции предъявляются две группы требований: по оформлению и содержанию и по расположению реквизитов.
Обе группы содержатся в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (постановление Госстандарта от 31 июля 1997 года № 273), который вступил в силу 1 июля 1998 года.
Правовые основы кадрового обеспечения СКСТ